Михаил Булгаков и Гоголь, какая связь?
Истории след. Как после смерти пересеклись Гоголь и Булгаков
10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, великий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков скончался в Москве. На следующий день, 11 марта, состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Тело Булгакова кремировали, прах был захоронен 12 марта на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству вдовы, был установлен камень, прозванный "Голгофой".
Воспоминания литературоведа и критика Владимира Лакшина из книги вдовы писателя Елены Сергеевны Булгаковой "Воспоминания о Михаиле Булгакове":
"...До начала 1950-х годов на могиле Булгакова не было ни креста, ни камня — лишь прямоугольник травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырём углам надгробного холма. В поисках плиты или камня Е. С. захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними (она вообще легко сходилась с простыми людьми — малярами, штукатурами).
Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» — «Да, Голгофа». — «Как, Голгофа?». Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре когда-то стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, "Голгофу" за ненадобностью бросили в яму. "Я покупаю", — не раздумывая сказала Е. С. "Это можно, — отвечают ей, — да как его поднять?" — "Делайте что угодно, я за всё заплачу… Нужны будут мостки, делайте мостки от сарая к самой могиле… Нужны десять рабочих — пусть будут десять рабочих…"
Камень перевезли, и глубоко ушёл он в землю над урной Булгакова. Стёсанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, — он выглядел некрасиво.
Тогда всю глыбу перевернули — основанием наружу...
НИЧЕГО СЕБЕ!!!
Доброе утро, Владимир!
Если сказать, что я удивилась,это ничего не сказать))
Ниччего об этом не знала и не слышала!!
Оказывается,Сеть уже обсуждает на различных форумах это событие с редчайшими фотографиями энтузиастов(низкий им поклон, имен назвать не могу, к сожалению-Сеть не очень-то щедра на эти имена,поэтому-просто огромное спасибо авторам, подарившим эти фотографии)
С вашего позволения,Владимир,немного добавлю.
ГоголЬ.Булгаков и их "Голгофа".....
«Как сладко умирать!» – таковы были последние произнесенные в полном сознании слова Николая Васильевича Гоголя.
4 марта (по новому стилю) 1852 года он скончался в московском доме графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре.
Писатель уходил мучительно. По воспоминаниям друзей, последние месяцы жизни «он был в постоянном нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства».
Он буквально морил себя голодом, питаясь одними просфорами и отказываясь от другой пищи.
Сам Гоголь говорил, что на него «нашел страх смерти», от которого, по его словам, умер и его отец.
Последние годы Гоголь пребывал в жестоком творческом кризисе. После выхода в свет «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголь уже ничего, кроме второго тома «Мертвых душ» и «Авторской исповеди», не написал.
Одной из причин, очевидно, была неразделенная любовь писателя к Анне Виельгорской.
После неудачного сватовства в 1849 году Гоголь, казалось, потерял смысл и жизни, и творчества, уехал в Москву и уединился в отведенных ему комнатах огромного толстовского дома…
Отпевали писателя в церкви Святой Татьяны при Московском университете, почетным профессором которого он был. Желающих проститься с покойным оказалось так много, что по воспоминаниям современников, «два дня не было проезду по Никитской улице». На панихиде собрался, казалось, весь город, начиная от генерал-губернатора и кончая нищими.......
Позже на могиле Гоголя установили черный мраморный крест и огромный темный ноздреватый камень.
Гранитный монолит нашел в Крыму один из братьев Аксаковых, с которыми Гоголь был дружен.
Несколько месяцев камень на лошадях везли в Москву.
Своими очертаниями он напоминал Голгофу — место казни Иисуса Христа.
Так этот камень и стали называть...
Прошло много лет .....
В мае 1931 года большевики уничтожили некрополь Данилова монастыря.
Прах Гоголя перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
Известный советский скульптор Томский (кстати, тоже Николай Васильевич) к очередному юбилею великого писателя изваял мраморный бюст, на колонне под которым засияла золотыми буквами надпись: «от правительства Советского Союза».
От старого памятника сохранилась только надгробная плита с эпитафией — цитатой из Библии:
«Горьким словом моим посмеюся»......
В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали и передали в Исторический музей. Черный камень с бронзовым крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище.
Куда подевалась стопудовая Голгофа, никто не знал.
Да никто особо и не интересовался…
Михаила Афанасьевича Булгакова многое родинило с Гоголем.
Земляки, они оба не любили Петербург, закончили свои главные книги в Москве и там же сжигали свои рукописи, перед смертью сильно страдали (у Булгакова был склероз почек).
Автор «Мастера и Маргариты» считал себя учеником Гоголя.
В трудные минуты жизни Булгаков приходил к памятнику Гоголю, стоящему во дворе особняка, где тот жил последние годы.
Елена Сергеевна припомнила слова мужа, обращенные к автору «Мертвых душ»:
«О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!»
10 марта 1940 года, не дожив и до пятидесяти, умер Михаил Афанасьевич Булгаков. После кремации урну с его прахом захоронили в знаменитом вишневом саду Новодевичьего кладбища, месте последнего упокоения многих артистов Художественного театра.
Вдова писателя решила, что само провидение привело ее к гоголевской Голгофе.
Многотонный камень извлекли на свет божий, и он лег в изголовье могилы Булгакова. Учитель и ученик обрели одно надгробие на двоих.
После кремации урну с его прахом захоронили в знаменитом вишневом саду Новодевичьего кладбища, месте последнего упокоения многих артистов Художественного театра.
А вот так выглядит настоящая ГОЛГОФА...
Иерусалим
История христианства, гора Голгофа в Иерусалиме нераздельно связаны между собой.
Этот город называют городом трех религий, ведь его считают святыней и христиане, и иудеи, и мусульмане. Здесь расположены важнейшие достопримечательности Израиля и всего верующего мира.
Владимир, еще раз огромное спасибо за эту информацию.
Извините за мои пространные дополнения-но ведь интересно же!!
Все фото из Сети в свободном доступе.
"О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!"
(из письма М.А. Булгакова, обращение к «тени Гоголя»)
В биографии М.А. Булгакова и Н.В. Гоголя есть много параллелей.
Булгаков считал себя учеником Гоголя и так же, как Николай Васильевич сжёг свой второй том «Мёртвых душ», Михаил Афанасьевич сжёг черновик будущего романа «Мастер и Маргарита» и заставил потом своего Мастера, сознательно наделённого многими гоголевскими чертами, сжечь роман о Понтии Пилате.
Когда Булгаков жил в Нащокинском переулке, то не раз приходил к памятнику Гоголю, который стоял в то время в начале Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара, а в 1959-м был перенесён во двор дома-музея писателя на Никитском бульваре.
3 марта 1927 года около памятника Гоголю состоялся митинг революционных писателей.
Обсуждался вопрос: нужен ли Гоголь советским людям или пора его выбросить на свалку истории?
При этом присутствовал Булгаков. Он побледнел и сжал кулаки:
«Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет».
Возможно, именно так родился замысел романа «Мастер и Маргарита».
Как свидетельствовал П.С. Попов, в последние недели своей жизни Булгаков, «уже лишённый зрения, бесстрашно просил ему читать о последних жутких днях и часах Гоголя».
Работа над «Мёртвыми душами», а затем над киносценариями той же поэмы и «Ревизора», заставила Булгакова на несколько лет погрузиться в гоголевский мир. Это погружение сильнейшим образом отразилось на его собственных произведениях.
Писатель приступил к инсценировке «Мёртвых душ» Гоголя, как только его приняли во МХАТ в качестве режиссёра.
Театр давно собирался поставить спектакль, но инсценировки романа были неудачными. Уже в мае 1930 года Булгаков делает первые наброски будущей постановки, в которой собирался показать и самого Гоголя, диктующего свое сочинение в Риме.
31 октября 1930 года состоялось первое чтение инсценировки в присутствии В.И. Немировича-Данченко, в целом одобрившего комедию. Булгакову хотелось ввести в спектакль образ Первого, или Чтеца, как равноправное действующее лицо, в чём-то напоминающего самого Гоголя, но Театр усмотрел в этом образе резонёра, комментатора событий, мешающего развитию действия.
В итоге роль была снята. Да и сам спектакль претерпел большие изменения в ходе работы над ним.
С февраля 1931 года к постановке присоединился К.С. Станиславский, и спектакль стал приобретать реалистические черты, в духе системы Станиславского.
У Булгакова возникли надежды вернуться к первоначальному замыслу инсценировки, когда сам автор был как равный среди действующих лиц и высказывал свои суждения по ходу развития событий.
В его воображении формировался образ самого Николая Васильевича Гоголя, он разговаривал с ним, переживал вместе с ним во время его работы над «Мёртвыми душами». Чтобы быть точным и достоверным, Булгаков тщательно выбирает из переписки Гоголя нужные ему фразы. Но постепенно роль Первого, который возник вместо Чтеца, сходила на нет; в конце концов, и Станиславский от него отказался.
Существует легенда, что во время работы над этим спектаклем Булгакову приснился литературный сон. Сам Гоголь заставил драматурга оправдываться в неудачной постановке...
Сон прервался заклинанием создателя «Мастера и Маргариты»:
«О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!».
28 ноября 1932 года состоялась премьера «Мёртвых душ». Спектакль выдержал сотни представлений с различным актёрским составом, стал классикой русского театрального искусства.
Мне очень нравится это вот изречение М.А.Булгакова из -Мастер и Маргарита ,ставшее афоризмом:
Я не знал об этой истории. Думаю будет интересно многим