МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ ОБРАЩЕНИЕ Здравствуй, мой юный читатель! Я хочу рассказать тебе о мальчике Алёше. Почему именно о нем, а не о каком-то другом? Наверное, потому, что он мой сын. Теперь Алеша уже бо
МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ
ОБРАЩЕНИЕ
Здравствуй, мой юный читатель!
Я хочу рассказать тебе о мальчике Алёше. Почему именно о нем, а не о каком-то другом? Наверное, потому, что он мой сын.
Теперь Алеша уже большой – ему семь лет, и он ходит в первый класс. Впрочем, этот мальчик всегда считал себя большим. С тех самых пор, когда понял, что люди делятся на больших и маленьких.
Время идет. Алёша продолжает расти. Меняются его взгляды вообще и на самого себя в частности. Лишь одно остается неизменным – оглядываясь на уже прожитие годы, он уверенно утверждает, что тогда был маленьким, а теперь – большой.
Начать рассказ о сыне мне хочется с того самого времени, когда он "был маленьким" Именно потому истории, которые я тебе поведаю, будут такими же маленькими, как и их главный герой...
САМАЯ ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ
Двухлетний Алеша сидит у папы на руках. Папе нужно идти, но сын упорно не желает сходить с рук.
– Лёшик, иди к мамочке, – обращается к нему мама, – а то мамочка уйдет!
– А то папа уйдёт, – отвечает ребенок, отчетливо понимая, что в этот момент мама никуда не денется.
ЧАЙНИК
Двухлетний Алеша слушает сказку "Федорино горе" и внимательно рассматривает картинки. Вдруг он прерывает мое чтение.
– Дай!
– Что тебе дать, сынок?
– Дай, – требует ребенок и указывает на нарисованный чайник.
Я улыбаюсь и пытаюсь объяснить, что это картинка, что чайник взять невозможно, что...
– Да-а-ай!! – верещит мальчишка, не желая слушать мои разъяснения.
– Ладно, – говорю, – так уж и быть, бери!
Сын замолкает. Смотрит на меня с недоверием и удивлением. Однако видит, что папа серьезен и начинает верить в мою искренность. Он пытается взять то, что нарисовано...
– Никак, папа!
– Ну, а я как?!
Инцидент оказывается исчерпанным.
ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
Трехлетний Алеша обратился к папе.
– Это безобразие! Кругом так много написано, а я не умею читать!
– Лёшик, чтобы научиться чтению, нужно много заниматься. Тебе это быстро надоест.
– Пусть. Ты все равно учи,
И я взялся за обучение. В силу некоторых причин занятия проводились лишь раз в неделю. В пять лет сын сдавал мне экзамен. Ему было предложено прочесть всего одно слово – "контрвзбрыкнуть". Я тоже знаю, что такого слова в природе нет. Однако полагал, что, разобравшись в этом сложнейшем сочетании букв, Алеша сможет прочесть любое иное слово. Экзамен был сдан... С тех пор сынишка стал читать всё, что ни попадало на глаза. Опасаясь конфуза, я заметал ему однажды,
– Лёшик, не следует читать то, что нацарапано в трамваях или намазано на заборах – ведь слово может оказаться и неприличным!
– Я это уже понял, папа. И слова читаю прежде про себя, а лишь затем вслух...
Эта история совершенно неожиданно поимела своё продолжение. Спустя пару лет, просматривая эти мои записки, Алёшик опять споткнулся на столь необычном слове. Оно почему-то опять никак не хотело читаться. Было и смешно, и обидно… Собрав всю свою такую немудрящую волю, сконцентрировав остатки вконец растерянного терпения, мальчик с большим трудом одолел распоясавшегося строптивца
ГЛУПЫЕ ВОПРОСЫ
Маленькие дети любят задавать "глупые" вопросы. Бывает, что спрашивают о том, что известно уже заранее. В этом плане и мой сын не оказался исключением.
– Папа, а почему машинка сама едет? Я сохраняю полнейшую невозмутимость и "возвращаю" вопрос.
– Лёшик, а почему машинка сама едет?
Мальчик задумывается, потом его лицо проясняется, и он менторским тоном произносит.
– Потому что моторчик.
Я выслушиваю с серьезнейшим видом, а затем продолжаю диалог.
– Лёшик, ты знаешь, почему машинка сама едет?
– Почему?
– А потому, что моторчик...
Вначале сын соглашался с "моим" мнением, высказанным в подобной форме. Затем стал сомневаться в папиных мыслительных способностях... Однако года в четыре он уже понял, что вопросы "возвращаются" не из-за папиной бестолковости, а по иным причинам: либо в них нет смысла, либо ответы на них нужно искать самому...
ЛИФТ
Трехлетний Алеша и я подходим к девятиэтажке. Сын с тревогой спрашивает.
– Папа, а в этом доме есть лифт?
– Есть, – говорю.
– А давай мы на нем не поедем?!
– Почему же?
– А я уже ездил с мамой к дедушке... Страшно!.. Времени на раздумья нет. Я отчетливо осознаю, что ребенок напуган лифтом, что от меня зависит, сможет ли он перебороть свой страх. Именно потому без малейшей паузы я ему отвечаю.
– Так то ж дедушкин лифт... На нем и я боюсь ездить... На том лифте вообще никто не ездит ...
Ребенок не чувствует моего "коварства". Он храбро входит в лифт. Хоть и дрожит, но сдерживает слезы. И вот мы выходим. Страх побежден. Потом мы безбоязненно ездили в лифтах к родным и знакомым. Затем вообще перестали обращать внимание на это чудо техники – просто пользовались, как карандашом или кружкой. И вот тогда я пошел с ним к дедушке... Шагов за двадцать до подъезда сын спросил меня тревожным голосом.
– Папа, мы ведь не поедем на лифте?
– Ну да! Так я и поплелся пешком, – отвечаю нарочито грубовато.
– Папа! Ты же сам говорил, что у дедушки лифт – страшный! Неужели не помнишь?!
– Помню... Но что же я должен был тебе говорить? Сын всё понимает и храбро входит в лифт.
КАШКИНЫ СЛЁЗЫ
Алеша, будучи маленьким, наевшись, просит "пощады". Я позволяю ему не доедать оставшееся. Он смотрит на тарелку, вздыхает и спрашивает.
– Папа, а кашка будет плакать? Я сразу спохватываюсь.
– Будет, сынок, еще как будет!
Сын опять вздыхает и вновь берется за ложку...
МУХА
У Алеши папина привычка: когда чем-то увлечен, то обязательно от усердия открывает рот. Когда мальчику шел четвертый год, я ему как-то заметил.
– Закрой рот, а то муха залетит!
– И что будет?
– То, что случилось с одной девочкой...
– А что с ней случилось?
Мне приходится придумывать, что называется, на ходу.
– Что-что... Сначала муха залетела, а потом девочке животик разрезали – операцию делали.
– И что?..
– Что? Пока привезли в больницу, пока положили на стол, пока разрезали животик... Муха-то и сдохла!
На глазах у малыша появляются горошины слез – ему искренне жаль бедную муху. С чего начался разговор, он уже не помнит...
К сожалению, все истории не поместились. Если кому-то они показались интересными, можно будет потом что-то решить.