- Мартинсон Сергей Александрович Дата рождения: 06.02.1899 Дата смерти: 02.09.1984
Мартинсон Сергей Александрович
родился в Санкт-Петербурге 6 февраля 1899 года. Его отец Александр Александрович Мартинсон был высокообразованным и интеллигентным человеком. Занимался торговлей недвижимостью. Это было семейное занятие с тех пор, как его отец в 15-летнем возрасте приехал из Швеции в Россию на учебу к графу Юсупову. По образованию отец Сергея был инженером-строителем, в его доме в Петербурге часто собиралась культурная элита города, чтобы пообщаться, послушать новые сочинения его друга композитора Скрябина, часто бывавшего в доме Мартинсонов. Мальчик Сережа был поглощен этой музыкой. Он начинал двигаться в такт могучим звукам, сливаясь с ними и вызывая восхищение присутствующих. Его часто водили в театр, и он сам говорил, что «с самых ранних лет театр представлялся мне сказочным волшебством, полным загадочного очарования».
Страсть к перевоплощению, видимо, была частью натуры Мартинсона. Первой его ролью в пять лет стала Снегурочка на рождественской ёлке. Это было очень смешно, он полностью вошел в эту роль, но когда осознал, что Снегурочка это девочка, то разревелся от обиды, отказавшись изображать девчонок впредь, и заплаканную Снегурочку отнесли спать.
Ещё в школе, будучи учеником пятого класса, он начал заниматься в любительском театральном кружке. Спустя год Сергей организовал уже собственную театральную студию, где в спектакле «Ревизор» исполнял роль Петра Ивановича Добчинского.
Юный гимназист Сергей
Комический дар Сергея Мартинсона обнаружился на вступительных экзаменах в Петроградский институт сценических искусств. Перед приемной комиссией предстал молодой тощий, сухожилый парень. Его жесты, мимика, дикция были великолепны, но настолько не соответствовали принятым театральным меркам, что после вступительных слов Сергея члены комиссии вначале стали переглядываться, затем улыбаться, потом … их всех разобрал такой хохот, что они на короткое время потеряли дар речи. Они хохотали, держась за животы, их глаза были наполнены слезами. Совсем им стало невмоготу после слов Годунова-Мартинсона: «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я властвую спокойно...». - слишком уж разителен был контраст между видом абитуриента и ролью, которую он играл... Его подняли на смех, помогло только вмешательство известного педагога Н.В.Петрова, который, еле сдерживая улыбку, выговорил: «Вы приняты, но запомните: трагические роли не для вас. Вы рождены для комедии, для эксцентриады!». На решение зачислить Мартинсона в Институт сценических искусств повлияла атмосфера первых послереволюционных лет, когда все были полны энтузиазма, стремлением к новаторству, эксперименту в театральном искусстве.
В 1923 году Сергей Мартинсон окончил Институт сценических искусств в Петрограде. Некоторое время он выступал в эстрадных театрах северной столицы «Вольная комедия» и «Свободный театр».
В роли Хлестакова, "Ревизор" Н.Гоголя. 1926
Однажды на талантливого актёра обратил внимание знаменитый Всеволод Мейерхольд и пригласил его в свой театр. Так в 1925 году Мартинсон оказался в Москве. В Мартинсоне были заложены свойства, очень характерны для актера мейерхольдовского театра – музыкальность, пластика, мимика, чувство ритма. Мейерхольду оставалось лишь обработать и направить в нужное русло этот удивительный талант.
В Театре Мейерхольда Сергей Мартинсон проработал до 1938 года. Влияние Мейерхольда определило актёрский стиль игры Мартинсона, соединяющий в себе и чистую эксцентрику, гротеск и острый психологизм. Одновременно он выступал на сценах Театра Революции и Мюзик-холла. Сергей Мартинсон стал блестящим эстрадным артистом. Он великолепно танцевал, пел. Щеголь и франт, всегда в начищенных ботинках, он вызывал усмешку у коллег тем, что с блеском туфель гармонировали лоснящиеся локти пиджаков. «Мартинсон убедителен и неповторимо оригинален как в области водевиля и ядовитой сатиры, так и в мире поэтической сказки, в образе героя лирической комедии, в образе героя психологической драмы. Он органически сочетает в одном образе комедийное с трагическим», - писали о Мартинсоне критики.
Когда наблюдаешь за работой профессионала высокого класса, кажется, будто всё получается легко и просто, само собой. У Мартинсона всё было очень естественным, как будто он не играл на сцене, а жил той жизнью, которую изображал. Причём не прикладывая к этому никаких усилий. Но его коллеги знали, что все это результат длительной и скрупулезной работы, каждый шаг, каждый жест, каждое слово, продумывались и долго репетировались. Мартинсон не мог себе позволить выйти к зрителям и даже к режиссёру на репетиции неподготовленным, не продумавшим поведение и характер своего героя до мелочей. «Должна быть фантазия, яркая, причудливая», - говорил о своей профессии Сергей Александрович.
В кино Сергей Мартинсон начал сниматься в 1924 году. Свои первые роли он сыграл в фильмах ФЭКС («Фабрики Эксцентрического искусства») – киномастерской организованной и руководимой Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Дебютом актёра стала роль Кулиджа Керзоновича Пуанкаре в фильме «Похождения Октябрины».
Мартинсоновский министр-интервент Кулидж Керзонович Пуанкаре выскакивал из пивной бутылки нэпмана, как чёрт из табакерки, и несся по экрану в головокружительном ракурсе.
Эта, а также последующие работы были исполнены Мартинсоном в ярко-комедийной, эксцентрической манере. Кроме того, они нередко требовали недюжинной спортивной подготовки. Это и предопределило дальнейшее амплуа актёра. Мартинсону все чаще стали предлагать сыграть отрицательные роли в комедийных и сатирических лентах.
Первым большим успехом для Сергея Мартинсона стала роль парикмахера Соль в политическом памфлете «Марионетки» режиссёров Якова Протазанова и Порфирия Подобеда.
Р. Юренев: «В образе парикмахера"
Соль
Мартинсон удачно раскрыл тему чужой злобной воли, заставляющей жалкого проходимца быть послушной марионеткой в руках закулисных воротил. Гримаса идиотской важности на лице, странные, механические телодвижения, фальцет, которым «диктатор» с помощью парикмахерских терминов – «подбрить», «освежить», «поставить свинцовые примочки» и так далее решал политические вопросы - все это было по-настоящему зло, злободневно и смешно».
Очень ярко актёр проявил себя в жанре киносказки. Дети с восторгом наблюдали за его Человеком рассеянным в «Приключениях Петрушки» и
Дуремаром в «Золотом ключике».
В начале 1941 года Сергей Мартинсон снялся в роли композитора
Керосинова в музыкальной комедии Александра Ивановского «Антон Иванович сердится». После роли Керосинова (того, что сочинял свою «Физиологическую симфонию в четырех пароксизмах» на мотив детской песенки «По улицам ходила большая Крокодила») слава буквально бегала за Мартинсоном по пятам - мальчишки во дворе улюлюкали ему вслед: «Бензин-Керосин идет!». Съёмки фильма, насыщенного недоразумениями, любовными перипетиями и смешными коллизиями, были завершены 21 июня, а на следующий день всех потрясла страшная весть – фашистские войска пересекли границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.
Вскоре после начала войны Сергея Мартинсона вызвали в «Союздетфильм», где предложили
роль Гитлера в эксцентрической комедии Сергея Юткевича «Новые похождения Швейка». Картина, как и множество других антифашистских фильмов тех лет, была невысокого уровня. Тем не менее, такие фильмы играли немаловажную роль для поддержки морального духа советского народа в годы войны. Мартинсон с удовольствием после рассказывал, что Гитлер, увидев себя на экране (где? когда?), внёс актёра в свой личный «чёрный список» и пообещал повесить на первом фонаре.
В 1944 году Сергей Мартинсон сыграл одну из лучших своих ролей -
телеграфиста Ятя, в поставленном режиссёром И.Анненским к 40-летию со дня смерти А.П.Чехова водевиле «Свадьба». Г.Шахов: «Несмотря на упрощённую трактовку режиссёром чеховских образов, в герое Мартинсона жил словно сошедший со страниц книги образ телеграфиста. Не изменяя своему приёму преувеличенного изображения смешных черт характера героя, Мартинсон был на этот раз сдержанней, мягче, лиричней. Образ Ятя раскрывался как бы под сурдинку. Посмеиваясь над своим телеграфистом, типичным маленьким человеком чеховской эпохи, с его убогими интересами, артист щадил его. Было даже жаль этого не очень умного человека, который так невпопад делает комплименты и ради лишней рюмки водки способен сносить унижения и обиды».
После окончания войны, Сергей Мартинсон стал актёром Театра-студии киноактёра. Он продолжал активно сниматься в кино, играя, как правило, комедийные роли.
К сожалению, слабость драматургии и режиссуры часто лишали талантливого актёра возможности создать яркие образы. Тем не менее, в памяти зрителей осталось немало персонажей, созданных Сергеем Мартинсоном:
это и дьяк Осип Никитович в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
и злой волшебник Прокофий в «Сказке о потерянном времени»,
и рыжий боярин-заговорщик опекун Салтана в «Сказке о царе Салтане», и дед Матвей в «Большом аттракционе», и мистер Вант в «Новых приключениях капитана Врунгеля»…
Порой Мартинсону предлагали роли и другого плана. Так в 1961 году он, для многих неожиданно, сыграл положительного героя -
угольщика Филиппа в романтической ленте Александра Птушко «Алые паруса» (по одноименной повести Александра Грина).
А в 1966 году исполнилась давняя мечта актёра, - режиссёр Константин Воинов пригласил его на роль Князя К. в фильме «Дядюшкин сон» Ф.Достоевскому.
В жизни Мартинсон всегда выглядел мужчиной в самом расцвете сил, щеголем, жизнелюбом, ловеласом, настоящим кавалером. И только очень близко знавшие его замечали, что ходить с годами он стал чуть медленнее, а улыбаться - чуть меньше. Кто-то, наверное, вообще удивлялся, что он еще жив. И мог бы, казалось, встретив его на улице, обратиться к нему с репликой из давней пьесы, в которой Мартинсон играл: «Я узнаю вас... Вы - человек двух измерений. Вы - тень». Но что бы сказал этот циник, узнав, что на съёмках
фильма Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции» актёр сам ездил на лошади? В 80 лет! Легендарную фразу «А мы пойдем на Север!» шакал из «Маугли» произносит голосом Мартинсона.
Официально женат Сергей Мартинсон был трижды. Еще учась в институте, Сергей влюбился в самую красивую девушку курса - Катю Ильину и незамедлительно сделал ей предложение. Молодые супруги переехали в Москву. Благодаря своей красоте и таланту Екатерина Ильинична пользовалась не меньшим успехом у режиссеров, чем её муж. Но карьера актрисы ее не привлекала - смыслом всей своей жизни она считала семью. У Мартинсона был дом, обед, чистые рубашки (что само по себе очень важно), подрастала дочка- Ануля (Анна Сергеевна Мартинсон). Но к сожалению никакой духовной связи с женой у него не было.
В середине 30-х годов на сцене любимого мюзик-холла Сергей Мартинсон встретил женщину, которая роковым образом изменила всю его жизнь. Балерина Лола (Елена Сергеевна) Добржанская была так потрясающе красива, что Мартинсон потерял голову и решил уйти из семьи. Это известие потрясло жену Катю. Но удержать Сергея она уже не смогла, хотя до конца своих дней считала его своим законным мужем.
Новая спутница Мартинсона была женщиной яркой и шикарной. Она предпочитала вести богемный образ жизни, - любила весёлые и шумные компании, охотно посещала приёмы в иностранных посольствах. В 1939 Лола подарила Сергею сына Александра. В год рождения наследника Сергея Александрович сыграл одну из самых ярких ролей - Дуремара в «Золотом ключике». Этот фильм стал подарком сыну. Сергей Александрович много работал и по посольствам не ходил, а она бывать там любила - в итоге её обвинили в шпионаже и посадили. Лолу осудили на 7 лет и отправили по этапу в Воркуту. Ей, можно сказать, повезло - она попала в музыкально-драматический театр, которым руководил начальник воркутинского ГУЛАГа, и это стало для нее шансом выжить. В начале 1952 года за год до освобождения балерину Добржанскую вызвали в оперчасть и предложили сотрудничество с органами. Лола твердо отклонила предложение, за что её уволили из театра и перевели в режимный женский лагерь. Здесь вскоре она заразилась желтухой и умерла. Сергей Александрович, по горло занятый работой, не мог уделять достаточно времени маленькому сыну. Он поручил Сашу заботам сестры Лолы. А та, опасаясь, что мальчик может сказать доброе слово о своей арестованной матери, стала настраивать его против Лолы, а заодно уже и против отца. Саша — избалованный, испорченный тёткой, подросши, связался с плохой компанией и загремел в тюрьму по уголовному делу. Сергей Александрович очень тяжело и долго переживал смерть Лолы, страшную судьбу Саши.
Третья жена Мартинсона, Луиза, была много моложе его, их познакомил в Одессе Павел Кадочников, на съемках фильма «Подвиг разведчика». Этот брак Мартинсона был откровенно вызывающе несчастливым. Рождение дочери Наташи дела не поправило, и при первой возможности Мартинсон купил кооперативную квартиру и отселил их от себя, оставшись в одиночестве в своей квартире на улице Горького около Пушкинской площади.
Наталья Сергеевна Мартинсон
Впоследствии Наталья Сергеевна Мартинсон тоже стала актрисой. Отношения с дочерью так и не сложились, а молодая жена исчезла из жизни своего стареющего мужа, не оставив после себя даже фотографий. Но по-настоящему он был близок только со своей старшей дочерью Анулей.
Анна Сергеевна Мартинсон
Дочь Анна выросла, окончила ВГИК. Работала художником-постановщиком на картинах Тарковского и Гайдая. Она вышла замуж за талантливого музыканта. У них родился сын Володя, как две капли воды похожий на своего деда. Но ещё один удар нанесла ему судьба. Ануля приняла решение эмигрировать из СССР с мужем, детьми и своей матерью.
На сцене и съемочной площадке Сергей Александрович Мартинсон был человеком-праздником, фейерверком. В личной жизни - платил судьбе по счетам. Немыслимое количество потерь сопровождало артиста на пути к успеху и славе. Судьба испытывала великого комика на прочность. Но ожесточить его сердце так и не смогла.
Несмотря на все невзгоды Мартинсон оставался добрым и мягким человеком. Не щадя себя, не жалея сил, работал, обеспечивал своим близким достойное существование. Не помышляя о благодарности, прощал предательство и равнодушие.
Пожалуй, только перед самым уходом, в 84-м, в последнее лето старости, Мартинсон проговорился о том, что, в сущности, понимал всегда: «В актерском деле опасно не излишество изобретательности, а серость, не изощренность во внешнем рисунке, а его расплывчатость и вялость, не обостренная выразительность, а унылое правдоискательство». В этих словах легкомыслия не было вовсе, скорее, невидимые миру слезы.
Всю свою жизнь этот легкомысленный человек жил так, чтобы никого собой не обременять. И все думали, будто у него действительно нет никаких проблем. Когда ему понадобилась помощь, рядом никого не оказалось.
И все-таки, в схватке с жизнью, Сергей Мартинсон вышел победителем. До последних дней сохранял свой талант и наивную, светлую душу ребенка. Любая роль в исполнении этого удивительного актера неизменно вызывала улыбку и восторг. Так азартно играть, танцевать и петь мог только он. Ему рукоплескали Париж и Берлин. Но все эти годы жизнь его оставалась загадкой. Самый популярный актер XX столетия умер в полном одиночестве.
В целом же можно утверждать, что, несмотря на множество ролей, потенциал этого талантливого актера нашим кинематографом так и не был раскрыт в полной мере.
из открытых источников...
Альбина! Спасибо за такой подробный экскурс. Очень интересно. К сожалению, много фильмов прошло мимо. Будем посмотреть.....
Ирина, спасибо!
Знаешь, я поражаюсь - одни фильмы показывают чуть ли не каждый день по всем каналам, а некоторые фильмы мы совсем не видим.
:) Подбирая ролики с героем поста, наткнулась на "Вечера на хуторе близ Диканьки". С таким удовольствием посмотрела... :)
И из моего любимого.
Мартинсон Сергей Александрович
Творчество Сергей Александрович Мартинсон:
Роли в театре:
Театр Мейерхольда.
«Рычи, Китай!» С. Третьякова (1923)— американский корреспондент
«Последний решительный» Вс. Вишневского — американец
«Мандат» Н. Р. Эрдмана (1925) — Валериан
Театр Революции.
«Бесприданница» А. Н. Островского (1940) — Карандышев
Роли в кино:
1924 — Похождения Октябрины — Кулидж Керзонович Пуанкаре
1926 — Чёртово колесо — дирижёр оркестра
1926 — Братишка — директор треста
1932 — Две встречи — Белов, полковник
1933 — Дезертир — прохожий
1934 — Восстание рыбаков — Бредель
1934 — Марионетки — Соль, парикмахер
1935 — Гибель сенсации — певец в кабаре
1936 — Рыцари гусиного пера — лотошник
1936 — Ревизор — Хлестаков
1936 — Приключения Петрушки — рассеянный
1937 — Остров сокровищ — Бредли
1938 — Друзья из табора — Головин
1938 — Семья Оппенгейм — Гутветтер, поэт
1939 — Степан Разин — Шпынь
1939 — Золотой ключик — Дуремар
1940 — Ветер с востока — Стефан
1941 — Антон Иванович сердится — Керосинов
1941 — Самый храбрый — Гитлер
1941 — Волшебное зерно — живоглот
1941 — Боевой киносборник № 7 — фашистский лётчик
1942 — Карьера лейтенанта Гоппа — лейтенант Гопп
1942 — Юные партизаны
1942 — Швейк готовится к бою — офицер / манекен
1943 — Лермонтов — барон де Барант / Степан Степанович
1943 — Новые похождения Швейка — Гитлер
1943 — Мы с Урала — руководитель танцевального кружка
1944 — Сильва — Бонни
1944 — Свадьба — Иван Михайлович Ять, телеграфист
1947 — Подвиг разведчика — Вилли Поммер
1948 — Третий удар — Гитлер
1951 — Пржевальский — Шатило
1952 — Садко — инок
1953 — Корабли штурмуют бастионы — Фердинанд
1953 — Сеанс гипноза — гипнотизёр
1953 — Илья Муромец — Мишатычка
1956 — Безумный день — Миусов
1958 — Идиот — Лебедев
1959 — В нашем городе
1959 — Черноморочка — Виталий Аркадьевич Омельский, композитор и руководитель оркестра
1959 — Произведение искусства — доктор
1960 — SOS — Нортон Мейсфилд
1961 — Алые паруса — Филипп, угольщик
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки — Осип Никифорович, дьяк
1961 — Вольный ветер — кабатчик
1962 — Весёлые истории — дядя с собачкой
1963 — Укротители велосипедов — Георг Сибуль, старый гонщик
1963 — Знакомый адрес — Пьедесталов
1964 — Сказка о Мальчише-Кибальчише — Дедина 518, шпион-диверсант
1964 — Москва — Генуя — Барту
1964 — Сказка о потерянном времени — Прокофий Прокофьевич, злой волшебник
1965 — Спящий лев — Николай Николаевич Телегин
1965 — Тридцать три — Валентин Петрович, отец Розочки
1966 — Сказка о царе Салтане — опекун Салтана
1966 — Дядюшкин сон — князь Гаврила
1967 — Иные нынче времена — князь Борис
1968 — Улыбнись соседу — артист
1968 — Калиф-аист — визирь
1969 — 13 поручений — меломан
1969 — Время счастливых находок — князь
1969 — Красавица — одинокий дедушка с палочкой
1970 — В тридевятом царстве… — герцог де Моллюск
1970 — Любовь к трём апельсинам — король
1970 — Полчаса на чудеса — Абрикадабр
1972 — Летние сны — главбух
1972 — Руслан и Людмила — посол Византии
1973 — Города и годы — Перси
1975 — В стране ловушек — Волшебник
1975 — Большой аттракцион — дед Матвей
1976 — Про дракона на балконе, про ребят и самокат — Сергей Васильевич
1977 — Вооружён и очень опасен — мистер Тротт
1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — сэр Вант
1978 — Ярославна, королева Франции — епископ Роже
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — мистер Фрэнкленд, отец Лоры Лайонс
1984 — И жизнь, и слёзы, и любовь… — Егошкин
Озвучивание мультфильмов:
1940 — Ивась — Поручик
1945 — Пропавшая грамота — Ведьма
1948 — Слон и муравей — Волк
1948 — Полкан и шавка — Шавка.
1948 — Федя Зайцев — Человечек, нарисованный мелом на доске / Странное животное
1948 — Чемпион — Волк
1949 — Лев и заяц — Заяц
1953 — Крашеный лис — Лис
1954 — Козёл-музыкант — Осёл
1954 — Подпись неразборчива
1955 — Заколдованный мальчик — Крыса
1956 — Миллион в мешке — Сыщик Ищи-Свищи
1956 — Маленький Шего — Гиена
1957 — Снежная королева — Ворон
1958 — Первая скрипка — Бабочка
1958 — Петя и Красная Шапочка — Диктор
1958 — Тайна далекого острова — Доктор (в титрах — В. Мартинсон)
1958 — Кошкин дом — Петух
1958 — Мальчик из Неаполя
1959 — Легенда о завещании мавра — Цирюльник
1960 — Человечка нарисовал я — Человечек, нарисованный мелом на доске / Странное животное
1960 — Непьющий воробей. Сказка для взрослых
1960 — Мультипликационный Крокодил № 2 (сюжет «Однажды в магазине») — Костюм / Стиральная машина (вокал)
1960 — Лиса, бобёр и другие
1961 — Дорогая копейка — Цент
1961 — Ключ — голова Змея Горыныча
1961 — Мультипликационный Крокодил № 6 — Блокнотик
1961 — Впервые на арене — Пудель-куплетист
1962 — Дикие лебеди — Монах
1963 — Дочь солнца — Северный Ветер
1964 — Дюймовочка — Жук
1965 — Пастушка и трубочист — Генерал
1967-1971 — Маугли — шакал Табаки
1970 — Самый главный — Портной
1971 — Как ослик счастье искал — Овца
1972 — Утёнок, который не умел играть в футбол — Петух
1973 — Жук — кривая горка — Жук-часовщик
1974 — Толик и Тобик
1975 — В стране ловушек — Волшебник
1979 — Про щенка — Ворон