Мария Петровых - "Назначь мне свиданье на этом свете...". Читает Светлана Крючкова
Мария Петровых - "Назначь мне свиданье на этом свете...". Читает Светлана Крючкова
– Вы дебютировали в кино в картине «Большая перемена». Как вы туда попали?
– Совершенно случайно. Меня попросили занести на киностудию сценарий и, выходя из кабинета, я в дверях столкнулась с мужчиной лет сорока. Он пристально посмотрел на меня, спросил, что я делаю сегодня вечером. Я так испугалась, что переспросила: «А в чем, собственно, дело?» Он говорит: «Я вас хочу пригласить на репетицию». Оказалось, что это Коренев – режиссер «Большой перемены». И в этот же вечер, безвестная студентка, пришла на репетицию и увидела двух известных артистов – Михаила Кононова и Александра Збруева.
– Рассказывают, что Збруева вы сильно покусали…
– Не так-то и сильно! Я пришла пробоваться на роль учительницы Светланы Афанасьевны, которую сыграла потом другая актриса. А ее «мужа Ганжу» играл как раз Збруев. На пробах Ганжа должен был меня втаскивать в комнату, а я – любым способом помешать ему сделать это. Когда он меня потащил, я поняла, что массой его не возьму, потому пришлось укусить его за палец. У него потекла кровь, а режиссер сказал: «Спасибо». Я разревелась, подумала, что опять что-то не так сделала, и пошла домой. Не успела зайти в квартиру, как раздался звонок ассистента режиссера: Алексей Александрович берет меня в фильм, только предлагает мне роль Нелли Ледневой. Так в моей жизни на самом деле произошла большая перемена: 30 апреля 1973 года я легла спать никому не известной студенткой четвертого курса, а 1 мая проснулась знаменитой на всю страну актрисой: дети кричали мне вслед цитаты из фильма, а взрослые улыбались...
– Популярность как-то изменила вашу жизнь?
– Жить стало намного легче. Помню, Олег Янковский в свое время сказал фразу, которая мне очень понравилась: «У нас в стране надо быть либо очень богатым, либо очень знаменитым». Это чистая правда. Богатой я никогда не была, а знаменитой… есть немножко.
Мой второй муж был гений
– Светлана Николаевна, вы замужем в третий раз. Можете назвать этот брак идеальным?
– Не знаю даже… Во всяком случае я всегда стремилась именно к таким отношениям. Хотя поначалу, начитавшись в детстве романтических книг, уверила себя в том, что идеальная любовь должна быть одна на всю жизнь. И в этом заблуждении пребывала довольно долго.
Первый мой муж был сокурсником, все время говорил мне, что я страшная и бездарная. Сам же он что-то пописывал и был уверен, что гениален. А мое дело – стирать его рубашки и подавать ему чай, и все время говорил, что я должна бросить институт... А вот ради второго мужа я действительно бросила Москву, МХАТ и уехала в Ленинград. В никуда! Просто к любимому человеку. Помню, позвонила Олегу Ефремову и сказала, что ухожу. Слышу в ответ: «Ты с ума сошла!» – но продолжаю: мол, выхожу замуж. В трубке звучит гневный вопрос: «За кого?!» Отвечаю: за Юрия Векслера. Долгая пауза, затем голос Ефремова: «За Векслера?.. Выходи!» Олег Николаевич снимался у Юры в фильме «Здравствуй и прощай!». И он был, бесспорно, одним из лучших советских операторов, снявшим «Старшего сына», «Утиную охоту», «Зимнюю вишню», сериал о Шерлоке Холмсе...
– Это была любовь с первого взгляда?
– Солнечный удар! На пробах я увидела маленького, лопоухого, веснушчатого оператора. Бах – и все! Влюбилась насмерть. Я ему позвонила в этот же день домой и сказала: «Хотите – я не поеду в Москву?» Он ответил: «Не торопитесь. Подождем съемок». У него была другая женщина, он разрывался, даже сказал мне как-то: «Я тебя не люблю». А я ответила: «Ты любишь, и будешь любить меня всю жизнь». И уехала в Кишинев. Через месяц он позвонил: «Приезжай». Когда я приехала на озвучивание, мы с ним стали вместе жить. Мне было 25 лет, ему – 35. Жили у Мити Долинина, в одной комнате, мы на полу спали. Там были крысы, мы обкладывались газетами… Все-таки браки совершаются на небесах. Первые два года Юра стеснялся рядом со мной ходить – он был ниже меня ростом, а я всегда ходила на каблуках. А потом это все прошло, и мы ходили рядом, не обращали внимания – кто выше, кто ниже.
– Чем же все-таки он вас «взял»?
– Талантом! Векслер необыкновенно умный был человек, очень образованный, прекрасно рисовал, и я всегда с ним советовалась. Блатные песни знал, вообще был нетрадиционный еврей, прямо скажем: водку пил, матерился. Но был таким гениальным оператором, что на любой картине всегда становился сорежиссером.
– Третий муж тоже поразил вас своей творческой гениальностью?
– Как раз наоборот, Александр очень реальный, приземленный, «рукастый» такой мужик. Музыкант по образованию, но работал посадчиком металла в горячем цеху, матросом рыболовецкого флота, барменом-буфетчиком, реставратором музыкальных духовых инструментов. У него множество строительных специальностей – сварщик, паркетчик, кафель кладет, стены возводит, крышу кроет. Балкон вот сам строил: висел на монтажном поясе на уровне 6-го этажа. С ним мне не страшно оказаться даже на необитаемом острове, уверена, что он и там найдет, из чего построить дом, найдет еду, добудет одежду… Я за ним – как за каменной стеной, и это при том, что он значительно моложе меня. Но я над этим не задумывалась – я сразу родила ему ребенка. Когда мы познакомились, мне было 39 лет. Тогда я думала, что после расставания с Векслером у меня личной жизни уже не будет.
– Светлана Николаевна, вы хорошая жена?
– Думаю, что да. Потому что я в первую очередь своему мужу друг. В любой трудной ситуации никто не окажет ему такой поддержки, как я. Одна из героинь Софико Чиаурели говорила: «При хорошей женщине и мужчина может человеком стать». Я с ней полностью согласна! Мужчина на самом деле очень зависит от женщины, с которой живет. Ведь он до конца своих дней остается немножко ребенком, балуется все время чем-то – машины, охота и прочие игрушки…
– А вы во что играете в своей жизни?
– Я уже ни во что не играю, я два раза вернулась с того света. Перенесла семь операций, две тяжелейшие черепно-мозговые травмы, инсульт, две пункции позвоночника. Мой младший ребенок жил без меня до трех лет. Когда ему было девять месяцев, я разбилась на машине и долго была не в состоянии ходить… Я знаю, что если человек здоров – все остальное чепуха. Играю я на сцене, когда выхожу к своему зрителю. А в семейной жизни мне важно до того, как я уйду из этой жизни, поставить на ноги детей. Это для меня сейчас задача номер один.
– Какая из ваших ролей вам особенно дорога?
– Я люблю Агафью Тихоновну из «Женитьбы». Играть неординарных людей всегда очень интересно. А у меня недостатка в характерных ролях, слава богу, никогда не было. Кого я только не играла: красавиц, уродин, цариц, сумасшедших, даже в роли жены генсека Брежнева недавно снялась... Всю жизнь на сцене играла любовь. Товстоногов со мной никогда не репетировал любовные сцены. Он мне отдавал их на откуп, на импровизацию. Только сидел и курил сигареты одну за другой, и никогда не делал никаких замечаний.
– А у вас свои критерии, которыми вы пользуетесь при выборе роли?
– Конечно! Каждая моя работа должна держаться на «трех китах»: драматургия, режиссер, партнер. Хотя есть такие режиссеры, к которым я побежала бы сниматься, не глядя ни на что, только голос в телефоне услышав. Петр Фоменко, например, или Никита Михалков…
– Говорят, что на пробах у Михалкова как на вступительных экзаменах: он так прессует актеров, давя своим авторитетом, что многие не могут раскрыться. Вы ощущали это на себе?
– Никиту Сергеевича Михалкова я всегда ощущала как мужчину-«папу». Вот он – Босс, режиссер, и я с ним рядом всегда чувствую себя маленькой девочкой. И я очень рада, что он за меня все знает, сам придумает, сам подскажет – я с ним обожаю работать. Очень люблю режиссеров, которые сильнее, умнее меня. Кстати, профессию киноактрисы я по-настоящему освоила, снимаясь именно у Михалкова в фильме «Родня».
– А режиссерам с вами тяжело? Говорят, характер у вас не сахар.
– Так говорят те, кто плохо меня знает. Я очень прямолинейная – говорю то, что думаю. Может быть, поэтому складывается впечатление, что у меня тяжелый характер. Коллеги мне даже кличку дали – «отличница», потому, что я всегда знаю наизусть не только свой текст, но у партнера. А если у меня что-то не получается, настаиваю, чтобы эту сцену прошли несколько раз.
– С коллегами по съемочной площадке вы дружите?
– Дружба требует времени, досуга. У меня досуга нет, потому что у нас пока никто, кроме меня, серьезных денег в семью не приносит. А в семье у меня три мужика, требующих каждодневного ухода! Когда же мне дружить? Со мной дружит тот, кто хочет приходить ко мне. Сама я никуда не хожу. Мне бы выспаться…
( «Столичный стиль» 2008г.)
Содержание:
01.Назначь мне свиданье на этом свете
02.Ахматовой и Пастернака
03.Вот так бывает
04.Есть очень много страшного на свете
05.Знаю,что ко мне ты не придешь
06.Люби меня
07.Мертвеешь от каждого злобного слова
08.Мы рядом сидим
09.Народ непонятное слово
10.Не взыщи, мои признанья грубы
11.Не от жестокости, из милосердия
12.Не отчаивайся никогда
13.Нет мне уже не страшно быть одной
14.Никто не поможет
15.Но в сердце твоем я была ведь
16.Но разве счастье взять руками голыми
17.О чем же
18.Памяти М.Цветаевой
19.Постылых ни-гу-гу
20.Развратник, лицемер, ханжа
21.Скажи,как жить мне
22.Судьба за мной присматривала в оба
23.Ты отнял у меня и свет и воздух
24.Ты, что ни скажешь, то солжешь
25.Что же это за игра такая
26.Я вглядываюсь в ваш портрет
27.Я равна для тебя нулю
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОНЕЦ
Танечка, спасибо! Оперативно Вы подготовили эту замечательную подборку с Вашей замечательной одношкольницей.
Милая Танечка! Какая прелесть - этот Ваш альбом!
Сколько интересных данных, фотграфий , коллажей, и аудио файлов в исполнении прекрасной актрисы, замечательной чтицы - Светланы Крючковой!!!
Спасибо , что так быстро откликнулись на нашу просьбу и теперь мы имеем возможность наслаждаться этим альбомом!
Потом напишу развёрнутый отзыв , сейчас нет сил, но радость стремится хоть как-то выплеснуться наружу и выразить благодарность нашей Сеньорушке!!!
С уважением и бесконечной симпатией , Дейзи.
Сетлана Николаевна Крючкова
Родилась 22.06.1950, Кишинев
Народная артистка России (1991)
Светлана Крючкова родилась в семье военного - ее папа был майором СМЕРШа, а мама работником отдела кадров. О своем отце Светлана Николаевна рассказывает: «Мой папа был суровым военным человеком, у нас в семье была суровая военная дисциплина. Отсюда мой командный голос, отсюда не люблю лишних разговоров, не люблю повторять дважды, все записываю».
СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА:
КРАСАВИЦЫ, УРОДИНЫ, ЦАРИЦЫ, СУМАСШЕДШИЕ – КОГО Я ТОЛЬКО НЕ ИГРАЛА!
Когда-то она с кажущейся легкостью пожертвовала МХАТом, где все складывалось распрекрасно, ради большой и мгновенной любви. После этого она еще не раз начинала жизнь с нуля (причем в прямом и переносном смысле!), потому что всегда была такая – непредсказуемая, временами упрямая и прямолинейная, но удивительно цельная и невероятно искренняя
– Светлана Николаевна, самый распространенный слух о вас гласит, что вы внебрачная дочь артиста Николая Афанасьевича Крючкова. Это правда?
– Нет, конечно! Хотя раньше ходили такие разговоры. Когда выступаю перед зрителями, я всегда говорю, что я не дочь известного и замечательного актера. Я была знакома с ним и его семьей, его дочка Катя – такая же рыжая, как я в детстве и мои дети сейчас.
– Рыжим людям часто приходится чувствовать себя «гадким утенком». Особенно в детстве…
– Так оно и было! Это сейчас можно перекраситься в любой цвет, а вы представляете, что такое в 50-х годах прошлого века родиться рыжей?! Это объект всяческого рода дразнилок. Я еще была с белыми ресницами, в общем, совсем не такая, как все. И меня дразнили очень сильно. «Рыжая-бесстыжая», «рыжий пес на паре колес», «рыжий-конопатый, убил дедушку лопатой»… А бабушка учила меня отвечать: «Чем рыжей, тем дорожей»!
– Вы родились в Кишиневе, но очень мало рассказываете о том времени. Только недавно в одном израильском издании рассказали про свой двор…
– Потому что весь мой двор теперь живет в Израиле! (Смеется.) Однажды я туда приехала (а у меня там кроме двоюродных сестер моего второго мужа никого нет), и тут же, не успела я войти в гостиницу, как посыпались звонки. Звонили те самые девочки, с кем я выросла в одном дворе. Там и учителя мои, и врачи, и много знакомых теперь обитает… У нас на самом деле был уникальный двор, да и время было другое какое-то. Недавно закончилась война. Люди были добрее, еще хорошо помнили горе – нам не зря говорили: «Только бы не было войны». В нашем дворе были русские семьи, украинские, очень много еврейских. И жили мы все очень дружно, как одна семья. Двор был замкнутый – одноэтажные домики, входишь, ворота, арка. У нас там даже свой театр был – мы ставили кукольные спектакли и показывали их соседским ребятам. Выпускали дворовую стенгазету.
Отрывки из книги, которую сейчас пишет Светлана Крючкова.
О детстве:
«Я родилась на юге, в городе Кишиневе. ... Мы жили в маленьком закрытом дворике в одноэтажном доме, где комнаты шли анфиладой... Наш двор был очень дружный и интернациональный: одна украинская семья, четыре русские, остальные - еврейские. ...Дни рождения праздновались всем двором, очень часто гости собирались у нас за большим столом, мама брала гитару и пела (это в память о ней я выучилась потом играть на семиструнной гитаре). Мама прекрасно танцевала, была на праздниках веселая, заводная. Когда-то ее приглашали петь в хор Пятницкого, но папа не отпустил».
Помню, дядя Бука купил теннисный стол. Купил своим детям, но с утра до вечера в настольный теннис играл весь двор. Позже дядя Бука купил телевизор «КВН» с линзой. И поставил его на свое окно, но экраном не в комнату, а во двор. Мы брали стулья, садились и смотрели телевизор всем двором.
– В Школу-студию МХАТа вы поступили лишь с третьей попытки. Почему, на ваш взгляд, многие ставшие впоследствии популярными актеры не поступают в театральные вузы с первого раза?
– На самом деле причина проста: на вступительных экзаменах слишком мало времени, чтобы раскрыться. Это же нужно еще себя привести в такое состояние, чтобы быть готовой открыться навстречу незнакомым людям. А тут волнение, время ограничено – 5–7 минут. Но надо сказать, что я все эти годы доходила до последнего тура. Везде, кроме ГИТИСа. Там меня на консультации попросили поднять платье. Я подняла. «Еще выше». Поднимаю. «Еще». Говорю: «Выше я поднимать не буду». Развернулась и ушла… Потом выяснилось, что они смотрели, не кривые ли у меня ноги.
Когда в первый раз не поступила, вернулась домой, устроилась работать машинисткой. А на второй год я решила остаться в Москве – на любой черновой работе. Какое-то время мне просто негде было жить, приходилось и на вокзалах ночевать. В ломбарде закладывала вещи – туфли новые, шубу какую-никакую. А потом, чтобы выкупить, устроилась слесарем-сборщиком на завод ЗИЛ: таскала огромные подносы с подшипниками, наполненными маслом, собирала карданные валы – притом исключительно ночью. И спали мы тут же в красном уголке на заводе, по 30 человек в комнате… Здоровье мое после этой работы сильно пошатнулось.