- Лекуврер Адриенна Дата рождения: 5 апреля 1692 Дата смерти: 30 марта 1730 года
Биография Адриенны Лекуврер
«Несравненная актриса, которая почти изобрела искусство разговора сердцем и умение вкладывать чувства и правдивость труда, где ранее не было ничего, кроме помпы и декламации»
Вольтер
Адриенна Лекуврер - знаменитая французская актриса. Училась в Париже декламации у актера Леграна, затем выступала в провинции. С 1717 года с большим успехом играла в «Комеди Франсез» (Париж). Была одинаково талантлива и в комедийный, и в трагических ролях, сочетая высокий пафос с удивительной простотой и непринужденностью. Адриенна Лекуврер - первая из французских актрис стала вносить в исполнение реалистические черты, отказалась от напевной, внешне эффектной классицистской декламации, стремясь к естественности пластического рисунка роли. С Адриенной Лекуврер связана одна из первых попыток реформировать сценический костюм (вместо придворного - обычное платье и др.). Смерть ее приписывают отравлению.
Происхождение
Родилась 5 апреля 1692 в деревне Дамри, Франция, в семье шляпочника. Ее первый театральный опыт состоялся, когда исполнительнице роли Полины в любительском спектакле Полиевкт Корнеля было 13 лет. Ей удалось преодолеть застывшую схему классического построения и принятую за основу во всех театрах манеру сценической декламации. С первых шагов на сцене она не декламировала, а искренне переживала, любила и боролась. Брала уроки театрального мастерства и декламации у известного артиста «Комеди Франсез» М.А.Леграна.
Он же посоветовал ей уехать в провинцию. Провинциальный период актрисы, о котором известно немного, начинается с портового города Лилля и длится 9 лет. Имя Лекуврер становится знаменитым для всей театральной Франции. Главным новаторским достоинством ее игры оставалась необыкновенная человечность создаваемых образов, в которых преобладали не отвлеченные страсти, но живые искренние чувства. Основной репертуар Лекуврер (благородная приставка Ле появляется в самом начале ее провинциальной карьеры) – трагедии французского классицизма П.Корнеля, Ж.Расина, Вольтера и других современных авторов.
С 1717, после блистательного дебюта на сцене «Комеди Франсез», становится первой трагической актрисой театра и его «сосьетером» (пайщиком). В течение 1820-х исполнила весь трагедийный репертуар: Андромаха, Береника, Федра (в одноименных произведениях Расина), Монима («Митридат» Расина), Корнелия («Смерть Помпея» Корнеля), Ирена («Андроник» Кампистрона), Артемира («Артемира» Вольтера), Антигона, Констанс («Маккавеи», Инес де Кастро Ламота), Мариамна («Ирод и Мариамна» Вольтера) и др.
Прижизненный портрет Адриенны Лекуврер в пьесе Корнеля «Смерть Помпея». Гравюра Древе-сына по оригиналу Антуана Куапеля
Ее главной заслугой стало обновление содержательной стороны, раскрытие классического образа с большим психологизмом и лиризмом. Монологи классицистов в ее исполнении уходили от искусственной напыщенности, наполняясь интонацией живой, неподдельно искренней и страстной. С ее именем было связано второе рождение Расина, обнаружившего в исполнении актрисы утонченную поэтичность и эмоциональную раскрепощенность стиха, обостренный лиризм его женских образов.
С 1720 ее постоянным партнером стал актер Мишель Барон, сценическая практика которого была ей близка. «Несравненная актриса, которая почти изобрела искусство разговора сердцем и умение вкладывать чувства и правдивость труда, где ранее не было ничего, кроме помпы и декламации», – писал о ней Вольтер. Играла и в комедиях, несмотря на чуждость этого жанра ее индивидуальности («Талисман» Ламота, «Школа отцов» Пирона, «Сюрпризы любви» Мариво). Лучшей комической ролью было выступление в первой комедии Вольтера «Нескромный», с которой началась ее прочная дружба с писателем.
Не имела образования (в монастыре училась лишь чтению и грамоте), но общалась с людьми из высшего общества и с передовыми мыслителями начала XVIII в., сформировавшими впоследствии эстетику Просвещения. Сценическая практика Лекуврер с ее тягой к простоте «естественного человека», соответствовала взглядам прогрессивных философов. В одном из писем, отвечая на просьбу научить ораторскому искусству, она утверждала: «Но разве Вы забыли, что я вообще не декламирую? Единственным моим незначительным достоинством является простота». Была также реформатором театрального костюма. Вносила в условный сценический костюм, близкий современной моде, элементы подлинного историзма, детали конкретной изображаемой эпохи.
Друг Вольтер
Вольтер искренне восхищался прекрасной и одаренной Адриенной Лекуврер. Привязанность поэта к этой прелестной, но несчастной женщине была долгой, хотя и она не была лишена горьких случайностей, сыгравших роковую роль в жизни Вольтера. Таким стало большое торжество у президента Демезона, богатого покровителя бедных знаменитостей. Его великолепную дачу выстроил тот самый Мансард, который изобрел мансарды. На сцене этого дома и должна была выступать Адриенна Лекуврер в новой пьесе Вольтера, и приглашения были разосланы представителям высшего парижского общества.
Все с нетерпением ждали, когда поднимется занавес, как вдруг с Вольтером случился припадок горячки. Врачи установили, что у него черная оспа, и в одну минуту гости поднялись с мест и бросились к выходу. Никто не остался в чудном здании Демезона, кроме Адриенны Лекуврер, которая самоотверженно ухаживала за больным поэтом и поставила его на ноги. Дружба между Вольтером и Адриенной перешла постепенно в нежную любовь. Бедняжка, она и не предполагала, что всего через несколько лет Вольтер заплатит ей такой же любовью, но только при ужасных обстоятельствах, которых она и представить себе не могла.
Любовь
Актриса стала знаменитой и благодаря своей трагической любви к графу Морицу Саксонскому, ставшему герцогом Курляндским. Помогая ему получить этот титул, оспариваемый у него Россией и Польшей, в 1726 году Адриенна Лекуврер заложила всю свою столовую и кухонную посуду за 40 тысяч ливров. Граф Саксонский, нуждаясь в деньгах, одобрил поступок своей фаворитки, рассказав об этом во всех знатных домах. Но говорят, что легкомысленный сын короля, находясь в связи с артисткой, крутил также романы с двумя другими дамами…
За один или два месяца до смерти Адриенны Лекуврер герцогиня Бульонская влюбилась в графа Саксонского. Герцогиня слыла натурой пылкой, страстной, легко увлекающейся. Однако граф не хотел отвечать ей взаимностью. Женщина, чья любовь отвергнута, всегда старается отыскать причину. Герцогиня сделала вывод, что причиной холодности к ней графа является Адриенна Лекуврер, и решила отомстить ей, послав в подарок букет, пропитанный ядом. Правда, эта версия не нашла исторического подтверждения.
Смерть
Актриса умерла 30 марта 1730 года в Париже в одиночестве, покинутая всеми. И только Вольтер явился к ней в предсмертный час, закрыл ей глаза и проводил в последний путь. Артисты, как известно, отлучались тогда от церкви, и хоронить их, как прочих смертных, не полагалось. Без траурной церемонии, без свечей и ладана, даже без гроба знаменитую Адриенну Лекуврер предали земле на пустыре в окрестностях Сены и засыпано негашеной известью. Вольтер был возмущен этим и написал эпитафию, которая стала прекраснейшим, поистине нерукотворным памятником актрисе. Найти место погребения впоследствии не удалось.
Этой обиды актерское сословие долго не забывало. В эпоху Французской революции труппа «Комеди Франсез» обратилась к правительству с просьбой разыскать могилу Лекуврер и предать ее достойному захоронению. В обращении прозвучали слова: «позорные предрассудки, фанатизм и суеверие отказали некогда в почетном погребении знаменитой Адриенне Лекуврер. Этой столь трогавшей сердце артистке, которая первой привнесла в трагический театр язык природы, голос души и отражения правды…». Несмотря на одобрение революционным правительством Франции этой инициативы, действия артистов не увенчались успехом.
Лучшие роли: в трагедиях П. Корнеля - Эмилия («Цинна»), Роксана («Ифигения»), Корнелия («Смерть Помпея»), Ж. Расина - Федра («Федра»), а также в комедиях Мольера - Анжелика («Жорж Данден»), Алкмена («Амфитрион»).