Memphis Minnie 1994 "In My Girlish Days"
Единственная из женщин в блюзе, кого критики ставили в один ряд с ведущими блюзменами 30-х — 40-х годов. Она непрерывно записывалась в течение 40 лет, чего не удавалось ни одной женщине в шоу-бизнесе первой половины XX века.
В 1930 году Биг Билл Брунзи, в ту пору первый блюзовый гитарист Чикаго, утверждал, что она — лучшая из всех женщин-гитаристок, каких ему когда-либо приходилось слышать. Она побеждала и его, и Тампу Реда в гитарном конкурсе. У некоторых, когда они начинают слушать как она поет, наворачиваются на глаза слезы, у других вырывается недоуменный возглас:"Это что за дура завывает ?"
Еще одно подтверждение того, что во-первых, каждый человек - это целый космос, а во-вторых, - к прослушиванию архаического блюза надо быть подготовленным. Как впрочем и к другим забытым или наоборот, сверхновым направлениям в музыке. Мэмфис Минни , альбом "В дни моего девичества".
Родилась в 1897 году в Луизиане, в 1904 семья переехала в Миссиссиппи, в поселок в 60 милях от мемфиса, была старшая в семье из 13 детей. Это были времена, когда электрификация и национальные медиа еще не приступили там к созданию "масс культуры". Все,за что ни ухватись, в том числе и музыка, было самодельным.
Развлечения в сельских районах состояли из танцев до утра и до упаду, взрослые подкреплялись кукурузным виски, закусывали жареными поросятами, детям - леденцы на палочке, девицам - заварные пирожные. Минни, тогда еще Лиззи Дуглас по прозвищу "Кид", стартовала в семь лет, освоив банджо, в одиннадцать на день рождения получила первую гитару, в тринадцать этот вундеркинд удрал из дому навсегда, сделав ставку на заработок с помощью "ящика для голодных", как называл гитару Рузвельт Сайкс.
В 1907 году блюзовые музыканты были везде: в трудовых лагерях -общежитиях, в бродячих шоу, на домашних вечеринках и в баррел-хаусах- местах для танцев, где подавалась закуска, а выпивка была через дверь за углом. Сейчас даже трудно представить, насколько была распространена живая музыка до появления бытовой радиоэлектроники. Иногда музыканту платили яблоком или банкой сардин, иногда он получал до сотни долларов за вечер.
В одиночку вести жизнь бродячего артиста молодой девушке было не безопасно, около 1915 года Лиз становится музыкальным партнером Уилли Брауна, знакомого любителям блюза по сотрудничеству с Чарли Паттоном. МИнни на гитаре играла лучше Брауна, но тот был более известен . Пара долгое время играла для туристов и искателей удовольствий на курорте близ озера Большой Баклан близ Бэдфорда, Миссиссиппи, их рекорд был 119 долларов гонорара за вечер игры на пароме.
Следущий этап ее жизни - 1917 год, работа в цирке Кларксдейла Ringling Bros и знакомство в Мемфисе с хорошим блюзменом гитаристом Кейси Уэлдоном Casey Bill Weldon, они сблизились и даже возможно поженились, точных сведений не имеется. Лиз Дуглас работает на улицах и в парках Мемфиса с оркестром Jed Davenport's Beale Street Jug Band
В 1929 году Лиз меняет мужа, на следующие семь лет им становится хороший певец и гитарист, но ревнивый парень Джо Маккой Joe McCoy, эта новая пара облюбовала для своих выступлений парикмахерскую на Бейл Стрит, там их и обнаруживают скауты с "Коламбии" и везут для записи в Нью Йорк.
Лиззи к тому времени пошел тридцать третий год. Глуповатый по тексту, но чуствительный по мелодии "Bumble Bee Blues" становится столь популярен, что она его позже записывает еще много раз, по разному на разных фирмах. Именно парням с фирмы "Коламбия" Лиз обязана псевдонимом "Мемфис Минни"
С тех пор она использует его и публично и приватно, пара начинает плодотворный период звукозаписей на самых известных в ту пору фирмах. В том же 1929 была записана и их "When the Levee Breaks", которую знает каждый уважающий себя поклонник "Led Zeppelin", но мало кто из этих поклонников знает , что Минни - автор этой песни. Годы Великой Депрессии для пары проходят без особенных страданий, Минни демонстрирует свое благополучие , подражая своему идолу Ма Рейни, путешествуя на шоу в шикарных автомобилях и тряся браслетами из серебряных долларов на запястьях.
Минни была одна из первых блюзовых артистов, которые использовали гитару National со звукоснимателем, Минни приехала в 1933 в Чикаго и на конкурсе блюз гитаристов в ночном клубе "сделала" Биг Билла Брунзи Big Bill Broonzy в то время короля чикагского блюза, получив от жюри, состоявшего из местных музыкантов, бутылку виски и бутылку джина. Билл тоже получил бутылку виски, но по условиям конкурса пить виски ему пришлось под столом.
Брунзи и Минни становятся добрыми друзьями, иногда выступают вместе. В середине 30 х творческий и семейный дуэт с Джо Маккоем распадается, Минни очень много гастролирует, часто в составе ансамбля, роль гитары становится меньше, а ее блюз с ансамблем уже становится похожим на то, что считается блюзом в настоящее время. В 1939 она выходит замуж за Эрнеста Лавларса Ernest "Little Son Joe" Lawlars, он станет ее постоянным партнером на следующие 23 года.
В сороковые Минни и Сон Джо выступают и вместе и отдельно в зависимости от ситуации (отдельно зарабатывалось больше). Сон Джо и Минни играли и пели пока позволяло здоровье.К концу сороковых продажи альбомов снизились, но в клубах они оставались желанными гостями. Звукозаписывающие компании повернулись в сторону джампа, а потом рок-н-ролла, последняя запись Минни датируется 1949 годом.
В 1957 у нее возникли серьезные проблемы с сердцем, Джо тоже уже был слишком слаб, чтобы выступать. Они вернулись в Мемфис, где за ними ухаживала Дейзи, сестра Минни. После того, как Сон Джо ушел в 1962 году, Минни жила в доме престарелых до 6 августа 1973 года . Она слышала свою "When the Levee Breaks" в исполнении "Led Zeppelin" в 1971 году.
КЛАССИЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ БЛЮЗ (CLASSIC FEMALE BLUES)
Классический женский блюз, который вернее назвать "водевильным блюзом" – жанр, представленный преимущественно женщинами-блюзменами и переживший взлёт в 20-е годы прошлого столетия. Хотя официально направление берёт своё начало с хит-сингла Мами Смит "Crazy Blues", который она записала в 1920 году для Okeh Records, ещё до Первой мировой в записях водевильных артистов, таких как "чернокожая крикунья" Софи Таккер и комедиантка Мэри Кэхилл, уже были обозначены первые признаки стиля.
Образованная городская девушка из западного пригорода Цинцинатти, Мами Смит была среди певиц классического женского блюза чем-то сродни аномалии – большинство артисток были с юга и проводили время, путешествуя с представлениями T.O.B.A. Лишь немногие из них, например, Этель Уотерс, Флоренс Миллс (чья музыка так и не была увековечена в записи) и несравненная повелительница жанра, Бесси Смит, сумели совершить переход к "нормальной" концертной деятельности.
Некоторые исполнительницы выступали с собственными ансамблями, и ряд ключевых фигур в джазе, таких как Коулмен Хокинс, сделали себе имя в шоу-бизнесе, играя в их составе. После 1930 года, с появлением популярных исполнителей, работавших в "неклассическом" направлении блюза, жанр начал постепенно угасать, хотя влияние его было ощутимо даже в 1942 году, когда Пегги Ли записала переработанную версию "чёрного" хита певицы Лил Грин "Why Don’t You Do Right".
С приходом поколения R&B-крикунов певицы классического блюза одна за другой ушли со сцены. Несмотря на это, влияние Бесси Смит было очень заметно, например, в творчестве рок-звезды 60-х Дженис Джоплин. Основные представители: Розетта Тарп, Ида Кокс, Бесси Смит