МИСТИКА «НАХИМОВА» - Почти все суда, носившие имя адмирала Нахимова, потерпели кораблекрушение. Первой в этом списке оказалась грузовая шхуна, построенная в Одессе в 1895 году и перевозившая зерно к берегам Турции, которая через два года после спуска на
МИСТИКА «НАХИМОВА» - Почти все суда, носившие имя адмирала Нахимова, потерпели кораблекрушение. Первой в этом списке оказалась грузовая шхуна, построенная в Одессе в 1895 году и перевозившая зерно к берегам Турции, которая через два года после спуска на воду во время шторма затонула вместе с экипажем неподалеку от пролива Босфор.
САМАЯ СТРАШНАЯ КАТАСТРОФА
Но самой значительной по количеству жертв стала катастрофа, случившаяся в 1986 году с круизным лайнером «Адмирал Нахимов», направлявшимся из Новороссийска в Сочи и под завязку набитым туристами. В Цемесской бухте он столкнулся с сухогрузом «Петр Васев». Сам «Васев» почти не пострадал, а «Адмирал Нахимов» получил гигантскую пробоину и в течение нескольких минут ушел на дно, утянув за собой 423 человек, причем некоторые пассажиры, упавшие с палубы, были просто изрублены винтами работающего двигателя. Капитан злополучного корабля остался жив, хотя совсем не умел плавать...
Уже после катастрофы установили, что на судне был недостаток спасательных шлюпок, а те, которые имелись, сильно проржавели и даже приржавели к своим стойкам: оторвать их от палубы было практически невозможно. Да и окажись исправных шлюпок достаточно, ими бы успели воспользоваться очень немногие, поскольку лайнер ушел на дно за 8 минут. Во время исследования утонувшего корабля погибли два водолаза, после чего все поисковые работы на дне были прекращены. Сегодня весь район крушения лайнера в радиусе около полукилометра официально считается местом захоронения жертв катастрофы, где запрещены какие-либо работы, нарушающие покой мертвецов.
За несколько месяцев до трагедии ленинградское издательство «Судостроение» издало книгу Уолтера Лорда «Последняя ночь», повествующую о гибели «Титаника», несколько экземпляров которой водолазы потом обнаружили среди вещей пассажиров. Не случайно этот корабль называли «русским «Титаником».
Любопытно и вот что: незадолго до крушения киностудия «Мосфильм» зафрахтовала это судно для съемок художественного фильма «Катастрофа».
После ужасной трагедии с круизным лайнером «Адмирал Нахимов» новоафонские монахи вспомнили о давнем пророчестве старца Тихона. Дело в том, что неподалеку от Новороссийска большевики в свое время утопили баржу с 400 монахами. И старец якобы предрек тогда, что на месте трагической расправы через 50 с лишним лет случится самая крупная на Черном море катастрофа...
Уцелевшие после трагедии пассажиры вспоминали, как на корабль прилетели и сели на мачту два аиста, которых не пугала ни музыка из бара, ни человеческие голоса. В это время один из пассажиров произнес: «Птицы сидят порознь — это к разлуке...» Чуть позже при крушении лайнера у этого пассажира погибли жена и ребенок.
В наши дни существует только один корабль с этим мистическим именем — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», который, правда, с 1999 года находится на модернизации и ремонте, а его атомные реакторы заглушены.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Парапсихологов давно интересует мистика «Нахимовых». Надо сказать, в истории морского флота подобное случалось не так уж и редко. Это явление относится исследователями к разряду синхронности — редкой и необъяснимой с позиций официальной науки и самого здравого смысла согласованности событий, их повторяемости во времени в различных вариантах.
По одной из наиболее известных версий, корабли с названием «Адмирал Нахимов» стали жертвами «проклятия имени».
В чем же вина Павла Нахимова?
Известно, что П. С. Нахимов был истинным патриотом России, не мыслил жизни без моря, отдав флоту все свои духовные устремления, денежные сбережения и все свое свободное время. Того же он ждал и требовал от своих подчиненных, удивляясь, что кто-то думает и ведет себя иначе. Для него было страшным ударом решение командования затопить русские военные корабли на входе в Севастопольскую бухту во время Крымской войны в 1854 году, чтобы преградить ими путь к берегу англо-французской эскадре. Но иного пути для России в то время не было. Потрясенный до слез, адмирал в окружении большого количества офицеров и матросов якобы в сердцах воскликнул: «Никогда больше ноги моей не будет на палубе корабля!..» Так и случилось: вскоре прославленный адмирал погиб от пули французского стрелка.
Существует предположение, что после затопления российских кораблей испытывающий сильнейшую душевную боль Нахимов начал намеренно искать смерти на редутах побережья, куда перенаправили все пушки с обреченных кораблей. Нахимов, находясь в состоянии душевного слома, называл себя малоуспешным адмиралом и просил не давать его имя каким-либо судам...
Аркадий ВЯТКИН
Спасибо, Татьяна!Интересный пост. Почему, действительно, такое фатальное невезение одноименным кораблям?
Человек-то был незаурядный,выдающийся-Адмирал Нахимов... Много о нем читала.
Сам Павел Степанович называл своих матросов «детками» и был им истинным отцом. «Все сделает матрос, – любил повторять Нахимов, – ежели мы, начальники, не будем эгоистичны, ежели не будем смотреть на службу как на средство для удовлетворения своего честолюбия, а на подчиненных – как на ступени для собственного повышения. Матросы – основная военная сила флота. Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство, ежели мы не себялюбивы, а действительно слуги Отечества». И самой высокой наградой для матросов было одобрение Нахимова. Ради его улыбки и доброго слова они готовы были идти за ним хоть в огонь, хоть в воду. Нахимов никогда не чурался разговора с подчиненными и каждого матроса своего корабля знал по имени. Ему платили той же монетой и любовно называли его по имени-отчеству. «Пал Степаныч сказал», «Пал Степаныч приказал» – это было равносильно приказу небесной канцелярии. Ляг костьми, но выполни…
Писатель Н.С. Лесков в одном из своих произведений приводит слова простых моряков о Нахимове: «Через произношение имени все приказания начальника получали приятный оттенок отеческой кротости и исполнялись с любовью…»
Андреевский Георгиевский флаг, коллективная награда за защиту Севастополя |
Любовь – вот что ощущали матросы в Павле Степановиче. Чувство в армии, да и на флоте, скажем прямо, редкое. И поэтому неудивительно, что подчиненные были искренне преданы своему командиру. Там, где служил Нахимов, команды всегда получали полное довольствие, а нередко еще и приварок из средств своего командира. Никаких хищений и злоупотреблений на кораблях и эскадрах, которыми он командовал, никогда не было. Хотя и служба у Нахимова была непростой: учебные тревоги и занятия шли беспрерывной чередой, а когда выходили в море, то в порты наведывались редко. Недаром и экипажи, которыми командовал Нахимов, всегда пребывали в лучших на императорском флоте.
Некоторые офицеры из родовитых семей, намекая на несветскость Нахимова, пренебрежительно называли его «боцманом». А Павла Степановича никогда не интересовали пересуды. Он ничего не делал для того, чтобы понравиться начальству, не искал званий и должностей. За всю жизнь не написал ни одного рапорта, где бы восхвалял и возвеличивал собственные заслуги. Службу он считал делом государственным и относился к ней со всей преданностью, на которую только способен человек. Служил же не высокому начальству в Петербурге, а России, умереть за которую почитал величайшим счастьем.
(Сеть)
Ирина Леви
...Да, не просто за землю и честь постоять
в окружении древних и царственных вод...
Пусть узнают на деле российскую стать
и запомнят ее триумфаторский год*! (Речь идет о Синопском сражении)
Пусть увидят и в облике жалком своем,
что для доблести русской размах был немал,
ведь Нахимов готовил им полный разгром,
нашей грозной армады златой адмирал!
Наталья Прозорова
..Осажденный Севастополь крепок, как гранит.
Памятью Нахимова - Героя-Адмирала.
Воины клянутся «Севастополь победит!»
Флот ушедший новому даст силы и начало.
Не прервется крепкая преемственности жить,
Памятью и благородством свяжет поколенья.
Будут за Нахимова нахимовцы служить!
Станет их судьба его достойным продолженьем.
Оксана, согласна, мистика), но мне кажется (осенила себя крестом:)), что причину надо искать в его фамилии))).
К сожалению, на том пассажирском пароходе были люди, которых я знала((, они погибли. И самое главное, что женщина, которую я знала, очень не хотела ехать, её буквально вытолкнули.
Вывод - прислушивайтесь к своим чувствам!
МОРЕ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Вторым стал броненосец «Адмирал Нахимов», который во время Цусимского сражения в 1905 году получил несколько пробоин, но не пошел ко дну. Корабль окружили японские миноносцы и предложили сдаться, однако командир крейсера Н. Родионов высадил команду в спущенные шлюпки, открыл кингстоны и вместе с крейсером пошел ко дну. Как говорят, история оказалась не чужда мистики, поскольку капитана напором воды выбросило наверх, и он остался жив.
Третьим в списке был легкий крейсер «Адмирал Нахимов», заложенный на верфях Николаева в 1912 году. С самого начала его преследовали различного рода неприятности. Так, например, еще не до конца достроенный корабль отступающие белогвардейцы решили буксировать до Одессы, но поторопились и прочно посадили его на мель. Достроили корабль лишь при Советах в 1926 году, решив дать ему новое название — «Червона Украина», однако мистическое проклятие первого имени за ним сохранилось.
12 ноября 1941 года корабль погиб во время прямого попадания немецкой авиабомбы, когда он находился на рейде в Цемесской бухте.
Следующий крейсер «Адмирал Нахимов», построенный уже после Великой Отечественной войны, в 1950-х годах, был использован для испытания глубинной атомной бомбы, которую взорвали под его днищем. Корабль уцелел, но начал «светиться» в результате сильного радиоактивного заражения. Дезактивация не помогла, и крейсер употребили в качестве мишени, расстреляв ракетами в июне 1961 года.
Продолжило трагический перечень гражданское научно-исследовательское судно «Нахимов», которое при загадочных обстоятельствах затонуло у причала. В 1973 году оно сильно обледенело и перевернулось. Спаслась только половина экипажа.
Шестым в мрачном списке оказался большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов», построенный в 1971 году на верфях в Ленинграде. В 1986 году на маневрах в условиях плохой видимости корабль столкнулся с нашей подводной лодкой и, получив огромную пробоину ниже ватерлинии, с большим трудом добрался до базы. Начатые было ремонт и модернизация судна были признаны нецелесообразными, и в 1993 году корабль был продан частной индийской компании на металлолом.
Однако его злоключения не закончились, поскольку в том же году, по пути к месту его разделки, судно село на мель. Установлено, что еще задолго до списания злополучного судна на нем постоянно случались различного рода мелкие аварии — то начинали отказывать приборы, то кто-нибудь из команды вдруг падал за борт. Многие утверждали, что неоднократно видели в нижних помещениях корабля призрак моряка в старинной матросской робе, что добавляло мистики всей этой истории...
Последним на сегодняшний день случаем оказалась трагическая история с буксиром «Адмирал Нахимов», который по неизвестной причине перевернулся и затонул в Азовском море в начале декабря 2003 года. Никто из находившихся на нем людей не утонул — всех пострадавших выловило проходившее мимо судно. Специалисты не могли списать это на шторм, поскольку волнение моря в то время не превышало двух баллов и не могло быть причиной аварии.