Говоря о щедрости духовной жизни
и широте интересов Владимира Ильича, о присущем, ему чувстве прекрасного,
верный спутник и соратник Ленина Н. К.
Крупская в своих воспоминаниях рассказывает о его глубокой, проходящей через
всю жизнь любви к музыке, к песне.
«Песни революции» - так был
озаглавлен первый в истории русского революционного движения нотный сборник
песен борьбы, изданный ленинской «искрой» по инициативе Владимира Ильича летом
1902 года. Пройдёт 10 лет, и в большевистской «Правде» будет напечатана его
статья о Э. Потье – «одном из самых великих пропагандистов посредством песни»,
как назовёт Ленин автора «Интернационала» - песни песней революции, ставшей
международным гимном пролетарского интернационализма, партийным гимном. РСДРП
(б) – КПСС, первым государственным гимном молодой Страны Советов.
«Интернационал» по праву должен
быть назван первым и среди любимейших песен Владимира Ильича, столько
сделавшего для его популяризации и десятки раз обращавшегося к песенным
лозунгам и образам «Интернационала» в своих статьях и выступлениях.
Горячо любил Ленин и другие песни
борьбы, мелодии которых были записаны в «искровском» сборнике с голоса самого
Владимира Ильича и его сподвижников. Память современников сохранила воодушевлённый
облик Ленина, поющего в кругу соратников песни революции. Для него, как и для
всех, кто пел с ним, песни были голосом сердца.
«…Ильича хлебом не корми, а
только подавай ему это самое: «Смело, товарищи, в ногу» или «Вихри враждебные».
При этом он сам – основной элемент хора и очень темпераментный дирижёр, -
вспоминает П. Н. Лепешинский о годах сибирской ссылки. – Его баритон с
хриповатыми нотками покрывает все остальные голоса, а руки, энергично зажатые в
кулаки, размашистыми движениями во все стороны играют роль дирижёрской палочки.
И сколько огня, сколько революционного огня он вкладывает каждый раз в те же
незатейливые слова: «… И водрузим над землёю красное знамя труда».
«В сибирской ссылке, где нам
приходилось встречаться с В. И. Лениным, мы частенько распевали обе песни:
«Варшавянку» и «Беснуйтесь, тираны». Они сделались одними из любимейших песен
Владимира Ильича. Он сам пел их с необычайным воодушевлением», - рассказывает
Г. М. Кржижановский, автор русского текста этих польских революционных песен.
Годы женевской эмиграции…
«Вспоминаются вечера, которые мы проводили у Ленина, - пишет Мария Эссен. –
Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым голосом и очень
любил попеть в хоре и послушать пение. Репертуар наш был довольно разнообразен.
Начинали обычно с революционных песен – «Интернационала», «Марсельезы»,
«Варшавянки» и других. С большим чувством пели «Замучен тяжёлой неволей», «На
старом кургане в широкой степи». Нравились Ильичу песни Сибири. Утомившись и
перепев любимые революционные песни, приступали к слушанию сольных номеров…
Ленин слушал с огромным удовольствием и романсы Чайковского «Ночь», «Средь
шумного бала», «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», и песнь Даргомыжского «Нас
венчали не в церкви», и арию тореадора из «Кармен». Каким отдыхом, каким
удовольствием для Владимира Ильича были наши песни!...»
Весна 1906 года. Стокгольм.
Встречи ленинских соратников в часы, свободные от заседаний IV съезда РСДРП. Почти каждая беседа, по
рассказу Т. К. Свердловой, заканчивалась просьбой Ленина к делегату от
москвичей С. И. Гусеву, обладавшему чудесным голосом, спеть что-либо: «…Он
садился к роялю и запевал, а к нему присоединялись и другие, и широкая русская
песня лилась и звенела. Любил Ильич музыку, любил хорошую песню, и почти ни
одна наша беседа в далёком Стокгольме не проходила без песни…»
Весна 1911 года. Предместье
Парижа Лонжюмо, где проходили занятия рабочей партийной школы. После занятий
рабочие – слушатели школы нередко направлялись в кафе, где организовывали
самодеятельный хор, непременным участником, а порой и дирижёром которого был
Владимир Ильич. Толпа, собравшаяся у кафе, с интересом слушала русские песни:
«Дубинушку», «Стеньку Разина» и другие, неизменно входившие в программу этих
импровизированных концертов: «…Обыкновенно Владимир Ильич был и переводчиком,
делавшим нам и французам замечания насчёт нашего пения, - сообщает один из
слушателей школы. – Кроме того, он старался выучить нас петь «Интернационал».
Лето 1914 года. Брюссель.
Вспоминая в беседе с товарищем по эмиграции писателем И. Ф. Поповым годы
детства, Ленин говорит: «Вы на Волге бывали? Знаете Волгу? Плохо знаете?
Широка! Необъятная ширь. Так широка… Мы в детстве с Сашей, с братом, уезжали на
лодке далеко, очень далеко уезжали. И над рекой, бывало, стелется неизвестно
откуда песня… И песни же у нас в России!... А какой пролетариат! А какие имена
знает наша история, девятнадцатый век хотя бы».
Любовь Ленина к русской народной
песне, его раздумья об этой песне и высказывания о борьбе русского революционного
пролетариата сливались воедино, были одухотворены одной мыслью, одним
убеждением.
Осень 1918 года. Москва. Ленин
слушает в кремлёвском клубе выступление крестьянского хора под управлением М.
Е. Пятницкого. Такие песни, такое исполнение не могут оставаться достоянием
немногих! «Истинным спасителем русской песни» назовёт впоследствии Пятницкий
Ленина, вспоминая о беседе с ним, состоявшейся на утро после концерта, после
которой были в корне были изменены условия работы хора и открыты широчайшие
перспективы для пропаганды русской песни.
Среди любимых произведений
Ильича, наряду с песнями революции, русскими песнями борьбы, народной песней,
песнями и романсами Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского, Шуберта, Н. К.
Крупская называет и зарубежные революционно-демократические песни, и песни
французских революционных шансонье: «…В Париже Ленин очень любил посещать кафе,
где пели свои песни на демократически-бытовые темы певцы, очень остро
критиковавшие буржуазную демократию и бытовые стороны жизни. Ильичу особенно
нравились песни Монтегюса… Ильич одно время очень любил напевать его песню “Salut à vous, soldats de 17” («Привет вам солдаты 17-го полка»
- это было обращение к французским солдатам, отказавшимся стрелять в
стачечников)…». «…Горячий привет всем, друзья… Salut, salut à vous. Эх, послушал бы я теперь Montégus`a, - писал Ленин в конце июля 1912 года, вскоре после переезда из
Парижа в Краков.
Лето 1920 года. Революционная
Москва. В Кремле идут заседания Второго конгресса Коммунистического
Интернационала. А в перерывах делегаты конгресса хором поют русские,
французские, итальянские революционные песни. «…Наиболее популярны были “Bandiera rossa” («Красное знамя») и
«Карманьола», - рассказывает писательница Елизавета Драбкина. – Полного текста
ни кто не знал, приходилось воссоздавать его по памяти. С помощью Владимира
Ильича была восстановлена строфа «Карманьолы», в которой ставится вопрос, что
нужно истинному республиканцу… В блокноте Джона Рида появились записи: «Поящая
Москва… Поющий Ленин».
Любовь к песне не оставляла
Владимира Ильича до последних дней жизни. «…С июля шло выздоровление, и в связи
с этим совершенно изменилось настроение. Владимир Ильич много шутил, смеялся,
даже напевал иногда «Интернационал», «Червонный штандарт», «В долине
Дагестана», - пишет Надежда Константиновна о жизни Лени на в Горках в 1923
году. А в горестные, ледяные дни января 1924 года, вместе с
торжественно-траурными мелодиями Бетховена, Чайковского, Шопена, провожали
Ленина в последний путь и мелодии его любимых песен.
Сим. Дрейден
5616
12
ID 107938
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
10.07.2017 23:49
2
11.07.2017 14:59
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
-------------------------------------------------
Треклист:
Пластинка 1
Сторона 1
01. Хор и оркестр Большого театра СССР – Интернационал (П. Дегейтер – Э. Потье, русский текст А. Коца) (4.16)
02. Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла – Рабочая Марсельеза (Слова П. Лаврова) (5.15)
03. Большой хор Всесоюзного радио – Смело, товарищи, в ногу (Слова Л. Радина) (2.57)
04. Краснознамённый ансамбль – Варшавянка (Русский текст Г. Кржижановского) (3.36)
05. Большой хор Всесоюзного радио – Вы жертвою пали (Похоронный марш) (4.13)
Сторона 2
06. Большой хор Всесоюзного радио – Замучен тяжёлой неволей (Слова Г. Мачтета) (5.40)
07. Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла – Слушай (Слова И. Гольц-Миллера) (8.15)
08. Большой хор Всесоюзного радио – Беснуйтесь, тираны (Русский текст Г. Кржижановского) (1.43)
09. Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла – Узник (Обработка А. Давиденко, слова А.Пушкина) (2.27)
10. Кристиан Борель – Слава семнадцатому полку (Г. Монтегюс – Р. Шантегреле и П. Дуби) (на французском языке) (3.55)
Пластинка 2
Сторона 1
01. Государственный русский народный хор им. Пятницкого. Солист Г. Иванов – Ревела буря, гром гремел («Ермак») (Слова К. Рылеева) (4.18)
02. Иван Петров – Славное море – священный Байкал (5.45)
03. Краснознамённый ансамбль. Солист Л. Харитонов – Есть на Волге утёс (6.29)
04. Александр Ведерников и Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла – Дубинушка (5.14)
Сторона 2
05. Иван Козловский и Марк Рейзен – Моряки (К. Вильбоа – Н. Языков) (4.13)
06. Хор Ленинградского радио – На старом кургане (В. Калинников – И. Никитин) (2.11)
07. Александр Пирогов – Колыбельная Ерёмушки (М. Мусоргский – Н. Некрасов) (3.53)
08. Марк Рейзен – Ночь (П. Чайковский – Д. Ретгауз) (3.38)
09. Валентина Левко – Средь шумного бала (П. Чайковский – А. К. Толстой) (2.19)
10. Евгений Нестеренко – Свадьба (А. Даргомыжский – А. Тимрфеев) (4.34)
На лицевой стороне альбома: А. Михайловский. В. И. Ленин. Сентябрь 1918 г., фрагмент. Центральный музей В. И. Ленина
-------------------------------------------------