Лёгкая и космическая музыка от Льва Термена
до Ансамбля Электромузыкальных Инструментов под управлением Вячеслава Мещерина.
В августе 1896 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста родился первенец. Родители способствовали развитию способностей Льва, так назвали сына отец Сергей Эмильевич Термен и мама Евгения Антоновна: он брал уроки игры на виолончели, позже в квартире была оборудована физическая лаборатория, а затем и домашняя обсерватория. В 1914 году Лев окончил с серебряной медалью Петербургскую первую мужскую гимназию. Уже в третьем классе Лев заинтересовался физикой, а в четвёртом он демонстрировал «резонанс типа Тесла».
Но чем бы не занимался Лев Термен, его увлечение музыкой всегда одерживало верх. В 1916 году окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели. А параллельно – физико-математический факультет Петроградского университета. Революция застала его младшим офицером запасного электротехнического батальона, обслуживавшего самую мощную в империи Царскосельскую радиостанцию под Петроградом.
В 1919 году руководитель Физико-технического института в Петрограде легендарный профессор А.И. Иоффе, у которого Лев учился в университете, пригласил к себе на работу как специалиста по радиотехнике.
Через год молодой учёный на основе разработанного им же электроизмерительного прибора изобретает компактный прибор, на котором можно было «играть» просто изменением положения руки человека в пространстве. Музыкант слегка приближает или отводит руки от антенн инструмента – изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. То есть, звук возникал при движении руки человека. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная – за изменение громкости звука. При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижёрским жестам, на расстоянии от инструмента». А сам звук инструмента кажется неземным. Недаром в кино его часто используют, чтобы изображать звуки летающих тарелок.
Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, ведь он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт.
Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротоном (звук из воздуха, эфира), вскоре был переименован в честь автора и стал называться терменвоксом.
В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А.М. Николаев приехали в Кремль к В.И. Ленину для показа инструмента. Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки стал помогать Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Владимир Ильич может играть самостоятельно. Ленин завершил исполнение «Жаворонка» Глинки уже без помощи изобретателя. Интересно, а Надежда Константиновна присутствовала при этом? Молодой ученый так же продемонстрировал Ленину, как на основе терменвокса будет работать охранная сигнализация: едва человек оказывается в электрическом поле, раздается звуковой сигнал. Такой системой позже был оборудован Кремль и Эрмитаж, а затем и зарубежные музеи. И по сей день в основе работы сигнализаций используется принцип, придуманный Терменом.
Высоко оценив перспективы изобретения, Ленин написал записку наркомвоенмору Льву Троцкому:
«Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации?»
Вождю революции настолько понравился терменвокс, что он распорядился выдать Термену бесплатный железнодорожный билет «для популяризации нового инструмента» по всей стране. А изобретатель продолжил свои исследования.
Сложно переоценить саму значимость факта создания первого электронного музыкального инструмента, но при этом не менее значимые изобретения гения остаются в тени.
В 1923 году Лев Термен сотрудничал с Государственным институтом музыкальной науки в Москве. Не многие знают о том, что физик стал пионером передачи изображения на расстояние, предвосхитив появление телевидения – 1925-1926 годах изобрёл одну из первых телевизионных систем – «Дальновидение».
В 1927 году Лев Термен получил приглашение на международную музыкальную выставку во Франкфурте-на-Майне. Доклад Термена и демонстрация его изобретений пользовались огромным успехом и принесли ему всемирную известность: «виртуоз затрагивает пространство», пишут газеты, его музыка – это «музыка сфер». После этого Термен, оставаясь советским гражданином, переезжает в США: с одной стороны, как великий изобретатель, с другой, конечно же, «по заданию Родины».
Лев Термен, дирижер сэр Генри Вуд и физик сэр Оливер Лодж, Лондон, 1927 год
В США он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации. Разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас. Также он продал лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании RCA (Radio Corporation of America).
Лев Термен организовал компании Teletouch и Theremin Studio и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. Это дало возможность создать в США торговые представительства СССР, под «крышей» которых могли работать советские разведчики.
В середине 1930-х Лев Термен стал очень популярным человеком в Нью-Йорке и входил в список двадцати пяти знаменитостей мира, был членом клуба миллионеров.
В Америке же Термен сначала завел роман, а потом поставил штамп в паспорте темнокожей красавицы-танцовщицы первого американского негритянского балета Лавинии Вильямс и придумал для неё терпситон.
Лавиния Уильямс, 1961 год
Суть инструмента заключалась в следующем: на пол клали металлический лист, и тот работал антенной. Музыка появлялась сама во время танца от движения. На терпситоне довелось танцевать и Айседоре Дункан.
Терпситон – ещё одно изобретение Термена. На нём играют не руками, а всем телом, танцуя перед антенной.
В 1938 году Термена отозвали в Москву. Он тайно уехал из США, оформив на имя владельца фирмы Teletouch Боба Зинмана доверенность распоряжаться его имуществом и управлять патентными и финансовыми делами.
Дальше события разворачиваются и вовсе непредсказуемым для Термена образом. В Ленинграде он пытается устроиться на работу – безуспешно. Переезжает в Москву – и там для него, учёного с мировым именем, работы нет. В марте 1939 года его арестовали.
Под угрозой расстрела Термена вынуждают признать себя виновным в тщательно спланированном убийстве С.М. Кирова. Версию убийства следователи придумали весьма оригинальную, под стать изобретателю. Якобы, Киров решает посетить Пулковскую обсерваторию. Группа астрономов предварительно закладывают фугас, и не куда-нибудь, а в маятник Фуко, а Термен должен был послать из США радиосигнал и взорвать фугас, как только к маятнику приблизиться Киров. Следователя не смутило даже то, что маятник Фуко находился не в Пулковской обсерватории, а в Исаакиевском соборе. Но за столь «дерзкое преступление» Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму.
Но и там Термен сумел проявить свои способности: он механизировал процесс перевозки камней для дороги, построив тачку с монорельсом. Его бригаде втрое увеличили паек.
В 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29 (в так называемую «туполевскую шарагу»), где проработал около восьми лет. Здесь его ассистентом был Сергей Павлович Королёв, впоследствии – знаменитый конструктор космической техники.
В 1947 году Лев Термен был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД СССР, где занимался, в частности, разработкой подслушивающих систем.
Так Термен создал эндовибратор «Златоуст», подслушивающее устройство без элементов питания и электроники на основе высокочастотного резонанса и проработавшее в кабинете американских послов незамеченным в течение семи лет. Подслушивающее устройство было вмонтировано в деревянное панно, изображающее Большую печать США (белоголовый орлан), сделанное из ценных пород дерева - сандала, самшита, секвойи, слоновой пальмы, парротии персидской, красного и черного дерева, черной ольхи. Панно было подарено в 1945 году приглашённому на празднование 20-летия пионерского лагеря «Артек» послу США Авереллу Гарриману, который повесил его в своём кабинете. Конструкция подслушивающего устройства оказалась настолько удачной, что при обследовании подарка американские спецслужбы ничего не заметили. «Златоуст» пережил четверых послов. Самое удивительное: каждый из них стремился полностью – от чернильницы до паркета на полу – поменять интерьер кабинета. Но неизменно оставался на своем месте только герб. Его художественное совершенство действовало гипнотически – даже шторы на окнах и мебель подбирались в тон гербовой цветовой гамме. «Жучок» был обнаружен лишь в 1952 году, а после был представлен в ООН в качестве доказательства разведывательной деятельности СССР, однако принцип его действия ещё несколько лет оставался неразгаданным. В настоящее время «Златоуст» хранится в музее ЦРУ в Лэнгли.
Затем еще 40 лет Лев Термен работал на КГБ, и даже удостоился сталинской премии, пока в 70 лет не решил вернуться к главному делу своей жизни – музыке.
В 1964-1967 годах Термен Лев Сергеевич устраивается в акустическую лабораторию Московской государственной консерватории, посвятив все силы разработке новых электромузыкальных инструментов, а также восстановлению всего того, что успел изобрести в 1930-е годы. По некоторым данным, в этот период Термен работал «на общественных началах», безвозмездно.
Активная научная деятельность Л.С. Термена продолжалась практически до самой его смерти. Учёный был полон энергии и даже шутил, что он бессмертен. В доказательство он предлагал прочитать свою фамилию наоборот: «Термен – не мрёт». И с таким умонастроением изобретатель дожил до 97 лет.
В 1991 году, в возрасте 95 лет, за несколько месяцев до распада СССР, Лев Сергеевич вступил в КПСС. Своё решение он объяснял тем, что когда-то дал обещание Ленину вступить в партию, и что он хочет поторопиться выполнить обещание, пока партия ещё существует. Для вступления в КПСС Лев Сергеевич в свои 90 лет пришёл в партком МГУ, где ему сказали, что для вступления в партию необходимо отучиться на кафедре марксизма-ленинизма в течение года, что он и сделал, сдав все экзамены.
Дочь Льва Термена, Наталья и правнук Пётр являются исполнителями и популяризаторами терменвокса, наследия Льва Термена.
Вот такая интересная судьба создателя необычного музыкального инструмента.
А в полную силу терменвокс зазвучал, когда наступила хрущёвская «оттепель», с её космическими триумфами и большими надеждами. Стране развитого социализма нужна была музыка наступившего будущего – светлого и беззаботного.
И такая музыка появилась. Благодарить за это стоит Вячеслава Валериановича Мещерина, создавшего в 1956 году первый в СССР Ансамбль электромузыкальных инструментов. Коллектив тогда назвали экспериментальным. То, что он играл, совсем не походило на тяжеловесный авангард: лёгкие, весёлые, слегка насмешливые мелодии были саундтреком к прекрасному будущему, черты которого, казалось, начинали проступать в стабильном настоящем.
Мещеринская музыка создавала естественный фон для «города-сада», для пляжей, магазинов, лифтов. Она звучала в фильмах и мультфильмах – множество композиций ансамбля использовано в «Ну, погоди!». Говорят, её слышали даже в космосе. Побывав на концерте ансамбля ЭМИ, Юрий Гагарин тогда-то и осознал, что слышал в космосе (вернее, в кабине космического корабля) звуки, поразительно похожие на те, которые издавали инструменты, используемые ансамблем. А первый космонавт, побывавший в открытом космическом пространстве, Алексей Леонов, говорил, что «музыка электромузыкальных инструментов как нельзя более отвечала состоянию, которое я испытал в открытом космосе».
Стиль ансамбля вполне справедливо можно причислить и к жанру «space-age pop».
Кстати, по сети гуляет информация, что ансамбль Мещерина по заданию правительства записал электронную версию «Интернационала» для первого искусственного спутника Земли. Но такого просто быть не может – «Спутник-1» передавал не музыку, а простое «бип-бип».
Всю эту лёгкую и воздушную музыку делали с полной серьёзностью. Музыканты Ансамбля ЭМИ были новаторами, они использовали не только терменвоксы, но и электроарфы, электроорганы, первый в СССР синтезатор «Экводин». А первый в СССР ревербератор они создали сами. Они же одними из первых додумались ставить звукосниматели на обычные инструменты, вплоть до балалаек и баянов.
Ансамбль под управлением Вячеслава Мещерина основал в СССР жанр популярной электронной музыки и открыл его массам.
«Такому оркестру, – уверял Мещерин, – все будет под силу: и развлекательная, и легкая музыка, и симфоническая, и классика».
В 1957 году в студии Дома Звукозаписи была осуществлена первая запись Ансамбля Электромузыкальных Инструментов... В Москве идёт Фестиваль молодёжи и студентов. С солисткой Ниной Дордой ансамбль записывает песню «Фестивальные огни». А в прессе начинается критика необычного ансамбля, особенно усердствуют фельетонисты: «Мещерин включит утюг, и из него зазвучит первый концерт Чайковского...» В ансамбле заводят отдельную папку «для критики» и она растёт как на дрожжах...
В 1958 году коллектив, наконец-то, был легализован при Гостелерадио СССР «в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях». В 1959 году ансамбль пишет «неземную» музыку для театрального спектакля «Малыш с Марса» и фильма «Небо зовёт». Для мещеринского коллектива эти космические работы становятся первыми из десятков.
С ансамблем сотрудничали десятки музыкантов, среди которых – Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара), Константин Ковальский и Лидия Кавина (терменвокс). Вокальные партии записывали и исполняли на концертах в разные годы солисты Большого Театра, Павел Лисициан и его дочери, Лев Миров и Марк Новицкий, Ольга Аросева, Вера Васильева, Владимир Трошин, Леонид Марков, Гелена Великанова, Лев Лещенко...
В 1960 годы Вячеслав Мещерин собирает самую большую в СССР коллекцию иностранных электромузыкальных инструментов. Под впечатлением гастролей в СССР Имы Сумак (очень нравящейся генсеку ЦК КПСС Никите Хрущёву) Ким Кромский пишет для мещеринского ансамбля «Фантазию на перуанские темы».
Соло на терменвоксе Константина Ковальского имитирует голос загадочной перуанки. В 1961 году по мотивам эстонских народных мелодий ансамбль записывает один из своих хитов –
композицию «На колхозной птицеферме». В 1973-ем её увековечит 6-ой выпуск мультсериала «Ну, погоди» – про волка, попавшего в курятник, озвученный этим треком, до сих пор смотрят дети разных стран – вне зависимости от госприверженности коллективному хозяйствованию. Ансамбль начинает активно записываться в Доме звукозаписи. Надпись «Ансамбль ЭМИ Мещерина» становится одной из самых частых в студийной графике.
В 1968 году ансамбль записывает пьесу Георгия Свиридова «Музыкальный ящик». К тому моменту, мещеринцы сотрудничают уже более, чем с 40 авторами, среди которых Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Александра Пахмутова, Раймонд Паулс, Людмила Лядова. Ансамбль расширяет концертную деятельность – его название не сходит с афиш...
В 1970-1980 годы Ансамбль Электромузыкальных Инструментов становится желанным гостем на Байконуре, и ни один праздничный концерт, посвящённый очередному запуску, не обходится без мещеринцев. Ансамбль встречают как старых друзей в Ленинске и в Звёздном городке. Редакция ЦТ и ВР получает новые и новые письма с просьбой «повторить концерт Ансамбля Электромузыкальных Инструментов». Музыка мещеринского коллектива постоянно звучит в теле- и радиопрограммах, документальных, художественных и мультипликационных фильмах. Ансамбль под управлением Вячеслава Мещерина перерабатывает и включает в свой репертуар многие популярные западные мелодии,
среди которых «Воздушная кукуруза» Gershon Kingsley
и «Эль Бимбо» Claude Morgan. Гастрольные маршруты ансамбля пересекают не только весь СССР, но и добрую половину мира, от благополучных Праги и Пхеньяна до истекающего кровью Афганистана...
В 1990 году, ввиду внутреннего конфликта среди участников ансамбля, Вячеслав Мещерин был вынужден распустить коллектив и закрыть ансамбль. Но уже в том же году «птица Феникс» вновь воскреснет в новом, цифровом качестве – Оркестра Электромузыкальных Инструментов. На смену устаревшим аналоговым электромузыкальным инструментам пришли самые современные цифровые синтезаторы. Полностью обновился и состав музыкантов. Благодаря этим изменениям звучание Оркестра приобрело удивительную мягкость и выразительность. Профессиональное кредо ОЭМИ – «живой» звук на концертах и прямая цифровая стереозапись фонограмм с максимальным динамическим диапазоном, – позволяла в полной мере передать творческое вдохновение, характерное только для концертного исполнения музыки.
В 1995 году, 6 октября Вячеслав Валерианович Мещерин скоропостижно скончался от сердечного приступа. Следы его великого детища – Ансамбля Электромузыкальных Инструментов и последовавшего за ним Оркестра теряются где-то году в 1996-ом...
Но музыка – кардиограмма той эпохи, скрупулезно запечатлевшая её надежды и достижения, устремления и мечты – жива и сегодня.
ОДнако
Ленин дуэтом сыграл со Львом Терменом на терменвоксе «Жаворонка» Глинки
Владимир, большое спасибо за видео!!!
Как терменвокс "уменьшился" со временем!!! Какая красивая музыка...
Техника не стоит на месте. жаль что у нас забыли этот инструмент.
Чтобы играть на инструменте надо иметь абсолютный слух и долгие годы практики игры на инструменте без фиксированного какой либо механикой звука.. скрипки...виолончели и т.д..
Очень интересный и детальный рассказ! Просто здорово, что так много информации. А нет ли аудио записей современных исполнителей на терменвоксе, если конечно таковые остались еще.
Нашёл на нашем сайте интересную радиопередачу.
Очень интересная статья. Спасибо.
Спасибо всем заглянувшим! Спасибо за отзывы, за поддержку!!!
Недавно узнала, что этот замечательный инструмент – главный музыкальный герой в сериале, на который я "подсела". :)))
Подпись под видео:
Селия Шин играет на терменвоксе мелодию из драматического сериала ITV «Убийства в мидсомере». Она делала это вместе с музыкальным сопровождением в саундтреке к каждому эпизоду на протяжении четырнадцати лет. Этот удивительный инструмент был первым в мире электронным инструментом, изобретенным в 1920 году русским ученым Львом Терменом. Конечно, никто никогда не видел выступления Селии в записях, но что интересно, так это то, что на терменвоксе играют, не трогая его!
Лёгкая инструментальная музыка, родившаяся в 50-х годах - музыка третьего тысячелетия, ведь она несёт в себе, даёт людям очень большой заряд энергии. А вообще же «лёгкой музыкой» раньше пугали детей. Может, помните: в советские времена по трехпрограммнику дикторша говорила: «Передаем лёгкую музыку» - и шла, как нам тогда казалось, удивительно плохая и слащавая инструменталка.
Это сейчас понимаешь, под «лёгкую музыку» действительно хорошо работается. От лёгкой музыки сердце начинает ровно биться, и кровь течет по жилам спокойно, ты эту музыку просто не замечаешь, она будто растворена в окружающей среде...
Пионер нашего «Easy Listening» - Ансамбль под управлением Вячеслава Мещерина. Вячеслав Валерианович Мещерин первым в мире в 1956 году создал ансамбль из одних электромузыкальных инструментов. На протяжении многих лет он был музыкальным руководителем и дирижёром этого уникального коллектива. Мещеринский ансамбль во многом был не только новаторским в своём излюбленном жанре «Easy», но и вообще достаточно пионерским, первопроходческим в отношении всей зарождавшейся электромузыки.
Для исполнения композиций в коллективе использовались различные электронные музыкальные инструменты, а также акустические инструменты со звукоснимателями. Об одном из самых необычных музыкальных инструментов хочется сегодня рассказать.
20-е годы. Среди деятелей искусства царил мятежный дух, разрушающий традиции и приёмы старого искусства. Старый мир ушёл, а новый обещал быть невиданным, невероятным, революционным. И звучать в нём непременно должна была авангардная музыка будущего.
Эту музыку создавали учёные, вычисляли математики, проектировали инженеры. Теорию музыки будущего сочиняли в Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), инструменты для неё разрабатывал Научно-исследовательский институт музыкальной промышленности (НИИМП).
Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина - Танго (1964) -
прошу обратить внимание на музыканта (17-тая минута).