3072
0
ID 40371
- Касаткина Людмила Ивановна Дата рождения: 15 мая 1925 Дата смерти: 22 февраля 2012.
Касаткина Людмила Ивановна
Народная артистка СССР (1975) Заслуженный деятель культуры ПНР (1975) Лауреат Премии за исполнение женской роли на МКФ в Гданьске (1974 - за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме "Помни имя свое") Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1976 - за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме "Помни имя свое") Лучшая актриса 1975 года по опросу журнала "Советский экран" Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (4)
22.02.2012 12:40
Фильмография:
1954 - Укротительница тигров
1956 - Медовый месяц
1958 - По ту сторону
1960 - Месть
1960 - Хлеб и розы
1961 - Укрощение строптивой
1963 - Вызываем огонь на себя
1966 - Душечка
1967 - Операция "Трест"
1970 - Соло
1972 - Гроссмейстер
1972 - Свеаборг
1974 - Помни имя свое
1975 - Под крышами Монмартра
1977 - Диалог
1982 - Мать Мария
1982 - Принцесса цирка
1985 - Дороги Анны Фирлинг
1988 - Радости земные
1992 - Маклер
1993 - Раскол
1998 - Судья в ловушке
2001 - Яды, или Всемирная история отравлений
0
22.02.2012 13:33
Одна из любимых моих актрис.Очень обаятельная.Ее образ мамаши Кураж-шедевр!Эх,уходят такие таланты,а смены почти нет.Светлая память.
0
22.02.2012 19:32
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Людмила Касаткина родилась в маленьком селе под Вязьмой в рабочей семье. Вскоре родители вместе с дочерью переехали в Москву. Родители стремились воспитать свою дочку настоящим человеком - доброй, отзывчивой, справедливой. Показательна одна история, рассказанная Людмилой Касаткиной: "Когда мне было 11 лет, я прибежала к маме зареванная: "У Тани новое платье, а я хожу вся штопаная-перештопаная". Вот тогда моя мамочка впервые в жизни ударила меня по щеке, наотмашь. "Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты дрянь!"
С детства Людмила мечтала стать балериной. Она училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Уже в одиннадцать лет девочка начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии Людмила проучилась четыре года, она подавала большие надежды. И все же с мечтой о балете пришлось распрощаться. Однажды прямо в танцклассе ей стало плохо. Врачи, обследовав девочку, поставили неутешительный диагноз: малокровие. Дальнейшие занятия балетом ей были противопоказаны.
Не став балериной, Касаткина решила попробовать стать актрисой. В 1943 году она подала документы на актерский факультет ГИТИСа. Правда, особых надежд Людмила не питала, поскольку считала себя девушкой некрасивой да еще маленького роста (всего лишь 159 сантиметров). Но ее педагог А. Г. Бовшек перед экзаменами поддержала свою ученицу: "Знаешь, какого роста была Венера Милосская? Всего 155 сантиметров! Аполлон Бельведерский - 165! Так что выбрось эту дурь из головы и смело поступай!"
На вступительных экзаменах Людмила прекрасно прочитала "Итальянскую сказку" Максима Горького. Читала она так страстно, что кое-кто в приемной комиссии украдкой вытирал слезу. Судьба Касаткиной была решена...
В ГИТИСе Людмила Касаткина нашла и свою любовь. Ее избранником стал Сергей Колосов, который поступил на режиссерский факультет института еще в 1939 году. Однако война помешала ему продолжить обучение, и Колосов ушел на фронт. В 1946 году он восстановился в ГИТИСе.
Познакомились они, когда Касаткина училась на четвертом курсе. Она вспоминает: "Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить... Помню, его подвели ко мне в гитисовском дворике: "Вот познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения". "А можно мне сегодня зайти вас поздравить?" - спросил он робко. "Отчего же. Конюшковский переулок, 22, квартира 50". И вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говорят: "Тут такой нет". Это я пошутила над ним. Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: "Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему". И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников".
Свадьбу Сергей Колосов и Людмила Касаткина сыграли через несколько лет после окончания института - в 1950 году.
Окончив в 1947 ГИТИС, Людмила Касаткина была принята в труппу Центрального Театра Советской Армии. В первые годы она в основном исполняла роли молодых героинь - веселых и жизнерадостных девушек или подростков. Ее амплуа тогда было лирико-комедийным. Видимо, поэтому, когда режиссер театра А. Д. Попов предложил ей роль Оксаны в пьесе М. Алигер "Первый гром", Касаткина расплакалась. Она посчитала, что не сможет справиться с такой серьезной ролью (Оксана была прообразом участницы Краснодонского подполья Ульяны Громовой). Однако режиссер был настойчив. Результат удивил всех, кто до этого видел Касаткину только в лирических ролях. Эта победа молодой актрисы заставила поверить ее в свои силы, открыла новые возможности ее таланта.
Приступая к работе над новыми ролями, Людмила Касаткина всегда стремилась достигнуть наибольшей достоверности. Когда ей досталась роль медицинской сестры Анечки в спектакле "Океан", Касаткина отправилась в районную поликлинику и попросила разрешить ей поработать рядом с настоящими врачами. Трое суток подряд она провела в поликлинике, работая в регистратуре, выезжая с врачами на дом. В другом спектакле "Ковалева из провинции", Касаткиной предстояло сыграть судью. И актриса, готовясь к роли, несколько дней проработала в суде. Она присутствовала на процессах и даже порой вступала в споры с женщиной-судьей, к которой ее на время прикрепили.
Первая же роль Людмилы Касаткиной в кино принесла ей грандиозный успех. Она сыграла Леночку Воронцова в
фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой "Укротительница тигров" (1954). Людмила Касаткина вспоминает: "Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх. Я играла укротительницу "в жизни", а Рита Назарова, ассистентка Бориса Афанасьевича Эдера, снималась с тиграми... Мы отработали 8 месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. И не нужно бояться - все меры предосторожности будут предприняты.
В тот день меня привезли на студию очень рано. У входа ждали Кадочников и Сергей Филиппов: "Эдер вчера не говорил, боялся, что вы спать не будете, но сегодня вы входите в клетку. Мы пришли за вас переживать". Боже мой! Подходит Борис Афанасьевич: "Быстро в костюмерную!" Я и помчалась. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. "Наступайте, бейте!" - командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. "Бейте еще!" Тигр рычит, поднимается на задние лапы. "Ближе! Ближе!" Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. "Падайте!" - кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. За прутьями стоит человек. "Ну где же шамберьер?!" - кричу ему. Он: "Та шо ты волнуешься? Пошли-и же..." Как выходила из клетки, не помню.
В другой раз было еще страшнее. Так как к четырем тиграм дрессировщик допустить меня не мог (он нес за нас, артистов, уголовную ответственность), поэтому сделали стекло в вольере: внизу оно доходило мне до колен и поднималось на вытянутую руку. Когда тигрица Рада стала кусать трех тигров, они начали так прыгать, что вся массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. И в этот миг странная мысль и совсем неуместная посетила меня. "Надо же, - подумала я, - одна баба трех мужиков гоняет". И как только я об этом подумала, разъяренная Рада разбила стекло и влетела в мой вольер. Эдер заорал: "Вода!" Но никакой воды не было. И тогда Эдер сорвал замок и буквально вырвал меня из вольера..."
Людмила Касаткина настолько вошла в роль, что после завершения съемок Борис Эдер при всех сделал актрисе предложение: "Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук". Но Людмила отказалась. "Неужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?" - изумился известный цирковой деятель. "Власть? Нет – азарт", - ответила Касаткина. Так цирк потерял способную укротительницу, зато кино и театр обрели замечательную актрису.
На волне успеха режиссер Надежда Кошеверова в 1955 году приступила к съемкам новой комедии - "Медовый месяц". На главные роли в картине она вновь пригласила Людмилу Касаткину и Павла Кадочникова.
Касаткина играла Людочку Одинцову, выпускницу медицинского института, которая выходит замуж за молодого инженера-мостовика Алексея Рыбальченко (Кадочников). Людочка мечтает остаться в Ленинграде, но Алексей, назначенный на строительство моста в Сибири, делает все, чтобы жена поехала с ним.
Фильм вышел на экраны в 1956 году. Но в отличие от "Укротительницы тигров" эта картина получилась посредственной. Ей не хватало той легкости и непринужденности, что была в первом фильме. Тем не менее, зрительским успехом, хотя и умеренным, она пользовалась. Да и как иначе - ведь Касаткина и Кадочников уже стали всеобщими любимцами.
Спустя два года Людмила Касаткина снялась в роли Лизы в киноповести Федора Филиппова "По ту сторону", рассказывающей о событиях гражданской войны. А чуть позже она вновь сыграла вместе с Павлом Кадочниковым в мелодраме Федора Филиппова "Хлеб и розы". Но эти картины не привлекли внимания зрителей.
Свои лучшие роли Людмила Касаткина сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова. В качестве режиссера он дебютировал в 1959 году, сняв психологическую мелодраму "Солдатское сердце". А через год Сергей Николаевич взялся поставить на телевидении
"Укрощение строптивой" В. Шекспира. На роль Катарины он пригласил Касаткину, которая играла эту героиню на сцене ЦАТСА. Это была первая совместная работа мужа и жены. За эту роль Касаткиной на 2- м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло был присужден первый приз - "Золотая нимфа".
В 1963 году Сергей Колосов приступил к съемкам первого многосерийного советского телевизионного фильма "Вызываем огонь на себя". Людмила Касаткина сыграла в нем роль юной героини подполья Ани Морозовой. Стоит отметить, что, когда режиссер предложил ей эту роль, Касаткина колебалась. Вызвано было это тем, что впервые в ее актерской карьере ей предстояло воплотить в жизнь не вымышленный персонаж, а реально существовавшего человека. "Справлюсь ли я с такой задачей?" - задавала себе вопрос Касаткина. Все же она решила рискнуть. И как показало будущее, не ошиблась. Успех этого телесериала в 1964 году был фантастическим. Наверное, впервые во время телевизионной трансляции улицы советских городов буквально вымирали.
Мало кому известно, но на съемках этого фильма Людмила Касаткина едва не погибла. "В картине был эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром. На экране - хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А волна пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу", - вспоминает Л. Касаткина.
В 1965 году последовал новый неожиданный поворот в судьбе актрисы. Сергей Колосов предложил ей
роль Ольги Семеновны в "Душечке" А. П. Чехова. Традиционный образ этой героини никак не вязался с образом актрисы Касаткиной, с ранее сыгранными ею ролями. Однако и на этот раз актриса не побоялась бросить вызов устоявшимся стереотипам и вписала эту роль в список своих побед.
Между тем в 1966 году последовала еще одна неожиданность. Актриса согласилась сыграть роль террористки Марии Захарченко в новом
телесериале С. Колосова "Операция "Трест"" по роману Л. Никулина. Это была первая отрицательная роль в актерской карьере Касаткиной.
И вновь на съемках с Касаткиной едва не случилась трагедия. Она рассказывает: "На "Операции" моя лошадь перепрыгнула через барьер и неожиданно сделала "свечку", потому что шел грузовик. Я не удержалась, упала спиной об землю. У меня - трещина в позвонке. "Скорая". Больница. Два месяца лежу на доске. А спустя какое-то время приходит ассистентка и говорит: "Вы не можете нас выручить: листья опадают, а осень в фильме должна быть?" Я говорю: "Есть же дублерша". - "Нет, важно ваше лицо, три камеры и галоп". Она пошла уговаривать врача, но он сказал: "Как вы безжалостны, какая будет боль у нее, когда она сядет на лошадь, а тем более помчит галопом". Короче, муж приезжает: "Может, не надо?" - спрашивает он. "Конечно, надо. Осень кончается". И вот на носилках меня в "рафик" засовывают, на площадке лежа одевают, помогают забраться на лошадь. Я только успела оператору сказать: "Проверьте все стеклышки, я думаю, что второго дубля не будет". В общем, когда я сползла с лошади после полуторакилометрового галопа, я выла так на земле, как воют звери от боли".
Фильм "Операция "Трест"" вышел на телевизионные экраны страны в 1970 году. К тому времени Касаткина была уже одной из самых популярных актрис советского кино, ведущей примой своего театра - ЦАТСА.
В 1973 году Сергей Колосов приступил к съемкам совместного
советско-польского фильма "Помни имя свое". Касаткиной в нем досталась главная роль - Зины Воробьевой. Героиня Касаткиной, попав во время Второй мировой войны, разлучается с сыном. После освобождения она в течении многих лет разыскивает его…
Фильм "Помни имя свое" вышел на экраны страны в 1975 году. На кинофестивалях в Гданьске (1974) и Кишиневе (1975) он получил почетные призы. Была отмечена и работа Людмилы Касаткиной, которая была признана лучшей актрисой года и звания народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры Польши.
В 70- е годы Людмила Касаткина снялась еще в двух картинах своего мужа: историко-революционном фильме "Свеаборг" и политическом телесериале "Диалог". Из фильмов других режиссеров стоит отметить музыкальную комедию "Под крышами Монмартра" Владимира Гориккера, где Касаткина сыграла роль второго плана.
Все эти годы она продолжала играть и в театре, хотя после ухода в 1974 году режиссера А. Д. Попова (он перешел во МХАТ) новых ролей у Касаткиной стало меньше. "Что такое для актрисы играть, играть, играть, а потом бац - и перерыв. Не стало Попова, одни режиссеры, с которыми я работала, пришли другие. И дело не в возрасте: я очень плавно переходила от девочек к женщинам. И никогда не молодилась. Тут я согласна с теми мудрецами, которые говорят, что лучше уйти раньше, чем позже. И когда ждешь от премьеры до премьеры пять лет... Это же было, было. Двенадцать лет я играла "Орфей спускается в ад". На аншлагах! Но двенадцать лет", - рассказывает Л. Касаткина.
Много лет, по словам самой Людмилы Ивановны, ее пытались заманить в КПСС. Но она всякий раз пыталась уклониться от этого, то ссылаясь на то, что не считает себя готовой, чтобы носить высокое звание коммуниста, то - на то, что она плохо знает историю партии и из-за работы некогда учить Устав (ведь видела, что многие коллеги идут в партию, чтобы получить прибавку к зарплате или звание). А когда ей сказали, что ничего спрашивать во время приема не будут - лишь бы только она написала заявление, пришлось устроить сцену праведного гнева – "Что?! В партию по блату? Ни за что!". И только тогда от нее отстали.
У своего мужа Сергея Колосова Людмила Касаткина снялась в двенадцати фильмах. По этому поводу актриса говорит: "Обыватели думают, что все по блату, если муж режиссер. Но ведь из 11 фильмов (1960- 1995) я ни одного ему не завалила. Рязанов однажды сказал: "Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины". Это его упрекали в том, что жена помогает уровень держать. А я считаю так, что если сложился творческий союз людей, учившихся у одного педагога и верящих в одну идею (то есть психологическую разработку, изучение материала эпохи, времени, людей), и такой союз выигрывает, - это гордость. Я что, его опозорила? Когда я слышу такие разговоры ("Касаткиной повезло, муж снимает"), во мне рождается еще больший азарт. Желание победы. Не злость".
За более чем сорок лет совместной работы Колосов и Касаткина научились понимать друг друга с полуслова. И практически каждая из их совместных работ становилась событием. При этом режиссер не боялся использовать талант своей жены зачастую совершенно в противоположных ролях. Благодаря мужу Людмила Касаткина сыграла на экране очень разные, яркие женские характеры, совершенно непохожие женские судьбы.
В 1982 году она вновь снялась в необычной для себя роли. В биографической
драме Сергея Колосова "Мать Мария" Касаткина сыграла поэтессу и общественного деятеля Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву, которая становится монахиней, принимая имя Мария.
А спустя три года Касаткина сыграла роль Анны Фирлинг в картине "Дороги Анны Фирлинг", которую Колосов поставил по пьесе Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети". Это был интересный и опасный эксперимент, поскольку драматургия Бертольта Брехта вообще трудно подвластна кинематографу. Успех был полнейший! Роль Анны Фирлинг казалось была просто создана для Касаткиной. Не случайно потом многие годы ее называли мамашей Кураж.
Надо отметить, что при всей разнообразности и непохожести героинь Касаткиной, всех их объединяло одно. В каждой из своих ролей актриса была "барабанщицей", зовущей нас идти честным, бескомпромиссным путем, отдавая свои лучшие порывы души людям.
В 90- е годы Людмила Касаткина, как и большинство ее коллег по искусству, практически не снималась в кино. В основном она была занята в театральных постановках в родном ЦАТСА, где ее по-новому открыл режиссер Александр Бурдонский. Актриса сыграла в трех его постановках: "Орфей спускается в ад", "Шарады Бродвея" и "Ваша сестра и пленница" (в последнем спектакле актриса играет роль английской королевы Елизаветы).
Среди редких работ актрисы в эти годы на экране стоит отметить исторический телесериал "Раскол" и сатирическую комедию "Судья в ловушке", снятые опять же Сергеем Колосовым. В последней в качестве композитора выступил их сын Алексей Колосов, который к тому времени уже написал музыку к еще одному фильму отца "Дневник профессора Готье".
В последнее время Людмила Касаткина в кино практически не снималась. Да и в театре работы у нее было немного. В последние годы Людмила Ивановна занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах, встречах со зрителями. Так в рамках проведения мероприятий, приуроченных к 60- летию Победы в Великой Отечественной войне и 40- летию создания многосерийного художественного фильма "Вызываем огонь на себя" творческая группа создателей этого фильма (включая Сергея Колосова и Людмилу Касаткину) в феврале 2005 года побывала в Брянской области. Артисты встречались с ветеранами и молодежью.
Людмила Ивановна была по настоящему верная и преданная жена. Свою привязанность в течение вот уже более полувека одному человеку Касаткина объясняла так: "Нет греха перед мужем, но столько цинизма кругом, что мне не поверят. Но я гордая и не могла допустить, чтобы за его спиной смеялись".
Сын Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича - Алексей закончил факультет журналистики, отделение радио и телевидения. Его передачи о джазе много лет идут на Русском радио. Кроме того, он закончил Гнесинское училище и стал профессиональным гитаристом. У Алексея Колосова собственный блюзовый ансамбль "Аура". Как уже говорилось, в качестве композитора он написал музыку к двум фильмам своего отца. Свою дочку Алексей назвал Людмилой в честь бабушки.
rusactors.ru
kino-teatr.ru