«Однофамильцы» Есть теория, что все однофамильцы – родственники. Это возможно. Когда я пришла в дом-музей Ивана Ивановича Ш
«Однофамильцы»
Есть теория, что все однофамильцы – родственники. Это возможно. Когда я пришла в дом-музей Ивана Ивановича Шишкина в Елабуге, мне показалось, что я пришла домой, и что дом этот я видела во сне, когда была совсем маленькой. Сидя у мамы на коленях, я спрашивала: «А где наш большой дом, в котором два этажа и оба наши?» Теперь я поняла – он в Елабуге.
Шишкины жили в Елабуге еще задолго до ХIХ века. Они всегда были душой города. Но особой гордости и уважения удостоились отец и сын Шишкины, жившие в ХIХ веке.
Судьба Шишкина-старшего сложилась так, что он не окончил даже начальной церковно-приходской школы, но природная смекалка, аналитический ум, и хозяйская хватка, позволили Ивану Васильевичу стать купцом II-ой гильдии. Он торговал хлебом, строил мельницы, несколько раз подряд избирался городским головой. Занятие общественно полезным делом Иван Васильевич считал смыслом своей жизни. В 1833 году он разработал проект и на свои деньги построил в Елабуге первый деревянный водопровод, а в 1847 году, «Проект снабжения Казани водою». В 1867 под руководством Ивана Васильевича проводились первые реставрационные работы башни «Чертова городища». По просьбе археологов он принимал участие в раскопках, открытого им Ананьинского могильника, за что был избран членом-корреспондентом «Московского археологического общества».
Весь свой талант и весь «нажитый капитал» Иван Васильевич Шишкин принес в дар своему городу, который любил безмерно. «Единственным побуждением к труду была только одна-единственная любовь к Родине»,- написал он в конце жизни.
У Ивана Васильевича Шишкина было шестеро детей. На весь мир прославил фамилию Шишкиных и Елабугу его сын Иван Иванович Шишкин. Выдающийся художник-пейзажист второй половины ХIХ века.
Родился Иван Шишкин 13 января 1832 года. Здесь прошло его детство и юность. Заметив увлечение сына искусством, отец, сам человек незаурядный, всячески поощрял его увлечение рисованием.
Величественная природа родного края, вековые леса, раскинувшиеся по берегам Камы, с детства влекли мальчика. В 1852 году Иван поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем, в 1856 году,- в Петербургскую академию художеств. До конца жизни любил Иван Иванович возвращаться в родные края. Живописные уголки окрестностей Елабуги вдохновляли художника на создание своих необыкновенных шедевров. «Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось. Только тогда он будет с успехом совершенствовать любимое. Разбрасываться никак нельзя. Я люблю по-настоящему лес и только его пишу».
В детстве я не любила «художника Шишкина». Он преследовал меня всюду. В каждом из моих школьных учебников были или репродукции картин Шишкина, или портрет Крамского «Художник Иван Иванович Шишкин». Дома тоже висели репродукции картин: «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Родник у Елабуги»... Друзья моего отца считали правилом хорошего тона подарить другу картину его знаменитого однофамильца. В общем, «художник Шишкин» мне надоел. К тому же я много читала литературы Серебряного века, а декаденты и авангардисты не любили «передвижников-академистов». И я была с ними согласна: этот лес был для меня тяжеловат. Потом, когда я увидела пейзажи Шишкина в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России, мнение несколько изменилось. Мне понравились эти светлые и величественные полотна. В них я увидела российскую провинцию.
А сейчас, пройдя через гостиные, кабинет отца, столовую, буфетную, увидев мастерскую художника, его картины, я полюбила и «художника Шишкина», и его дом, и Елабугу. Когда я вышла из музея, у меня был такой вид, что смотрительница спросила, не родственница, ли я хозяевам? А я первый раз пожалела, что не родственница.