- Луспекаев Павел Борисович Дата рождения: 20 апреля 1927 Дата смерти: 17 апреля 1970
Театральные работы:
Большой драматический театр имени М. Горького
1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. Товстоногов — Агностос (ввод)
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Г. Товстоногов — Тимофеев
1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Г. Товстоногов — Виктор Бойцов
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. Товстоногов — Гайдай
1961 — «Четвёртый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. Товстоногов — Галлен
1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. Товстоногов — Макар Нагульнов
Работы на телевидении:
1965 — «Римские рассказы» по новеллам А. Моравиа (телеспектакль); режиссёр Л. И. Цуцульковский
1965 — «Нос» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский
1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина» (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Матвей Кожемякин
1967 — «Зависть» (телеспектакль); режиссёр М. Сулимов — Андрей Петрович Бабичев
1969 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Ноздрёв
Фильмография:
1954 — Они спустились с гор — Борис
1956 — Тайна двух океанов — Карцев
1958 — Голубая стрела — начальник штаба
1958 — Это должен помнить каждый (короткометражный)
1960 — Рождённые жить — Вазген Арамян
1960 — Третья, патетическая — Фёдор Дятлов
1961 — Балтийское небо — Кузнецов
1962 — Душа зовёт — Николай
1962 — Капроновые сети — шофёр Степан
1964 — Поезд милосердия — Лутохин
1965 — Залп «Авроры» — толстый офицер
1965 — На одной планете — матрос Николай Маркин
1965 — Иду на грозу — министр
1966 — Долгая счастливая жизнь — Павел
1966 — На диком бреге — Гладышев
1966 — Республика ШКИД — Косталмед
1966 — Три толстяка — генерал Карраско
1967 — Происшествие, которого никто не заметил — Тетерин
1969 — Белое солнце пустыни — Павел Артемьевич Верещагин
1969 — Её имя — Весна — учитель
1969 — Завтра, третьего апреля… — завхоз Ферапонтов
1969 — Рокировка в длинную сторону — Ребров
1970 — Зелёные цепочки — майор Иван Васильевич
1972 — Такая длинная, длинная дорога… — Иван Артамонов
Ещё -
Петербургские таможенники в память о Верещагине взяли шефство над могилой актёра и приезжают туда в день своего профессионального праздника.
С 1997 года на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» вручается специальный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии».
2000 году в порту Владивостока состоялась церемония поднятия флага на судне «Павел Верещагин». Таможенный патрульный корабль назван в честь персонажа фильма «Белое солнце пустыни». Участие в подъёме флага приняли создатели фильма и дочь актёра Павла Луспекаева, сыгравшего роль таможенника Верещагина.
В 2005 году режиссёром Ольгой Дроздовой был снят документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая „госпожа удача“». Фильм рассказывает о трагической судьбе актёра, знакомит со страницами из его дневников.
Летом 2008 года в Москве планировалось открыть памятник Павлу Верещагину, который стал бы одновременно и памятником Павлу Луспекаеву. Заказ на установление памятника поступил из таможенной службы РФ.
28 февраля 2014 года в штаб-квартире Федеральной таможенной службы в Филях (Москва) состоялась торжественная церемония открытия памятника в честь таможенников России. В бронзовой композиции запечатлен образ легендарного Павла Верещагина в тот момент, когда он с маузером в руке стоит на баркасе, на котором контрабандисты приготовились вывезти за рубеж золотые изделия и культурные ценности. На памятнике выбита знаменитая фраза: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!» Высота бронзового Верещагина — 2,35 м, вес — более полутора тонн. Выполнить памятник доверили смоленским литейщикам из поселка Катынь под руководством автора памятника — московского скульптора Екатерины Коваль. Екатерина Коваль — член Союза художников и Союза московских скульпторов.
И ещё-
После визита в Ленинград британский актёр театра и кино Лоуренс Оливье так отзывался о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно».
Песня про «девять граммов в сердце», которую напевал Верещагин, ставшая визитной карточкой картины «Белое солнце пустыни», записана с двух попыток под аккомпанемент двух разных гитаристов.
Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.
В фильме "Белое солнце пустыни" баркас, на котором погибает Верещагин, взрывался на счёт 42. Павел Луспекаев умер в сорок два года.
В 2001 году, по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба.
В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, названный в честь легендарного героя фильма — «Павел Верещагин», судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил.
В 2007 году у стен Курганской таможни установили памятник Павлу Верещагину, приурочив его открытие к 15-летию отделения.
В 2011 году в Луганске установили памятник Павлу Верещагину, выполненный из кованой меди. Его автором стал скульптор Виктор Закалюкин.
В 2012 году Луганскому академическому областному русскому драматическому театру присвоено имя Павла Луспекаева. В апреле 2012 года на здании театра установлена мемориальная доска Павлу Луспекаеву. В торжественном открытии принял участие народный артист России Георгий Штиль. В том же году театр учредил и провёл 1-й театральный фестиваль им. Павла Луспекаева «Госпожа удача», в котором приняли участие тринадцать театров с Украины, России и Белоруссии.
Я МОЛОДЕЦ!!
Чтобы хоть как-то заглушить боль от ампутации, актер стал колоть себе прописанный врачами сильнодействующий болеутоляющий наркотик пантопон. В какой-то момент доза дошла до шестнадцати ампул в день, и Павел Луспекаев понял, что превращается в наркомана.
Чтобы отвлечь себя от мыслей о боли, попросил жену купить ему мешок подсолнечных семечек. Естественно, это мало помогло.
Если бы не вмешательство министра культуры Екатерины Фурцевой, возможно, короткая жизнь замечательного артиста была бы еще короче. Именно Фурцева заказала для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также - протезы во Франции.
В своем дневнике актер тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков: "Люди! Я боюсь даже верить, но через три часа будет трое суток, как я сделал последний укол...
Муки адовы я прошел. Дай Бог, наверное, с каждым днем будет лучше... Терплю!.. Вымотало страшно, вот уже почти неделя, как я ничего не ем, ослаб, ужасно устал".
И новая запись: "Да, да! Поборол! Самому не верится! Пантопончики тю-тю! Будь они прокляты. Конечно, эта гадость еще долго будет выветриваться из организма, но главное - я поборол!
И могу смело сказать себе - я молодец?!"
Как похожи по темпераменту Павел Луспекаев и Евгений Матвеев...гениальные актеры.....Ошиблась с роликами, убрала-там Макар Нагульнов-Евгений Матвеев.
Но Поднятая целина-замечательная книга...кто бы там ни играл.
Спасибо, Альбина, за пост о Луспекаеве!
Вот еще хочу вспомнить фильм из детства-Тайна Двух Океанов...помните?Ох какой фильм интересный, смотрели взахлеб!!!
Фильм снят в 1956 году режиссером Константином Пипинашвили по книге писателя Григория Адамова «Тайна двух океанов».
При загадочных обстоятельствах в водах Атлантического океана терпит крушение советский теплоход «Арктика». В то же самое время в водах Тихого океана при загадочных обстоятельствах взрывается французский современный теплоход «Виктуар». Для выяснения причин гибели кораблей к местам крушений направляется советская секретная подводная лодка «Пионер» с специально подготовленным экипажем на борту. Экипаж подводной лодки состоит из настоящих профессионалов высокого уровня, среди которых учёные, медики, военные и инженеры......
Павел Луспекаев — Карцев (лейтенант госбезопасности)
Азх, какой фильм замечательный-сейчас таких не делают...немного наивные фильмы, но чистые и светлые.....
Где найти ролики Ютуба не с Поднятой Целиной режиссера А. Иванова, а с постановкой Товстоногова в БДТ?
Нету, наверное, в природе такого Ютуба.
Или хотя бы еще картинки Нагульнов- Павел Луспекаев...
Его Нагульнов, уверена, получился не менее замечательный, чем у великолепного( тоже) Евгения Матвеева...
О луспекаевском Нагульнове режиссер В. Мотыль говорил:
Кажется, что это актор заполняет собой и сцену, и зрительный зал.
Темперамент Луспекаева такой силы, что зрители аплодируют даже в паузе....
Г. Товстоногов и П. Луспекаев
Спасибо Альбина.
Биография Павла Луспекаева (имя при рождении - Павел Богдасарович Луспекян) началась в городе Луганск. Отец - Богдасар Гукасович Луспекян был родом из нахичеванских армян (из села Большие Салы, ныне - Ростовская область), работал мясником. Мама Серафима Авраамовна Ковалева - донская казачка, занималась хозяйством.
Родители Павла Луспекаева
Павел Луспекаев в детстве
Павел Луспекаев ( в центре). Отец – Богдасар Гукасович Луспекян. Мать – Серафима Авраамовна Ковалева
Перед самой Великой Отечественной Павел поступил в Луганское ремесленное училище.
Павел Луспекаев (справа) с товарищем в ремесленном училище. Начало 1940-х.
Когда война прервала учёбу, вместе с училищем был эвакуирован во Фрунзе, где работал слесарем. В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, пятнадцатилетний юноша ушёл добровольцем на фронт. Стал разведчиком в составе партизанской разведгруппы 3 Украинского фронта.
Павел Луспекаев неоднократно участвовал в боевых действиях. В одном из разведывательных рейдов ему пришлось часа четыре неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. А однажды в ближнем бою юного Луспекаева тяжело ранили в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.
Его отправили в саратовский военный госпиталь. Врачи настаивали на ампутации и уже вкатили наркоз - ампутация казалась единственным способом сохранить Паше жизнь. Каким-то немыслимым усилием воли он выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. И ничего, зажила рана, даже следа на руке почти не осталось! «Ну и счастливчик ты, парень! Любит тебя удача!» — сказал изумленный врач тогда, в 1943 году. С тех пор Павел верил в свою удачу…
После выздоровления Павел был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
1944 год
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел Луспекаев переехал в Ворошиловград (в 1935 году город Луганск был переименован в Ворошиловград) и был зачислен в труппу драматического театра. Павел прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алёшки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова.
«Не думаю, что актёром Луспекаев в итоге стал случайно. Слишком очевиден был его талант, граничащий с гениальностью, слишком волевой характер он имел.», - вспоминает Олег Басилашвили, коллега и друг Луспекаева.
Летом 1946 Павел Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище им. М.С.Щепкина на курс К.А. Зубова.
«Называют фамилию: Луспекаев. На сцену вышел молодой человек с большими горящими глазами. Худой-худой, длинный-длинный. И начал читать. Это было удивительное зрелище. Читая басню, он жестами иллюстрировал каждое слово и изображал то действующее лицо, от имени которого читал. Показывал руками, как летают птицы, как звери шевелят ушами или крутят хвостом.
Потом он читал рассказ Довженко... В профессиональном смысле это было чтение абсолютно неграмотного человека (хотя Павел уже работал два года в театре), но... человека огромного дарования. Его темперамент захватывал, его обаяние завораживало.» Р. Колесова
В Щепкинском училище
Луспекаев заметно выделялся среди своих сокурсников и педагоги неизменно ставили ему хорошие оценки по актёрскому мастерству за то, что он хорошо справлялся с любыми ролями. На первом курсе он сыграл почтальона в «Ведьме» и немецкого полковника в отрывке из «Молодой гвардии», на втором - Колесникова в пьесе Леонида Леонова «Нашествие». А после исполнения роли Васьки Пепла в постановке «На дне», Константин Зубов опекал Луспекаева, как самого талантливого студента на курсе.
В театральном училище он познакомился со своей будущей женой, которая училась на два курса старше, Инной Александровной Кирилловой. У пары родилась дочь Лариса. Павел всегда славился непростым характером – был взрывным человеком. В самом начале семейной жизни у супругов всё было не так гладко. Они часто ссорились из-за бытовых разногласий, актёр даже уходил на неделю из дома. Поговаривали, что он проводил время со знакомой из Ростова. Когда эмоции перестали бушевать и ум обуздал безбашенную натуру Луспекаева, он возвращался домой и каялся в содеянном. Актёр называл себя подлецом, а свою жену – святой. Так они прожили в счастливом браке около половины века.
Павел Луспекаев с женой Инной Кирилловой
Окончив училище в 1950 году, Луспекаев очень надеялся на то, что его примут в труппу какого-нибудь столичного театра. Больше всего ему хотелось оказаться в составе прославленного Малого театра, однако, когда он там показался, умудренные мэтры скептически покачали головами: у Луспекаева за четыре года пребывания в столице так и не пропал его южный акцент. И Луспекаеву не оставалось ничего иного, как уехать подальше от Москвы.
Так актёр Павел Луспекаев начал свой творческий путь в тбилисском Государственном драматическом русском театре им. А.С. Грибоедова. Первый выход Луспекаева на сцену этого театра состоялся в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А.Е. Корнейчука «Калиновая роща». После этого роли последовали одна за другой: Вожеватов (А.Н. Островский «Бесприданница» (1951)), Борейко (А.Н. Степанов «Порт-Артур»), Хлестаков (Н.В. Гоголь «Ревизор» (1952)), Тригорин (А. П. Чехов «Чайка»), Алексей (В.В. Вишневский «Оптимистическая трагедия»(1953)), Шок (Ц.С. Солодарь «В сиреневом саду» (1955)).
О том, каким был Луспекаев в те годы, рассказывает его коллега по театру М. Плисецкий: «Его способность к убедительнейшей импровизации в жизни порой помогала нам в трудных ситуациях. Как-то во время гастролей в Кисловодске мы в одно из воскресений отправились на выездной спектакль в Пятигорск. Когда поезд подошел к перрону, стало ясно, что хлынувшие к вагону зрители только что закончившихся скачек не дадут нам возможности выйти. Тогда могучая фигура Павла кинулась к дверям. Он завопил: «Стойте, здесь сумасшедших везут, дайте пройти». Оторопелая публика расступилась. А Павел командовал: «Выводите, осторожно выводите...» И вывел всех актёров. Когда публика поняла, что её провели, и кинулась в вагон, двери уже захлопнулись. А Павел весело кричал вслед: «Не тех вывели, сумасшедшие в вагоне остались».
В Тбилисском театре имени А. Грибоедова Луспекаев по праву считался одним из самых заметных актёров. В конце концов слава о нём достигла ушей кинематографистов, и в 1954-1955 годах ему поступило сразу два предложения с киностудии «Грузия-фильм» сняться в кино. Луспекаев согласился.
Так он сыграл Бориса в фильме режиссёра Н. Санишвили
«Они спустились с гор» (1954) и Карцева в фильме режиссёра К. Пипинащвили
«Тайне двух океанов» (1955). Однако, несмотря на то что последняя картина имела большой успех у зрителей (в прокате 1957 года она заняла 6-е место, собрав на своих просмотрах 31,2 млн. зрителей), роль, колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной.
Ещё в 1953 один из видных театральных мастеров, режиссёр Варпаховский, ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже - полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны. Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда - театр поглощал целиком.
В то же время в тбилисском театре ставил спектакли режиссёр Леонид Варпаховский, который был очень высокого мнения об актёрском мастерстве Луспекаева, и, уехав в Киев в Театр русской драмы имени Леси Украинки, Варпаховский предложил Луспекаеву также переехать на Украину. После недолгих раздумий, Павел Борисович, забрал жену с дочерью и приехал в Киев.
С 1956 году П.Б. Луспекаев работает в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки. Его первой ролью на киевской сцене стал военный моряк Бакланов в спектакле «Второе дыхание». Эта роль буквально поразила театральный Киев - критики и зрители были восхищены игрой Луспекаева, настолько актёр органичен в роли Бакланова. Дирекция театра после этого немедленно утвердила новому актёру высшую ставку.
В 1958 году режиссёр киностудии имени Довженко Леонид Эстрин предложил Луспекаеву исполнить роль начальника штаба в приключенческом фильме
«Голубая стрела». Луспекаев это предложение принял. Картина вышла на экраны страны в 1959 году и стала одним из фаворитов сезона - заняв 3-е место, она собрала 44,5 млн. зрителей.
В это же время актёр Кирилл Лавров, работавший в Ленинградском БДТ, приехал в гости к родным в Киев. Кирилл Юрьевич обратил внимание на роли Павла Луспекаева в театре, и позже рассказал о талантливом актёре Товстоногову. В 1959 году артист получает приглашение Г.А. Товстоногова и становится артистом Большого драматического театра им. М. Горького.
Кирилл Лавров так же уступил новичку и первую звёздную роль. Лавров рассказывал: «В то время Товстоногов ставил спектакль «Варвары». На роль Черкуна был назначен я. И Георгий Александрович, чтобы сразу Пашу включить в работу, как-то его попробовать, предложил ему вместе со мной репетировать роль Черкуна. После репетиции я пошел к Товстоногову и попросил снять меня с этой роли, потому что Луспекаев играл превосходно».
Ролью Черкуна в горьковских
«Варварах» дебютировал П.Б. Луспекаев на сцене прославленного театра. Вслед за горьковским героем актёр создал образы
Виктора в «Иркутской истории» А.Н. Арбузова (1960),
Гайдайя в «Гибели эскадры» А.Е. Корнейчука,
Галлен — Павел Луспекаев, Джексон — Ефим Копелян
Галлена в «Не склонившие головы» Н.Дугласа и Г.Смита (1961), Бонара в «Четвертом» К.М. Симонова (1961). Блистательные репетиции в «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1962) обещали интереснейшего Скалозуба. Болезнь спутала все карты, и в очередной раз Луспекаев был вынужден надолго лечь в больницу - премьера прошла без него. Потом еще были Гончаров в «Палате» С.И. Алешина (1963) и
Макар Нагульнов в «Поднятой целине» по М.А. Шолохову (1964 год), но в 1967 году актёр все же вынужден был покинуть труппу БДТ.
Что касается отношений Луспекаева с кинематографом, то они продолжали складываться не самым лучшим для актёра образом. Режиссёры считали Луспекаева чисто театральным актёром, поэтому если и приглашали его на роль, то ограничивались либо ролями второго плана, либо эпизодами.
В начале 60-х он сыграл ряд таких ролей в фильмах: «Рожденные жить» (1960),
«Балтийское небо» (1961),
«Душа зовет» (1962), «Поезд милосердия» (1964),
«Иду на грозу»,
«На одной планете» (оба – 1965).
Единственным исключением стала роль Степана
в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети» (1963), в которой Луспекаев раскрылся во всю мощь своего таланта.
Вскоре после окончания съёмок Луспекаева положили в больницу, где ему были сделаны сложные операции на ногах - ему ампутировали пальцы ног.
В 1965 году Павлу Луспекаеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, и вскоре он сыграл
в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД», где ему досталась роль учителя физкультуры Косталмеда, которая первоначально считалась одной из главных ролей. Герой Луспекаева должен был влюбиться в преподавательницу Эланлюм и подружиться со шкидовцем Савушкой.
Во время съёмок в картине «Республика ШКИД» болезнь сосудов вспыхнула снова. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться - означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования?
Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, и после долгих консультаций Павел Борисович согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног.
Эта болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к Косталмеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным...
«Физическая боль, которую он испытывал, была дичайшей. Нет, он не жаловался. Терпел. Но предел есть всему. В итоге ему стали колоть сильнодействующий обезболивающий наркотик. Было очень больно видеть, как в силу непреодолимых обстоятельств человек превращался в наркомана, - вспоминает Басилашвили. - Однажды он сказал мне: «Я погряз в этой мрази и хочу, чтобы побыстрее всё закончилось». Это было не совсем правдой. На самом деле он мечтал вернуться на сцену, в кино. В конце концов ему это удалось. Он взял себя в руки, отказался от наркотиков. Истинным наркотиком для него была и оставалась сцена. Паша попросил свою жену Инну купить ему огромный мешок семечек. Так он пытался отвлечься от боли».
Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи.
Большую помощь Павлу Борисовичу оказала министр культуры СССР Екатерина Фурцева, которой стало известно о страдающем от болей актёре, снимающемся несмотря ни на что в кино. Чтобы как-то облегчить жизнь Луспекаева, Фурцева заказала ему нужные лекарства за границей, протезы из Франции, в которых ему было не так больно ходить. Но актёра изводили фантомные боли.
Главной работой в кино Луспекаева стала
роль таможенника Павла Верещагина в картине «Белое солнце пустыни», снятой в 1968 году режиссёром Владимиром Мотылем. На пробах на роль Верещагина артисты проваливались один за другим. Изначально режиссёру трудно было себе представить, как человек, перенесший ампутацию обеих стоп, сможет вынести физические нагрузки? Но Владимиру Мотылю пришла идея сделать Верещагина героем германской войны на костылях. И с этим предложением Владимир Мотыль пришел к Павлу Луспекаеву, который сразу отверг идею с костылями. Он показал Мотылю чертёж металлических упоров, которые будут вделаны в сапоги, с помощью которых актёр сам передвигался бы без какой-либо помощи. «Я сыграю то, что ты придумал, - произнес Павел Луспекаев. - А инвалида успею в другой какой-нибудь картине». Натурные съёмки проходили в Дагестане в районе Махачкалы и в пустыне возле города Байрам-Али в Туркмении, и Луспекаев снимался, несмотря на невероятные боли в ногах. И хотя роль Луспекаева в этой картине первоначально была короче, и Верещагин погибал, так и не вступив в схватку с врагом - в ходе съемок режиссёр изменил финал, чтобы продлить роль Верещагина. Причем, несмотря на свою болезнь, Луспекаев оставался верен своему характеру, и на съемках «Белого солнца пустыни» влюбился в молодую актрису Татьяну Ткач, которая играла в картине роль старшей жены в гареме Абдуллы. Сцен с ней отсняли много, но после сокращения картины от «старшей жены» осталась лишь одна фраза – «А может быть, Гюльчатай его плохо ласкает?» - и голый живот в сцене, когда жены, пряча лица от Сухова, задирают юбки. Вся съёмочная группа знала, что Верещагин неравнодушен к «старшей жене Абдуллы». Догадывалась об этом и жена Луспекаева, которая приходила в номер к Татьяне Ткач и просила: «Танечка, Паша отказывается есть, говорит, что пищу примет только из твоих рук. Приди, покорми его, пожалуйста!»
Ассистент оператора фильма «Белое солнце пустыни» Игорь Клебанов рассказывал о Павле Луспекаеве: «Роль Верещагина стала для Павла последней. Уже тогда он чувствовал себя неважно. Давали о себе знать его болячки. У Луспекаева были ампутированы ступни ног, он ходил на протезах. Ему, конечно, было трудно, но он старался этого не показывать. Когда шел на съемочную площадку, за ним всегда следовала его супруга и несла алюминиевый стульчик. Павел через каждые 20 метров говорил ей: «Подставь». После съёмок он всегда садился у моря, опускал ноги в воду. И у него в глазах аж слезы стояли. Он чувствовал, что жизнь его подходит к концу. Именно поэтому старался как можно чаще быть в кругу людей. За свой счет покупал выпивку и приглашал посидеть всех - от режиссёра до плотника. Рядом всегда сидела жена и девочки из «гарема». Он брал кого-нибудь из них на колени и читал отрывки из пьес. Очень любил петь под гитару, особенно песню «Степь, да степь кругом». Пьяным этого человека я никогда не видел. Он был крепкий, мощный мужик, очень любил Николая Годовикова, как собственного сына». Поскольку от гостиницы до места съёмок невозможно было проехать, кто-то из каскадеров смастерил для Луспекаева удобную палку для ходьбы, и актер опирался на нее, как и на плечо жены Инны, шагая по пустыне.
В «Белом солнце пустыни» он играл исключительно на силе воли. Луспекаев настоял на том, чтобы во всех сценах драки на корабле снимались без дублёров. Работать же надо было на качающемся корабле, где палуба постоянно уходит из-под ног. А до корабля ещё надо было дойти - несколько километров по тяжёлому песку, в котором вязли колёса машин, не то что ноги. И лишь в одной сцене его заменил каскадёр - там, где Верещагин ногами сталкивает бандитов в воду. «Белое солнце» принесло Луспекаеву оглушительную славу.
Но в фильмы его по-прежнему приглашали редко - режиссёры боялись, что он не сможет довести работу до конца. Луспекаев переживал страшно. Как вспоминает актриса Татьяна Ткач, Павел мечтал о роли генерала Чарноты. Но его забраковали - всё из-за тех же ампутированных ног. Вместо него утвердили Ульянова. А Луспекаев звонил Татьяне, огорчённый: «Неужели они действительно променяли Луспекаева на Ульянова? Скажи им, что только я смогу ходить по Парижу в кальсонах!».
Закончив съемки в фильме «Белое солнце пустыни», Луспекаев получил два новых предложения сняться в кино. Режиссёр Григорий Аронов пригласил его на роль
майора НКВД в приключенческую картину «Зеленые цепочки», а Константин Воинов - на одну из главных ролей в музыкальной комедии «Чудный характер». Также во время подготовки к съёмкам фильма «Чудный характер» Михаил Козаков уговорил Луспекаева сняться в роли Вилли Старка в картине под названием «Вся королевская рать». Михаил Козаков рассказывал: «Я очень хотел, чтобы Паша сыграл Вилли Старка. Сразу понял, что эта роль - для Луспекаева. Он тогда приехал в Москву на другую картину, и я принес ему в гостиницу сценарий. Говорю: «Паша, я тебя умоляю! Перед тем как поехать на «Мосфильм» на другую картину и подписать договор, прочти это!» Он прочитал и при следующей встрече сказал: «Всё, это моя роль!» Мы стали репетировать, он снялся в одном эпизоде...» Однако сняться Луспекаев успел только в картине «Зеленые цепочки».
Но Луспекаев все же успел увидеть триумф, который обрушился на него после выхода на экраны страны фильма «Белое солнце пустыни» в марте 1970 года....
Павел Луспекаев умер 17 апреля 1970 года в возрасте 43-х лет, не дожив три дня до своего дня рождения. За несколько часов до смерти Луспекаев позвонил из гостиницы «Минск» Михаилу Козакову, и сказал, что очень ждет продолжения съёмок в картине «Вся королевская рать». Также он сказала Козакову, что накануне к нему приезжали старые приятели из Еревана, и они хорошо отметили этот приезд. Спустя час после этого разговора Луспекаев скончался. Врачи констатировали у него разрыв сердечной аорты. В роли Вилли Старка снялся другой актер.
П.Б. Луспекаева похоронили на Северном кладбище в Ленинграде. На могиле петербургские таможенники, называющие его главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
По материалам сети...