Laibach альбом Opus Dei (1987)
Специалисты по маршам под барабан, группа с особой идеологией и особым взглядом на музыку, поначалу запрещенные для выступлений на родине, пугавшие словенские власти символикой с черными крестами, публику - взрывами дымовых шашек, самих себя - тяжелыми бутылками с водой , летящими в лоб из зрительного зала.
Кто-то считает их просто экспериментаторами от поп-культуры, кто-то считает их агрессивными союзниками России в борьбе против гегемонии США, певцами милитаризма и апологетами тоталитаризма. Сначала считались антикоммунистической группой, но члены коллектива это отрицают, утверждают , что они всегда поддерживали утопию истинного коммунизма и что их цель - постоянный анализ существующей политической и общественной ситуации в мире.
Крис Шейд, лондонский писатель, художник и музыкант группы Volunteer пишет об альбоме :
"В качестве музыкального ответвления Нового словенского искусства разноплановый коллектив из Любляны, столицы самой северной из республик бывшей Югославии, - Словении, именующий себя «Laibach», по старому немецкому названию города, сильно разозлил коммунистических руководителей тогдашнего сербского большинства. Их появление на шоу текущих событий «TV Tednik» («Еженедельное телевидение») в 1983 году вызвало конфронтацию и привело к тому, что ведущий потребовал политического линчевания группы.
Ремейк квиновского «One Vision» на немецком языке, названный «Geburt Einer Nation» («Рождение Нации») помогло понять их видение поп-культуры. Группа утверждала, что «Если вы прониклись «Queen», вы поняли тоталитаризм». Тем не менее единение брутальных индастриал-ритмов с симфонической цветистостью Вагнера, сопровождающееся гортанным (и странным образом женоподобным) пением вокалиста Милана Френца в «Geburt Eine Nation», похоронный ремейк евро-поп хита «Life Is Life», озаглавленного «Leben Heisst Leben» продемонстрировали, что с иронией у «Laibach» все в порядке.
Потрясающий заглавный трек, звучащий злобно, как призыв к оружию, рисует нависший над Югославией кризис. Воистину пророческий «F.I.A.T.» и бьющая прямо в лоб металлическая долбежка в «How The West Was Won» предсказывает политические потрясения, которые вымели пол-Европы двумя годами позже. Однако, речь Уинстона Черчилля, завершающая «The Great Seal» оставляет открытым вопрос, а выиграет ли коммунистическая Европа от западных ценностей.
Успех «Opus Dei» {«Дело Божье» - лат.) положил конец запрету, принятому четырьмя годами ранее, не разрешавшему «Laibach» выступать в своей родной стране. "
Их выступления сразу вызвали большой интерес в европейских СМИ, впечатлил их необычный тоталитарный музыкально-визуальный подход, подача слушателю. Эффектные живые выступления и диссидентский статус в родной Словении обеспечили группе перед выходом альбома стремительный рост интереса СМИ и слушателей западных стран. Их провокационное использование символики нацистской Германии даже вызвало возмущение Словенской организации ветеранов Второй мировой войны в Югославии. Объединив образы социалистического реализма, нацизма и итальянского футуризма, группа создала уникальный эстетический стиль, который не мог пройти незамеченным публикой. Тексты песен изначально были написаны на немецком языке, но, включив кавер-версии англоязычных песен, группа потом больше сосредоточилась на последних.
Opus Dei - третий студийный альбом Laibach, выпущенный в 1987 году. Шестой по счету, если считать концертные и компиляции- компакты. Песня "Geburt einer Nation" ("рождение нации") - это кавер-версия песни Queen "One Vision" с альбома A Kind of Magic и еще одна кавер-переделка - международного хита австрийской группы Opus "Live Is Life". "Великая печать" - национальный гимн творческого объединения-"государства" НСК, NSK State. (Neue Slowenische Kunst, Новое Словенское искусство), слова взяты из речи Черчилля "Мы будем сражаться на пляжах" (общее название речи, произнесенной премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем в Палате общин парламента Соединенного Королевства 4 июня 1940 года с предупреждением о возможной попытке вторжения нацистской Германии, не ставя под сомнение возможную победу.)
На внутренней стороне обложки была изображена свастика, состоящая из четырех окровавленных топоров, разработанных Джоном Хартфилдом, антинацистским художником. Пластинка в некоторых европейских странах продавалась из под полы, так как смысл обложки не был распознан. Использование нацистской символики и названия "Опус Деи" привело к тому, что католическое учреждение с тем же названием подало в суд на группу, но в конечном итоге дело было решено в пользу Лайбаха. После выхода альбома группа отправилась в европейское турне, во время которого они заявили на пресс-конференции во Франции (в шутку или всерьёз), что на них повлияли- Тито (Иосиф Броз Тито), Тото (американский рок-ансамбль) и Тати (Жак Тати- французский мим и актер).
Лэйбл Mute Продюсер Rico Conning Арт-директор Laibach Kunst
Страна Словения Продолжительность 37:16