Майя Кристалинская - одна из самых известных эстрадных певиц 60-70-х годов. Её глубокий лиричный голос звучал с телеэкранов, с грампластинок, за кадром кинофильмов. На концерты Кристалинской собирались полные залы в разных городах Советского Союза и за рубежом. Она очаровывала людей своим проникновенным исполнением, потому что пела прежде всего о себе, о пережитом ею самой. Кристалинская обращалась cо сцены ко всему залу, и в то же время к каждому слушателю отдельно, так, что возникало ощущение задушевного разговора один на один. Это и был "театр Майи Кристалинской" - та особая атмосфера, которая возникала на её концертах и отличала Кристалинскую от других исполнителей.
Советская певица Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И.Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела "Друзей-однополчан", "Синий платочек" и другие песни недавних военных лет. В 1950-м году Майя поступила в Московский авиационный институт, пела в институтском хоре с будущей оперной певицей Галиной Каревой. В 1955 году Кристалинская окончила МАИ и получила распределение в Новосибирск, но очень скоро вместе со своей сокурсницей, подругой детства Валентиной Котелкиной, она вернулась в Москву и начала работать в КБ Яковлева. В 50-е годы на экранах страны шёл фильм с участием молодой аргентинской актрисы Лолиты Торрес - "Возраст любви". Песни в её исполнении были очень популярны. Именно их, на испанском, не понимая ни слова, но с отличным произношением и стала петь Майя Кристалинская. Её приняли в молодёжный хор при Центральном доме работников искусств. Руководительница хора сказала Майе: "Для нашего репертуара ты в солистки не годишься. Твоему голосу нужна песня особая, негромкая, идущая от души. Там ты королева. Иди в "Первый шаг" (Эстрадное объединение Э.С. Разниковского - Палома)". В 1957 году Майя Кристалинская выступала на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, а после его окончания она становится солисткой оркестра Олега Лундстрема. Дебют Майи состоялся в Харькове - никому не известную москвичку приняли сразу. Последовали гастроли в других городах. В том же 1957-м она вышла замуж за Аркадия Арканова - российского сатирика, драматурга, писателя, ведущего телевизионных передач. Они познакомились 30 апреля. Второй раз встретились в знаменитом ресторане ВТО. Третья встреча состоялась на День Победы. Арканов сделал Кристалинской предложение. 1 июня 1957 г. они поженились. Родители молодых не были в восторге от выбора детей. - "Ты с ним жить не будешь!" - сказала Майе одна из подруг. Так и случилось... Из интервью с Аркадием Аркановым: "Майя действительно была моей женой, я не делаю из этого никакого секрета. Мы познакомились с ней чисто случайно в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Я был тогда больной на девушек и женщин с хорошим слухом. Для меня главным было в женщине помимо, конечно, внешности, чтобы она была с юмором и музыкальна. Если без юмора или без слуха - всё, не получается… Я очень быстро влюбился в Майю, а она - в меня. Спустя два месяца мы расписались, а ещё через семь расстались. Объяснить причину тут невозможно. Но должен сказать, что до конца её дней мы сохранили хорошие, тёплые и нормальные человеческие отношения". В конце 50-х Олегу Лундстрему, по указанию "сверху", приказали сократить состав оркестра и вокалистов. Жертвой стала недавно пришедшая Майя. Поступило предложение от Эдди Рознера, которому в ансамбль требовалась солистка после ухода Ирины Бржевской. Джазовым вокалом Майя не владела, и ей достался лирический репертуар. В 60-е годы Майя Кристалинская пела в фильмах "Жажда", "Цепная реакция", "Карьера Димы Горина", "Большая руда", "Был месяц май", "Суд сумасшедших". Её пластинка "Мы с тобой два берега" вышла невиданным доселе тиражом - 7 млн. экземпляров и разошлась мгновенно. Скромный костюм, красивый, низкий, хотя и небольшой, по мнению специалистов, голос. Но этот голос звучал легко, свободно и очень выразительно. Каждая песня Майи была своеобразным спектаклем, который она разыгрывала, покоряя публику глубиной и правдивостью переживания. В конце 1966-го телевидение обратилось к зрителям с просьбой назвать лучшего исполнителя года. Ответы не заставили себя ждать: Майя Кристалинская. В том же году она спела песню Александры Пахмутовой "Нежность", прозвучавшую позже в фильме "Три тополя на Плющихе" кинорежиссёра Татьяны Лиозновой и ставшую вершиной певческого искусства Кристалинской. С ней сотрудничали лучшие эстрадные композиторы-песенники. Молодой Микаэл Таривердиев начинал писать именно для неё. В одной из последних сольных программ "В песне жизнь моя" наряду со своими признанными шедеврами Майя Кристалинская исполняла русские романсы, читала стихи О.Берггольц, Р.Рождественского. В 1974 г. певице присвоено почётное звание Заслуженной артистки РСФСР. Мало кто знал, что неизменная косынка, обвивавшая шею певицы, не талисман, не новомодная придумка, которую тут же начали копировать многие женщины - она скрывала огромную человеческую трагедию Майи Кристалинской. Никто не подозревал, почему так печально звучит её голос, почему так печальны порой песни, которые она выбирала для исполнения, что скрывается под всем этим... Во время гастролей в начале 60-х у Майи поднялась температура. Сначала подумали: ангина. Но врач назвала ангину "атипичной". Певица Мария Лукач, приглашённая в оркестр Эдди Рознера, а потом и сам маэстро первыми предположили, что странные узелки на шее - отнюдь не осложнение после ангины, как думала Майя. Ей не было тридцати, когда врачи установили страшный диагноз - опухоль лимфатических желёз (лимфогранулематоз). Диагноз не скрывали, и начались бесчисленные сеансы облучения и химиотерапии. Выступления на эстраде чередовались с пребыванием в клиниках. Валентина Котелкина, подруга детства и юности Майи Кристалинской: "Она не любила жаловаться… Слово "злокачественная" не было произнесено, но… Мы, как в юности, вместе поплакали, а домашним Майя ничего не сказала…" Она продолжала выходить на сцену такой же, как прежде, лёгкой походкой. Правда, голос стал чуть печальнее, в глазах появилась грусть, а на шее - кокетливо повязанная маленькая косыночка. Московские модницы, не зная, что Майя таким образом маскирует следы от облучения, тоже начали завязывать на шее маленькие косыночки. Её лечили крупнейшие гематологи - Й.Кассирский, а после его смерти в 1971 году - А.Воробьев. Увы, опухоль оказалась злокачественной. 24 года прожила певица в ожидании неминуемого финала, и какой пыткой оборачивался для неё каждый год, вырванный у смерти. Ведь всего за три месяца из-за травмы родинки умерла другая известная певица - Лидия Клемент. Жить в постоянном страхе и при этом петь… В конце 60-х в доме хирургов Вишневских Майя Кристалинская познакомилась с архитектором Эдуардом Максимовичем Барклаем, которого не смутила болезнь певицы, он стал бывать у неё на концертах, дарил букеты роз, провожал домой, красиво ухаживал. Фамилию свою он унаследовал от псевдонима отца. В своё время в качестве дизайнера Эдуард Барклай участвовал в установке памятника С.Орджоникидзе. В итоге он женился на его дочери, познакомился со Светланой Аллилуевой и другими представителями тогдашней элиты. Брак с дочерью Орджоникидзе вскоре распался. Позже, по совету Эдуарда, Майя начала появляться на сцене не в привычных костюмах, а в элегантных платьях с высоким воротом. Он сам выбирал фасоны платьев и расцветку ткани. Кристалинская и Барклай стали жить вместе, а через некоторое время гражданский брак сменился официальным, хотя из-за болезни Майя не могла иметь детей. Эдуард прекрасно готовил, заботился о жене, следил за приёмом лекарств и выполнением всех назначений медиков, хотя это порой приводило к ссорам. Он переживал и жаловался Валентине Котелкиной: "Ей нельзя худеть, а она почти ничего не ест". Накануне своего 50-летия Майя была очень подавлена - голос стал звучать хуже, она стала меньше петь. Возникла мысль о другом занятии, далёком от пения - переводе на русский книги Марлен Дитрих "Размышления". Майя связалась с самой Дитрих в Париже и получила её одобрение. Сама, без посторонней помощи, перевела 220 страниц. Эта книга стала раритетом. Напечатали её уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство. А в июне 1984 года Майя потеряла мужа. Он разбудил её ранним утром, попросил вызвать "скорую" и после укола потерял сознание. 19 июня Эдуарда Барклая похоронили. "После того, как ушёл Эдик, мне стало неинтересно жить", - говорила Кристалинская. Она даже перестала наблюдаться у Воробьёва. В начале 1985 года Майя легла в клинику, ей сделали там очередной сеанс облучения, но вскоре у неё ухудшилась речь, плохо стали двигаться правая рука и нога. После возвращения домой болезнь начала прогрессировать. Майя потеряла голос. Она не могла говорить, только набирала номер знакомых и плакала в трубку. В июне певица была помещена в реанимационное отделение Боткинской больницы. Пролежав там без сознания несколько дней, 19 июня Майя Кристалинская умерла - ровно через год после похорон Эдуарда Барклая.
Её похоронили на старинном Донском кладбище в Москве. На её надгробии высечена эпитафия: "Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься и опять споёшь".
Это действительно так - её песни волнуют сердца не только современников певицы, но и тех, кто родился несколько поколений спустя. Майя Кристалинская поёт и улыбается нам сегодня точно так же, как и много лет назад.
Анофриев О.А. Солдат и балерина. - М.: "Рипол Классик", 1999 - с. 51-52.
Только что позвонил телефон, и редактор фирмы попросил меня посоветовать, к кому бы она могла обратиться за аннотацией, а проще говоря, за добрым словом в адрес Майи в связи с выходом компакт-диска Кристалинской. Фу-у-у - какая длинная фраза! Да кому же, как не мне, говорить о ней! Это удивительный случай, когда имя и фамилия говорят сами за себя. Майя! - и повеяло весной! Майя! - и на душе стало теплее! Майя! - это сама любовь, ласковая и нежная, чистая и застенчивая. Кристалинская! - и передо мной сама природа, еще не изувеченная людскими дрязгами. Кристалинская! - и передо мной мужественный человек, вынужденный прилагать нечеловеческие усилия, чтобы не только жить, но и петь! Петь о счастье, о любви, о радости. На заре нас было мало, но нас знали все. И Майя была одной из нас. Ее голос не врывался в дома квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская "Нежность". Честно прожитая жизнь - это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, - это уже подвиг.
Есть среди наших эстрадных певцов исполнители, которых по праву можно назвать создателями песни. Их немного, но они по-настоящему рыцарски преданы жанру. Страстные пропагандисты нашего творчества, они дают крылья советской песне. И потому мы, композиторы, часто называем свои песни их именем. Так существовали песни Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова. Так существовали, теперь уже приходится говорить в прошедшем времени, и песни Майи Кристалинской. Я бесконечно благодарен этой артистке за то, что она сделала для советской песни, для меня, композитора, создав неповторимые прочтения произведений и оставив их в записях на пленках, на пластинках. В самом лучшем смысле слова она боролась за свой артистический авторитет, упорно завоевывала признание певца с самобытным, оригинальным, творческим почерком. Многое здесь помогло певице - её хороший вкус, музыкальность, её взыскательность к себе, к избираемому репертуару. Негромкая, деликатная манера пения, деликатный внешний облик и умение каждую песню превратить в исповедальный рассказ о судьбе своей современницы - такой мы все знали и полюбили Майю Владимировну Кристалинскую. Трудно себе представить, что уже больше никогда не прозвенит в моей квартире звонок и глуховатым, с хрипотцой голосом Майя не спросит: "А нет новой моей песни?" Её - Майи Кристалинской!..
Анофриев О.А. Солдат и балерина. -
М.: "Рипол Классик", 1999 - с. 51-52.
Только что позвонил телефон, и редактор фирмы попросил меня посоветовать, к кому бы она могла обратиться за аннотацией, а проще говоря, за добрым словом в адрес Майи в связи с выходом компакт-диска Кристалинской. Фу-у-у - какая длинная фраза!
Да кому же, как не мне, говорить о ней! Это удивительный случай, когда имя и фамилия говорят сами за себя. Майя! - и повеяло весной! Майя! - и на душе стало теплее! Майя! - это сама любовь, ласковая и нежная, чистая и застенчивая.
Кристалинская! - и передо мной сама природа, еще не изувеченная людскими дрязгами. Кристалинская! - и передо мной мужественный человек, вынужденный прилагать нечеловеческие усилия, чтобы не только жить, но и петь! Петь о счастье, о любви, о радости.
На заре нас было мало, но нас знали все. И Майя была одной из нас. Ее голос не врывался в дома квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская "Нежность".
Честно прожитая жизнь - это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, - это уже подвиг.