Лариса Мондрус - советская певица и актриса. Звезда эстрады 60-70 г.г.
Звезда № 1 советской эстрады конца 60-х - начала 70-х годов. И первое, что всплывает в памяти, - ее неувядающий шлягер "Синий лен", кстати, до того звучавший по радио без особой популярности.
Мондрус Лариса Израилевна родилась 15 ноября 1943 года в г. Джамбуле (Казахстан).
В 1962 году окончила Рижское музыкальное училище. В 1964 году приезжает в Москву, и с этого момента начинается новый этап в творчестве молодой певицы. Работа в оркестре Эдди Рознера. В содружестве с инструментальным ансамблем под руководством Эгила Шварца создаются записи новых песен, в которых ярко проявляется ее талант.
Основную лепту во всесоюзную известность внесло Центральное телевидение. Начало положил "Новогодний огонек" от 31 декабря 1964 года, где Лариса Мондрус появилась с песней "Лунный свет" Э.Рознера. А "звездным часом" для 22-летней рижанки стал "Теле-огонек" в ночь на 1 января 1966 года, когда Лариса Мондрус "засверкала" в самом центре внимания - за одним столом с космонавтами Ю.Гагариным, Л.Леоновым и П.Беляевым. Тогда она исполнила песню Э.Итенберг "Нас звезды ждут" и упоительно-ликующий твист Э.Шварца "Милый мой фантазер". Для очередного "Новогоднего огонька" певица в паре с М.Магомаевым записала первый игровой клип - "Разговор птиц", произведя изрядный фурор -такого красивого дуэта, тем более с "объяснением в любви", советское телевидение еще не знало.
Певица участвует и в других телепередачах: "Проспект молодости", "Кабачок 13 стульев"; выступает в эфире "Маяка" и "Юности", поет в популярной радиопередаче "С добрым утром!", записывается на пластинки журнала "Кругозор".
Складывалась на редкость парадоксальная ситуация: популярность певицы у слушателей создавалось не благодаря, а скорее вопреки властям. Ее приглашают петь в Чехословакию и ГДР, а в Росконцерте заявляют, что заявок на Ларису Мондрус нет. Людям нравятся ее песни о простых человеческих чувствах, а чиновники Минкульта настойчиво рекомендуют ей "гражданскую тематику": "Душенька", ну что вы о любви да о любви. Включите в репертуар что-нибудь патриотическое, - советовал ей один опытный администратор, - Подготовьте, к примеру, "Песни военных лет". Там (палец вверх!) это оценят. Глядишь, и звание получите..."
Без объяснения причин Ларису Мондрус вдруг лишали сольных концертов или находили для этого смехотворный предлог. Однажды такой запрет был вызван тем, что она осмелилась выступить в Звездном городке в мини-платье. В другой раз сняли с юбилейной праздничной программы уже за "макси" (от Славы Зайцева) - длинные лоскутные рукава ее платья показались кому-то из жюри "лохмотьями".
В марте 1973 года Лариса Мондрус вместе с мужем, Эгилом Шварцем покидают СССР. На Западе певица, начав практически с нуля, добилась того, о чем в Союзе и мечтать не могла: она выпустила десять (!) "гигантов". За короткий период Лариса Мондрус, объездив с гастролями весь белый свет, достигла если не мирового, то уж точно - европейского уровня. В 1977 году ее имя вошло в известный на Западе справочник "Star szene 1977" наряду с именами Э.Фицджеральд, Д.Руссоса, Ф.Синатры, Б.Стрейзанд, К.Готта и других.
С 1973 года Лариса Мондрус и Эгил Шварц живут в Мюнхене. За эти годы певице удалось покорить сердца западной публики, хотя все начиналось с банального поиска номеров телефона Баварского радио и телевидения в одной из телефонных будок города.
В начале 1990-х певица, гастролировала в Риге, встречалась с маэстро Раймондом Паулсом, летом 2001 года Лариса Мондрус впервые за 28 лет посетила Москву, где приняла участие в телевизионных передачах и радио-эфирах. А недавно она вместе с сыном участвовала в популярном ток-шоу Первого канала "Большая стирка".
Лариса Мондрус (интервью "Российской газете", 15 ноября 2003 г.): "Последнее время занята бизнесом. Заниматься эстрадным искусством в моем возрасте не так легко. С рождением сына для меня перестало быть важным удерживать популярность, захотелось жить другой жизнью, зарабатывать деньги не пением. Мне кажется, что для человека очень важно перевоплощаться, в любой ситуации находить себе применение. Мне это удавалось: первый раз - когда я переехала из Латвии в Москву, где я стала популярной артисткой, второй раз - после переезда из Москвы в Германию. А когда родился Лорен, мне было 38 лет, я подумала, что можно получать удовольствие от жизни не только постоянно гастролируя, и подыскала для себя полезное дело: с помощью мужа в Мюнхене открыла свой обувной магазин, постоянно езжу на выставки или в Милан, или в Дюссельдорф, закупаю товар несколько раз в год. Это очень насыщенная жизнь, тоже отнимающая время от семьи. "
Звезда № 1 советской эстрады конца 60-х - начала 70-х годов. И первое, что всплывает в памяти, - ее неувядающий шлягер "Синий лен", кстати, до того звучавший по радио без особой популярности.
Первый успех пришел к ней еще в начале 60-х. когда юная выпускница 22-й рижской школы стала солисткой знаменитого на весь Советский Союз Рижского эстрадного оркестра (РЭО). Тогда же она вышла замуж за Эгила Шварца, композитора, музыканта и руководителя РЭО. И вот уже сорок лет (!) эта красивая пара демонстрирует нам издалека яркий пример многолетней любви и глубокой привязанности.
Рижская эстрада той эпохи была однозначно ориентирована на западную музыку, на стиль симфо-джаза, на оркестры Г. Миллера, Г. Джеймса, С. Кентона. В Латвии и в смрадные годы послевоенных репрессий и много позже никто не пытался "разгибать саксофоны". В то время как в Москве и Питере (не говоря уже о провинции) для развлечения молодежи усиленно насаждались падеграсы и краковяки, в Латвии (в Эстонии и Литве тоже), как и прежде, игрались танго и фокстроты. Москва до поры мирилась с этой вольностью: "У них там еще живы остатки буржуазного прошлого, ничего, мы скоро искореним эту безыдейщину. ".
Я малость подробно говорю об этом, чтобы подчеркнуть, на каких дрожжах расцвел талант Ларисы Мондрус. Ее творческое кредо можно было сформулировать в двух словах: "Ничего советского!". И в этом - истоки ее "тихого" конфликта с властью.
Имя Мондрус еще не звучало на устах широких масс трудящихся, а слух о прекрасной рижанкв с дивным голосом докатился до столицы. Почти "не глядя" ее приглашают в свои оркестры О. Лундстрем и Э. Рознер. Она выбирает последнего. Эдди Игнатьевич в то время руководил наверное самым популярным у нас оркестром (вспомните "Карнавальную ночь"!) и безуспешно, как мне кажется, пытался соединить в своей музыке советскую "идею" и западный стиль. Э. Шварцу, ставшему дирижером и аранжировщиком его оркестра, он говорил: "Ну, мы-то с тобой все понимаем, мы же одной крови".
Песни Э. Рознера не назовешь "этапными" в творчестве певицы, хотя безусловно они имели "историко-биографичекое значение", и работа в оркестре явилась для Мондрус своеобразным мостиком или трамплином в плане интеграции в столичную среду.
Первым хитом Л. Мондрус (хотя полагаю, она отнюдь не шлягерная певица в нашем понимании) стала песня Г. Портнова "Неужели это мне одной. К сожалению, в фильме для которого она предназначалась, режиссер остановил свой выбор на М. Кристалинской, имя которой было уже хорошо раскручено (но я не умаляю достоинств последней).
Основную лепту во всесоюзную известность Ларисы Мондрус, мне кажется, внесло Центральное телевидение. Начало положил "Новогодний огонек" от 31 декабря 1964 года, где Мондрус засветилась "Лунным светом" Э. Рознера, Певица показывается и в других телепередачах: "Проспект молодости", позже - "Кабачок 13 стульев". Помимо прочего, она выступает в эфире "Маяка" и "Юности", поет в популярной радиопередаче "С добрым утром!", записывается на пластинки журнала "Кругозор", снимается в кино ("Дайте жалобную книгу" и др.).
''Синий лен'', ''Синяя весна'', ''Озерный край'', ''Чудо - это ты'', ''Весны'', ''У всех по-разному'', ''Снежинка'', ''Мне б родиться мальчишкой'', ''Воспоминание'', ''Мама'', ''Листья летят'', ''Листопад'' - разве перечислить все те песни, которые полюбились слушателям?! Прекрасные дуэты с Муслимом Магомаевым (''Разговор птиц''), Леонидом Бергером (''Не упрекай любовь''), Инго Графом (''До свидания''): Выступления Ларисы Мондрус сопровождаются аншлагами, певица - одна из любимейших в стране, в прессе публикуются анонсы и добрые отзывы о концертах.
Альбина и Олег, поздравляю! Отличная, хотя и очень трудоемкая, работа! Уже беглое знакомство с содержанием впечатляет своей глубиной и основательностью. Впереди - более подробное знакомство с творчеством Ларисы Мондрус, безусловно, одной из талантливейших певиц советского времнени. Так держать!
Благодарю
Я случайно увидел. БРАВО. ВОт это труд, который оч скоро будет вознагражден.
Эта "первая совместная работа", несомненно, понравится всем , сделанным в СССР! А именно эта возрастная группа и слушает настоящую, советскую, музыку. Благодарю вас за замечательную работу. Вы молодец!
Ребята, вы такие молодцы! Так захотелось в те годы хоть на пять минут!
Ах какой альбом чудесный-спасибо!Как просмотрела год назад-не знаю...Мондрус очень люблю
Коробейники-в исп. Мондрус-забрала....
Тумбалалайка-НА НЕМЕЦКОМ!!(не на идиш, как всегда)--забрала
Просто замечательно, просто АХ!Спасибо, со-авторы Олег и Альбина
Одна из самых любимых у Мондрус....
"Через море перекину мосты".
Слова: Александр Флярковский
Музыка: Роберт Рождественский
ЛАРИСЕ МОНДРУС-
Спасибо!
Не эта ли песня?
Джоване-Молодые-Лариса Мондрус(Пино Джонаджио)
И была еще песня-ретро"
-17 лет-Поющие сердца,
но Мондрус ее вроде не пела...
Не помню на русском, а вам-спасибо за добавочку-твист нашей молодости в исп.Мондрус
Большое спасибо за пост, за то, что мы помним Ларису Мондрус, Побывал в тех годах...
Лариса Мондрус на телевидении ФРГ.....
Олег!!Тумбалалайка на НЕМЕЦКОМ-классно!
Как плохо, что ты не заходишь на сайт....
Спасибо тебе за все твои прекрасные посты!
Танюш, привет! Почему-то перестал работать конвертор, может заржавел... Спасибо за песенку....Отправил в италэстраду...
Знаете..тут можно перефразировать Маяковского))))
"Все мы немного чайники-каждый из нас по-своему чайник"))))-все нормально!
Хочется, пусть с опозданием, присоединиться к поздравлению!
Очень хотелось, чтобы наши ТВ-каналы, если не центральные, то хотя бы ретро-, как-нибудь бы откликнулись на такую дату Ларисы Мондрус..., но увы!
Она иногда заходит на наш сайт. Так что увидит поздравления :)
Спасибо, обнадежили. Я ее в день рождения в группе "В контакте" поздравлял (официальный сайт был недоступен), но, опять же, не ясно, доходят ли поздравления :(.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто выложил здесь эту замечательную подборку информации и песен! Качал отсюда уже год назад, а недавно случайно заглянул, а тут - жизнь-то продолжается! :) СПАСИБО!!!
По-латышски, а всё равно прелесть! Вот, добавить хочется... Это с Рижским эстрадным оркестром, 1965-й год.
Звездным часом для 22-летней рижанки стал "теле-огонек" в ночь на 1 января 1966 года, когда Мондрус "засверкала" в самом центре внимания - за одним столом с космонавтами Ю. Гагариным, Л. Леоновым и П. Беляевым. Тогда она исполнила песню Э. Итенберг "Нас звезды ждут" и упоительно-ликующий твист Э. Шварца "Милый мой фантазер" ("наш ответ" "Моему Васе" в исполнении Нины Дорды).
С московским мюзик-холлом артистка совершает первую свою поездку за границу - в Польшу (тогда, замечу, и на гастроли в соцстраны молиться надо было).
Для очередного "Новогоднего огонька" Мондрус в паре с М. Магомаевым записала первый игровой клип - "Разговор птиц", произведя изрядный фурор -такого красивого дуэта, тем более с "объяснением в любви", наше телевидение еще не знало.