2517
0
ID 40412
Леждей Эльза Ивановна
Леждей Эльза Ивановна - советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1974). 19 февраля 1933 - 12 июня 2001.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
06.11.2012 13:50
Фильмография
1954 — Море студёное — Варвара
1955 — Первый эшелон
1956 — Павел Корчагин — Рита Устинович
1957 — Удивительное воскресенье
1957 — Шторм
1958 — Шли солдаты — Ольга Карцева, сестра милосердия
1958 — Ветер
1959 — Баллада о солдате — жена инвалида
1961 — Жизнь сначала
1961 — В пути
1962 — В мёртвой петле — Елена
1963 — На трассе
1963 — Я шагаю по Москве
1964 — Они шли на Восток
1964 — До свидания, мальчики! — спутница жестянщика
1964 — Хоккеисты — Майя
1965 — Чрезвычайное поручение
1965 — Три времени года
1965 — Эскадра уходит на запад — Жанна-Мари Лябурб
1967 — Особое мнение
1968 — Прямая линия — Эмма
1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Чёрный маклер — Кибрит
1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ваше подлинное имя — Кибрит
1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным — Кибрит
1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Повинную голову… — Кибрит
1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр — Кибрит
1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж — Кибрит
1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай — Кибрит
1972 — Последний форт
1972 — Вашингтонский корреспондент — Ирина Громова
1973 — Каждый день доктора Калинниковой
1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — Кибрит
1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Свидетель — Кибрит
1975 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар — Кибрит
1975 — На край света…
1976 — Быть братом — Ольга Андреевна
1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Любой ценой — Кибрит
1977 — Подранки
1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. «Букет» на приёме — Кибрит
1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела — Кибрит
1978 — За всё в ответе — Зоя Васильевна
1979 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом — Кибрит
1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся — Кибрит
1980 — День на размышление
1980 — Атланты и кариатиды — Галина Владимировна, секретарь Игнатовича
1981 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов — Кибрит
1982 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Он где-то здесь — Кибрит
1982 — Смерть на взлёте — Юта, «журналистка», напарница Макса Бейна
1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор — Кибрит
1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар — Кибрит
1987 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Бумеранг — Кибрит
1988 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета — Кибрит
1988 — Голубая роза - мать
1989 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия — Кибрит
1993 — Волчицы
0
06.11.2012 20:30
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ЛЕЖДЕЙ
Эльза Ивановна
19. 02. 1933, Севастополь - 13. 06. 2001, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1974)
Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 году в Севастополе в семье моряка. Актрисой девочка хотела стать с ранних лет. Уже в 5 классе она вместе с подружками наведалась в гастрольное объединение родного города, чтобы "наняться в артистки".
Свою детскую мечту Эльза смогла осуществить после окончания школы. Обладающая яркой, южной красотой девушка отправилась в Москву и поступила сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Свой выбор она остановила на Щепкинском училище. В 1955 году она его с успехом закончила, после чего стала работать в театре киноактера.
В кино Эльза Леждей впервые снялась в 1954 году в исторической драме Юрия Егорова "Море студёное", рассказывающей о жизни поморов 18 века. В основу картины были положены подлинные события, когда несколько моряков после встречи с пиратами оказались на необитаемом острове. Для всех они исчезли навеки, и только поморка Варвара (в исполнении Эльзы Леждей) продолжала упорно хранить верность своему жениху.
Для начинающей актрисы Эльза Леждей сыграла вполне неплохо. В сценарии роль была выписана не очень четко, без какой-то особенной психологической глубины. Актриса, со свойственной для молодости искренностью и эмоциональностью, попыталась, насколько это можно, "наполнить" ее. И старания Эльзы не остались напрасными, молодую, яркую, красивую актрису заметили…
Немаловажную роль в становлении Эльзы Леждей как актрисы сыграл кинорежиссёр Владимир Наумов, за которого она в те годы вышла замуж. В 1956 году в содружестве с Александром Аловым он поставил знаменитую революционную драму "Павел Корчагин", в которой роль Риты Устинович (подруги Павки) доверил своей жене.
Василий Лановой, партнёр Эльзы Леждей по фильму, рассказывал: "Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён "Павла Корчагина" я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим".
Образ Риты Устинович в исполнении Эльзы Леждей вышел сдержанным, чуть суховатым. Но при этом чувствовалось, что самоотверженная комсомолка, это еще и просто девушка, нуждающаяся, помимо прочего, и в дружбе, и в любви. Особенно ярким получился эпизод, когда Рита разговаривает с Павлом, который притворяется спящим. Монолог Риты - это монолог отчаяния. Девушка пытается достучаться до сердца любимого ею человека, но это ей не удается. Постепенно Рита внутренне сдается, ее взор потухает, и последние слова звучат уже горько и беспомощно.
В другом фильме своего мужа - оптимистической драме "Ветер" - Эльза Леждей сыграла проститутку Мари. Эксперты отмечают, что именно эта картина является вершиной творчества актрисы. Да и сама Эльза Ивановна роль Мари называла в числе самых любимых.
Процесс работы над образом был долгим и кропотливым. Эльза Леждей вносила в сценарий свои уточнения, работала над текстом, стремясь понять Мари до конца, докопаться до ее сути. В результате актрисе в полной мере удалось передать внутренние перемены, происходящие в ее героине. Мари получилась прекрасной и изысканной, и в то же время чуточку смешной и нелепой, а в целом - потерянной и одинокой.
50-е - 60-е годы в творчестве Эльзы Леждей - это время поиска. Яркие, незабываемые работы чередовались с проходными ролями. Одной из удачных находок стала ее роль в лирической драме Григория Чухрая "Баллада о солдате" (где главные роли исполнили Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко). Героиня Эльзы Леждей, молодая, красивая женщина, встречает на перроне вернувшегося с фронта мужа-инвалида.
И. Шилова: "Плохо одетая, в кургузом пальто с короткими рукавами (как долго искала именно это пальто актриса!), в сбившейся косынке, она бежит навстречу человеку, которого ждала, который жив. Это порыв отчаянного счастья. В такие секунды обнажается все. И все, что есть в этой женщине, - прекрасно. Это и радость, и горечь, и страх - ведь и она другая, постаревшая, измученная непосильным мужским трудом, с натруженными работой руками. Ее счастье и духовно и плотско. Исступленно целует она мужа, словно боясь, что он исчезнет. Огромное женское чувство здесь проявлено с истинно драматической силой и полнотой".
Еще одной большой удачей актрисы стала роль француженки Жанны-Мари Лябурб в киноповести "Эскадра уходит на Запад". Изучение биографического материала, а также французского языка (в фильме ее героиня говорит по-французски) помогло актрисе органично вжиться в образ, который получился по-настоящему героическим, без излишней лжепатетики.
К своим работам Эльза Леждей всегда подходила со всей тщательностью, будь то главные роли, роли второго плана или даже эпизоды. Так в фильме "До свидания, мальчики" режиссера Михаила Калика ей досталась совсем крошечная роль жены жестянщика. Но как точно, выверено она играет!
И. Шилова: "У актрисы мало текста, да и пребывание ее на экране исчисляется секундами. И все же мы узнаем: жена жестянщика - женщина, "видавшая виды", она умна житейским умой, она знает цену человеку, с которым связана. Ее развлекает стремление мальчишек открыть ей глаза, объяснить, какой ужасный человек ее муж. В ней есть и скука, и безразличие, и сознание своего совершенства, и ирония к себе. Есть и ощущение удобства в избранной для себя жизни. И понимание того, что в глазах других она, наверное, смешна".
В браке с Владимиром Наумовым у Эльзы Леждей родился сын Алексей. Но семейная жизнь оказалась недолгой. В жизни актрисы появился другой мужчина.
Началось все со съемок фильма "Хоккеисты" в 1964 году. В этой картине партнером Эльзы Леждей был красавец-актер Вячеслав Шалевич. Шалевичу пришлось пережить тяжелую любовную драму. Без памяти влюбившись в молодую актрису Валентину Титову, он расстался со своей женой. Какого же было его разочарование, когда Валентина предпочла ему знаменитого режиссера Владимира Басова.
В этой ситуации Эльза Леждей поддержала своего партнёра, сначала чисто по-человечески, по-товарищески, а позже между ними завязался роман.
Вячеслав Анатольевич вспоминал: "Так случилось, что Эльза приняла во мне участие - как-то очень тонко, бережно отнеслась к моей любовной драме. Постепенно мы присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет. Правда, поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то время мы жили вместе".
Однако в официальный брак они так и не вступили. Со временем их любовные отношения сошли на нет, они расстались, оставшись друзьями.
Вторым мужем Эльзы стал Всеволод Сафонов. Впервые с этим интеллигентным красивым актёром она встретилась ещё в 1957 году, на съемках фильма "Шторм". Но тогда между ними ничего не произошло. Вновь они встретились, спустя 20 лет. К тому времени Сафонов уже успел пережить и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Эльза согласилась на брак при условии, если Сафонов победит свою пагубную привычку. И он справился с этим. С тех пор они больше не расставались…
В 1971 году в творчестве Эльзы Леждей наступил новый этап – триумфальный и роковой. На экраны страны вышла первая серия ставшего в последствии легендарным телесериала "Следствие ведут знатоки". Зрителям сразу же пришлась по душе милицейская троица Знаменский (Георгий Мартынюк) – Томин (Леонид Каневский) – Кибрит (Эльза Леждей). Актеры удачно дополняли друг друга, создавая, тем самым, неповторимый, органичный ансамбль.
За период с 1971 по 1989 год вышло 22 фильма о знатоках. За эти годы они стали настоящими народными любимцами, воплотив на экране всеобщее представление об идеальных блюстителях порядка. Да, конечно, это была выдумка, отчасти сказка, да и дела, которые раскрывали Знатоки, по сегодняшним меркам кажутся наивными. Но как необходимы они были тогда! Люди полностью отождествили актеров с их персонажами, и на душе становилось спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит, Знаменский, Томин.
Такого успеха можно было добиться, лишь вкладывая в работу всю душу, что собственно и делала Эльза Леждей. Она сама выстраивала судьбу своей героини, пресекала все попытки режиссеров привнести в сериал личную жизнь, объясняя, что это может разрушить образ: "Зина - человек дела. Тем и симпатична".
В тоже время роль Зиночки Кибрит оказалась для Эльзы Леждей роковой, практически поставив крест на дальнейшей творческой карьере актрисы. Для зрителей Кибрит и Леждей стали по сути одним лицом, и режиссеры попросту не решались приглашать ее на другие роли. А ей так хотелось сыграть Дездемону, Настасью Филипповну и мамашу Кураж!
В 1989 году вышла последняя серия "Знатоков", а потом сериал закрыли. Эльза Леждей неожиданно для себя оказалась без работы. Режиссеры по-прежнему не хотели приглашать в свои картины актрису с ярлыком Зиночки.
Спустя три года она осталась одна. Умер ее муж Всеволод Сафонов. Вместе они прожили 21 год, относясь друг к другу с огромной нежностью и любовью. Последние годы Всеволод Дмитриевич тяжело болел, и Эльза Ивановна делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого ей человека.
После смерти мужа Эльза Ивановна замкнулась. Она редко выходила из дома, жила на скромную пенсию и на помощь Гильдии киноактеров, пыталась рисовать, писать статьи в различные журналы.
Своего мужа Эльза Ивановна пережила на девять лет. Ее часто навещал сын Алексей, в последнее время он приходя почти каждый день. Он то и обнаружил мать мертвой. Врачи определили рак легких и сердечный приступ.
rusactors.ru
kino-teatr.ru