КВАДРАТ, ПОГУБИВШИЙ МАЛЕВИЧА - Споры относительно «Черного квадрата» Малевича не утихают без малого сто лет. За эти годы творение художника то превозносили до небес, называя эталоном авангардного искусства, то ругали последними словами, недоумевая: как эт
КВАДРАТ, ПОГУБИВШИЙ МАЛЕВИЧА - Споры относительно «Черного квадрата» Малевича не утихают без малого сто лет. За эти годы творение художника то превозносили до небес, называя эталоном авангардного искусства, то ругали последними словами, недоумевая: как эту мазню вообще можно считать живописью? Возможно, страсти бы немного улеглись, если бы оппоненты знали: «Черный квадрат» — это всего лишь плагиат.
СКАЗАТЬ СВОЕ СЛОВО
В начале XX века в России появилось множество художников-бунтарей, отрицавших классические традиции. Был среди них и Казимир Малевич. В поисках своего стиля он увлеченно осваивал новые направления в живописи, рождавшиеся одно за другим.
На бульваре, 1903 г.
В его работах этого периода проглядывает то французский импрессионизм, то псевдорусская мистика — с ведьмами и ангелами, то лубок — с крестьянами и коровами.
Жнецы. Ок.1912-1913 г.
Точильщик. 1912 г.
Все эти картины были написаны добротно, красиво, искренне, но сам Малевич считал их не оригинальными.
Художнику же хотелось сказать свое слово в искусстве, изобрести нечто новое, чего до него никто никогда не делал. Он пробовал различные формы, экспериментировал с цветом. Скорее всего, именно тогда Малевич и познакомился с наследием средневекового мистика Фладда. Дело в том, что, как и многие другие алхимики, тот занимался поиском чудодейственных препаратов, придававших магическую силу минеральным и растительным краскам. Волшебных рецептов Малевич у него не нашел, но сам образ магистра тайных наук и его «Великая тьма» запечатлелись в памяти русского авангардиста. В 1910 году, создавая декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем», художник расписал занавес, на котором изобразил черный квадрат, закрывающий светило.
Картины Казимира Малевича на выставке «0,10″, Петроград, декабрь 1915 — январь 1916
А спустя пять лет в художественном салоне на Марсовом поле он устроил «Последнюю футуристическую выставку картин 0.10», На ней среди черно-белых крестов и геометрических фигур, подобно иконе, в красном углу висел написанный специально для этой выставки «Черный квадрат», принесший Малевичу громкую, хотя и скандальную славу.
Восторженные современники назвали «Квадрат» гениальным «зародышем всех возможностей». По их мнению, это была точка отсчета нового этапа развития живописи. Вдохновленный успехом абстракции, Малевич написал еще два таких же «Квадрата».
Чёрный квадрат. Ок.1923.
Чёрный квадрат.1929.
Новые произведения только подлили масла в огонь ожесточенных споров относительно того, какой смысл вкладывает художник в свои творения. Сам же Малевич провозглашал: «Новые системы в искусстве должны быть экономичны... И самое экономичное— это квадрат». Однако, смеем предположить, истинное значение «Черных квадратов» все же крылось в другом.
Черный квадрат 1915г.
Вероятно, Малевич почувствовал некую магическую силу в черном прямоугольнике средневекового алхимика и решил передать ее в своих абстракциях. Кстати, впоследствии они сыграли прямо-таки мистическую роль в его жизни.
ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
В 1917 году Казимир Малевич — известный и авторитетный художник — получил пост комиссара отдела ИЗО Совета народных комиссаров. И почти сразу же перед ним была поставлена задача: создать знаки различия для работников ВЧК и военнослужащих Красной армии. В основу своей новой работы Малевич положил все тот же «Черный квадрат» и производные от него фигуры — треугольник, то есть квадрат, разделенный по диагонали; ромб — два треугольника, соединенных основаниями; сам квадрат, правда названный «кубиком»; и прямоугольник, или «шпала», — два квадрата. Предложенные художником эскизы в верхах получили самое горячее одобрение, и очень скоро и чекисты, и красноармейцы облачились в новую форму, украшенную «нашивками Малевича».
В 1927 году признанный «отец русского авангарда» получил приглашение преподавать в Берлине, в знаменитом Баухаузе, где летом собирались все европейские художники-новаторы. Особой он привез свои работы, которым суждено было навсегда остаться за границей. Пять лет пролетели незаметно. Когда в 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, Малевич «ненадолго» поехал в Россию, однако в Берлин он больше не вернулся.
В Ленинграде его неожиданно арестовали и предъявили серьезное обвинение.
Выяснилось следующее: знаки различия нацистских спецслужб, появившиеся во время пребывания Малевича в Берлине, состоят из тех же самых элементов, что красуются на петлицах советских чекистов и военных! От художника требовали, чтобы он признался в сотрудничестве с немецкой разведкой. Три месяца Малевич провел в застенках ленинградского ОГПУ, но потом его все же выпустили. Как оказалось — умирать. Художник заболел раком: скорее всего, сказались перенесенные им тюремные пытки.
Похороны Малевича. Ленинград Знаменская площадь
В 1935 году Малевич скончался.
Супрематический саркофаг с гробом К.Малевича
Гроб художника был украшен его любимыми супрематическими знаками — квадратом и кругом. Сам Малевич лежал в нем не в белых, как принято, а в красных тапочках. А вместо иконы возле гроба стоял его последний «Черный квадрат»...
Дочь Малевича Уна и вдова Наталья Андреевна у могилы художника в Немчиновке.
На месте захоронения художника-авангардиста Казимира Малевича в Немчиновке построили элитный жилой комплекс
ЭПИЛОГ
Исполняя последнюю волю Малевича, жена художника похоронила его в подмосковной Немчиновке — под огромным столетним дубом, одиноко стоящим посреди поля. На могиле «отца русского авангарда» установили белый каменный куб с нарисованным на нем черным квадратом. Однако после Великой Отечественной войны колхозники выкорчевали дерево и убрали памятный куб, чтобы не мешал распахивать поле...
Олег КУРГАНОВ
Немного о «Квадрате» и… квадратах.
Новейшие методы томографического сканирования помогли экспертам обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм «Черного квадрата». Согласно реестрам «Сотбис» стоимость этой картины оценивается на сегодня в 20 миллионов долларов.
К.Малевич Чёрный супрематический квадрат. 1915.
В 1972 году английский критик Генри Вейтс писал:
«Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка?».
И продолжает:
«Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом».
Томографическое сканирование в инфракрасном излучении.
Открытие взбудоражило искусствоведов и культурологов, заставив их вновь обратиться к архивным материалам в поисках объяснений.
Роберт Фладд «Великая тьма» 1617
Берталь, "Вид на La Hougue (под покровом ночи)", 1843 год.
Гюстав Доре, "Русь изначальная" (некий черный квадрат на листке под общим заголовком "История Святой Руси"), 1854 год.
Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале", 1882
Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893
Больше всех в подобном творчестве преуспел Альфонс Алле, французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
С 1882 по 1893 год он нарисовал целую серию подобных картин, совершенно не скрывая своего юмористического отношения к этим «творческим исследованиям внематериальных реальностей».
Например, абсолютно белый холст в рамке назывался «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре».
Красный холст назывался «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря», и т.п.
Спасибо за очень интересный и познавательный экскурс в историю изобразительного искусства, дорогая Татьяна!
Признаться, мне тоже был недоступен смысл этой картины, но:
- во-первых, в изобразительном искусстве не всегда и везде следует искать смысл;
- во-вторых, если его не нахожу я, то это вовсе не означает, что его там нет или его не находят другие;
- в третьих, Шопенгауэр говорил: "Человеку свойственно принимать границы собственного кругозора за границы мира".
Еще раз, благодарю!
Танюша, Большое Спасибо!Очень интересно, познавательно, замечательные иллюстрации, текст.
Еще раз поздравляю тебя с наступающим.:)
Всех Благ тебе и семье!
очень интересно и неожиданно . но инфракрасное сканирование это зинаида серебрякова
EDWARD пишет:
Спасибо за очень интересный и познавательный экскурс в историю изобразительного искусства, дорогая Татьяна!
Признаться, мне тоже был недоступен смысл этой картины, но:
- во-первых, в изобразительном искусстве не всегда и везде следует искать смысл;
- во-вторых, если его не нахожу я, то это вовсе не означает, что его там нет или его не находят другие;
- в третьих, Шопенгауэр говорил: "Человеку свойственно принимать границы собственного кругозора за границы мира".
Еще раз, благодарю!
Добрый день, Эдик!))
Скажу по секрету (всему свету:)), не люблю Малевича. Вообще не люблю кубизм и лубочную живопись. Что касается его подражанию французским импрессионистам, то лучше смотреть французов)))
В последнем журнале прочитала эту статью, показалась мне интересной и познавательной. Решила поделиться со всеми))
Когда Фладд писал свой черный квадрат, он хоть имел представление, что хочет сказать этим.
На мой взгляд, самое удачное у него - это знаки различия ВЧК и Красной Армии.
С наступающим Новым годом! Счастья!
Tatiana пишет:
Танюша, Большое Спасибо!Очень интересно, познавательно, замечательные иллюстрации, текст.
Еще раз поздравляю тебя с наступающим.
Всех Благ тебе и семье!
Танюшка, рада, что статья понравилась))) О своём отношении к Малевичу ответила Эдику)))
С наступающим Новым годом! Здоровья и всех благ!
aleksten пишет:
очень интересно и неожиданно . но инфракрасное сканирование это зинаида серебрякова
Александр, спасибо, что напомнили художника!)) Смотрела на картину - очень знакомая, где-то совсем недавно её видела, а потом вспомнила, у Анатолия, про баню, целый пост посвящён Зинаиде Серебряковой.
Только у меня возник вопрос - почему именно эта картина? Что это? Попытка Малевича скопировать данную картину? Ведь она была написана где-то в 1912-13 г., а его квадрат в 1915 году. Ведь это не подлинник. Или же Серебрякова написала 2 картины. Вопросы, вопросы)))
С наступающим Новым Годом! Всех Вам благ!
Ceniora пишет:
Добрый день, Эдик!))
Скажу по секрету (всему свету), не люблю Малевича. Вообще не люблю кубизм и лубочную живопись. Что касается его подражанию французским импрессионистам, то лучше смотреть французов)))
В последнем журнале прочитала эту статью, показалась мне интересной и познавательной. Решила поделиться со всеми))
Когда Фладд писал свой черный квадрат, он хоть имел представление, что хочет сказать этим.
На мой взгляд, самое удачное у него - это знаки различия ВЧК и Красной Армии.
С наступающим Новым годом! Счастья!
Добрый день, Татьяна и простите, что не поздоровался!
Я уже высказал свое отношение к конкретной его работе. Оно совпадает с Вашим. И насчет кубизма и лубочной живописи - тоже с Вами солидарен! Как говаривал великий художник Репин, издеваясь над коллегами по цеху, работающими в стилях импрессионизм, абстракционизм и разного рода ...измами: "А вы лошадку нарисуйте"!
Доброй ночи, Анатолий! С Новым Годом! Всех благ в Новом Году!
Рада, что статья о Малевиче побудила Вас зарегистрироваться на нашем сайте, что Вы являетесь истинным (глядя на Ваши комментарии) поклонником Малевича. И если так, то Вы должны знать хорошо его творчество и...биографию.
Тогда ответьте пожалуйста мне на вопрос - как картина Серебряковой оказалась под чёрным квадратом?
Анатолий, наш сайт очень интересный, побродите здесь, может быть что-то найдёте для себя интересное, а может быть у Вас появится желание что-то здесь опубликовать)). Добро пожаловать!
Мне еще вспомнилась фраза одного известного художника (фамилию которого, к сожалению, не могу вспомнить), сказавшего, в сердцах: В Квадрат Малевича ухнуло все изобразительное искусство!
Ceniora пишет:
Доброй ночи, Анатолий!
...Вы являетесь поклонником Малевича, если так, то Вы должны знать хорошо его творчество и...биографию.
Тогда ответьте пожалуйста мне на вопрос - как картина Серебряковой оказалась под чёрным квадратом?
Добро пожаловать!
... и Вам доброй ночи, уважаемая Ceniora !
Извините, но хочу сделать небольшую поправку, я не являюсь поклонником Малевича, я просто лучше других понимаю его заслуги в искусстве. Лестно быть поклонником гения, но думаю, что быть поклонником творческой грамоты - это звучит..., по крайней мере странно. Любой профессионал обязан знать её и уметь ею пользоваться. В отношении творчества, биографии и Нового Года - Вы правы, но заданный вами вопрос, вызывает у меня только улыбку :)), у Вас богатая фантазия :))
EDWARD пишет:
Мне еще вспомнилась фраза одного известного художника (фамилию которого, к сожалению, не могу вспомнить), сказавшего, в сердцах: В Квадрат Малевича ухнуло все изобразительное искусство!
Бенуа сказал : -"провалилось"..., но но не в Вашем жаргонном понимании смысла этой фразы. Черный квадрат - вобрал в себя всю теорию и практику, классического, реалистического искусства.
Ylot пишет:
Бенуа сказал : -"провалилось"..., но но не в Вашем жаргонном понимании смысла этой фразы. Черный квадрат - вобрал в себя всю теорию и практику, классического, реалистического искусства.
Вы говорите про мое "жаргонное" понимание смысла фразы, однако, очень многие художники и искусствоведы считают, что Малевич просто похоронил искусство своим квадратом. Вернее тем, что восторгаться и возносить квадрат начали. А те, кто видел лишь квадрат и ничего более - считались примитивными мужланами. И пошло-поехало... Как тут не вспомнить известную сказку Г. Х. Андерсена о голом короле...
В Китае тоже есть картина такого рода - чистый холст в раме под названием "Белый Ужас". Все смотрят и трясутся от страха. Уж лучше нарисовать точку и назвать ее - сингулярность. Там ВСЕ. И нет ничего, чтобы в этой точке сингулярности не было. Да и точку рисовать не нужно - она не имеет размера и, следовательно, не видна. А за квадрат, вроде, несколько миллионов баксов отвалили. Точка-сингулярность на больше потянет. Только раскрутить нужно должным образом.
Извините, но хочу сделать небольшую поправку, я не являюсь поклонником Малевича, я просто лучше других понимаю его заслуги в искусстве. Лестно быть поклонником гения, но думаю, что быть поклонником творческой грамоты - это звучит..., по крайней мере странно. Любой профессионал обязан знать её и уметь ею пользоваться. В отношении творчества, биографии и Нового Года - Вы правы, но заданный вами вопрос, вызывает у меня только улыбку ), у Вас богатая фантазия )
Анатолий, да, с "поклонником" конечно не права)) Здесь куда глубже, что поделать...тяжёлое детство. отсутствие витаминов, что выросло. то выросло.
Благодарю Вас за ответ (без читки морали и ликбеза:)), за улыбки, значит с чувством юмора всё в норме, да и отношение к женщине видно
у Вас богатая фантазия )
Да, фантазёрка я знатная
Ceniora пишет:
... да, что поделать...тяжёлое детство. отсутствие витаминов, что выросло. то выросло.
Благодарю Вас за ответ , за улыбки, значит с чувством юмора всё в норме, да и отношение к женщине видно
Татьяна, ой..., как Вы правы! Мне самому кажется, что на старости лет. я стал Artюмористом :)
Казимир, прокравшись к ванной,
Рисовал соседку Жанну.
Та его покрыла матом,
Он её в ответ - Квадратом.
Хранитель укропа
EDWARD пишет:
Вы говорите про мое "жаргонное" понимание смысла фразы, однако, очень многие художники и искусствоведы считают, что Малевич просто похоронил искусство своим квадратом. Вернее тем, что восторгаться и возносить квадрат начали. А те, кто видел лишь квадрат и ничего более - считались примитивными мужланами. И пошло-поехало... Как тут не вспомнить известную сказку Г. Х. Андерсена о голом короле...
В Китае тоже есть картина такого рода - чистый холст в раме под названием "Белый Ужас". Все смотрят и трясутся от страха. Уж лучше нарисовать точку и назвать ее - сингулярность. Там ВСЕ. И нет ничего, чтобы в этой точке сингулярности не было. Да и точку рисовать не нужно - она не имеет размера и, следовательно, не видна. А за квадрат, вроде, несколько миллионов баксов отвалили. Точка-сингулярность на больше потянет. Только раскрутить нужно должным образом.
Сколько бы трусы не вымазывали своей желчью, недосягаемый для их мозгов "Чёрный квадрат", имя его автора Казимира Малевича, их сторонников и всё современное искусство – их участь - навсегда остаться примитивными пресмыкающимися; аборигенами, с жадностью поглощающими объедки со столов великих художников прошлых веков! Им ничего не остаётся, как быть статистической единицей стада Быдломассов, увеличивающих его тупое поголовье!
ВЕЛИКАЯ ТЬМА
В XVII веке в Европе большой известностью пользовался член тайного общества розенкрейцеров, философ, маг и алхимик Роберт Фладд. Как у всякого порядочного мыслителя, у него была своя теория возникновения мира. И чтобы проиллюстрировать ее, он нарисовал шесть рисунков, отражающих процесс развития космоса от первозданного хаоса до появления живой материи.
Роберт Фладд «Великая тьма» 1617
Так вот, на первом из них — «Великая тьма» — был изображен черный прямоугольник, со всех сторон ограниченный белыми полями, на которых Фладд написал по-латыни: «И так до бесконечности». Этот-то рисунок и скопировал Малевич в своем «Черном квадрате».
Портрет художника К Малевич
О том, что это не случайное совпадение, говорит еще и картина "Портрет художника": на автопортрете Малевич написал себя в позе учителя - гуру. Он смотрит с полотна строгим взглядом наставника, его правая рука прижата к сердцу. Между тем сохранилась гравюра неизвестного художника XVII века, на которой изображен магистр тайных наук Роберт Фладд: та же поза, тот же взгляд, та же рука, прижатая к сердцу. Наверняка Малевич был хорошо знаком с трактатами и рисунками средневекового алхимика!