Легенды и мифы эпохи Высоцкого. Ко дню рождения поэта.
Еще при жизни личность Высоцкого стала обрастать большим количеством слухов и сплетен. Что из всего этого – правда, а что – вымысел, сейчас, в большинстве своем, уже установить невозможно, ибо большинства свидетелей или лже-свидетелей того или иного факта или мифа уже нет в живых, а те, что еще живут с нами, иногда поддерживают мифологию ради собственного самоутверждения. Поэтому назовем эти короткие, подчас анекдотичные истории «Легендами и мифами эпохи Высоцкого».
Однако ж ...
Советское телевидение с упоением показывало нам поющих Кобзона, Лещенко, Пугачеву, Ротару и т.д., и т.п. Но ни разу я не видел ан голубом глазу Высоцкого. Только после его кончины.
А концерты ... Вроде и не запрещали. В студенческих общежитиях. И на периферии.
Когда я жил в 1960-1970х годах в Павловске (25 км от Ленинграда. туристическая достопримечательность с дворцом Павла и парком 600 га) Высоцкий спокойно приехал туда и выступил в Доме Культуры.
Афиш не было, слушатели - местная номенклатура, их родственники и иные, попавшие по их протекции.
Не уверен, что в других местах он выступал перед студентами или за 101 километром от крупных городов
Я учился и работал в МИХМе в Москве, Высоцкий выступал там при огромной аудитории. И афиши были, а это 70-е
Подсчитал по достоверным интернет-источникам: в 1974 Высоцкий дал в Москве более десятка концертов, в 1979 - более 2 десятков (и это учитывая еще концерты в провинции, и участие в съемках двух фильмов, и работу в театре). Эти выступления проходили в крупных залах ДК предприятий и научных центров. В 1980 таких концертов было чуть более десятка, но от многих выступлений Высоцкий отказывался сам, по состоянию здоровья.
Ну и не все ж сладкое должно доставаться Москве :)
В областных и республиканских центрах (за исключением Ленинграда) Высоцкий с середины 70х выступал на стадионах, в дворцах спорта, цирках, крупнейших городских кинотеатрах и других очень крупных залах. А то, что его концерты до 1979 назывались "лекциями" - какая разница, как оно называлось...
Несколько из многих десятков фото загруженных в Сеть снятые во время выступления Владимира Семёновича .
а вот про это фото действительно слухов и мифов было множество всяких разных.
На снимке В.Высоцкий с Джорджем Диматосом. Это Канада 1977 год, во время записи пластинки Высоцкого. Джордж Диматос был гитаристом на этой пластинке.
Диматос без бороды
Новогоднюю ночь с 1955 на 1956 Высоцкий и Игорь Кохановский, будучи тогда студентами инженерно-строительного института, проводили весьма своеобразно, работая над курсовыми чертежами, чтобы успеть выполнить их к сессии. После встречи НГ Владимир внезапно взял стоявшую рядом чашку с кофе и залил ею почти готовый чертеж.
— Попробую поступить в театральный. А это – не мое, - сказал он.
Кохановский институт окончил, но все равно в итоге стал поэтом.
В 1960 году Высоцкий поступил на службу в театр им. Пушкина. В одном из спектаклей с его участием за кулисами должна была звучать песня, и Владимир предложил свои услуги в качестве исполнителя. Прослушав Высоцкого, главреж Борис Равенских сказал:
— Молодой человек, послушайте меня, умудренного опытом человека – никто никогда не захочет слушать ваше пение…
В 1973 году Высоцкий и Влади на подаренном Мариной Владимиру «Рено» поехали из Москвы в Париж. На выезде из столицы машину тормознул гаишник, заинтересованный иномаркой. Высоцкого он не узнал, тем более не узнал Влади, поэтому задал обычный вопрос:
— Куда едем?
— В Париж, - ответил Высоцкий.
Гаишник, «оценив юмор», рассмеялся:
— А чего не в Нью-Йорк? – и отпустил путешественников, даже не проверив документы.
Продолжение первого заграничного вояжа.
По прибытии в Париж оказалось, что рядом с домом Марины нет места для парковки. Влади вышла из машины и отправилась домой, а Высоцкий еще некоторое время ждал, пока кто-нибудь отъедет и уступит свое место. Когда такая возможность представилась, Владимир припарковал машину и, по московской привычке, снял дворники и начал снимать зеркала. Это действо заинтересовало соседей Влади; они позвонили в полицию. По прибытии жандарма Высоцкий, не знавший французского, не понял, что от него хочет полиция, и позвал Марину. Только с ее помощью удалось прояснить ситуацию.
— Простите, мсье, - сказал жандарм. — Я не знал, что вы русский, но слышал, что все русские так делают.
Еще о машинах. В 1976 Высоцкий пригнал в Москву из Германии свой первый «Мерседес». Об этом сказали Сергею Михалкову, автору слов Гимна СССР (в те годы – депутату СН ВС СССР и члену комиссии по Ленинским и Государственным премиям). Михалков возмутился, что у простого актера Высоцкого есть «Мерседес», а у него – нет. Через месяц для Сергея Владимировича привезли такой же, как у Высоцкого, «Мерседес».
До Высоцкого в ГАИ были зарегистрированы только два «Мерседеса»; оба принадлежали Брежневу, и оба были подарены генсеку канцлером ФРГ Вилли Брандтом (один – в 1969, второй – годом позже).
Во время гастролей «Театра на Таганке» в Будапеште (1976) венгерское телевидение сняло цикл песен Высоцкого. Во время записи песни «Утренняя гимнастика» Владимир продемонстрировал акробатические навыки. Удивленный режиссер спросил:
- Вы спортсмен?
- Нет, я скорее спиртсмен, - пошутил Высоцкий.
Во время отдыха в Сочи в гостиницу, где расположился актер, наведались воры. Были украдено все ценное, что было в номере Высоцкого, в том числе и документы, которые лежали в кармане куртки. Высоцкий написал заявление в милицию, однако на следующий день обнаружил в номере почти все ранее украденное. К вещам прилагалась записка: «Извини, Владимир Семеныч, мы не знали, что здесь живешь ты. Прости, джинсы мы уже продали, но деньги за них тоже возвращаем».
В 1976 Высоцкий впервые посетил США. Американские журналисты были осведомлены об «оппозиционном советском певце» и встречали Владимира в аэропорту. Один из первых вопросов, заданных Высоцкому, звучал так:
— Что вы можете сказать о бесчеловечности коммунистического режима?
— Я – советский гражданин. Записываю пластинки, снимаюсь в кино, езжу за рубеж, живу не бедно. Что я могу сказать о бесчеловечности коммунистического режима? — ответил Высоцкий.
В этом ключе он отвечал и в интервью телеканалу CBS, где ведущий задавал провокационные вопросы. В том же интервью строки из песни «Утренняя гимнастика» :
«…общеукрепляющая, утром отрезвляющая,
если жив еще пока, – гимнастика»
Были переведены на английский следующим образом:
«…гимнастика поднимает вас по утрам,
Если вы еще, конечно, живы…»,
придав шуточной песенке зловещий смысл; а песня «Я не люблю» в глазах редакторов интервью стала внезапно гимном противостояния Высоцкого и властей СССР.
Во время подготовки к изданию во Франции альбома «La corde raide» (1977) Марина Влади проводила много времени с французским поэтом Максимом Ле Форестье, который переводил стихи Высоцкого на французский для обложки пластинки. Высоцкий, когда в очередной раз не обнаружил Марину дома, недовольно проворчал по ее возвращении:
— Я уже не понимаю, чья ты жена – моя или Форестье…
Однажды в Домодедово прилетевшего с гастролей в Узбекистане Высоцкого окружила толпа поклонников. Один из них попросил автограф, однако ему не удалось найти ничего, на чем поэт мог бы расписаться. Тогда он протянул певцу партбилет.
— Зачем? Вас же выпрут из партии! — сказал певец.
— Да и хрен с ней, с партией! Распишитесь, пожалуйста, — ответил поклонник.
Для фильма "Место встречи изменить нельзя" Высоцкий написал несколько песен. Однако режиссер Говорухин не стал использовать их в фильме, полагая, что пение Высоцкого станет "центром" фильма и будет отвлекать зрителей от сценария. Таким образом, в фильм вошел только фрагмент песни Вертинского в исполнении Владимира.