Ещё несколько фото...
Вивьен Ли, Кларк Гейбл и Маргарет Митчелл
Могила Маргарет Митчелл на кладбище в Атланте
Интересные факты о фильме «Унесённые ветром». Просто факты.
Кинофильм "Унесенные ветром" (Gone with the Wind) - экранизация одноименного романа Маргарет Митчелл. Премьера фильма состоялась 15 декабря 1939 года в городе Атланта, штат Джорджия. Фильм получил 10 премий "Оскар" и был номинирован еще на пять.
В 1936 году Маргарет Митчелл передала права на экранизацию своей работы продюсеру Дэвиду Селзнику за 50 тысяч долларов.
Перед съемками фильма был устроен грандиозный кастинг. Среди множества кандидатов на роль Ретта Батлера рассматривались такие звезды кино 1930-х годов как Роналд Коулман, Фредрик Марч, Бэзил Рэтбоун и Эррол Флинн. Гарри Купер даже сумел успешно пройти пробы, но вскоре выбыл из проекта. В конце концов, Селзнику пришлось заплатить 1,2 млн долларов кинокомпании MGM, чтобы выкупить их звезду - Кларка Гейбла.
Интересно, что сама Маргарет Митчелл хотела видеть в главной мужской роли знаменитого комедийного актера Гручо Маркса.
Groucho Marx
На роль Скарлетт О'Хара кинематографисты просмотрели почти 1400 кандидаток, из которых 400 пригласили на второй этап просмотра и 90 из них приняли участие в пробах. Брат Селзника Майрон, владелец актерского агентства, порекомендовал ему юную актрису Вивьен Ли. Продюсер Дэвид Селзник впервые увидел Ли на пробах, он сразу написал своей жене: «Она Скарлетт - тёмная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли». Когда Маргарет Митчелл увидела Вивьен, она сказала: «Это моя Скарлетт».
Лесли Говард был утвержден на роль Эшли Уилкса, Оливия де Хэвилленд - на роль Мелани Гамильтон, Томас Митчелл - на роль Джеральда О'Хара, Барбара О'Нил - на роль Эллин О'Хара, Эвелин Кейс - на роль Сьюлины О'Хара, Энн Рутерфорд - на роль Кэррин О'Хара, Джордж Ривз - на роль Стюарта Тарлтона, Хэтти МакДэниэл - мамушки, Джейн Дарвелл – на роль Долли Мэрриветер, Алисия Ретт - на роль Индии Уилкс, Камми Кинг - на роль Бонни Батлер.
Главные герои на пробах, но без костюмов
Писательнице Маргарет Митчелл многое не понравилось в окончательном варианте сценария, но на ее упреки не обратили никакого внимания. После премьеры фильма Митчелл принципиально отказывалась отвечать на какие-либо вопросы, связанные с экранизацией ее романа. Интересно, что в написании отдельных сцен фильма участвовал известный писатель Скотт Фицджеральд, имя которого так не было указано в титрах картины.
В последний день съемок 26 января 1939 года все еще не было готового сценария. Его дописывали прямо на съемочной площадке в моменты пауз.
Кларк Гейбл (Ретт Батлер) не умел танцевать вальс, поэтому для сцены благотворительного бала в Атланте ему смастерили специальную вертящуюся площадку? Что стало поводом для насмешек Вивьен Ли, и отношения у актеров складывались конфликтно. Кларк высмеивал английский акцент Вивьен и её показную (как ему видилось) чопорность; Вивьен тошнило от одной мысли о поцелуе с мистером Гейблом. Тот постоянно пил виски и жевал чеснок. Впрочем, она мужественно терпела, ведь больше всего на свете её интересовала работа!
Самой первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты, сцену снимали в естественных условиях - руководство студии подожгло целый "квартал" декораций, оставшихся от съемок другого фильма.
На тот момент исполнительница роли Скарлетт еще не была утверждена и ее играла актриса, имя которой осталось неизвестным.
Для съемок усадьбы был задействован особняк брата Селзника - Майрона.
В фильме были задействованы 59 актеров и 2400 человек массовки, 1100 лошадей, 375 других животных и 450 карет и подвод. Окончательная стоимость фильма составила 3,7 млн долларов. 550 тысяч долларов было затрачено на рекламу, плакаты и специальные буклеты.
Для фильма было сшито 5500 оригинальных костюмов, включая 1200 мундиров армии конфедератов. Их стоимость составила 10 тысяч долларов. Все мундиры прошли процесс старения: их терли о песок, использовали металлические щетки, пачкали в грязи.
Для Вивьен Ли сшили 31 платье. У актрисы была очень тонкая талия и стройные ноги, но небольшая грудь. Поэтому к платью пришивали кружева и воланы, за пазуху накладывали вату.
Среди нарядов Вивьен Ли было 27 совершенно одинаковых сиреневых платьев, отличавшимися лишь степенью износа, чтобы кадр за кадром, сцена за сценой зритель видел, как постепенно ветшало одно-единственное дешевое ситцевое платье Скарлетт.
Но самыми запоминающимися нарядами, конечно же, стали всевозможные платья и шляпки главной героини! Их придумал американский художник Уолтер Планкетт - талантливый мастер, чьи работы нашли отклик в сердцах многих поклонников Скарлетт О'Хара.
Уолтер Планкетт за работой
Эскизы нарядов Скарлетт О'Хара, нарисованные Уолтером Планкеттом
В сцене, когда Скарлетт идет по полю боя между телами убитых и раненых южан, планировалось использовать 2000 статистов. Но Гильдия актеров потребовала заплатить всем им по средней ставке, на что Селзник ответил отказом. В итоге сцену снимали с 800 членами массовки, почти 400 человек выступили добровольцами, а еще часть актеров заменили манекенами.
В сцене, где Скарлетт мчится за доктором для Мелани в госпиталь Атланты, путь ей освещает фонарь с электрической лампочкой. Подобные лампы появились только 15 лет спустя после войны Севера и Юга.
Актрисе Барбаре О'Нил, сыгравшей мать Скарлетт, на момент съемок было 28 лет, тогда как Вивьен Ли 25 лет.
Роль Йонаса Уилкерсона начинал играть актер Роберт Глеклер. Через месяц после начала съемок он скончался, и его заменил Виктор Джори.
Лесли Говард, сыгравший героя войны Эшли Уилкса, являлся военным офицером запаса. Когда началась Вторая Мировая Война, он отправился добровольцем на фронт и погиб - его самолет был сбит.
Хэтти МакДэниэл, сыгравшая чернокожую няньку-служанку, стала первой чернокожей актрисой, получившей премию "Оскар". По иронии судьбы, она даже не смогла попасть на премьеру фильма. В то время законы штата не позволяли темнокожим людям посещать общественные заведения. Интересно, что на эту роль претендовала повариха президента США Франклина Рузвельта Лиззи МакДаффи.
Хэтти Макдэниел на церемонии вручения Оскаров, 1940 г.
За некоторые не совсем цензурные выражения героев фильма Дэвид Селзник был оштрафован на 5 тысяч долларов, но он всегда считал, что заплатил эти деньги не зря.
Фильм "Унесенные ветром" стал одним их первых цветных фильмов в истории кинематографа. Он был снят при помощи системы "Техниколор", при которой черно-белые снимки окрашивались в красный и зеленый цвета и скреплялись в единую ленту, что позволяло получить нужную цветовую гамму; этот метод был дорогостоящим, так как не только потреблял большое количество пленки, но и нуждался в специально переделанной кинокамере.
Режиссёр "Унесённых ветром" Виктор Флеминг с камерой системы "Техниколор"
Съемки "Унесенных ветром" продолжались с 10 декабря 1938 года по 11 ноября 1939 года.
Актриса Вивьен Ли снималась 125 дней и получила гонорар около 25 тысяч долларов. Кларк Гейбл работал лишь 71 день, но заработал почти 120 тысяч долларов. При том, что Вивьен Ли работала на съемочной площадке по 16 часов в день 6 дней в неделю, а Кларк Гейбл уходил ровно в 18.00.
Первоначальная версия фильма была на 48 минут длиннее версии, показанной в кинотеатрах. При этом "Унесенные ветром" все равно является самым длинным фильмом, получившим премию "Оскар" как лучший фильм года.
Во время премьеры фильма возле кинотеатра собралась многочисленная армия поклонников романа Митчелл, желавшая лично поприветствовать создателей картины. Билеты на премьеру стоили 10 долларов, но спекулянты продавали их по цене 200 долларов (в нынешних ценах - 2 000 долларов!).
Всего в родном городе Маргарет Митчелл фильм посмотрело около миллиона человек! На "Унесённых ветром" было продано больше билетов, чем на любой другой голливудский фильм; с поправкой на инфляцию это самая кассовая лента в истории домашнего проката в американском кинематографе!
Вивьен Ли относилась крайне скептически к свалившемуся на неё бремени славы. Она была скорее сильно удивлена и даже напугана; и как признавалась значительно позднее - возложенный на неё статус звезды сильно давил и мешал в работе.
Вивьен Ли получает премию Оскар в номинации "Лучшая актриса", 1940 г.
Вивьен Ли прожила всего 53 года. Она умерла 8 июля 1967 года в Лондоне , после долгих лет борьбы с туберкулёзом. Прах актрисы развеян над прудом возле её дома, в деревне Блэкбойз (графство Восточный Сассекс).
Вивьен Ли в последние годы своей жизни
Кларк Гейбл прожил немногим больше: любимец зрителей ушёл из жизни в 59 лет. Во время съёмок фильма "Неприкаянные" у него случился сердечный приступ, и 16 ноября 1960 года, спустя 11 дней, актёр скончался в больнице.
Оливия де Хэвилленд - обладательница двух премий Оскар (в 1947 и 1950 гг.) в номинации "Лучшая женская роль" за фильмы "Каждому - своё" и "Наследница".
Оливия в 1939 году
Британский актёр театра и кино, а также продюсер и режиссёр Лесли Говард, сыгравший Эшли Уилкса, погиб 1 июня 1943 года во время рейса № 777 Лиссабон-Лондон. Его самолет DC-3 «Дакота» был сбит над Бискайским заливом немецким истребителем. Лесли было всего 50 лет. Помимо актёра погибли все, кто находился на борту самолёта.
факты взяты на liveinternet.ru
И тебе спасибо,Альбина!
Красивый и интересный пост!
Унесенные ветром-замечательный роман!
Изначально роман назывался «Завтра другой день».
Но когда бывший репортер «Атланта джорнал» Маргарет Митчелл принесла редактору увесистую папку объемом в тысячу печатных страниц, рукопись вернули на доработку. Автор отредактировала текст, поставив новый заголовок – Gone with the Wind (строчка из стихотворения английского поэта Эрнеста Даусона «…буйных роз развеян ветром танец и погашен пыл»).
Некоторые переводчики настаивали на том, что «Развеяно ветром» более точно передает дух и смысл романа.
Тем не менее в России, куда произведение в русском переводе дошло лишь в середине 80-х годов прошлого века, прижилось название «Унесенные ветром».
Предположения о том, что Маргарет Митчелл писала Скарлетт с самой себя, высказывались неоднократно, но каждый раз писательница категорически отвергала подобные утверждения и даже приходила в бешенство.
Она никогда не скрывала своей нелюбви к главной героине романа: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер.
"Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О'Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно – для морального и умственного состояния нации, – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом...»))))))
И прославилась как раз-таки из-за нелюбимого персонажа.
Я читала роман этот давным-давно,надо перечитать.
Но впечатление от прочитанного помню
И фильм мне тоже нравится!
Фильм всех времен и народов))
Замечательно!)) Столько интересных подробностей!
Писательница за всю жизнь издала всего один роман, принесший ей огромную популярность ,которая ее вовсе не радовала))
Наступит утро,и завтра будет Новый День!
Никто не знает, создала бы Маргарет Митчелл ещё один литературный шедевр, если бы прожила долгую жизнь. Но даже один единственный роман сделал имя писательницы знаменитым, а его экранизация принесла ей мировое признание, которое она до последних дней считала незаслуженным наказанием.
Она никогда не скрывала своей нелюбви к главной героине романа. Каждый раз писательница категорически отвергала предположения, что писала Скарлетт с самой себя и даже приходила в бешенство от подобных утверждений. На все попытки сравнить её со Скарлетт Маргарет отвечала: «Она была шлюхой, а я – нет».
«Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О'Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно – для морального и умственного состояния нации, – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом...».
И всё-таки, в некоторых чертах характера и жизненных перипетиях у Митчелл было гораздо больше общего с её скандальной героиней, чем кажется на первый взгляд.
Маргарет, Маргарет Манерлин Митчелл, родилась 8 ноября 1900 года в Атланте (штат Джорджия), которая стала местом действия её бессмертного романа, в благополучной и состоятельной семье адвоката Юджина Митчелла и Марии Изабель Стивенс, часто упоминаемой как Май Белль. Предки писательницы по отцовской линии – выходцы из Ирландии, по материнской – из Франции. Мать официально числилась в домохозяйках, воспитанная и целеустремленная, она слыла незаурядной дамой, опережавшей эпоху. Мария Изабель колоритная, темпераментная, огненноволосая, ста восьмидесяти сантиметров ростом входила в число основательниц кампании за избирательные права женщин и состояла в католической ассоциации. Женщина прививала дочери хороший вкус и наставляла её на верный путь. У Маргарет был брат Стивен (Стефен) на четыре года старше её. Как и зеленоглазая Скарлетт О'Хара, Маргарет была южанкой до мозга костей. А Юджин Митчелл сделал семью вхожей в высшее общество.
Маргарет Митчелл в детстве
Маргарет с мамой т братом
Детство девочки прошло в атмосфере рассказов о событиях недавней эпохи, чему помогало и то, что отец её был председателем местного исторического общества. Атланта – американский Юг, который всего за несколько десятилетий до этого потерпел унизительное поражение в Гражданской войне между Севером и Югом. Так впечатлительный ребёнок с детства жадно впитывал истории, которые рассказывали родители, знавшие о войне Севера и Юга не понаслышке. Два деда Маргарет Митчелл сражались на стороне южан: один получил пулю в висок, по чистой случайности не задевшую мозга; другой долго скрывался от победителей-янки, и будущая писательница готова была часами слушать рассказы об их подвигах в то время.
Атланта начала XX века
В школьные годы Митчелл писала пьесы для ученического театрального кружка. Посещала филармонию в Атланте. Там она стала создателем и руководителем драматического клуба. Помимо театрального дела, Маргарет интересовала журналистика. Она была редактором школьного ежегодника «Факты и фантазии» и занимала пост президента Вашингтонского литературного общества. После получения среднего образования в Вашингтонской школе-семинарии, девушка в 1918 году поступила в престижный женский Смитский колледж в штате Массачусетс.
«Трудно описать Пегги (детское прозвище Маргарет) пером, передать её веселость, её интерес к людям и основательное знание их натуры, широту её интересов и круга чтения, её преданность друзьям, а также живость и обаяние её речи. Многие южане – прирожденные рассказчики, но Пегги рассказывала свои истории так забавно и искусно, что люди в переполненной комнате могли, замерев, слушать её весь вечер» – так вспоминала о Митчелл подруга.
Маргарет Митчелл была настоящей красавицей – её тёмные волосы, миндалевидные зелёные глаза и стройная фигура притягивали мужчин как магнит. Девушка не знала отбоя от поклонников так же, как Скарлетт, хотя в начале романа и утверждалось, что она «не была красива». У Пегги, как её называли друзья, было столько поклонников, что она записывала в специальный альбом тех, кто хотел пригласить её на свидание. Таковых оказалось больше сорока.
Летом 1918 года Маргарет Митчелл познакомилась с Генри Клиффордом, 22-летним уроженцем Нью-Йорка, выпускником Гарварда. Но США вступили в войну с Германией на стороне Антанты и Генри вынужден был уехать на фронт, чтобы участвовать в сражениях Первой мировой во Франции. Перед тем, как отправиться на фронт, молодой лейтенант сделал Маргарет предложение и она приняла его.
В Маргарет сочетались страсть к кокетству и любовь к спортивным развлечениям, незаурядные способности к учёбе и интерес к знаниям. Митчелл не была романтиком. В характере девушки присутствовали упрямство, сила духа, авантюрность, своенравность и независимость. В 17 лет она записала в дневнике, что, если бы родилась парнем, непременно поступила бы в военное училище.
В октябре 1918 года во Франции погиб её жених лейтенант Клиффорд. Эта трагедия оставила глубокий след в душе Маргарет, которая ещё много лет посылала матери Генри цветы в день его рождения. Маргарет возвращается в Атланту, когда от «испанки» в январе 1919 года умерла её мать. От сильных переживаний слёг и отец. Она взяла управление домом в свои руки – так же, как это сделала Скарлетт. Как и у Скарлетт, у неё был мужской характер и мужская деловая хватка.
По существующей легенде дела в семье пошли из рук вон плохо и всё хозяйство свалилось на плечи девушки. Что и как свалилось – об этом информации нет. Однако известно, что в это период Митчелл вела очень активную светскую жизнь.
Сама Маргарет Митчелл говорила о себе в молодости так: «Одна из тех «крутых» женщин с короткими стрижками и короткими юбками, про которых священники говорят, что к тридцати годам они попадут либо на виселицу, либо в ад». Вершиной бунтарской юности будущей писательницы стала публикация в одной из местных газет «Манифеста феминисток», которая была украшена и снимком самой феминистки – в мужском костюме, шляпе и ковбойских сапогах. Это был настоящий скандал. Говорят, что её бабушка демонстративно сожгла газету с фото в камине и заявила, что с этого момента у неё нет внучки.
Возвращение Маргарет в родной город произвело настоящий фурор среди мужской части населения. Но её избранником стал далеко не самый лучший. Мисс Митчелл не устояла перед чарами Берриена Киннарда Апшоу – высокого, бравого красавца, получившего за свою рыжую шевелюру прозвище «Ред». Апшоу зарабатывал нелегальными поставками спиртного, поэтому семья не одобрила выбор Маргарет. Но свадьба состоялась в сентябре 1922 года. Свидетелем со стороны жениха на свадьбе был скромный, образованный молодой человек Джон Марш.
Свадьба Маргарет Митчелл и ее первого мужа Берриена Апшоу. Слева - будущий муж Джон Марш
Молодожёны поселились в доме Митчеллов. Но прожили вместе только до декабря. Возможно, Ред стал прототипом Ретта – их имена созвучны. Но, к сожалению, только во внешних проявлениях. Муж оказался человеком жестокого, буйного нрава. Чуть что – хватался за пистолет. Несчастной жене пришлось почувствовать на себе тяжесть его кулаков. Маргарет и тут показала: она не лыком шита. Теперь в её сумочке тоже лежал пистолет. В декабре муж уехал и их развод был оформлен в 1924 году. За унизительной процедурой развода с замиранием сердца наблюдали все городские кумушки. Но и через такое испытание Митчелл прошла с гордо поднятой головой.
В 1925 году она обвенчалась со скромным и преданным Джоном Маршем. Наконец-то в её доме поселилось тихое счастье! То ли из-за склада характера, то ли по другим причинам, но Джон Марш старался не перечить жене, которая стала настоящей главой семьи. Много позднее станет ясно, что он просто сильно любил свою Пегги, как часто называл Маргарет. «По природе своей мы во многом не совпадаем, – писал годы спустя Марш, – потому можно удивляться, как нам удалось справиться друг с другом, ведь, как это ни странно, мы успешно ладим вот уже много лет. Возможно, секрет в том, что она прощает мне мои качества, а я ей – её».
«Могу только сказать, – писала Маргарет матери Джона, – что я искренне люблю Джона, верного и сильного друга, которому я безгранично доверяю, и нежного, внимательного возлюбленного».
В 1922 году под именем Пегги (её школьное прозвище) Митчелл поступила на работу в газету «Атланта Джорнал». И хотя в те времена профессия журналиста считалась исключительно мужской, лёгкое и острое перо Маргарет быстро сделало её одним из ведущих журналистов издания – репортажи у журналистки выходили чёткие, ясные, не оставлявшие у читателя никаких вопросов… В общей сложности для «Атланты Джорнал» Маргарет написала более двух сотен статей, очерков и рецензий, однажды даже сделала репортаж из публичного дома.
Любимую работу в газете Митчелл пришлось оставить в 1926 году. Биографы очень часто пишут о том, что увольнение стало следствием травмы ноги, которая была получена ещё в детские годы, а в 1926 году болезнь обострилась и Маргарет решила посвятить всё своё время мужу. Во всяком случае, она как-то заявила: «Замужняя женщина должна быть прежде всего женой. Я – миссис Джон Р. Марш». Конечно, миссис Марш кривила душой. Она не собиралась ограничивать свою жизнь миром кухни. Маргарет явно устала от репортерства и решила посвятить себя литературе.
Над «Унесёнными ветром» Маргарет Митчелл работала почти 10 лет – с 1926 по 1936 года. Сам замысел романа появился почти случайно. Не имея больше возможности работать репортером, Маргарет с увлечением предалась своему любимому детскому занятию – чтению бульварных романов про любовь. А потом решила, что читать – это слишком скучно, если можно написать свою собственную книгу.
Создание «Унесённых ветром» началось с того, что Маргарет Митчелл написала главную фразу последней главы: «Она не сумела понять ни одного из двух мужчин, которых любила, и вот теперь потеряла обоих». Привычка писать с конца, с самой забойной фразы, осталась у Маргарет со времен работы журналистом – именно так создавaла она свои очерки.
Так началась работа над будущим шедевром. В ход пошли как читательские впечатления юности, так и рассказы бабушки о временах Гражданской войны, а также архив местной прессы и труды историков, которые Митчелл тщательно изучала, стараясь добиться максимальной точности в изображении исторических событий. В 1926 году Митчелл получила от супруга в подарок пишущую машинку «Ремингтон». С первыми главами «Унесённых ветром» она знакомила только мужа. Именно он с первых дней стал её лучшим другом, критиком и советчиком. Джон проявил чудеса лояльности и терпения и во всём поддерживал жену. Возвращаясь с работы (Джон служил до конца жизни в «Электрокомпании» в отделе рекламы), он читал написанный ею материал, помогал продумывать сюжетные перипетии и коллизии, вносил правки и подыскивал первоисточники для описания эпохи. Эпизоды книги писались случайно, затем собирались воедино. Митчелл была внимательна к историческим фактам и основывалась в описаниях на множестве источников. Она даже брала интервью у бывших участников военных действий. Впоследствии автор говорила, что персонажи романа не имеют реальных прототипов. Но, зная особенности взглядов суфражисток, понимая нравы и особенности эпохи Великой депрессии, Митчелл дала главной героине необычные качества и характеристики. Так символом Америки стала женщина не самых добрых нравов.
Маргарет Митчелл. 1937 год
В основном роман был написан к концу 1932 года, но Маргарет боялась его обнародовать. Папки с бумагами пылились в кладовке нового большого дома Маршей на прославленной ею Персиковой улицы. Их жилье стало центром интеллектуальной жизни городка – чем-то вроде литературного салона. На огонёк как-то заглянул Гарольд Лэтем (вице-президент издательства «Макмиллан») и пожелал увидеться с Маргарет Митчелл. Лэтем появился в Атланте не случайно. Ещё в начале 1935 года руководство издательства решило, что экономика в стране, после Великой депрессии, начала восстанавливаться и к 1936 году может появиться устойчивый спрос на художественную литературу. Следовательно, издательству нужны авторы, а для их розыска необходимо провести поисковую экспедицию. Именно Лэтем предложил начать экспедицию с Атланты.
Маргарет долго не могла решиться. Но всё же отдала редактору рукопись. Прочитав, тот сразу понял, что держит в руках будущий бестселлер. Полгода ушло на доработку романа. В первоначальном варианте главную героиню звали Пэнси О’Хара. Окончательное имя героини – Скарлетт – автор придумала прямо в редакции. Прежнее название – «Завтра будет новый день» изменилось на «Унесённые ветром» (фраза из стихотворения Эрнеста Даусона). Одна просьба издателей касалась концовки романа: рецензенты всерьез уговаривали Митчелл изменить финальную главу, чтобы не расстраивать чувствительных читательниц грустной развязкой. Но Маргарет, которая начала писать книгу с конца и построила на этом всю сюжетную линию, не сдавалась: «Я изменю всё, что хотите, только не конец». И оказалась права: открытый финал романа будут обсуждать следующие 80 лет.
Издание книги «Унесённые ветром» готовилось долго, а интерес потенциальных читателей умело подогревался грамотной рекламной кампанией. 15 марта 1936 года были готовы гранки ручного набора, а 30 июля книга поступила в продажу. Первый же тираж 1936 года произвел настоящий фурор среди обывателей американского Юга. Люди увидели собственную жизнь без прикрас и мгновенно влюбились в автора – милую женщину, живущую рядом с ними.
Маргарет Митчелл и ее книга «Унесённые ветром»
К концу года объём продаж превысил миллион экземпляров. Никто не ожидал такого успеха. То, что случилось, сама Маргарет определила двумя словами: «Разверзся ад».
Сама автор такого успеха никогда не понимала. О своём сочинении она отзывалась довольно скромно: «...это, в сущности, простая история об абсолютно простых людях. Здесь нет изысканного стиля, нет философии, минимум описания, нет грандиозных мыслей, нет скрытых значений, никакой символики, ничего сенсационного – словом, ничего из того, что делало другие романы бестселлерами».
В 1937 году Маргарет Митчелл, не имеющая специального образования, стала лауреатом престижной Пулитцеровской премии в области литературы. Издание романа принесло автору мировую известность, но свалившиеся на Митчелл слава и деньги скорее озадачили её, чем обрадовали, стали тяжким бременем. Покой дома, который они с мужем так оберегали, оказался нарушен. Она понимала, что её произведение сделалось мировым достоянием. Однако Маргарет не желала, чтобы в жизнь её семьи и в её личную жизнь вмешивались чужие люди: «Долгие годы мы с Джоном жили тихой, уединённой жизнью, которая была нам так по душе. И вот теперь мы оказались на виду…» Писательница сама старалась заниматься делами вокруг продажи романа, устанавливая права и отчисления, контролируя издания на других языках. Но финансовые дела приносили только усталость и на творчество уже не было сил. Она не хотела повышенного внимания и даже не поехала на премьеру кинокартины по своей книге, зато добросовестно отвечала на каждое письмо от своих читателей.
«Нет, мэм, не могу сказать вам, получит мисс Скарлетт назад капитана или нет. Нет, мэм, мисс Маргарет тоже не в курсе. Да, мэм, я сто раз слышала, как она говорит, что понятия не имеет, что сталось с мисс Скарлетт, когда та уехала домой в Тару…» – в сотый раз терпеливо говорит в телефонную трубку экономка Маргарет Митчелл. Звонками дело не ограничивается: любопытные поклонники осаждают порог дома писательницы, заваливают её письмами, не дают прохода на улице. Митчелл пишет в одном из писем: «Я мечтаю дожить до момента, когда мою книгу перестанут продавать», – и не кокетничает.
Маргарет приглашали в университеты для чтения лекций, повсюду появлялись её фото, а журналисты докучали просьбами об интервью. За первые 6 месяцев разошелся тираж свыше 1 млн. Сегодня книга продается по 250 тыс. экземпляров в год. Произведение переведено на 27 языков и только в США переиздавалось более 70 раз.
Фильм по роману «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл, снятый режиссёром Виктором Флемингом, вышел в 1939 году – всего через три года после публикации книги и получил восемь премий «Оскар». Роль Ретта Батлера исполнил Кларк Гейбл, а Скарлетт сыграла Вивьен Ли. Актрису на главную роль искали в течение двух лет и одобрили только ту исполнительницу, которая напомнила режиссёру молодую Маргарет.
Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Маргарет Митчелл, Виктор Флеминг и Оливия де Хэвилленд
Ответственность в этот период взял на себя Джон Марш. Муж писательницы помогал ей поддерживать переписку с издательствами и контролировать финансовые вопросы. Он посвятил себя самореализации жены. Супруга оценила подвиг, поэтому роман «Унесённые ветром» был посвящен любимому мужчине Маргарет Митчелл – «Дж.Р.М».
Маргарет Митчелл наотрез отказалась от создания продолжения романа. Более того, она завещала после смерти сохранить черновые записи, свидетельствующие о её работе над романом и уничтожить иные её произведения, поэтому составить полную библиографию писательницы сегодня невозможно. Если продолжение истории Скарлетт и существовало, читатель не узнает об этом. Другие сочинения под именем автора не публиковались.
Во время войны Митчел работала в «Красном Кресте». На фото - визит на военный корабль в 1941 г.
Во время Второй мировой войны Маргарет Митчелл была волонтёром Красного Креста и делала крупные пожертвования американской армии, а так же лично писала солдатам десятки писем со словами поддержки.
Маргарет скончалась 16 августа 1949 года. Причиной смерти стало дорожно-транспортное происшествие. Вечером 11 августа 1949 года, когда Митчелл с мужем неспешно шли по её любимой Персиковой улице в местный кинотеатр на фильм «Кентерберийская история», её сбил автомобиль (водитель которого, Хью Грэвитт, раньше работал таксистом, отсюда нередкие ошибочные утверждения, что её сбило такси), и спустя 5 дней она скончалась, не приходя в сознание. Джон Марш после её смерти прожил ещё три года. Грэвитт был арестован за вождение в нетрезвом состоянии и ещё до смерти Митчелл был освобождён под залог в размере 5450 долларов. В ноябре того же года он был осуждён за непредумышленное убийство и приговорён к 18 месяцам тюрьмы, но отсидел только 11. Он умер в 1994 в возрасте 73 лет.
«Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждем. Надо брать то, что она дает, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже»
Но история о Маргарет Митчел имела американское продолжение:
Нелепо погибшая в автомобильной катастрофе, она не оставила наследников и авторские права на произведения перешли её брату Стефенсу и мужу Джону Маршу. Популярный роман печатали налево и направо. И родным Маргарет пришлось юридически оформить свои права на него.
Так с романа Маргарет Митчелл в США началась история авторских прав. У брата было два сына, Джозеф и Юджин Митчелл, которые получали по три с половиной миллионов долларов в год за издание и переиздание книги своей тетки. Детей у них нет. В 2012 году после смерти Джозефа его доля по завещанию передана католической архиепархии Атланты, США.
Сейчас это Дом-Музей имени Маргарет Митчелл