- Михалков-Кончаловский Андрон Дата рождения: 20 августа 1937
Биография Андрона Михалкова-Кончаловского
Российский режиссер, сценарист. Фильмы: "Первый учитель ", "Дворянское гнездо ", "Романс о влюбленных ", "Сибириада " "Возлюбленные Марии ", "Поезд-беглец ", "Танго и Кэш ", "Ближний круг ", "Одиссея " и др.
Андрон Михалков-Кончаловский родился в 1937 году. Он вырос в знаменитой семье. Его отец, Сергей Михалков, известный писатель. Мать, Наталья Петровна, — дочь художника, талантливая поэтесса, переводчица. Получив при рождении имя Андрей, режиссер предпочел называть себя Андрон. Кроме того, он взял двойную фамилию — Михалков-Кончаловский.
Когда сыну исполнилось семнадцать лет, за его сексуальное воспитание, по старой дворянской традиции, взялся отец, Сергей Михалков. Он направил его к знакомой генеральше, которая и лишила Андрона невинности. вторая его женщина, работавшая, вероятно, официанткой, красотой не отличалась, много курила, но в любовных делах знала толк. Кончаловский вспоминает своих первых любовниц с благодарностью:
"Они сделали меня мужчиной. Со временем барьер переломился, и у меня, наконец, появились романтические чувственные отношения с девочками своего возраста..."
В середине 1950-х Сергей Михалков взял Андрона в гости к своей приятельнице. Дочь ее Ира училась в балетном училище Большого театра. Молодые люди понравились друг другу. Стали встречаться. Вместе съездили в Крым.
В 1957 году Ирина Кандит (ее отец -ленинградский саксофонист) окончила училище. Андрон предложил ей пожениться. Как вспоминает Кончаловский, свадьба была пышной, в ВТО, с большим количеством светских гостей — друзей и родственников с обеих сторон.
"Я напился, приревновал Иру — она с кем-то танцевала. И повода-то не было! По-русски поколотил молодую жену, она плакала — все как положено быть на свадьбе. Привезли домой зареванную невесту, злого жениха..."
Вместе они прожили около двух лет, пока Ирина не ушла к дирижеру Большого театра — Жюрайтису. Разрыв с Ириной совпал со временем прихода Кончаловского во ВГИК. Студенческая жизнь — это романы, бесконечные любовные приключения. Режиссурой Кончаловский занимался с удовольствием. На курсе было немало талантливых актрис — Жанна Прохоренко, Галина Польских, Светлана Светличная...
Курсом младше училась Жанна Болотова. В свои восемнадцать она успела сняться в фильме "Дом, в котором я живу". Андрон встречался с ней в коммуналке, "Вороньей слободке". Где-то через год Жанна прямо спросила Андрона: "Ты женишься на мне?" Получив отрицательный ответ, сказала: "Тогда приходи в воскресенье на свадьбу". Она выходила замуж за приятеля Андрона. И все уже было назначено.
В фильме Марлена Хуциева "Застава Ильича" снималось немало талантливой молодежи. Пришла на кинопробу и Марианна Вертинская, дочь знаменитого певца. Съемочные дни часто оканчивались дома у Михалкова. "Был момент в жизни, когда на вопрос, что такое счастье, я мог бы ответить только единственным образом: "Счастье — это сидеть у Вертинских, когда за окном идет снег, смеркается, еще не зажегся свет — сидеть и пить чай с Марьяной". Вертинская курила, к условностям жизни относилась с пренебрежением. Но была "вся такая легкая, непредсказуемая, небесная!". Однако Андрон поспешил ретироваться, когда вокруг заговорили о свадьбе...
Первой большой работой Кончаловского стал фильм "Первый учитель по повести Айтматова. Начинающий режиссер переписал сценарий и стал подыскивать актеров. На роль Алтынай требовалась артистичная девушка. В балетном училище занималось несколько казашек, одна из них привлекала внимание Кончаловского. Звали ее Наташа Аринбасарова.
Девушку уже взяли в Казахский академический театр оперы.
"Ей было восемнадцать — совсем еще девочка, хрупкая, нежная, женственная, — пишет Кончаловский в своей книге "Возвышающий обман". Я понял, что не могу даже осмелиться поцеловать ее, если не решу, что женюсь. Когда я решил для себя это, мы отпраздновали нашу брачную ночь и на следующий день объявили всем, что женимся".
Узнав о предстоящей свадьбе, родители вызвали Наташу в Алма-Ату. В телефонном разговоре мама Наташи заявила жениху, что он негодяй и ни на какие съемки ее дочь больше не поедет.
Дело принимало серьезный оборот. И только благодаря вмешательству главы республики Кунаева удалось уладить конфликт. Потом была шумная веселая свадьба. 15 января 1964 года Наташа подарила мужу сынишку Егора. О тех временах у Кончаловского остались самые светлые воспоминания.
...Летом 1967 года на международный кинофестиваль в Москве приехала большая французская делегация. В ее составе была красивая девушка Маша Мериль. Кончаловский влюбился в нее с первого взгляда. "Бывают такие отношения с женщиной, когда уже не владеешь собой от невыносимости чувства. Боишься не только прикоснуться — боишься находиться рядом. Когда я узнал, что она русская дворянка, княжна Гагарина, мое падение в бездну еще более ускорилось. Было ощущение абсолютной обреченности..." Потом они встретились в Праге. Маша остановилась в том же отеле. Многое она говорила по-французски. Андрон понимал не все, но согласно кивал. В Москве Кончаловский получал от возлюбленной открытки. Он признался Аринбасаровой, что полюбил другую. "Лучше бы ты сказал, что у меня умерла мама..." — проронила она. И тут пришла открытка, в которой княжна Гагарина сообщала, что... выходит замуж за итальянского продюсера.
"Встреча с Машей была для меня почти роковой. Дворянка, княжна, женщина европейской культуры — это было то, о чем я втайне мечтал, такой хотел видеть свою спутницу. То, что она меня бросила, казалось само собой понятно. Разве могло быть иначе? Я остро пережил случившееся, но про себя не удивился. Думал: куда мне! Я совок, а там Париж, Италия! Я уже знал, что это такое".
Позже Андрон с Машей стали друзьями. Она снималась у Кончаловского в "Дуэте для солиста", сыграла Аркадину в спектакле "Чайка". Спустя много лет выяснится, что из-за плохого знания французского Андрон во время свидания в Праге пропустил самое главное: Маша тогда призналась ему, что уже Полтора месяца беременна. От него. Андрон никак не прореагировал. Она решила, что не нужна ему и вышла замуж за продюсера... Узнав об этом, Кончаловский был поражен. "Все двадцать лет наших отношений, моих представлений об этих отношениях полетели в тартарары. Никакие розы, которые я эти годы слал ей домой и в ее уборную, не могли ни объяснить, ни извинить этого драматического непонимания".
Еще в 1967 году Кончаловский приступил к работе над фильмом "Дворянское гнездо" по пьесе Чехова. Пробы к картине он делал долго и тщательно. На роль Лизы Калитиной пробовалось множество красивых девушек. Среди Них — студентка вахтанговского училища Ирина Купченко. Сделали пробы — получилось замечательно.
Андрон как никогда нуждался в поддержке женщины. Так начался его непродолжительный роман с Ириной. "Случилось это в гостинице "Советской" с фанерными стенами, под музыку Перголези: я привез в Ленинград проигрыватель и кучу пластинок итальянского барокко. Помнится, в номере было полно платьев с картины: мы наряжались в них, играя..." К концу картины Андрон и Ирина уже стали просто друзьями.
История жизни Андрона Михалкова-Кончаловского
В "Дворянском гнезде" снималась также Беата Тышкевич. С Кончаловским ее связывала многолетняя близкая дружба, которую она окрестила когда-то "мой восточный роман". Вначале в Варшаве она познакомилась с его отцом, Сергеем Михалковым. В 1963-м, во время Московского кинофестиваля, Сергей Владимирович привез актрису на Николину гору, чтобы представить семье. Андрон поразил Беату. Роскошный, талантливый, красивый, артистичный... "Восточный роман" протекал на Николиной горе. Беата и Андрон стояли на берегу держась за руки и чувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете. Они гуляли по лесу, на опушке расстилали плед и целовались... Чтобы купить ей роскошное украшение и пригласить в шикарный ресторан, Андрон продал концертный рояль...
В Польше она получала письма от Кончаловского. Что бы он ни писал, все сводилось к одному: "Я с тобой! И ты со мной!" Андрон и Беата думали о женитьбе, вынашивали творческие планы, но их брак, увы, не состоялся.
"После общения с Кончаловским трудно воспринимать других мужчин, - признавалась Тышкевич. — С ними скучно. Он как никто умеет создать драматургию интимной жизни: пишет стихи, забрасывает подарками, создает особую романтическую обстановку, исполняет все твои желания, осыпает пылкими признаниями в любви".
Когда работа над "Дворянским гнездом" близилась к завершению, Кончаловский развелся с Наташей Аринбасаровой. Теперь его мысли занимала француженка Вивиан Годэ. Она работала няней в семье французского банкира, проживавшего в Москве в гостинице "Националь". Вивиан говорила по-русски — училась в Париже в институте восточных языков. Девушка была русских корней — из очень богатой семьи. Когда Андрон решил жениться на француженке, дома был переполох. Все-таки был 1969 год. "Для меня Вивиан олицетворяла всю Францию, всю свободу на свете. Она была откуда-то из другого мира. Женившись на ней, я женился на Франции..."
Вивиан была своеобразной девушкой. Во время одного из первых супружеских конфликтов она сдернула занавески с окна и порвала их на куски. Андрон тогда подумал:
"О! Это совсем не просто — жить с иностранкой!"
В Париже Кончаловский познакомился с родственниками Вивиан. Вернувшись в Москву, они сняли квартиру... Вивиан забеременела, уехала в Париж рожать, родила дочь, назвали ее Александрой, священник крестил ее в парижской квартире.
В 1974 году на экраны вышел фильм Кончаловского "Романс о влюбленных". Героиню сыграла Елена Коренева. Эта маленькая хрупкая девушка сразу понравилась режиссеру. "Есть черты лица, которые для меня сразу родные. Коротконосая, широкоскулая, широкоглазая, рыжая, веснушчатая. Лена была похожа на Ширли Мак-Лейн, очень похожа, я не сразу дал себе в этом отчет"
С Еленой Кореневой он сблизился еще до того, как приступил к съемкам. И когда в июне 1972 года приехала Вивиан из Парижа, Андрон сообщил ей, что у него появилась другая женщина. "Подлец!" — сказала жена.
Кончаловский ушел из дома. Коренева пошла работать в театр, все время "Романса" они жили вместе. Как режиссер он требовал от нее многого: танцевать, петь, говорить стихами, жить на пределе чувства. Это была ее звездная роль. Вместе они посетили Карловы Вары, Берлин, — Лену всюду оформляли как гражданскую жену Кончаловского. Они были вместе почти три года.
Последняя картина, которую Андрон снял в Советском Союзе, стала "Сибириада". На одну из ролей была приглашена молодая актриса Наташа Андрейченко. У Кончаловского с ней стало намечаться что-то романтическое. Они съездили вместе в Ленинград. Путешествие оказалось приятным. Но потом их отношения быстро завершились. В жизнь Андрона вошла муза Ингмара Бергмана — замечательная актриса Лив Ульман.
Началось все с того, что Кончаловский, с простуженными легкими, ходил по Ленинграду, температурил, бредил. Вдруг ему приснилась Лив Ульман. Через несколько дней он уже был на ее спектакле в Осло. Послал ей цветы. При встрече говорил о том, как она превосходно играла, о своих впечатлениях, о постановке. Лив слушала с интересом. Этот странный русский сразил актрису признанием, что приехал в Осло только для того, чтобы увидеть ее.
По приглашению Кончаловского она приехала в Москву. Жила на даче у Михалковых. Андрон показал ей на "Мосфильме" свои картины. Затем они встретились в Нью-Йорке, где Кончаловский подбирал материал для документальных частей "Сибириады". Лив приходила к нему в гостиничный номер. В 1979-м Кончаловский вместе с Ульман заседал в жюри Каннского фестиваля. "Это были замечательные дни, но заставить ее по утрам бегать я так и не смог. Сам я уже вовсю занимался спортом, ее эта перспектива никак не увлекала". После фестиваля происходит крутой поворот в жизни Кончаловского. Он остается жить во Франции. Затем отправляется в Голливуд. Но его сценарии не были приняты.
Кончаловский пробыл в Америке почти год. Работы не было. Возвращаться в Москву не хотелось. В 1980 году он развелся с Вивиан. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не благосклонность знаменитой актрисы Ширли Мак-Лейн. После просмотра фильма "Сибириада" и нескольких мимолетных встреч она пригласила его к себе домой в Малибу. На следующее утро Ширли предложила: "Не хочешь попробовать жить вместе?" — "Почему же не попробовать?" — был ответ.
Кончаловский погружается в совершенно другой мир. Океан шумит, чайки, любовь... Он встречается с голливудскими знаменитостями и повсюду сопровождает Мак-Лейн. Они ездили в Нью-Йорк, жили в Лас-Вегасе, в Неваде, на озере Тахо. "
А теперь я пою, — говорила Ширли во время концерта, — для моего сладкого медведя".
Никто в зале не подозревал, что речь идет о русском режиссере Кончаловском. Мак-Лейн рассказала о своих отношениях с Андроном в своих мемуарах "Танец в лучах света". В книге он назван Василием Охлопковым-Медведятниковым.
"Секс с Васей был в моей Жизни одним из самых приятных занятий. Мы смеялись, плакали, кричали и кусались. Актрисы влюблялись в него, скромностью он не отличался..."
Американцы считали, что с ее помощью Кончаловский пытается сделать себе карьеру. Бесконечно это продолжаться не могло. И он ушел от нее. Без гроша в кармане.
"Пока есть любовь, шум океана очень привлекателен. Но когда любовь кончается, начинаешь замечать, что он тебя раздражает..."
Первый фильм в Голливуде Кончаловский снял благодаря актрисе Кински, которая нашла ему продюсера. Она же сыграла главную женскую роль в его "Возлюбленных Марии".
Озвучание "Возлюбленных" проходило в монтажных "Уорнер бразерс". Там Андрону приглянулась миловидная девушка Ким Харрис. В конце недели они уже отдыхали на Гавайях. Затем стали жить вместе. Много ездили: Париж, Милан, Лондон... Ким даже научилась считать по-русски. Познакомилась с мамой Андрона. Они прожили вместе года три. После "Возлюбленных Марии" был "Поезд-беглец", потом — "Дуэт для солиста". Расстались, когда Андрон приступил к "Застенчивым людям". Ким попыталась покончить с собой.
К счастью, ее удалось спасти... Когда Кончаловскому предложили в Париже поставить на сцене "Чайку", он долго не мог выбрать актрису на роль Нины Заречной в спектакле "Дядя Ваня". Наконец выбор был сделан Жюльетт Бинош. Она только что снялась в американском фильме "Невыразимая легкость бытия" по Кундере. "У нее было фарфоровое лицо, с замечательной нежной белой кожей, вишневыми губами, маленькая, хрупкая, очень гибкая. Потом, в постели, она мне напоминала прыгучую мартышку..."
Кончаловский пригласил Жюльетт на спектакль "Метаморфозы" Кафки.
"Сидя с ней в ложе, испытывал только одно желание — дотронуться до ее шеи. Я это сделал, она мою руку не убрала. Помню, мы с ней ехали в лифте, меня буквально пронзила боль — так бывает, когда влюблен".
Во время репетиционных перерывов они поднимались в ложу для почетных гостей и целовались. Потом с разных концов сцены возвращались в зал. Это была связь очень болезненная. Богемная, артистическая...
В 1987 году Кончаловский впервые приехал в Советский Союз как официальный гость, по приглашению международного кинофестиваля. У себя на родине он нашел четвертую жену. Ирина Мартынова была диктором телевидения. Увидев ее фотографию в журнале, Кончаловский сказал ассистенту, чтобы он нашел эту девушку, может быть, она сыграет в "Ближнем круге". Ее нашли, привели. Режиссер быстро понял, что сыграть она не сможет, но зато будет хорошей женой. У Кончаловского родились еще две дочери -Наташа и Елена.
...Летом 1997 года незнакомый голос оставил на автоответчике режиссера послание:
"Андрон Сергеевич, вы, наверное, не знаете, но у вас растет замечательная дочь и мама ее бедствует. Мама — Ира Бразговка".
С Ириной, работавшей в ансамбле Дмитрия Покровского, он познакомился перед отъездом в Америку. Сразу предупредил, что долгих отношений у них быть не может. Вскоре Кончаловский уехал из страны. С тех пор почти семнадцать лет ее не видел. Разве что мимолетно. И вот этот звонок... Андрон встретился с Ириной, затем познакомился с дочерью Дарьей, сразу признав ее своей. Отправил Дашу на учебу в Америку.
Жизнь шла своим чередом. На фестивале "Кинотавр" в Сочи режиссер обратил внимание на молодую театральную актрису Юлию Высоцкую. Позвонил ей, назначил встречу в ресторане. Затем они поднялись к нему в номер.
"Женщинам я говорю комплименты только тогда, когда мне этого хочется. Тем более когда момент близости уже в прошлом. Я сказал Ей, что такого ощущения кожи не испытывал в жизни. Она восприняла это как дежурные слова. Убежала. Через день я должен был уезжать".
Отыскав девушку, он протянул ей билет:
"Это на завтра. Можешь лететь, можешь не лететь. Как захочется. Решай сама. Думай".
На следующий день в семь утра они летели в Турцию.
Юля стала пятой женой Кончаловского. В сентябре 1999 года родила ему еще одну дочь — Машу, в 2003 году сына Петра.
Книгу Андрона не читал, может быть и хорошая. Но читать вот эту выжимку из неё - мерзко, противно и, одновременно, скучно. Но "Дворянское гнездо" - очень нравится.