Мария Пахоменко. Стоят девчонки...
Пахоменко Мария Леонидовна родилась 25 марта 1937 г. в деревне Лютня Краснопольского района.
Начинала свой путь на эстраде Мария Пахоменко в ансамбле Дворца культуры Ленсовета. С 1964 солистка Ленконцерта. В 1963 Мария Пахоменко записала песню А.Колкера "Качает, качает..." к спектаклю "Иду на грозу", которая принесла певице известность. Сценический успех Марии Пахоменко во многом связан с песнями Колкера - "Опять плывут куда-то корабли", "Печальная", "Красивые слова", "Стоят девчонки", "Чудо-кони". С годами певица принесла на эстраду свой стиль исполнения - ей удалось соединить народный характер пения с эстрадным артистизмом. Сложился самобытный сценический облик. Всегда поет только песни, в которых может выразить близкую ей тему - любовь и красоту женщины, благородство, достоинство. Отсюда особая чистота и правдивость ее интонаций. Ведущие композиторы доверяют Марии Пахоменко первое исполнение своих сочинений: "Любовь останется", "Ненаглядный мой", "Признание", "Мужчины", "Разговоры", "Вальс при свечах", романс Лиды из мюзикла "Свадьба Кречинского", "Подсолнухи". Певица воскресила многие песни прошлых лет - "Матросские ночи", "Не тревожь ты себя, не тревожь", "Лучше нету того цвету", "К нам в Саратов"...
Записала 10 дисков-гигантов и сняла на телевидении 6 музыкальных фильмов, вела телепередачу "Приглашает Мария Пахоменко". С песней "Чудо-кони" в 1968 году заняла первое место на международном конкурсе грамзаписи МИДЕМ (Канны, Франция). В этом же году было продано более двух с половиной миллионов пластинок Марии Пахоменко.
Мало кто знает, что в начале 70-х певица могла сняться в кино. Да ещё и в таком выдающемся, знаковом фильме, как 17 мгновений весны. Предложение поступило, когда Мария Пахоменко находилось на гастролях. Пахоменко: "И вот в разгар гастролей раздается звонок и Лиознова говорит: "Я вас приглашаю сняться в этом фильме. Поверьте мне, что это будет очень хороший фильм, вы там должны будете сыграть жену Штирлица. А Штирлица сыграет Вячеслав Тихонов". У меня прямо сердце в пятки. Она сказала "многосерийный фильм". Она какое-то такое слово сказала, то, что меня остановило. Я сказала, что вы меня извините, мне, конечно, очень хочется, но я не могу. Она забыла сказать слово "эпизод", о чем я сожалею всю жизнь. Она мне потом сказала: "Хотели только ваше лицо"".
Мария Пахоменко замужем за композитором Александром Колкером, дочь - Наташа, режиссер и сценарист, внучка - Мария Пахоменко. Проживают в Санкт-Петербурге.
Рассказывает муж певицы - композитор Александр Колкер: "Все мои лучшие песни спела Мария Пахоменко. Трудно представить, что я эти песни понес, предположим, Пьехе. Были бы серьезные осложнения в семье. Кроме того, мне нравится манера пения Марии - очень искренняя, доверительная, очень русская... Я увидел Машу впервые, когда она была совсем юная. Я был ненамного старше. У Маши была потрясающая коса - действительно до щиколоток... И абсолютный слух!.. А у меня была пара популярных песен и сердцебиение. Я ухватился за эту косу и... вот до сих пор не отпускаю. Нас всегда... сейчас уже нет... не тот возраст... но когда мы были помоложе, нас всегда друг с другом разводили. Звонили по телефону, две-три фразы, потом: "А правда, что вы разошлись?" Сначала я говорил: "Ну что вы! У нас семья! У нас все замечательно!" Потом мне надоело. И я стал отвечать: "Да! Случилась беда... Вчера оформили развод... И Маша вышла за Кобзона, а я женился на Пьехе!"
В Каннах в 1969 году Маша получила "Нефритовую пластинку" - первую ее международную награду. Мы тогда только еще выходили из нищеты. Да, так вот Канны. Поздняя осень. У Маши - модная тогда дубленочка... Можно сказать, единственное что у нас есть. Дирижер приглашает на репетицию Марию Пахоменко (она пела мою "Чудо-кони" и пахмутовскую "Ненаглядный мой"). Перед ней в зале сидит какой-то тип - заросший, косой, черный, небритый. Оставить дубленку, выйти к оркестру?.. А вдруг, не ровен час... Взять одежку с собой на сцену - хохот будет! Пошла так... Спела с блеском, вернулась. Уф! Дубленка на месте. Следующего объявляют: "Композитор Франсис Лей!" И что вы думаете? Встает этот самый - косой, черный, небритый... Оскомина.
В 1971 году Мария Пахоменко первая из советских эстрадных певиц одерживает победу и получает Гран – при на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии. В жизни Маша - человек более чем скромный. Косу свою всегда прятала, а тут... У нее не было парикмахера, никого не интересовало, где она возьмет платье, туфли и так далее... Она: "Я думала-думала... " В общем, распустила водопадом свои волосы, вышла и... уже могла не петь. "Гран-при"! Высшая награда! "Золотой Орфей"! (Само собой, не только и не столько за "водопад волос"! За голос!) Позвонила в Москву, в министерство: "Ура! "Гран-при" - наш!" Там клерк один отреагировал: "Чего кричишь?! Гран-при, гран-при! А где первая премия?!" Потом Фурцева хотела оставить этого "Орфея" в Министерстве культуры - но Маша отстояла... И вот с 1971 года он стоит здесь и принес нам много неприятностей - нам надоели вопросами и на концертах, и по телефону, вот из обкома партии тоже звонили: "Скажите, он правда из чистого золота?" Я всегда отвечал: "Да! Четыре с половиной килограмма чистейшего золота! Прошу выставить охрану!" Даже нынешняя бритоголовая братва должна понимать, что международные призы не бывают из чистого золота, особенно в четыре с половиной килограмма. Вот... забавно...