Мальчишник Завалинки: эротика в советском кинематографе. Девчонки, чур не подглядывать... мне сверху
видно все, так-то :))
Некоторые буржуины за дальними буграми до сих пор считают, что в СССРе секса не было. Мол, сами граждане, населяющие страну, в лице Люды Ивановой, в том признались, а потому, мол, и обсуждать там нечего – не было секса, и баста. Ибо написала об этом аж сама «Нью-Йорк таймс», так-то.
Фразочку Люды вырвали, конечно, из контекста в лучших традициях критиков всех времен и народов. И пошла она гулять по всем этим вашим масс-медиа, как истина в последней инстанции.
Ваш покорный слуга на собственном опыте, однако, постиг, что секс в Союзе таки был, по меньшей мере, начиная с рубежа 83-84го. Хороша была моя новогодняя Маша, чудо как хороша. Анфас и в профиль, боком и… эээээ… о чем это я?
Да! Секс в СССРе был, назло всем буржуям, вместе взятым.
С другой стороны, есть мнение, что, если на бытовом уровне секс вроде бы и существовал (иначе чем объяснить массовый прирост рождаемости в СССР?!), то уж в советской культуре эта немаловажная составляющая повседневной жизни отсутствовала напрочь.
Неправда это.
Конечно, о сиськах и письках советские певцы были петь не приучены, и слава господу. Но те, кто внимательно слушал советскую музыкальную лирику и умел мыслить, понимали, что секс в Союзе существовал и музыкально. Ведь секс – это не только и не столько упоминание постельных сцен и орудий сопровождения сего действа. Это, скорее, - настроение, ощущение, и, чего уж там скрывать – ааааагромадное удовольствие.
Но сейчас не о музыке, а о кино.
Почему-то у части населения существует заблуждение, что советское социалистическое кино было на всю голову аскетично-пуританским, и сексуально-эротическая составляющая в нем отсутствовала как данность. И, если в сценарии упоминались какие-либо эротические сцены, то на уровне режиссуры, а особенно – последующих худсоветов, - они убирались напрочь. А автора сценария гноили в подвалах Лубянки.
А и это неправда, однако.
Нет, конечно, советское кинопроизводство мало напоминало немецкий фильм-конвейер в стиле «aaaaaah, das ist fantastisch!». Но и пуританским союзный кинематограф назвать сложно. По количеству эротических сцен он, возможно, отставал от Запада. Но и это вполне объяснимо: совать различные интересные части женского тела в кадр каждого второго фильма (особенно на производственные темы... и такое случалось), конечно, можно. Но зачем?!
И, кстати, не нужно ставить знак равенства между понятиями «нет обнаженки» и «нет эротики». Некоторые фильмы, где обнаженка (в общепринятом понимании) вообще-то отсутствует (хотя и предполагается за кадром), куда возбудительней всех этих ваших эммануэлей – например, «Москва слезам не верит» Меньшова, «Лесная сказка» Ивченко, «Еще раз про любовь» Натансона... много таких советских кино. С другой стороны, не все сцены в стиле ню призваны возбуждать киномана, иногда они нужны в иных целях (например, в социальных драмах или ужастиках) – для привязки в тем или иным событиям (как в «Сибириаде» и «Андрее Рублеве») или контраста с происходящим (как в «Зорях» Ростоцкого).
Недавно слышал по ТВ «откровения» режиссера Стефановича (второй Алкин супружник, если че), рассуждавшего о том, что, мол, любые «обнаженные» эпизоды из советских фильмов вырезались на уровне худсоветов, потому как «не было свободы творчества».
Отчасти – да. Но вырезалось не все и далеко не отовсюду. Тут уж как и везде: если б-г наградил талантом – таки и никакие худсоветы не страшны. А если талантом обделен – то и никакая свобода не поможет, любая продукция будет на уровне УГ. Хороший пример – Тарковский. Снимал он почти только то, что считал нужным для себя, и так, как считал это нужным делать. Ругали – немало, и резали, бывало. И фильмы в массовый прокат (за исключением «Соляриса» и «Сталкера») «не пущали». Ну а если спросить: нужны ли были именно массовому зрителю «Андрей Рублев», «Зеркало», «Ностальгия» и «Жертвоприношение»? Да и, по большому счету, те же «Сталкер» с «Солярисом» далеки от обычного понимания общесмотрибельного кино.
А тот, кому это кино было нужно, знали, где и как его можно посмотреть… Существовали небольшие залы в крупных городах для «малотиражного» просмотра.
Но это больше к общему творчеству относится, чем конкретно к кино-эротике.
Возвращаясь к теме.
Были просто эротические сцены. Например, в комедии Гайдая «Операция Ы» (второй эпизод) довольно приятно разделась до купальника Наталья Селезнева. А в «Бриллиантовой руке» ее подвиг повторила Светлана Светличная, ей даже довелось остаться без лифчика. Можно еще упомянуть «Три плюс два» Оганесяна с «купальными» сценами Фатеевой и Кустинской, и множество иных фильмов. Да и постельные сцены в советском кинематографе вовсе не были редкостью, а если камера после первого поцелуя начинала блуждать по комнате, стыдливо отводя взор от влюбенных – ну таки если имеешь мозг и желание – додумаешь, что там дальше происходило. Ну или постигнешь на собственном опыте, ибо так будет правильней.
Вот порнографии не было в самом деле. А эротические составляющие были. И были сцены с самой что ни на есть обнаженкой. Кстати, за фильм "Девочка и эхо" режиссера Жебрюнаса сейчас могли бы и посадить - типа за педофилию (обнаженной актрисе 12 лет). А в 60х фильм посмотрели 5 млн зрителей, и режиссер наполучал каких-то премий. Что, впрочем, объяснимо: тогда про педофилию мало кто слышал, и дети в глазах зрителей оставались детьми. Но сейчас же новое, просвещенное время... мда... типа того... просветили... насквозь...
Отдельно – об актрисах, которые снимались в этих кадрах. Требовалась, кроме преодоления тривиальной стыдливости, некоторая смелость в предъявлении публике собственных прелестей. Поскольку публичная демонстрация определенных частей тела не сильно соответствовала коммунистической морали, то и отношение к обнажавшимся актрисам (со стороны кино-начальства) впоследствии могло быть не очень хорошим. Однако, на примерах Алферовой, Догилевой, Аринбасаровой, Остроумовой, Яковлевой, - можно прояснить, что ничего негативного раздевание на экране в их кинематографические судьбы не внесло. Возможно, наоборот.
Кстати, в советском кинопрокате была очень адекватная градация возрастных категорий. Категорий было 3, но по факту использовались 2: кино для всех и кино с шестнадцати лет. Сегодняшняя путаная 5-ступенчатая градация, на мой взгляд, совершенно глупа, и ничего, кроме идиотизма разработчика, в своей основе не имеет.
Но это – к слову.
Так что эротика в советском кинематографе существовала всегда. Правда, до середины 80х "обнаженные" сцены демнострировались в фильмах строго обоснованно (режиссеры на самом деле перед худсоветами готовили обоснование необходимости эротической сцены). В конце 80х плотину прорвало, и сиськи стали появляться на экране чаще, чем лица, иногла - вообще без всякой привязки к сюжету, исключительно ради кассовости. Закончилось это вполне закономерно - порнографическими "Особенностями русской бани", которые демонстрировались кинопрокатчиками с гордостью - вот, мол, чего достиг российский кинематограф, ура-ура...
Но тогда уже тикали российские часы. Советское кино закончилось в 91м. А если реально смотреть на вещи - то еще раньше...
И это скорее очень плохо, чем немного хорошо.
Итак, советская обнаженка - в одном ролике. Если про что-то я не вспомнил или не знал - каюсь и прошу простить великодушно...