Lester Young - Lester Young Story (1936 - 1949) CD 2
В первые годы работы в семейном ансамбле Янг убегал, боясь наказания за не разученные ноты (нотная грамота поначалу давалась ему с трудом), в возрасте 16-17-ти (19-ти? — разные источники дают разные данные) лет он ушел из отцовского бэнда уже по-серьезному. Намечалась поездка в Техас, где расизм в то время цвел особенно пышным цветом и Лестер в очередной раз бежал. Бежал, даже оставив свой инструмент, бежал, куда глаза глядят и остановился только в Салинасе, штат Канзас, где он познакомился с Артом Бронсоном, руководителем ансамбля «Bostonians», принявшим юношу в свой состав.
Именно здесь Янг окончательно нашел свой Инструмент. Произошло это, по словам самого Янга, следующим образом: «Тенорист из состава «Bostonians» держался весьма высокомерно. Я сказал лидеру, что если для меня приобретут тенор-саксофон, я смогу его заменить. Тот парень был из довольно состоятельной семьи и игра в ансамбле не была для него необходимостью. Помню, нам иногда приходилось специально заезжать к нему домой и уговаривать его поиграть. Меня просто воротило от этого.» Очевидно, и Бронсон испытывал похожие ощущения, так как Янг вскоре стал штатным тенор-саксофонистом.
В последующие несколько лет (а на календаре шли к концу двадцатые годы и начиналось новое десятилетие) Лестер играл с «Bostonians», возвращался к отцу, вновь уходил, работал с «Original Blue Devils» Уолтера Пейджа, с Кларенсом Лавом, у Бенни Моутена (там впервые он познакомился с Каунтом Бэйзи) и даже в ансамбле ветерана новоорлеанского джаза Кинга Оливера, которому тогда было за пятьдесят и чья карьера уже клонилась к закату. Значительно позже, в интервью известному журналисту Нату Хентоффу, Янг очень тепло отзывался о Короле из Нового Орлеана: « После «Bostonians» я играл с Кингом Оливером. У него был прекрасный состав и я работал с ним год или два, в основном в Канзасе и Миссури... Играл Кинг прекрасно. Он был уже стар, на весь вечер его не хватало, но чистота звучания ему никогда не изменяла. Он был звездой шоу и играл одну - две вещи в каждом сете.» Однако наиболее плодотворными для Янга (да и для джаза в целом) оказались контакты не с Королем, а с Графом.
В 1934г. Лестер Янг, не имея серьезных предложений, зарабатывал на жизнь в одном из клубов Миннеаполиса и в свободное время слушал по радио оркестр Каунта Бэйзи, своего бывшего коллеги по составу Моутена. Бэнд Каунта стремительно набирал популярность в те годы и становился своего рода визитной карточкой эры Свинга. Янг искренне восхищался его игрой, однако отметил для себя слабость тенор-сакса в составе Бэйзи. Бывший коллега получил от Янга телеграмму с предложением своих услуг и, имея представление об уровне мастерства последнего, пригласил Янга в свой оркестр. Именно работа с Бэйзи помогла Лестеру подняться над уровнем провинциальных коллективов и получить общеамериканскую известность. А вскоре он получил приглашение в еще более известный коллектив и, с согласия Бэйзи, отправился в Детройт работать с оркестром Флетчера Хендерсона.
К тому времени Лестер превратился уже в зрелого мастера с вполне сформировавшимся стилем. Янг играл на тенор-саксе удивительно мягко, лаконично, он избегал резких, динамичных фраз, не боялся пауз и умело пользовался ими. С точки зрения тембровой окраски звук его инструмента, особенно в верхнем регистре напоминал кларнет, если же говорить о структуре лестеровских фраз, то тут главенствует мелодия и ее вариации. В этой связи манеру игры Янга называли горизонтальной или линеарной. Что же касается гармонического начала в его игре, то, скажем, по мнению Джеймса Коллиера он «..во многом предвосхитил ладовый джаз, получивший распространение лишь через двадцать лет». Но прежде всего Янг оказался предтечей т.н. холодного (cool) джаза, до появления которого в середине тридцатых также было еще далеко.
И ко времени прихода Лестера в оркестр Хендерсона образцом игры на тенор-саксофоне считалась манера другого выдающегося музыканта, которого он и сменил у Флетчера, а именно — Коулмена Хокинса. Пятью годами старший Хоук играл в стиле, диаметрально противоположном стилю Преза. Это была сама мощь, лавина звуков, сочное вибрато, сложные гармонические навороты — настоящий «горячий» (hot) джаз. Если Янга известный критик Маршалл Стирнз называл «Сезанном современного джаза», то игра Хоукинса скорее напоминала буйство красок фовистов, но при этом целиком оставалась в русле развития предшествовавшей линии развития джаза. Лестер же явно уводил джаз куда-то вперед, к неизведанным рубежам. Свидетельством тому может служить и безошибочная «лакмусова бумажка»: мнение известного блюстителя джазовых традиций Юга Панасье. Превознося до небес Хокинса, он не мог не отдать должное таланту Янга, но явно чувствовал в нем нечто глубоко чуждое своим вкусам, находя его музыкальный язык вычурным, а звук — суховатым.
Неудивительно, что в оркестре Хендерсона, где Хоук играл много лет, манера Янга была принята в штыки. Здесь надо учесть, что несмотря на внутреннюю зрелость, Янг был в тот период еще гораздо менее известен, чем Хоук. Разительная несхожесть их манер воспринималась многими либо, как музыкальная несостоятельность Янга, либо как дерзкий вызов. Поначалу его стремились переучить. Янг вспоминал: «Я снимал комнату у Хендерсонов и Леора Хендерсон будила меня каждое утро, ставя на проигрыватель записи Хоукинса, специально, чтобы я учился играть в его манере. Я же стремился играть только по-своему, но приходилось слушать эти записи, так как не хотелось задевать ее чувства.» Когда оркестранты поняли, что новичка не переделать, отношение к нему стало откровенно враждебным. Мягкий и нерешительный Хендерсон по обыкновению не вмешивался и в итоге, промучавшись с пол-года, Лестер после некоторой паузы вернулся в Канзас-Сити к Каунту Бэйзи.
Продолжение следует...
СОДЕРЖАНИЕ
CD - 2:
01. Dickie's Dream (3:10)
02. Lester Leaps In (3:17)
03. Tickle Toe (2:42)
04. Ad-Lib Blues (3:22)
05. I Never Knew (3:02)
06. Lester's Dream (3:20)
07. Broadway (2:59)
08. Tickle Toe (5:33)
09. Taxi War Dance (5:27)
10. Blitzkrieg Baby (You Can't Bomb Me) (3:20)
11. Beautiful Eyes (3:03)
12. Things About Coming My Way (3:01)
13. Just Jivin' Around (2:54)
14. All of Me (3:01)
15. I Can't Get Started (4:53)
16. Tea for Two (4:47)
17. Body and Soul (5:09)
18. Hello Babe (3:12)
19. Just You, Just Me (3:07)
20. Afternoon of a Basie-Ite (3:06)
Lester Young, Hershel Evans, Chu Berry, Buddy Tate - tenor sax
Buck Clayton, Harry Edison, Roy Eldridge, Shad Collins - trumpet
Vic Dickenson, Dickie Wells, Benny Morton - trombone
Charlie Parker, Earl Warren - alto saxophone
Benny Goodman - clarinet
Dodo Marmarosa, Nat "King" Cole, Johnny Guarnieri - piano
Count Basie, Teddy Wilson - piano
Charlie Christian, Freddy Greene - guitar
Walter Page, Slam Stewart - bass
Jo Jones, Buddy Rich, Sid Catlett - drums
Billy Holiday, Jimmy Rushing, Una Mae Carlise - vocal
Радуете полноценной инфо