Lester Young - Lester Young Story (1936 - 1949) CD1
Ле́стер Янг (Lester Willis Young)
(27.08.1909 Woodville, Mississippi, US - 15.03.1959 NYC, US)
выдающийся американский джазовый тенор-саксофонист и кларнетист.
Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей этого титула перевидала муза истории Клио. Одни канули в Лету, имена других будут помнить еще долго. На смену одним в разных странах постоянно приходят другие, сменяя друг друга, словно камешки в мозаике. И какие же они разные: решительные и мягкотелые, диктаторы и демократы, люди «от сохи» и аристократы по духу или по крови. А вот в джазе с его совершенно непонятным «политическим устройством» наряду с королями, герцогами, графами и императрицами есть и президент. Только один президент. И других джазовых президентов уже не будет. Этот титул в джазе уже навеки занят. И занят человеком, по праву получившим столь почетное прозвище. Его зовут Лестер Янг.
Янг был одним из самых выдающихся тенор-саксофонистов за всю историю джаза. Но при этом ни один другой музыкант не вызывал в свое время столько споров и не имел столь же много поклонников, сколь и противников. Прозвище «Президент» или, сокращенно, През, которым, судя по большинству источников, он обязан Билли Холидэй (она именовала Лестера «президентом саксофонистов»), помимо прямого уважительного смысла несет и чуть ироничный оттенок. Янг, в отличие от многих своих коллег, всегда стремился походить на респектабельного, «с иголочки» одетого белого джентльмена. Чрезвычайно светлокожий афроамериканец, он носил щегольскую тоненькую полоску усов, одевался с подчеркнутой элегантностью и отличался соответствующими манерами.
Но помимо внешних, разумеется, были и более глубокие внутренние причины, вызывавшие инстинктивное недоверие к нему у многих коллег и критиков. В знаменитом голливудском фантастическом боевике «Чужие» Ридли Скотта и его продолжениях коварные инопланетяне поселялись внутри организма ничего не подозревавших землян и затем, вызрев, прорывались наружу. Подобно этому, Янг, чьи лучшие творческие достижения пришлись на эру свинга, много игравший в ведущих биг-бэндах той эпохи, нес в своей манере игры, в своем способе музыкального мышления зародыш стиля, глубоко чуждого большинству мастеров свинга, стиля, чье время придет значительно позже и в совсем других исторических обстоятельствах — стиля кул.
На характере, да и на здоровье Янга не мог не сказаться постоянный психологический дискомфорт из-за того, что в глазах большинства музыкантов и критиков эры свинга он оставался пусть и оригинальным, но все же «гадким утенком». Новые, не менее мучительные терзания ждали его и в послевоенные годы, когда появилось много более или менее удачливых подражателей манере Янга, а сам он ощущал затяжной творческий кризис и играл, по собственному (и не только по собственному) убеждению значительно слабее, чем раньше. Утешители - разрушители типа алкоголя, увы, как это часто бывает, оказались под рукой. А нелегкий, весьма своенравный характер будущий джазовый Президент начинал демонстрировать еще в раннем детстве...
Лестер Уиллис Янг появился на свет 27 августа 1909 года в городке Вудвилл, штат Миссисипи. Однако для биографии Янга это место осталось не более, чем географическим понятием. Все детство Лестера было связано с постоянными разъездами, а также побегами из дому. Дом Янгов находился в Новом Орлеане, куда семейство перебралось вскоре после рождения Лестера. Впрочем, семья распалась когда Лестеру было только десять и дети остались с отцом, не слишком удачливым музыкантом, составившим из своих отпрысков семейный оркестр. И Лестер, и его младший брат Ли, и их сестра Ирма колесили из Нового Орлеана в Мемфис, оттуда — в Миннеаполис, и так далее по всему югу и юго-западу Штатов. Сценой для выступлений ансамбля служили отнюдь не концертные залы, а заурядные ярмарочные балаганы. В этой веселой, безалаберной и карнавальной атмосфере и рос будущий джазовый президент. Лестеру вначале были доверены ударные, но барабаны доставляли много хлопот в поездках и юный музыкант стал играть на альт-саксофоне.
Сам Янг объяснял впоследствии такой выбор тем, что его кумирами были два саксофониста: Фрэнки Трамбауэр и Джимми Дорси. Мне кажется, что выбор и инструмента, и кумиров весьма симптоматичен для этого человека, особенности характера которого, стремление поступать вопреки сложившимся стереотипам, проявились уже в ранней юности. Мальчишка, выросший в Новом Орлеане, мог бы плениться атмосферой музыки этого города, мог бы выбрать образец для подражания из большого числа местных звезд. Но Лестер Янг выбрал инструмент, мало популярный в те годы у чернокожих музыкантов и, соответственно, больше всего слушал пластинки двух действительно самых ярких саксофонистов двадцатых годов, двух белых джазменов; трамбауэровское звучание существенно повлияло на становление его собственного стиля. Трудно пытаться сегодня, через семьдесят лет, реконструировать психологию того темнокожего подростка, но два мотива, похоже, превалировали в его поведении: нонконформизм и жгучая боль, стыд и унижение от «прелестей» жизни в сегрегированном обществе.
Продолжение следует...
СОДЕРЖАНИЕ
CD - 1:
01. Shoe Shine Boy (3:01)
02. Oh, Lady Be Good (3:08)
03. This Year's Kisses (3:08)
04. Easy Living (3:03)
05. Me, Myself and I (2:34)
06. A Sailboat in the Moonlight (2:50)
07. One O'Clock Jump (3:04)
08. When You're Smiling (2:50)
09. Every Tub (3:22)
10. Swinging the Blues (2:44)
11. Doggin' Around (3:04)
12. Jumpin' at the Woodside (3:09)
13. I Can't Get Started (2:49)
14. Way Down Yonder in New Orleans (2:59)
15. Countless Blues (3:01)
16. I Want a Little Girl (2:54)
17. Shorty George (2:49)
18. Pannassie Stomp (2:50)
19. You Can Depend on Me (3:14)
20. Cherokee (Pt. 1 & 2) (6:13)
21. Jive at Five (2:52)
22. Taxi War Dance (2:53)
23. Pound Cake (2:44)
24. Clap Hands, Here Comes Charlie (2:29)
Lester Young, Hershel Evans, Chu Berry, Buddy Tate - tenor sax
Buck Clayton, Harry Edison, Roy Eldridge, Shad Collins - trumpet
Vic Dickenson, Dickie Wells, Benny Morton - trombone
Charlie Parker, Earl Warren - alto saxophone
Benny Goodman - clarinet
Dodo Marmarosa, Nat "King" Cole, Johnny Guarnieri - piano
Count Basie, Teddy Wilson - piano
Charlie Christian, Freddy Greene - guitar
Walter Page, Slam Stewart - bass
Jo Jones, Buddy Rich, Sid Catlett - drums
Billy Holiday, Jimmy Rushing, Una Mae Carlise - vocal