Меллотрон
Иногда, во второй половине собственного века, совершаешь потрясающие открытия, причем с ощущением, что, как минимум, переоткрыл Америку; и с другим ощущением - не знал того, что известно практически каждому. Ай-яй-яй, короче, как не стыдно.
Мой знакомый из забугорья побывал у себя в Туманном Альбионе, и попал на экспозицию музыкальной утвари рокендрольщиков прошлого века. На выставке не возбранялось пощупать инструмент и попробовать извлечь из него какие-нибудь звуки (ну, за 30 фунтов и чтобы не пощупать – это был бы форменный беспредел). Среди всех технических прибабасов, товарища заинтересовал меллотрон. Он рассказывал нам о нем долго и интересно, причем, от переизбытка чувств – прямо на работе, что крайне нехорошо, но изредка бывает. И продолжал рассказывать в клубе, куда мы часто забегаем отведать пива, народ посмотреть и себя показать.
К стыду своему, о меллотроне я лично знал, как оказалось, только чуть-чуть более, чем ничего. Т.е. мне, конечно, было известно, что такой инструмент существует, и что он – клавишный. Ибо на пластинках и CD нет-нет, да и упоминались меллотроны, и играли на них, как правило (но не всегда), клавишники. В остальном, мне казалось, что это какая-то древняя штуковина вроде клавесина или фисгармонии (а эти инструменты тоже пользовали некоторые арт- и прог-рокеры). При этом не смущала даже вторая половина наименования, прямо и непосредственно указывающая на электрическое происхождение сей штуковины. Опять стыдно, ай-яй-яй… Ну хотя бы про синхрофазотрон вспомнить бы… да ладно.
Оказалось, что с клавишно-молотковым семейством меллотрон роднит только одно: собственно клавиши. В устройстве же и в принципе работы он отличается от клавишных собратьев-сосетриц примерно так же, как уже упомянутый синхрофазотрон от утюга.
Короче, меллотрон – суть сэмплер, только не цифровой, а электромеханический.
Сэмплер, к слову (если кто не в курсе) – такая штуковина, в память которой лабух загоняет готовые звуки нот любых инструментов и голосов, чтобы не таскать с собой на гастроли симфонический и духовой оркестры. Сейчас роль сэмплеров чаще всего исполняет компьютерный софт, и в память загоняется, как правило, полный аккомпанемент, за исключением тех инструментов, что присутствуют на сцене (в том случае, если музыканты лабают живьем, конечно). Но в середине 70х, когда цифровые сэмплеры только появлялись, такие дела не проходили: память была очень небольшого размера, а включать магнитофон с аккомпанементом считалось некошерным. Поэтому звуки инструментов записывались по нотам, а клавишник (или иной обученный товарищ) извлекал последовательность нот, нажимая на клавиши, и получая таким незамысловатым образом то, что нужно – хоть партию скрипок, хоть дудок, хоть бузуки с баяном впридачу. И хор нанайских мальчиков на бэк-вокале…
Первые цифровые сэмплеры появились за бугром в самом конце 60х (с ОЗУ ажжж 12 кб и хард-диском в 32 кб). Разумеется, они обладали весьма инвалидными возможностями. Ну а массовое внедрение электронных сэмплеров произошло уже только в 80х годах, когда появились аппараты с более серьезной начинкой за адекватные деньги.
Но квази-сэмплеры присутствовали в музыкальном арсенале и раньше.
Первые цифровые сэмплеры появились за бугром в самом конце 60х (с ОЗУ ажжж 12 кб и хард-диском в 32 кб). Разумеется, они обладали весьма инвалидными возможностями. Ну а массовое внедрение электронных сэмплеров произошло уже только в 80х годах, когда появились аппараты с более серьезной начинкой за адекватные деньги.
Но квази-сэмплеры присутствовали в музыкальном арсенале и раньше.
Все началось, вообще-то, не с меллотрона даже. У него был предшественник – т.н. «чемберлин», который был разработан американцем Гарри Чемберлином, вероятно, еще в конце 40х годов прошлого века, и постепенно дорабатывался вплоть до конца 50х.
В сети есть информация еще об одном изобретателе – канадце Хью Ле Гейне, который вроде бы разработал электромеханический сэмплер еще в середине 40х годов.
Музыкальная машина Хью Ле Гейна - Special Purpose Tape Recorder
Сведения об этом инструменте противоречивы – в одних источниках указывается 1946-47 год создания (до Чемберлина), в других – 1955 (уже после Чемберлина). Устройство было создано в единственном экземпляре.
Кирилл)))Ну класс!!!!
Молчишь-молчишь,а потом как выдашь!!
Хоть бы одним пальчиком потыкать на этом мелллотроне,хоть бы даже:
Жили у бабуси два веселых гУся)))))-
и то интересно!!
Спасибо!!
Да... вот это информация.. слушал слушал любимых Муди Блюз... и их меллотрон а вот поди ж ты, знал о нем поверхностно. А здесь - энциклопедичность потрясающая! Огромнейшее спасибо! Здорово!
Ога, громыхаю... энциклопедично :))
На самом деле, самому стало интересно, что там к чему и почему, и с чем его едят на ужин...
В последнее время, однако, все больше предпочитаю активный отдых... Оно интереснее и пользительнее, чесслово... Как-то слегка подзадолбал тыркнет.
Так что летаю. Ощущения - выше всех ранее испытанных... ну кроме отношений с противоположным полом - тут приоритеты расставлены давно :))
Всем спасибо за лайки и комменты. Приятного отдыха и всего такого прочего :)
Все началось, вообще-то, не с меллотрона даже. У него был предшественник – т.н. «чемберлин», который был разработан американцем Гарри Чемберлином, вероятно, еще в конце 40х годов прошлого века, и постепенно дорабатывался вплоть до конца 50х.
В сети есть информация еще об одном изобретателе – канадце Хью Ле Гейне, который вроде бы разработал электромеханический сэмплер еще в середине 40х годов.
Музыкальная машина Хью Ле Гейна - Special Purpose Tape Recorder
Сведения об этом инструменте противоречивы – в одних источниках указывается 1946-47 год создания (до Чемберлина), в других – 1955 (уже после Чемберлина). Устройство было создано в единственном экземпляре.
О Гарри Чемберлине более точные сведения.
Гарри Чемберлин (30е годы)
В 1946 он сконструировал первую в мире электро-механическую драм-машину (устройство для воспроизведения звуков ударных инструментов, позже похожие устройства назывались ритм-боксами) на основе т.н. «магнитных петель». В корпус аппарата были встроены 15 лентопротяжных механизмов, заряженных лентами с записями барабанов и перкуссии, проигрываемых по кругу с возможностью изменения скорости проигрывания. Посредством панели управления можно было заранее выбрать инструментарий, ритм, темп, тон и порядок звучания ударных. По словам Ричарда, сына Гарри, аппарат был придуман для развлечения, так как малолетний Ричард очень любил звук барабана (а кто ж его не любит в нежном возрасте – у маленьких дятлов голова не болит).
Ритм-бокс от Гарри Чемберлина - "Rhythmate"
Продолжив изыскания в этом направлении, к началу 50х (разные источники называют разные годы – 1948, 1949 и 1951) Гарри придумал собственно свой «чемберлин».
Внешне аппарат представлял собой некое подобие пианино с коротким и срезанным сверху корпусом, без педалей, и с меньшим количеством клавиш – 35 (21 белая и 14 «диезов-бемолей»). Начинен же был аппарат кучей «мини-магнитофонов» - лентопротяжных механизмов со считывающими головками, а также «теплыми ламповыми» предусилителями и усилителем мощности.
Первая долговременно-работоспособная модель - «200» - появилась в 1952.
Модель "Чемберлин-200"
Семья Чемберлинов на фоне разработок Гарри: папа и сын Ричард представляют Music Master 450, а мама Лоретта рекламирует Music Master 600
В модели «Music Master 600/660» (1961) количество летнтопротяг достигло 70, и магнитных голов, соответственно, того же количества. Модель имела 2 клавиатуры по 35 клавиш. Одна клава предназначалась для ритм-секции и аккомпанимента, вторая – для солирующих инструментов. Аппарат имел 2 встроенных в переднюю часть корпуса динамика.
Music Master 600/660 - с него был скопирован первый меллотрон
Принцип работы прост, как все гениальное. Лентопротяги левой клавиатуры (предназначенной для ритм-секции и оркестрового аккомпанемента) были заряжены ленточными петлями. При нажатии на клавишу начиналось проигрывание петли до того момента, пока клавиша не нажималась повторно. В правой клавиатуре, со звуками солирующих инструментов, лента не образовывала петли, а проигрывала одну ноту до момента отпускания клавиши (максимум - чуть более 8 секунд). При нажатии на клавишу этой клавиатуры, звук проигрывался, при отпускании - лента перематывалась в исходное состояние. При одновременном нажатии любых клавиш обеих клавиатур, микшировались все звуки этих клавиш. Длина магнитной петли по окружности - около 1 метра. Длина одной ленты-ноты с одним звуком-инструментом – около 1,8 метра, скорость воспроизведения – 19,05 см/с. В чемберлинах, начиная с модели «400/450» (примерно 1959), использовалась нестандартная магнитная лента (ширина 3/8 дюйма, 3 дорожки). Исследователи считают, что применение нестандартной ленты было продиктовано желанием обезопасить создателя чемберлина от несанкционированной записи музыкантами своих лент для использования в механизме. Аппарат имел специальный переключатель, при использовании которого магнитная головка смещалась на другую дорожку ленты, и из инструмента можно было извлечь звук из набора других инструментов (грубо говоря, сыграть, например, на флейте вместо скрипки).
Оригиналы звуков нот для чемберлина изначально были записаны профессиональными музыкантами из оркестра Лоуренса Вэлка. Именно тогда был впервые записан знаменитый звук «три скрипки», ставший впоследствии визитной карточкой всех чемберлинов и меллотронов. Имена музыкантов, исполнивших звуки, доподлинно неизвестны.
Лоуренс Вэлк. Музыканты его оркестра записывали звуки для чемберлинов (впоследствии большее количество этих звуков перекочевало в меллотроны)
С этим, кстати, связан скандал середины 50х, когда Федерация музыкантов США попыталась в судебном порядке запретить продажу чемберлинов, вменяя фирме Гарри иск в нарушении смежных прав, и считая, что со временем чемберлин полностью заменит все оркестры, а музыканты останутся без работы. Иск был оставлен без удовлетворения, и, как оказалось позже, не зря – ни чемберлины, ни меллотроны, ни даже пришедшие им на смену цифровые сэмплеры, полифонические синтезаторы и музыкальные компьютеры, в полной мере заменить живых музыкантов не смогли.
Уже в начале 50х Чемберлин начал продавать свои аппараты. Стоил чемберлин около $4000 – по тем благословенным временам, весьма и весьма недешево (годовой заработок среднего гражданина). При этом выяснилось, однако, что механическая конструкция весьма ненадежна: при частом использовании возвратные резинки лопались; магнитные головки были не из одной серии, а поэтому звуки соседних клавиш могли существенно отличаться по качеству; прижимные ролики, изготовленные из мягкого каучука, часто «съедали» ленту; система иногда выдавала сбои из-за слишком тесного расположения механизмов, проигрывая не тот звук; и т.д. Но, худо-бедно, около сотни чемберлинов разошлись по Америке до начала 60х.
Вэлк и иные небедные товарищи предлагали Чемберлину вложиться в его бизнес, доведя аппарат до совершенства, но Гарри пытался выплыть сам.
В начале 60х в качестве мойщика окон в фирму Чемберлина был принят некто Уильям Фрэнсен. Помимо прочих достоинств, он был еще и неплохим аферистом. Не разглядев во Фрэнсене этого потрясающего качества, Чемберлин в 1962 доверил ему продажу чемберлинов. Продажи резко возросли, и Гарри поручил Фрэнсену также найти производителя, который обеспечивал бы постоянные поставки абсолютно идентичных по параметрам магнитных головок (по другой версии, Фрэнсен утаивал часть выручки с продаж, и Чемберлин пригрозил ему увольнением). Так или иначе, но через несколько месяцев Фрэнсен исчез, причем вместе с двумя только что изготовленными моделями чемберлинов, и (по наиболее криминальной версии) взятой в аренду моторной яхтой, а всплыл в Европе. Один инструмент он просто загнал в Италии, нежась на солнышке Средиземноморья (а в конечном итоге этот чемберлин был перекуплен английской студией); второй привез в Британию инженерам из фирмы Bradmatic Ltd (владельцы – братья Бредли; старший брат Лесли – управляющий директор), старательно удалив с него все упоминания о чемберлине, и назвал чудо техники просто и скромно - «фрэнсен-мьюзик-трон». Новые компаньоны предложили откат за изобретение и переименование в более благозвучную форму; Фрэнсена сумма устроила, и он остался работать в новой фирме в качестве коммивояжера. Была образована дочерняя компания Streetly Electronics, занимавшаяся производством меллотронов в Европе, и еще одна «дочка» - Mellotronics Ltd, занимавшаяся записью лент и реализацией меллотронов.
Билл Фрэнсен (слева) и Лес Брэдли
Так миру явился первый меллотрон – модель «Mark I», по сути – абсолютно тот же «Chamberlain Music Master 600» образца 1961 года, запущенный в серию британцами, причем с набором магнитных звуков, записанных фирмой Чемберлина. Из новшеств в Mark I присутствовали только возвратные металлические пружины, заменившие резинки, и более качественные прижимные ролики и магнитные головки. Впрочем, практически сразу констукция «чемберлина-меллотрона» была существенно доработана. Собственно, Mark I в оригинале было продано только несколько экземпляров; остальные устройства, даже уже готовые к продаже, впоследствии были разобраны и переоборудованы, включая новые (дополнительно к уже известным) наборы звуков и возможность замены одних звуков на другие; убраны лишние педали. Стоило тогда это чудо копировально-изобретательской мысли примерно 1000 фунтов.
Слухи о «британских чемберлинах» дошли до создателя оригинала только в 1965, когда меллотроны уже использовались некоторыми британскими музыкантами (по другой версии, Гарри увидел меллотрон на международной музыкальной выставке в Нью-Йорке). Чемберлин пересек океан, вызвал на нелицеприятную беседу Фрэнсена, и договорился с руководством Bradmatic Ltd о выплате комиссии за продажу каждого экземпляра меллотрона (комиссия уже в следующем году была заменена единовременной выплатой в 32 тыс. фунтов, весьма внушительной суммой на то время). Кроме того, была оговорена «разграничительная линия»: чемберлины, согласно договору, могли продаваться только на американском континенте, а меллотроны – только в Евразии. Впрочем, уже в конце 60х этот договор, из-за юридических неточностей в нем, был практически денонсирован, и меллотроны производились и продавались и в Америке, причем реализация их шла более успешно, чем чемберлинов (как инструментов более качественных): например, The Beach Boys и Стиви Уандер заменили в своем инструментальном арсенале чемберлин на меллотрон.
Ну а Фрэнсен был изгнан с работы ссаными тряпками, и следы его, по-видимому, где-то потерялись.
Между тем, в 1964 году, еще до вояжа Чемберлина в Британию, появилась модель Mark II, в которой было применено новшество: магнитная головка могла, с помощью манипуляций на панели управления, помещаться между двух дорожек записи, смешивая звуки инструментов при нажатии на единственную клавишу. С помощью специального переключателя можно было также менять тональность извлекаемых звуков. Был встроен пружинный ревербератор. Весил этот монстр более 150 кг, а с дополнительными устройствами и усиленным корпусом по спецзаказу – до 2 центнеров. Стоил Mark II чуть дороже Mark I (в начале продаж - 1100 фунтов).
Меллотрон Mark II - усовершенствованная модель
В дальнейшем появилось еще несколько «специальных» моделей – для использования на ТВ и радио, для баров и клубов, упрощенный вариант для домашнего использования. В некоторых моделях получила применение 4х-дорожечная лента вместо стандартной для чемберлинов и меллотронов 3х-дорожечной; это увеличивало функциональные возможности, но требовало особых навыков при игре на инструменте; кроме того, в таких аппаратах гораздо быстрее изнашивалась механика. В некоторых моделях были применены магнитофонные кассеты с «банком данных» - заранее записанными фрагментами музыкальных композиций и различных шумов, с поиском по паузам между ними.
FX Console (1965). Эта штука была разработана по заказам британских радиовещателей, и оснащена магнитным банком немузыкальных звуков (звуки природы, технические шумы, "голоса" животных) на отдельном лентопротяжном механизме. Цена - около 1500 фунтов.
Модель "M 300" (1968) - от остальных собратьев внешне отличалась количеством клавиш - не 35 и не 70, а 52. Чтобы облегчить инструмент, из констукции выкинули динамики и прменили некототорые новые технологии, а также сократили количество проигрываемых звуков. Эта "промежуточная" модель, хоть и была выпущена "для домашнего пользования", особо не пользовалась спросом - за все время было продано не более 50 экземпляров, главным образом - из-за массы (более центнера). Цена - чуть менее 800 фунтов.
Самой же массовой является модель меллотрона M 400, разработанная в 1969 и пущенная в серию годом позже. Большинство этих меллотронов изготовлено в белом цвете корпуса (модная фишка – в те времена в Британии ненадолго пришла мода на белую мебель). Весил этот аппарат около 60 кг (без спец-устройств), а стоил в момент начала продаж примерно 500 фунтов, причем почти четверть этой стоимости составляла цена набора звуков. Отличительная особенность этой модели – возможность замены не каждой ленты поодиночке, а сразу всех лент в одной специальной кассете. Таким образом, трудоемкий процесс замены лент (нужно было разобрать пол-меллотрона) весьма упрощался, и заменить набор звуков теперь можно было прямо во время концерта. Впрочем, для небогатых лабухов эта процедура вряд ли была доступна, ибо каждая дополнительная кассета со звуками стоила чуть более 100 фунтов, а за эти деньги тогда можно было шикарно прожить месяц, практически ни в чем себе не отказывая. Из конструкции напрочь убрали динамики и вторую клаву (поскольку она почти никогда и никем не использовалась по назначению), заново переписали звуки. Кроме струнных (оркестровые и сольные скрипки, альты, виолончели и т.д.) и духовых (саксы, трубы, тромбоны, флейты, горны и пр.), в наборы лент входили гитары, одноголосые синтезаторы, хоры, голоса солистов, перкуссия и прочее. Можно было записать все, что нужно, направить в адрес фирмы-изготовителя, и получить в ответ за определенное бабло соответствующую ленту для кассеты.
Меллотрон M400 - самая известная и распространенная модель
Эта модель известна еще и тем, что один ее экземпляр был изготовлен по заказу левши - Пола Маккартни. Другой экс-Битл – Джон – пользовал стандартный экземпляр, Джорджу больше нравился муг-синтезатор, а Ринго было пофиг, он барабанил.
Вообще, к середине 70х только очень бедные прог- и арт-рокеры не обзавелись моделью M 400.
Собственно, на этом можно закончить. Все остальные модели – как меллотронов в Европе, так и чемберлинов в Америке (Гарри тоже что-то разрабатывал и продавал все это время) – широкой популярностью не пользовались.
Трудно найти какую-нибудь рок-банду, которая хотя бы иногда не пользовала бы меллотрон в своих записях и/или в гастрольных турах. Особенно полюбили инструмент прог- и арт-рокеры. Звук меллотрона можно услышать у The Beatles, The Rolling Stones, The Zombies, The Moody Blues, Bee Gees, Pink Floyd, Procol Harum, Led Zeppelin, Deep Purple, Yes, Genesis, King Crimson, Black Sabbath, ELP, Tangerine Dream, Rush, Alan Parsons Project, Nazareth, Дэвида Боуи, Элвиса Костелло, Билли Джоэла, Манфреда Мэнна и массы иных неназванных здесь товарищей, в том числе со всемирно известными именами.
Джон Леннон и Майк Пиндер (The Moody Blues)
Роберт Фрипп (King Crimson) и Рик Уэйкман (Yes)
Брайан Джонс (The Rolling Stones)
Классическими примерами песенок, записанных с применением меллотрона, считаются:
The Beatles – Strawberry Fields Forever (Пол играет вступление, похожее на искаженный звук флейты; Джон – ту же флейту в самом конце)
The Beatles - Strawberry Fields Forever.mp3
The Moody Blues – Nights In White Satin (вступление – реальное оркестровое; далее Майк Пиндер играет на меллотроне вместе с оркестром)
The Moody Blues - Nights In White Satin.mp3
Led Zeppelin – Kashmir (виолончельные сэмплы от Джона Пола Джонса, совместно с реальным оркестром; в гастрольных турах использовался только меллотрон, при условии, что он работал; с 1977 года меллотрон на концертах заменила Yamaha GX-1)
Led Zeppelin - Kashmir.mp3
Tangerine Dream – Phaedra (роль ритм-секции выполняет одноголосый синтезатор, остальное – M 400 от Эдгара Фрезе)
Tangerine Dream - Phaedra.mp3
Bee Gees - Every Christian Lion Hearted Man Will Show You (Морис Гибб играет низкий гудящий звук – нечто среднее между органом и искаженной виолончелью)
Bee Gees - Every Christian Lion Hearted Man Will Show You.mp3
David Bowie - Space Oddity (смычковые вставки исполняет Рик Уэйкман из Yes)
David Bowie - Space Oddity.mp3
The Rolling Stones - 2000 Light Years From Home (в роли струнного оркестра выступает Брайан Джонс)
The Rolling Stones - 2000 Light Years From Home.mp3
Yes - And You And I (Рик Уэйкман заменил меллотроном все инструменты, кроме традиционно рокерских)
Yes - And You And I.mp3
Genesis - Watcher Of The Skies (сэмплы смычковых и медных инструментов от Тони Бэнкса в этой композе стали настолько популярны, что впоследствии были выпущены отдельным банком сэмплов для меллотрона, названным Watcher Mix)
Genesis - Watcher Of The Skies.mp3
Ну и, разумеется, King Crimson - In The Court Of The Crimson King. Почти весь дебютный диск группы наполнен звучанием «трех скрипок» в исполнении Иэна Макдональда. В этом же альбоме Макдональд играет на духовых инструментах – как «живьем», так и на меллотроне.
King Crimson - Epitaph.mp3
Кстати, давно ходит легенда, что The Beatles стали использовать в своих записях меллотрон после того, как услышали «Nights In White Satin» и познакомились с Майком Пиндером. Таки имеет место нестыковка: впервые меллотрон у битлов прозвучал в песенке «Tomorrow Never Knows» (август 1966), а нетленка The Moody Blues пришла в мир более чем через год. По другой версии, Майк Пиндер в 1966 посоветовал Леннону приобрести меллотрон; якобы в то время Майк еще работал тестером в компании-производителе и дружил с Джоном. Критики этой теории утверждают, что Пиндер оставил работу еще в 1965, и с кем-либо из битлов до 1967 знаком не был. В общем, легенда есть легенда, и что в ней правда – мне лично неизвестно.
Следует добавить, что чуткое «музыкальное» ухо, конечно, без труда отличит «живое» исполнение от сэмплированного мелотронного, даже если инструмент новый и идеально настроен. Если же меллотрон прослужил долго, и его механизмы поизносились, извлекаемые звуки легко различит и не тренированный слух. Впрочем, сей казус многие считают особым шиком старого доброго теплого лампового меллотрона, тем более что некоторые музыканты сознательно искажали исходник манипуляциями с лентопротягами и магнитными головками, получая таким образом интересные уникальные звуки.
Про то, чтобы кто-либо из советских музыкантов пользовал меллотроны оригинального производства, я лично сведений не обнаружил (возможно, плохо искал). Есть упоминание о «меллотроне» Александра Зацепина, сконструированного и изготовленного им лично. Вроде бы с его помощью записывалась музыка к мультфильму «Тайна третьей планеты» (1981).
Александр Зацепин - Тайна третьей планеты.mp3
Александр Зацепин ваяет свой меллотрон. Звуки для него композитор извлекал из записей различных оркестров, а голос по нотам пропела Анциферова
Между тем, с середины 70х началось (сначала острожное, а потом все более активное) внедрение цифровых сэмплеров, которые выгодно отличались от аналоговых - сначала массой, потом и ценой, а к середине 80х догнали меллотроны и в качестве воспроизведения, и в наборах звуков. Появились сравнительно небольшие и недорогие «специализированные» цифровые сэмплеры – «стрингз» и «хорнз» - соответственно, для исполнения струнно-смычковых и духовых партий.
В середине 70х на музыкальный рынок также пришел знаменитый японский полифонический синтезатор – Yamaha GX-1, со встроенным сэмплером, и широчайшими (по тем временеам) возможностями, которые меллотронам и не снились. Правда, в момент выхода на рынок, в 1976, синтезатор стоил около $70 тыс. По этой причине, перед музыкантами вставал логичный вопрос: что лучше – купить хороший дом например, в Лондоне и классную тачку впридачу - или ямаху? Тем не менее, Цеппелины, Стиви Уандер, Роллинги и некоторые иные богатые товарищи обзавелись новинкой, невзирая на заоблачность цены, а меллотроны были исключены из их арсенала.
Кит Эмерсон и Стиви Уандер быстро освоили ямаху
В 1977 обанкротилась британская фирма Mellotronics Ltd. – держатель копирайта на название «меллотрон» и торговый представитель компании-изготовителя (Streetly Electronics), и внешнее управление Mellotronics Ltd. продало торговую марку американской фирме Mellotron Sound Sales Inc., с которой договориться о совместном использовании названия не удалось. Сложилась пародоксальная ситуация: Streetly Electronics производила меллотроны для всего мира, но европейские дистрибьюторы вынуждены были заменить название «меллотрон» на «новатрон», что не поменяло, впрочем, сути. Под маркой Novatron выпускались как старые модели (M 400), так и новые (Mark V, который, по факту, представлял собой два M 400 в одном корпусе). Американцы из Mellotron Sound Sales Inc., хоть и считались производственной компанией, на самом деле просто переклеивали бирки от novatron'ов, а сами разработали единственную модель Mellotron 4 Track, которой было продано аж 4 экземпляра за все время ее безрадостного существования.
Novatron M 400 отличается от собрата-меллотрона только цветом серийного выпуска - черным вместо белого
Novatron Mark V - два М 400 в одном
Другие европейские разработчики и изготовители похожей техники придумывали свои наименования – «муватрон», «джей-трон», «биротрон» и т.д. , чтобы не платить владельцам торговых марок; однако спрос на меллотроны неуклонно падал все последующее десятилетие. В 1986 году, в связи с полным отсутствием спроса на изделия, компания Streetly Electronics была закрыта.
Вообще, меллотрон – весьма капризный инструмент. Постоянно загрязняются прижимные ролики и магнитные головки; лентопротяжные механизмы при частом использовании нуждаются в точной настройке и регулировке; иногда лента «зажевывается» или рвется прямо во время концерта; со временем пружины клавиш растягиваются и нуждаются в замене; все это плюс некоторые иные неприятности – не гуд. Регулировка и точная настройка меллотрона, замена запчастей и т.д. – дело трудоемкое и отнюдь не дешевое. Поэтому массовый приход вменяемых электронных сэмплеров, без механических заморочек, поставил жирный крест на судьбе меллотронов.
В наши прискорбные времена меллотроны производит восстановленная сыном Лесли Брэдли, Джоном, компания Streetly Electronics. В 2005 фирма изготовила в единственном экземпляре M 400 с корпусом из прозрачного пластика, проданный с аукциона.
Skeletron M 400 - прозрачный меллотрон
В 2007 появилась усовершенствованная (гораздо более легкая и с весьма широкими возможностями), на основе M 400, модель M 4000 в двух видах: классическом и переносном.
M 4000 в "классическом" корпусе
Mellotron M4000D Mini - конечно, никакой это не меллотрон, а обыкновенный цифровой сэмплер, клавиатура которого напоминает меллотрон. Вместо лентопротяжных механизмов, в нем присутствуют два слота для подключения карт памяти со звуками: одна из них встроенная, вторую можно приобрести дополнительно за $500.
Старые экземпляры аппарата восстанавливаются той же фирмой по спецзаказам. Цены, упавшие в начале 90х до $100 за инструмент в хорошем состоянии, ныне подскочили до $1000 даже за нерабочие экземпляры, а восстановленные меллотроны торгуются от $3000 до $7000 в зависимости от модели. Есть специализированные фирмы, записывающие звуки для меллотронов, хотя старые наборы звуков для M 400 пользуются гораздо большим спросом.
Многие рокеры, сознательное существование которых началось гораздо позже времен расцвета меллотронов, взяли инструмент в свой арсенал – Oasis, Guns n’Roses, The Flower Kings, Spock's Beard, Porcupine Tree, Opeth, Bigelf… Это, видимо, считается данью старому доброму рокендролу. Ну а по мне - чистый выпендреж…
В качестве приложения короткий фрагмент: Пол Маккартни показывает, что может меллотрон (съемка 1997 года). Если судить только по этому видео - либо сэр Пол поленился показать что-либо интересное, либо меллотрон может очень мало.
И еще промо-ролик британского TV 1965 года, рассказывающий о меллотроне и показывающий его возхможности (за качество извиняюсь - лучше не нашел).
Вся информация, использованная в материале, взята из англоязычных источников. Приношу извинения за возможные неточности - иногда источники выдают информацию с точностью до наоборот :))