Мать Сыра Земля
18 мая праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
В наше время у знающих людей эта икона стала одной из самых почитаемых. Одержимые страстью пьянства и их бедолажные родные и близкие возносят свои молитвы перед этой иконой Богоматери об исцелении от недуга. И многим, говорят, она помогла.
18 мая – Арина (Ирина) Рассадница
Этим вечером рассаживают капустную рассаду. Так уж исстари заведено почему-то (и в Месяце-словах это дотошно зафиксировано!): этим делом занимаются исключительно женщины («Если посадит овощи мужик, то они зацветут и не дадут плода»). Я дога-а-а-адываюсь, кто это придумал! Вернее, догадался, когда не только у бабани, у матушки, потом у жены, но и у любимой сношеньки в подсобниках в этом деле оказался. Как это ловко у них получается: «Копни вот здесь! Не так – поглубже! Иди за новым ящиком (с рассадой)!». Что любят, то любят они при случае покомандовать мужиками-то! Это всё равно что капралу попади в подчинение сам майор.
А рассаживали не абы как (не то, что ныне!). В напутствие этому самому ходовому и самому полезнейшему овощу не молитовку творили, а по-язычески поэтично (и здраво!) приговаривали: «Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь стара, будь молода (тут еще одно присовокупленьице от прадедушки Толи: чтоб преждевременно капустка не состарилась, ну то бишь не пожухла, не ленись поливать ее ежевечерне, тут одними приговорочками не отделаешься!).
19 мая – Иов Горошник
В «Словаре Даля» на сей день так: «Сеют горох. Приходи работать на белые горохи!». Так зазывали красные девицы добрых молодцев на будущую гороховую постать. А вдуматься бы: много ли будет толку от такой «шефской помощи»? Одно озорство. Того и гляди, пересевать придется. Хорошо представляю, как горестно вздыхали матери и бабушки, глядючи месяца через полтора на эту постать: огрехи, огрехи и еще раз огрехи. А ведь, согласно «Этимологическому словарю русского языка», огрех образуется от восточно-славянского слова «грех» (ошибка).
Гороху всегда на Руси отводилось видное место. Оно и понятно: что может по питательности сравниться с этим злаком? Тем более что у нас чуть ли не полгода на посты приходится.
А какое лакомство для детворы зеленый горошек-то! До конца дней своих мне и моим сельским сверстникам не забыть наши вылазки на гороховые плантации. Ничто не могло удержать нас от этого: ни суровые предупреждения родителей (ну-ка: штраф им за наше баловство платить!), ни плети объездчиков. Что суровых, то суровых людей подбирали на эту непыльную должность, и далеко-далеко не у каждого хватало характера на нее. Не каждому с руки хлестать мальчишеские спины. Ну да Бог им судья…
Примета на сей день – на Иова Горошника: «Большая роса – к урожаю огурцов. Ясный день – к тому же».
21 мая – Иван Богослов
У Даля: «Пекут обетные пироги, на угощение странников и нищих».
В этот день мужики сеяли позднюю пшеничку, а благомысленные хозяюшки не только о хлебе насущном заботились, но и о духовном, о душе помышляли. Пекли обетные пироги и угощали ими бедных соседей и прохожих-пришлых людей. И тем самым поминали своих усопших родителей, дедов-прадедов и других родных и близких.
22 мая – Николай Вешний
Кстати сказать, в далекую-далекую старину наши предки именно в этот день чествовали любимого сыночка матери сырой земли оратая (пахаря) Микулу Селяниновича – помните былинный сказ про него? Вот вам и ответ на вопрос, почему архиепископ Мирликийский, на удивление всему Западу и в первую голову грекам, так благолепно чтится на Руси! Христианский Микола Милостивый заменил нам исконно языческого Микулу Селяниновича.
Не знаю, как ныне в школах, а в мое время в нашей сосново-солонецкой средней при «прохождении» устного народного творчества преподавательница русского языка и литературы незабвенная Антонина Михайловна Изюмова спрашивала нас, крестьянских сынов и внуков, былину про Вольгу и Микулу, что называется, «от и до».
Молодые земляки мои, найдите времечко и прочтите эту былинушку. Зело воспитывает она любовь к Родине и гордость за людей ее.
«От Николы осталось двенадцать морозов (утренников), – доверительно сообщает в своем Месяцеслове Владимир свет-Иванович и дипломатично присовокупляет: если не весной, то до Семёна дня (14 сентября)». Вот уж воистину старуха надвое сказала, съехидничает некто. А сказано это на основе не многолетнего, а многовекового опыта. Не посетили твой огород эти двенадцать до Оленина дня, до посева огурцов, так жди их, непутей этаких, в любое последующее время: они «свое возьмут».
«С Николы вешнего сади картофель». Ну не любит этот забугорный «оккупант» холодную землю – и все тут! А как не «оккупант»-то, коль Петр Первый и Екатерина Вторая его даже воинской силой внедряли на Руси, «картофельные бунты» подавляя. Сколько людей поотравлялись, пока эта полезнейшая культура наконец-то не прижилась в наших чревах.
23 мая – в этот день наши предки чествовали мать сыру землю
В справедливости этого выражения – «Мать сыра земля» я убедился, что называется, воочию. Более тридцати лет тому назад. Вступив во владение отцовской усадьбой в родном селе, я решил по осени семенную часть едовой картошки не вывозить в город, а в яму ее закопать. Деревянный погреб у нас по весне всегда заливает грунтовыми водами. Ну и завалить бы ее землицей-то, а я, дурья башка, решил утеплить ее со всех сторон, прикрыв кое-чем из барахла. По весне раскопал, а там: туда будто целым детским садом двенадцатигрупповым детишки, по недосмотру взрослых, свежих огурцов объевшись, «сходили» – гниль и вонь.
А вот в огороде этой же весной после вспашки я более полуведра картошечки-то насобирал. Принес в упечь, жена аж ахнула: где это ты накопал такой свеженькой? А я это всего-навсего по вспаханному насобирал. И что удивительно-то: в яме-то чуть ли не на пол-аршина закопанная промерзла и в тесноте сгнила, а эта чуть ли не на поверхности лежала!
Вот тут-то я и убедился, что если Господь Бог для нас, сынов человеческих, как Отец родной (добрый, но и строгий, как то и положено отцу), а сыра земля для плодов своих вот уж воистину мать родная.
24 мая – Мокий Мокрый
«В день Мокия мокро – всё лето мокрое, и наоборот».
«Туман на Мокия – к мокрому лету».
Пахомий бокогрей
25 мая – Епифан
«Восход солнца багряный – грозное и
пожарное лето». Епифан в «красном кафтане» (багряная заря) – вельми
тревожная примета для селянина… Еще вечером ты был богат и знатен (по
крестьянским меркам), а после ночного пожара – «гол, как сокол». Всё
начинай наживать заново.
26 мая – Лукерья-комарница
Ох уж, эти комары-кровососы. Они, как моя внучка Настенька «изящно выразилась», «совсем оборзели».
Оказывается, кровопивицы-то – это комарихи! А комары мужеского полу только звуковой фон создают.
Как вывести комаров около дома?
Привадить синичек. К домам-то они к зиме прибиваются: голодно им в
лесу-то. А как, чтоб они по весне в лес опять не улетели? Зимой, а
особенно по весне их хорошо-хорошо прикармливать надо. И не только
хлебными крошками, а и сальцом, к примеру. Они очень положительно к
нему, к сальцу-то относятся. Тысячами эти птахи комаров-то пожирают, не
только с окон, но и с деревьев около дома их истребляя.
28 мая – Пахомий-бокогрей
На Пахома-бокогрея
Старикам стало теплее.
Сняли чуни-валенки,
Сидят на завалинке.
Думаете, сидят лясы точат,
бездельничают? Как бы не так! От дедов-прадедов им завещано-заповедано:
«Пока руки не крюки – шило и кочедык в руки!» Ну то бишь плети ступни и
лапти – они как огнем горят на крестьянских ногах – это тебе не кожа или
резина. Но зато какая гигиеничная и способная это обувочка! В них – как
в солдатской шинельке: зимой не холодно, а летом не жарко. Но уж больно
ноские. Вот отставным (от полевых работ) старикам и приходится
напрягаться.
«Трудовой стаж» как у наших предков, так
и у нас, сельской ребятни военного и послевоенного времени, начинался с
пяти, а то и с четырех лет. Это – пастьба домашнего скота около дома,
охрана кур и другой птицы от сов и коршунов. Вот восьмой десяток
доживаю, а, мягко говоря, недоброжелательность к этим коварным хищникам
во мне не утихает. Это сколько ремённо-плёточной педагогики нашим мягким
местам из-за них доставалось! Чуть заигрался с корешами – они, сова или
коршун, как тут и были! До сих пор стоит в ушах писк умыкаемого ими в
небеса цыпленка. А мамани, они у нас академиев не кончали, но в устном
счете зело успешны были. Бывалоча, мигом цыпляток-то перечтут –
заголяйся (почто материал-то штанный портить, в войну-то и в первые
послевоенные годы он, как говорится, в цене, да еще в какой был?) и на
лавку на правёж возлагайся. Одно только спасало и утешало: мать-то, по
пословице, высоко плетью-то замахнется, да опустит ее тихо. Наказание-то
было больше демонстративное, но действенное, потому как от корешей
приходилось мнимо-добросердечное утешение выслушивать: тебя-де никак
опять уму-разуму на лавке учили? Так что с раннего детства и до глубокой
старости селянин пребывал в постоянном труде. И представляю себе, каким
ненужным он чувствовал себя, когда руки у него становились, «как
крюки».
31 мая – Федот и семь дев
Это девичий праздник «Семь дев», заглавная из которых Александра.
В селениях Самарской Луки имя довольно
редкое, старики аскульские так пророчествовали: «Не дашь маху, коль
возьмешь Алексаху». Но внукам ихним и такая поговорка была ведома:
«Алексаня – птичка рання». Ну то бишь сама не заспится и муженьку
полежебокствовать не даст.
«Пришел Федот – берется земля за свой
род». И не только земля, «как показывает практика» (любимое
номенклатурное выраженьице). Одно слово – весна!
Ну вот и июнь на подходе – первый месяц
лета. Месяц сочной-сочной травки. А цветов, цветов-то сколько. Издали
глядеть – будто персидскими коврами окрестности-то устланы. Тут тебе и
голубые колокольчики, и белые ромашки, и красные полевые гвоздики, и
трехцветные веселые-веселые анютины глазки.
Приметы сего месяца:
«Если в июне ночи теплые – можно ожидать обилия плодов».
Вот эти две чуть ли не парадоксальные приметы я бы своим землякам советовал крепко-накрепко запомнить:
«Во время восхода стоит духота – к ненастью».
«Туман утром стелется по воде – будет солнечная погода».
Сколько раз мои молодые земляки (кто-то
изумиться может: ужли-де недотепы и в Самарской Луке водятся?!)
ошибались на таких признаках. «Ага! Вон с утра как душно-то – к обеду от
жары сгорать будем!» или «Туман-то какой на Волге – ждать дождя надо».
«Сильные росы – к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов». Подай, Господи!
«Утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю».
А вот это радостные приметы:
«Если пчелы роем гудят на цветущем дереве или кустарнике, завтра будет ясный день».
«Если вокруг муравейника много муравьев, к хорошей погоде». Диву
даваться приходится: какие у них малюсенькие головки, а какое
соображение! Так и хочется по-стариковски побрюзжать: вот, мол, у кого
поучиться бы нашим метеорологам.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий