- Лоренс Дэвид Герберт Дата рождения: 11 сентября 1885 года Дата смерти: 2 марта 1930 года
Биография Дэвида Герберта Лоренса
Дэвид Герберт Лоуренс написал самые откровенные для своего времени романы, которые были запрещены за яркое и подробное описание сексуальной стороны человеческой жизни. Лоуренс вынужден был напечатать и издать свой роман " Влюбленные женщины" (1920) частным образом, а самый знаменитый его роман "Любовник леди Чаттерлей" (1928) издали без сокращений впервые лишь в 1960 году, когда было принято не менее знаменитое судебное решение, позволявшее отныне включать в роман запрещенные ранее отрывки с описанием половых актов.
Лоуренс был горячо любимым сыном гордой и властной матери, которая с нескрываемым презрением относилась к своему мужу, грубому и полуграмотному шахтеру. Слабый и болезненный "Берт" вырос в окружении обожающих его женщин, страдающих от невозможности удовлетворить свои "животные" чувства в затхлой атмосфере викторианской Англии. В 16-летнем возрасте он перенес тяжелую психологическую травму. За ней последовал приступ пневмонии, после того, как его прямо на улице окружила шумная группа буйных девушек и молодых женщин с местной фабрики, которые попытались его раздеть.
После смерти своей матери в 1910 году Лоуренс признался: "Я любил свою мать как любовницу" .Днем он работал учителем в школе, а по ночам создавал свой первый шедевр "Сыновья и любовники" (1913), классическое литературное раскрытие эдипова комплекса. Пытаясь изгнать всепроникающее влияние своей матери, оставшееся даже после ее смерти, Лоуренс создал собственную философскую теорию о сексе как о движущей силе жизни.
Всегда худой, не отличавшийся особой активностью и энергией, с взъерошенными волосами и огненно-рыжей бородой, Лоуренс сумел привлечь самой силой своей незаурядной личности целый ряд богатых титулованных покровительниц. Он называл этих женщин "доход о двух ногах", поскольку они, попав под влияние сексуальной мистики Лоуренса, помогали ему вести его кочевой образ жизни. Он отплатил им за их преданность тем, что в своих романах высмеял таких женщин, называя их "хищницами при культуре".
Лоуренс был очень чувствительным и легко ранимым человеком. Его раздражал ритм жизни в большом городе, и он путешествовал по сельским районам Англии, а затем и южной Европы. Он также побывал на Цейлоне, в Австралии, на юго-западе Америки и в Мексике, Впечатления от этих путешествий он описал в своих литературных произведениях. С 1928 года Лоуренс постоянно переезжал с места на место, нигде подолгу не задерживаясь, пока не умер от туберкулеза в возрасте 44 лет.
Молодость Лоуренса прошла в постоянной борьбе (мастерски описанной им потом в "Сыновьях и любовниках") за его душу между его первой возлюбленной Джесси Чеймберс и его матерью, каждая из которых пыталась добиться полного контроля над его чувствами. Впервые он был посвящен в "таинства секса" в 23-летнем возрасте Алисой Дэкс, женой местного аптекаря. С Джесси Чеймберс у него тоже была интимная близость. Они, впрочем, так и не смогли избавиться в своих сексуальных отношениях от какой-то внутренней скованности и робости.
Лоуренс вскоре близко сошелся с новой (сексуально более привлекательной партнершей) Луи Барроуз. С ней он познакомился в 15 лет, но и ее сексуальность, на его вкус, оказалась слишком "церковной", как он выразился. У всех трех этих женщин были, конечно, веские основания считать, что Лоуренс просто использовал их для каких-то своих целей, а затем оставил. Влияние Лоуренса на них оказалось, однако, столь мощным, что Джесси Чеймберс до конца своих дней не смогла примириться с его потерей, Алиса Дэкс в память о нем навсегда отказалась от секса, а Луи Барроуз вышла замуж только после его смерти.
В 1912 году Лоуренс влюбился во Фриду Уикли из аристократической немецкой семьи фон Рихтхофенов. Фрида в это время была замужем за одним из преподавателей Лоуренса, и у нее было трое детей. Позже она сказала: "Лоуренс пробудил во мне какую-то новую нежность. Мне ничего не оставалось, кроме как полностью ему покориться". Фрида оставила свою семью и уехала с Лоу¬ренсом, который был младше ее на 6 лет. Позже она вышла за него замуж. Фрида была типичной арийской красавицей. Лоуренс называл ее "великаншей". Она была чрезвычайно сексуальной и никогда никому и ничему не покорялась. Ее отношения с Лоуресом изобиловали ссорами и прими¬рениями.
В ходе ссор супруги перебили немало посуды. Лоуренс, будучи прямо-таки мессией сексуального, освобождения, был вместе с тем твердо убежден в том, что мужчине должна принадлежать главенствующая роль в отношениях с жен¬щинами. Писательнице Кэтрин Мэнсфилд он как-то сказал: "Я и в самом деле считаю, что женщина должна уступить первенство мужчине... Мужчина всегда и во всем должен быть первым. Женщина должна за ним следовать, и лучше, если она будет это делать без сомнений, споров, и не задавая вопросов".
Он даже советовал бить непокорных жен Фрида, однако, была физически сильнее своего мужа и отказалась примириться с таким отношением к себе. Причиной частых разладов в семье стала и сексуальная несовместимость супругов. Лоуренс сам, например, признал, что они практически никогда не испытывали оргазм одновременно. Вместе с тем, супруги, по всей вероятности, удовлетворяли глубинные эмоциональные потребности друг друга. Фрида будила в Лоуренсе воспоминания о матери. Даже ее длинные юбки и фартуки были похожи на ту одежду, которую когда-то носила его мать.
История жизни Дэвида Герберта Лоренса
Фрида флиртовала с итальянскими крестьянами и прусскими офицерами, а Лоуренс, выходец из рабочего класса, ставший сексуальным гуру, проводил время со своими богатыми покровительницами. К таковым относились, например, эксцентричные, леди Оттолин Моррел, которая, как предполагалось вначале, должна была стать героиней одного из произведений Лоуренса, повелительницей утопической колонии Рананим, основанной на принципах "полного исполнения любых желаний плоти", а стала вместо этого прототипом Хермионы во "Влюбленных женщинах"; Синтия Эсквит, к которой Лоуренс сумел выразить всю свою неудовлетворенную любовь и сексуальную страсть только в литературных произведениях и в картинах, и Мейбл Додж Льюхан, американская писательница и наследница огромного состояния, которая подарила Лоуренсу ранчо в Нью-Мехико, но так и не смогла "соблазнить его дух".
Лоуренс не очень-то привлекал госпожу Льюхан как мужчина, но она все же пыталась наладить с ним регулярные сексуальные отношения, поскольку была убеждена в том, что "самый верный путь к душе лежит через плоть".
Иногда Лоуренс вел себя несколько даже по ханжески. Его оскорбляли, например, непристойные рассказы и анекдоты. Он также считал, что порядочные леди должны заниматься сексом только ночью и в полной темноте. Позже он, по-видимому, страдал и от импотенции, которая усугублялась совершенно истощавшими его всплесками творческой энергии и усиливающимся туберкулезом. Дороти Бретт — одна из самых преданных его поклонниц, описала, как Лоуренс однажды оказался в ее постели, но не смог совершить половой акт.
Лоуренс и сам писал: "Если мы не можем совершать каких-либо сексуальных действий, которые принесут нам полное удовлетворение, дайте хотя бы сексуально думать и рассуждать. Вот в чем весь смысл этого произведения ("Любовник леди Чаттерлей"). Я хочу, чтобы мужчины и женщины, ясно и в полном объеме могли думать о сексе".
Лоуренс всегда уверял всех в том, что его "шокирует" гомосексуализм, столь распространенный в среде британской интеллигенции, но сам же, вместе с тем, признавался: "Я и сейчас считаю, что ближе всего я подошел к совершенной любви, когда я любил молодого шахтера. Мне было тогда 16 лет".
Надгробие Лоренса в Таосе, Нью-Мексико, США
Время от времени, когда у Лоуренса особенно неудачно складывались отношения с женщинами, он вдруг начинал превозносить некое мистическое сообщество мужчин, "братство по крови", как он его называл. Ему также очень нравилось строение мужского тела, и он отдавал ему должное в сцене борьбы обнаженных мужчин во "Влюбленых женщинах". Лоуренс вообще, пожалуй, унаследовал больше от своей матери, чем от своего отца: женщины его, возможно, боготворили, но вот мужчины считали его слишком женственным и посмеивались над некоторыми его домашними привычками.
Норман Дуглас как-то заметил, не без злой иронии, что сексуальный мессия чувствовал себя чрезвычайно счастливым, когда чистил картошку или мыл полы. А Ричард Олдингтон, друг и биограф Лоуренса, выразился конкретнее: "Я бы сказал, что Д.Г.Лоуренс был на 85% гетеро и на 15% гомо".