- Меркурьев Василий Васильевич Дата рождения: 6 апреля 1904 Дата смерти: 12 мая 1978
Творчество:
Роли в театре:
«Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского — Сила Ерофеевич Грознов
«Поздняя любовь» А. Н. Островского — Николай
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — Павел Афанасьевич Фамусов
«За тех, кто в море» Б. А. Лавренева — капитан-лейтенант Максимов
«Высокая волна» Г. Е. Николаевой — Василий Кузьмич Бортников
«Сонет Петрарки» Н. Ф. Погодина — Павел Михайлович
«Повесть о человеческом сердце» Д. Я. Храбровицкого — Николай Николаевич Бурцев
Фильмография:
1924 — Девятое января — Молодой рабочий
1935 — Инженер Гоф («Земля впереди») — Стас
1935 — Подруги — Газетчик
1936 — История одного машиниста — Машинист
1936 — Леночка и виноград — Учитель
1936 — Федька — Лука
1937 — Возвращение Максима — Студент-меньшевик
1937 — Тайга золотая — Старый золотоискатель
1937 — Волочаевские дни — Пьяный
1938 — Комсомольск — Комдив
1938 — Профессор Мамлок — Краузе
1938 — Выборгская сторона — Швейцар
1939 — Гость — Василий Васильевич
1939 — Танкисты — Начальник штаба
1939 — Член правительства — Сташков
1939 — Хирургия — Михайло Измученков
1940 — Приятели — Лётчик
1940 — Моя любовь — Певец
1941 — Песнь о дружбе — Тенор
1941 — Танкер «Дербент» — боцман Алексей Петрович Догайло
1944 — Морской батальон — Пленный
1945 — Небесный тихоход — старший лейтенант Туча
1946 — Глинка — Ульяныч
1946 — Клятва — генерал Н. Н. Воронов
1947 — Золушка — Лесничий
1948 — Повесть о настоящем человеке — Степан Иванович
1949 — Звезда — старшина Аниканов
1949 — Сталинградская битва — генерал Н. Н. Воронов
1950 — Донецкие шахтёры — Горовой
1951 — Незабываемый 1919 год — Брызгалов
1952 — Навстречу жизни — Василий Никанорович
1952 — Джамбул
1953 — Честь товарища — старшина Привалов
1954 — Чемпион мира — тренер Фёдор Иванович
1954 — Верные друзья — академик архитектуры Василий Васильевич Нестратов
1954 — Мы с вами где-то встречались — Верхотуров
1955 — Двенадцатая ночь — Мальволио
1955 — Гвоздь программы — Иван Кузьмич
1956 — На подмостках сцены — Лев Гурыч Синичкин
1957 — Обыкновенный человек — Ладыгин
1957 — Летят журавли — Фёдор Иванович
1958 — У тихой пристани — Александр Лукич Пушков
1958 — Пучина — Пуд Кузьмич Боровцов
1958 — День первый — Матрос
1959 — Люди на мосту — Иван Денисович Булыгин
1959 — Горячая душа — Савчук
1960 — Повесть пламенных лет — хирург Богдановский
1960 — Бессонная ночь — Снегирёв
1960 — Серёжа — дядя Костя
1961 — Будь счастлива, Ани! (Болгария) — Андрей Петрович Снегов
1961 — Девчонка, с которой я дружил — дядя Коля
1961 — С днём рождения — Громов
1962 — Черёмушки — Дребеднёв
1963 — Принимаю бой — Сергей Сергеевич
1963 — Полустанок — Павел Павлович, академик
1963 — Мамочка и два трутня
1966 — Перекличка — Журавлёв
1969 — Дворянское гнездо — Гедеоновский
1969 — Экзамен на чин — Ефим Захарович
1970 — Поздний ребенок — Отец
1971 — Прощание с Петербургом — Лейброк
1971 — Семь невест ефрейтора Збруева — Василий Васильевич Лукьянов
1972 — Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Иван Иванович
1973 — Здесь наш дом — Гаврила Романович Полуэктов
1973 — Москва — Кассиопея — Благовидов
1974 — Великий укротитель — отец Лены
1974 — Ксения, любимая жена Фёдора — Начальник отдела кадров
1974 — Верный друг Санчо — дедушка Риты
Телеспектакли:
1953 — Лес (телеспектакль) — Иван Петрович Восмибратов
Супруга Василия Меркурьева Ирина-это же дочь того самого знаменитого Всеволода Мейерхольда, который женился на Зинаиде Райх, бывшей жене Есенина и который был расстрелян после неправедного суда в феврале 1940 как "агент немецкой разведки"....
Да. Достойная пара-Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд....незаурядная женщина.
Спасибо, Альбина.
Песня коррупционера)))))))))))) Прям как сейчас)))
Фильм-Черемушки-1962( реж. Г. Раппапорт)
Евгений Леонов и Василий Меркурьев )))
Василий Меркурьев-Невыносимая легкость бытия.....
Это имя когда-то гремело по всей стране.
Да и сейчас, когда показывают комедию "Верные друзья", мы не можем оторвать взгляда от самого забавного персонажа – академика архитектуры Нестратова.
Роль лейтенанта Тучи в фильме "Небесный тихоход", растасканная на цитаты, или уморительный Мальволио из "Двенадцатой ночи" - таким его знали все.
Однако в благополучной с виду жизни актёра-комика было много сложностей и горя. И тем не менее, Меркурьев всегда оставался Человеком…
Александр Михайлов-автор ролика
См. на Ютубе
Ну и еще один ролик-для почитателей таланта Василия Меркурьева....
1978 год-Василий Меркурьев.....
Тоже люблю этого артиста.
И упокоилась его душа в любимом Ленинграде ...
Их сын, Петр Васильевич Меркурьев, тоже был актером. Прочла в Сети(не знала этого)
Он ушел из жизни в 2010 .
17.06.1943г. - 27.09.2010г.
Заслуженный деятель искусств России (2001г.).
Родился 17 июня 1943г. в семье Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд.
Снимался в Ликвидации, Мы из джаза-совершенно его не помню.....
Могила Василия Меркурьева в Петербурге
Петр Васильевич Меркурьев -
В Ликвидации он играл, если я не ошибаюсь, любопытного соседа Норы...
Василий Васильевич Меркурьев родился 6 апреля 1904 года в городе Остров, Псковская губерния. Василий был четвёртым сыном в семье Василия Ильича Меркурьева и Анны Ивановны Гроссен. Анна Ивановна была уроженкой Швейцарии. Супруги воспитывали шестерых детей, все из которых были мальчиками.
Любовь к театру и актёрские способности начали проявляться у Василия ещё в раннем детстве. Выбор жизненного пути не сопровождался для мальчика какими-либо сомнениями или колебаниями. В семье все, начиная от отца Василия Ильича и матери Анны Ивановны, любили петь. Был и у Василия голос, но увлекло его драматическое искусство. Еще в церковно-приходской школе играл в любительских спектаклях, прилежно посещал драматический кружок, а в шестнадцать лет уже устроился в местный театр, где ему доверяли и "взрослые", сложные роли, например, беглого монаха Варлаама из пьесы "Борис Годунов".
Охотно участвовал Василий и в выступлениях агитбригад, играл в пьесах, скетчах, жанровых сценках не только на театральных подмостках, но и в избах-читальнях, клубах, а то и просто под открытым небом.
В 1923 году Псковский губком комсомола командировал Меркурьева в Петроградский институт сценических искусств.
В 1923 году Василий поступил в институт сценических искусств, в мастерскую профессора Леонида Сергеевича Вивьена. Главной студенческой ролью Меркурьева стал Грознов в пьесе Островского "Правда хорошо, а счастье лучше". Василий окончил мастерскую в 1926 году, а в 1928 году пришел в труппу Ленинградского театра актёрского мастерства (ТАМ) к своему же учителю Л.С.Вивьену. Здесь, Меркурьев постигает азы профессии. Именно Вивьен заметил в юноше незаурядные способности и под руководством опытного режиссёра и педагога формировалось умение молодого актёра создавать реалистические, жизненно полнокровные характеры.
Параллельно с актёрской деятельностью Василий Меркурьев с 1932 года начал преподавать в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Много позже, в 1950 году он станет профессором этого института.
В 1937 году Василий Меркурьев перешел в Ленинградский театр драмы имени А.С.Пушкина. На его сцене актёру довелось работать с такими корифеями театра, как: Ю.Юрьев, Е.Корчагина-Александровская, Б.Горин-Горяинов. Меркурьевым было создано множество интересных разноплановых ролей, всегда ярких и очень жизненных. Актёр одинаково органично существовал как в комедийных, так и в драматических ролях, среди которых работы в спектаклях — "Правда хорошо, а счастье лучше" и "Поздняя любовь" А.Н.Островского, "Горе от ума" А.Грибоедова, "Петр I" А.Н.Толстого, "Высокая волна" Г.Е.Николаевой, "Сын века" Куприянова, "Двенадцатая ночь" У.Шекспира, "Сонет Петрарки" Н.Погодина и другие.
В кино Меркурьев дебютировал ещё в 1924 году в картине "Девятое января", но активно он начал сниматься только с середины 1930-х годов. В 1935 году и началась кинокарьера Василия Меркурьева. Его дебютом на экране стала роль Стася в социальной драме Бориса Шписа и Рашеля Мильмана "Инженер Гофф". Чуть позже актёр сыграл
студента-меньшевика в знаменитом фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга "Возвращение Максима". До войны актёр снялся также в
военной ленте "Танкисты",
драме "Член правительства" и других фильмах. Но настоящий успех к Меркурьеву пришел чуть позже…
С Ириной Всеволодной Мейерхольд, дочерью знаменитого Всеволода Мейерхольда, Василий Меркурьев познакомился в 1934 году. В то время она работала ассистентом режиссёра на киностудии "Ленфильм" и привезла Меркурьеву сценарий фильма. По признанию самого актёра, эта дерзкая и бойкая женщина покорила его сразу.
Ирина Мейерхольд, 1929 год.
Окончательно же Ирина поразила Василия Меркурьева на съёмках, когда однажды строптивая лошадь сбросила одного из актёров. Ирина не растерялась и тут же, вскочив на неё, смогла успокоить. Этот случай произвел на Меркурьева большое впечатление. Именно из-за этого случая, признавался Василий Васильевич, он и полюбил свою Ирину.
Сорок четыре года Ирина Всеволодовна и Василий Васильевич пронесли свою любовь, оставаясь по-юношески увлеченными друг другом. Вспоминает сын актёра Петр Меркурьев: "Отношения моих родителей - Ирины Всеволодовны Мейерхольд и Василия Васильевича Меркурьева - были уникальны, - писал в воспоминаниях Петр Меркурьев. - Это была до последних лет юношеская влюбленность. Они были весьма привязаны друг к другу, прожили вкупе 44 года, а чувства, тем не менее, оставались свежими.
Это не значит, конечно, что всё шло гладко. У мамы-то нрав папочкин - Всеволода Эмильевича! Мама органически не могла быть не правой. И, более того, понимая, что нимало не права, всё одинаково доказывала, что права. Мы это воспринимали с юмором. А доброты она была потрясающей.
А как мама чувствовала тело папы - это что-то невероятное. Они к врачу ходили неизменно вкупе. Врач спрашивает: «Василий Васильевич, как у вас болит?». «Вы понимаете, я вздохну, что-то начинает... » Потом он замолкал и спрашивал: «Ириша, как у меня болит?». И мамаша безмятежно рассказывала врачу, а папа только, соглашаясь, кивал головой. Это были сообщающиеся сосуды".
"Профессор Мамлок" (1938)
В 1939 году на родных Василия Васильевича обрушилась беда. Арестовали его родного брата Петра, а через год Пётр Васильевич умер в тюрьме. После смерти брата Василий Васильевич принял решение взять на воспитание троих оставшихся сиротами племянников - Виталия, Женю и Наташу. Шаг был непростой – в то время жили сложно, тревожно, в воздухе витали слухи о приближающейся войне. Но Меркурьева безоговорочно поддержала Ирина.
Когда началась Великая Отечественная война, Ленинградский театр был эвакуирован в Новосибирск. Уехали и Василий Меркурьев с Ириной Мейерхольд. Уехали, имея на руках двух дочерей Аню и Катю и трёх племянников-сирот. Здесь, в эвакуации Василий с Ириной продолжили заниматься творчеством. Они выступали со спектаклями, организовали в городе Нарым Новосибирской области первый профессиональный театр...
Тогда же, в те трудные годы, они решились на рождение еще одного ребенка! Так, прямо в кулисах, во время репетиции в городе Колпашеве Томской области у супругов родился сын Пётр, названный так в честь брата Василия Меркурьева.
После войны Меркурьев с женой вернулись в Ленинград. По дороге супруги подобрали двоих детей, отставших от своей семьи при эвакуации. Это, какое надо было иметь большое сердце, ведь у Меркурьевых уже было шестеро детей – трое собственных и трое племянников!
Жить было негде, и их приютила в своей трехкомнатной квартире актриса Ольга Яковлевна Лебзак. Приютила, несмотря на то, что жила с мужем, матерью и дочерью.
Рядом с ними в 80-метровой квартире жил режиссёр, основатель ленинградского ТЮЗа, Александр Александрович Брянцев. Однажды он заглянул к Меркурьеву по какому-то поводу. Увидев эту невероятную скученность народа, он сказал: "Нам со старухой такие хоромы не нужны, а тебе с твоим "табором" в самый раз. Утром переезжайте". Вот такие в то время были люди!
А дом Меркурьева действительно был похож на табор. В их доме постоянно жили люди, которым было трудно, в том числе испытавшие сталинские застенки. Ирина и Василий оставляли у себя нуждающихся месяцами, не отказывая в гостеприимстве даже кошкам и собакам... К тому же Ирину Мейерхольд, как дочь врага народа, потихоньку, под благовидным предлогом, убрали со всех работ. Двенадцать лет она не работала. Но Василий Меркурьев никогда не жаловался на судьбу. В 1947 году после того, как Меркурьев рассказал о подобранных во время эвакуации детях, нашлась мама детей. Но семья всё равно оставалась огромной, и прокормить всех Меркурьеву было крайне непросто. Он тянул всю семью, летая со съемки на съемку, с концерта на концерт… А слава актёра все росла…
Возвратившись в Ленинград, Меркурьев продолжил работу в театре драмы им. Пушкина. Актёр одинаково прекрасно справлялся как с комедийными, так и с драматическими ролями. Остро чувствуя жанр комедии, он наделял своих комических героев непринужденностью и простотой. Им были созданы замечательные образы в спектаклях: "Горе от ума" (Фамусов), "Двенадцатая ночь" (Мальволио). Поисками типичности, психологической многоплановости были отмечены работы над многими драматическими ролями: Василий Бортников ("Высокая волна"), Павел Михайлович ("Сонет Петрарки"), Прокофьев ("Сын века").
Работал Меркурьев и как режиссёр, показав себя глубоким и бескомпромиссным мастером. В его активе постановки "Мещан", "Трёх сестер", "Чапаева".
Всю свою жизнь Василий Меркурьев передавал свой огромный опыт студентам и молодым актёрам. Вместе с Ириной Мейерхольд и своими выпускниками он создал в Выборге театр драмы. В основе труппы драматического театра в Чимкенте были выпускники Меркурьева и Мейерхольд.
С молодыми актёрами Меркурьев держался без малейшей тени превосходства. Как-то его, уже суперпопулярного актёра, пригласила сыграть в студенческом спектакле профессор театрального института Татьяна Григорьевна Сойникова. И в каком спектакле! В знаменитом "Правда хорошо, а счастье лучше", - спектакле, являвшемся долгие годы визитной карточкой Меркурьева. Недоброжелатели Сойниковой потирали руки: вот сейчас мэтр разделает под орех её учеников, тем самым, показав, что она их неправильно учит. Меркурьев вышел и сыграл, ничуть не премьерствуя, не тяня одеяло на себя, на равных со студентами. Так в нём было заложено чувство ансамбля!
Василий Васильевич, всю свою жизнь отдавший Ленинградскому театру драмы, никогда не отказывался поработать в других театрах, пусть и провинциальных. Да и не было для него такого понятия! Петр Меркурьев вспоминает: "Папа приезжал не как гастролёр: сразу раз - и впрыгнул в спектакль! Нет. Он приезжал за неделю, репетировал, входил в ансамбль, а потом шли колоссальные триумфы. Он так играл в Комсомольске-на-Амуре, Семипалатинске, Смоленске, Кунгуре, Березниках, Новосибирске, Владимире... Городов, наверное, тридцать".
Да, Василий Меркурьев был великим театральным актёром, но настоящую популярность и всенародную любовь ему принесло всё же кино. А началось его триумфальное восхождение с роли
старшего лейтенанта Тучи в блистательной картине Семёна Тимошенко "Небесный тихоход", вышедшей на экраны в год окончания Великой отечественной. Весёлая музыкальная комедия о похождениях трёх бравых друзей лётчиков (Василий Меркурьев, Николай Крючков и Василий Нещипленко) пришлась не по душе критикам. Они принялись дружно ругать создателей за легкомысленное отношение к войне. Зато зрители приняли картину с невероятным восторгом. "Небесный тихоход" стал настоящим кинохитом того времени.
Сегодня фильм входит в золотой фонд отечественного кино, а песню "Первым делом самолеты" до сих пор помнят и любят миллионы людей.
Вскоре пришло признание и официальных властей. Сталинские премии. Одна за другой. За роль
Ульяныча в историко-биографическом фильме "Глинка" (1947). За роль
Степана Ивановича в фильме "Повесть о настоящем человеке" (1949). За роль
Горового в фильме "Донецкие шахтеры" (1952).
Зрителям же больше нравились другие роли Меркурьева.
Добрый лесничий в незабываемой сказке "Золушка",
академик-архитектор Нестратов в лирической комедии "Верные друзья",
Мальволио в экранизации шекспировской "Двенадцатой ночи",
Федор Иванович в драме "Летят журавли"... Время всё расставило по своим местам. Выбор зрителей оказался верным, - эти картины пользуются успехом и сегодня.
Восторженные зрители отожествляли Василия Меркурьева с его киноперсонажами, такими, как Нестратов из "Верных друзей" и Туча из "Небесного тихохода" - весельчаками и балагурами. В жизни Меркурьев действительно не был занудой, но и весельчаком его трудно было назвать. Чаще он был задумчив и молчалив. Его переживания были связаны с тревогой за близких – жену, детей.
К работе актёр относился с огромной ответственностью. Петр Меркурьев вспоминает: "Мне казалось, что папа всё время работает. Он был или в театре, или на съёмках, а когда дома - то, сидя в своём кресле или лёжа на огромной кровати, обложенный книгами, учил роль. Роль учил всегда тихо - бормотал. А потом, бывало, сидим на кухне - и вдруг он начинает что-то говорить. И это звучало так естественно, что мы не всегда понимали, что это текст роли". Лучшим эпитетом для него было "труженик". Он был настоящим тружеником, философски относящимся к своей славе. "Слава приходит к нам между делом, если дело достойно её", - эту фразу Виктора Гусева Василий Васильевич любил повторять.
А слава актёра действительно была всенародной. Его узнавали по одному голосу. И Меркурьев порой пользовался своей известностью. Только не для себя, а для других. Василий Васильевич помогал простым людям получать квартиры, телефоны, устраивал их в больницы... Как-то Ирина Мейерхольд спросила его: "Вася, ты для чужих все делаешь, а для своих детей - так мало". На что он ответил: "Я не вечен. Я хочу умереть, зная, что мои дети без меня справятся".
К сожалению, всего того, что актёр хотел, он сыграть не смог. Режиссёров больше привлекал комедийный талант Меркурьева, несмотря на весьма удачные драматические образы (в том же фильме "Летят журавли"). Меркурьеву так хотелось сыграть Отелло, а ему говорили, что он талантлив в другой области. "Дайте мне провалиться! Пусть меня закидают тухлыми помидорами! Докажите мне, что я не прав", - просил он. Но его не слышали…
Василий Меркурьев терпеть не мог пассивного отдыха. В свободное от работы время он отправлялся на дачу к любимым грядкам. И детям свом он де давал бездельничать. Нет, он никогда никого не заставлял, просто вдохновлял своим примером. Даже в преклонном возрасте, когда уже трудно было передвигаться, Василий Васильевич брал фанерку, ложился на неё и обрабатывал грядки…
А ещё Василий Васильевич безмерно любил цирк, посещая программы по три-четыре раза. Он и ученикам своим советовал почаще бывать в цирке и наблюдать за слаженностью и взаимопониманием артистов.
Из музыки Меркурьев предпочитал Мравинского и песни Шаляпина. Очень часто он слушал шаляпинское "Уймитесь, волнения, страсти". Умер Василий Васильевич Меркурьев 12 апреля 1978 в Ленинграде. Рассказывают, что когда у его гроба зазвучала эта песня, по щеке покойного скатилась слеза.
Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках Волковского кладбища.
В 1979 году ему посмертно была присуждена Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского за исполнение роли Николая Николаевича Бурцева в спектакле "Пока бьётся сердце" Д.Я.Храбовицкого
Через три года из жизни ушла и Ирина Мейерхольд.
из открытых источников...