…мне некуда больше спешить…. Кому незнакомы эти слова из одного из лучших русских романсов- «Ямщик, не гони лошадей».! Так уж устроена ассоциативная память человека , что при некоторых жизненных ситуациях в памяти всплывают мелодия и слова этого романса.
…мне некуда больше спешить…. Кому незнакомы эти слова из одного из лучших русских романсов- «Ямщик, не гони лошадей».! Так уж устроена ассоциативная память человека , что при некоторых жизненных ситуациях в памяти всплывают мелодия и слова этого романса. И чем старше становишься, тем чаще хочется сказать "Ямщик,.... мне некуда больше спешить....". {-29-}!
Поэтические строки, положенные в основу "Ямщика", были написаны Николаем Алексеевичем фон Риттером, весьма известным до революции поэтом (как сказали бы сейчас, поэтом-песенником),...
Но вот стихи, это не любовная тривиальная драма поэта. Всё сложнее. Первая мировая постепенно истощала страну. На фоне всенародной депрессии начались немецкие погромы.
Каково это было выдержать давно обрусевшим, верой и правдой служившим России немцам, например Николаю фон Риттеру, — продолжает Уколова. — Предок поэта Георг фон Риттер приехал в Россию в 1766 году, поступил в Московский полк и к началу XIX века дослужился до генерал-лейтенанта. В середине XIX века Риттеры были среди профессоров Московского университета. Отец поэта писал книги, печатался в московских газетах... И вдруг — погромы, преследования. "Как грустно, туманно кругом, Тосклив, безотраден мой путь, А прошлое кажется сном, Томит наболевшую грудь... Ямщик, не гони лошадей!" — в отчаянии написал Николай фон Риттер.
"Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить!"
Николай фон Риттер покинул Россию после 1917 года, его следы затерялись в эмиграции. Яков Фельдман и Агриппина Гранская остались на родине, обосновались в Москве, однако приспособиться к обновленной действительности так и не смогли. Агриппина Сергеевна умерла в 1925 году. Яков Лазаревич пережил ее на четверть века: работал в разных городах — музицировал, дирижировал, но прежней славы не снискал уже никогда. "Ямщик" так и остался его звездной песней.

В 1920 году романс «Ямщик….» был запрещён в РСФСР, его вычеркнули из репертуара на много лет. Надо было быстро строить коммунизм, а здесь - некуда спешить!
Жаль только, в годы гонений были почти забыты имена его создателей: композитора Якова Фельдмана и поэта Николая фон Риттера.
Романс был написан Фельдманом для самого высокого женского голоса- сопрано, которым обладала первая исполнительница романса Агрипина Гранская. А звучит он сейчас в диапазоне голосов от сопрано до баса.
Романс настолько полюбился, что его исполняют и маститые оперные исполнители, так и эстрадные. Кто только не исполнял его !-. Есть даже оркестровое и джазовоез исполнение романса. Не чураются петь его и исполнители приблатнённого шансона. Отметились и зарубежные исполнители, в том числе Поль Мориа. Всех не перечислишь. Значит всенародная любовь этого романса. И судя по количеству исполнителей в инете, это самый исполняемый русский романс
Я не ставил себе задачу скомпоновать антологию одного романса, Да это и невозможно! Просто напомнить, что есть такое гениальное произведение - Романс "Ямщик, не гони лошадей"
А антология?... Сделайте запрос в инете на русском языке музофон ямщик не гони лошадей. И антология перед Вами
В джазовом сопровождении
А в исполнении этого певца. я с трудом догадался, что это Ямщик
Инструментальное исполнение
А теперь ложка дёгтя в стиле Климента(climent), он же falcon, он же calibr. Не успел ещё Федьдман разлиновать нотную линейку, даже ещё родиться, как за сто лет до этого Моцарт и Бах использовали эту мелодию в качестве главных тем в своих произведениях.... И как бы написал и подчеркнул Климент, он же.... - привет из Австрии и Германии.

Юра, спасибо! Очень интересно и познавательно! Потрясающий романс! Вот только насчёт "самого исполняемого" я бы поспорил с тобой. Думаю, что лидер здесь - "Очи чёрные".
anatol995 пишет:
Юра, спасибо! Очень интересно и познавательно! Потрясающий романс! Вот только насчёт "самого исполняемого" я бы поспорил с тобой. Думаю, что лидер здесь - "Очи чёрные".
А о нём то я и забыл! Спасибо, что напомнил и уточнил! ![]()
Юра, спасибо за романс и рассказ о нем!
Можно, я чуть-чуть дополню?.. ![]()
--------------------------------------------------
Ямщик, не гони лошадей!
Этот романс-шедевр увидел свет в 1915 году, как ответ на романс «Гони, ямщик!»
Романс «Гони, ямщик!» написан от лица женщины, пережившей измену любимого. Романс не относится к широко известным. Может быть, именно поэтому не сохранилось никакой информации ни об его авторах (только фамилии: К. Осипенко — автор стихов и В. Семенов — автор музыки), ни об истории его создания.
Но совершенно ясно одно: романс появился не позже 1914 года, и тому есть достоверное свидетельство — именно как ответ на него в 1915 году появился другой романс, приобретший огромную известность: «Ямщик, не гони лошадей», авторами которого являются тоже основательно забытые Николай фон Риттер (стихи) и Яков Лазаревич Фельдман (композитор).
Ныне романс «Гони, ямщик!» известен в исполнении многих певиц.
Но почему он оказался на столько времени забыт?
Ответ на этот вопрос несложен. Новая Советская власть видела в самом жанре романса буржуазное искусство, мало отвечающее народному духу и относилась к нему — ко всему жанру — как к врагу, то есть уничтожала. И действительно, романс не воспевал ни трудовые будни, ни патриотизм. Он плохо уживался среди маршей и бравурных восхвалений политического режима. Романс — это вокальное камерное музыкально-поэтическое произведение, затрагивающее тонкие личные духовные чувства — то, что отвергалось на первых порах советскими идеологами. Сам жанр не был запрещен, хотя какие-то из произведений действительно находились под запретом (например, в 1920 году был запрещен ряд романсов: «Гори, гори, моя звезда», «Ямщик, не гони лошадей» и другие — как не соответствующие духу и устремлениям советского человека).
Постепенно, очень постепенно, лишь на поздних этапах советского строя романс как жанр стал возрождаться. Но к этому времени ушло целое поколение, помнившее прежний романс.
Сейчас романс «Гони, ямщик!» возрожден, он широко исполняется и входит в репертуар нескольких певиц.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D1%8F%D0%BC%D1%89%D0%B8%D0%BA_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81)
- Куда, скажите, мне с тоской деваться,
- Где найти душе забвенье и покой?
- Я не могу ни плакать, ни смеяться
- С истерзанной душой.
-
-
-
- Припев.
-
-
- Он так любил, что, думала я, вечно
- Будем жить мы с ним всегда любовью той,
- Но вдруг разбил мечты бесчеловечно,
- Разбил алтарь святой!
-
-
-
- Припев.
-
-
- Он разлюбил, так пусть другой полюбит.
- Я, назло ему, отдамся вновь любви.
- Быть может, этот тоже меня сгубит,
- Но месть горит в душе…
-
-
-
- Припев:
-
-
-
- Гони, ямщик, быстрее вдаль, —
- Авось, рассеем грусть-печаль.
- Пусть разлюбил, тоска пройдет.
- Гони, ямщик, скорей вперед!
- Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D1%8F%D0%BC%D1%89%D0%B8%D0%BA_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81)
Оба романса относятся к так называемым Ямщицким песням.
Ямщицкие песни появились в России вместе с ямщиками. Такие песни могли напевать сами ямщики в дороге, погоняя коней и проносясь мимо русских деревень и городов; так, в пути песни и слагались под цокот копыт и звон бубенцов. Кони-тройки стали считаться чуть ли не символом русской поэзии XIX века.
Первым, кто привнес в русскую поэзию, казалось бы, совсем не поэтический образ ямщика и придал ему столько поэтичности, что тройка лошадей прочно «влетела» на полном скаку в русскую литературу, был Александр Пушкин. Помните у него:
- Сквозь волнистые туманы
- Пробирается луна,
- На печальные поляны
- Льёт печально свет она.
- По дороге зимней, скучной
- Тройка борзая бежит,
- Колокольчик однозвучный
- Утомительно гремит.
- Что-то слышится родное
- В долгих песнях ямщика:
- То разгулье удалое,
- То сердечная тоска…
Стихотворение Пушкина впервые напечатано в 1826 году в журнале «Московский вестник», а в 1831 году оно опубликовано в виде песни с нотами — композитор А. Алябьев положил стихи на музыку.
Но это была не первая песня о ямщике.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D1%89%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8
Считается, что серии ямщицких песен положило начало создание романса «Вот мчится тройка удалая» (автор стихов: Фёдор Глинка, композитор Алексей Николаевич Верстовский) в 1828 году. Первым поэтическо-музыкальным откликом на этот романс стало положенное в 1832 году на музыку Павлом Петровичем Булаховым стихотворение Пера Вяземского под названием «Еще тройка» и получившийся в результате романс « Тройка мчится, тройка скачет». Подчеркивая связь своего произведения со стихотворением Федора Глинки, Вяземский дал ему название «Еще тройка».
А дальше — в русскую музыкально-поэтическую культуру вошел целый ряд «троек и ямщиков». Часто они перекликаются друг с другом, вступают в творческие «разговоры» — когда один романс пишется как ответ на другой, заимствуют друг у друга строчки и даже целые строфы, пререкаются, в чем-то повторяя друг друга, в чем-то различаясь.
Подобные песни настолько вошли в русскую народную культуру, что многие из них утеряли авторство и называются народными песнями. Это обычно значит, что авторы песен неизвестны, а вот услышанная кем-то песня повторена и продолжает жить, и ее поют, часто забывая первозданные слова и заменяя их на другие.
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D1%89%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8
Спасибо большое Юрий за пост
Только из всех исполнителей ,мне больше по душе Валентина Пономарева., уж больно она поет Душевно.Не хочу никого обидеть .![]()
Пост очень понравился. Но...
Небольшое уточнение ко второй части #11 "Считается, что серии ямщицких песен положило начало создание романса «Вот мчится тройка удалая» (автор стихов: Фёдор Глинка, композитор Алексей Николаевич Верстовский) в 1828 году".
Что-то мне подсказало, что Верстовский не писал музыку этого романса. Посмотрел в Википедии. Там перечислены все произведения Верстовского. У Алексея Николаевича Верстовского нет романса с таким названием.
Музыку романса "Вот мчится тройка удалая" написал Рупин Иван Алексеевич (1792-1850) на стихи Фёдора Николаевича Глинки (1786-1880). Существует ещё песня с аналогичным названием. но иного содержания. Стихи к ней в 1901 году написал Леонид Николаевич Трефолев (1839-1905). Автор музыки этой песни не установлен. В РГБ хранятся ноты ещё одного романса "Вот мчится тройка удалая" на музыку И.Иванова.
Из Музыкальной энциклопедии:
"Рупин (Рупини) Иван Алексеевич (1792, Костромская губ., ныне Костромская обл. - ок. 20 III 1850, Петербург) - рус. певец (тенор), композитор, собиратель нар. песен. Был крепостным помещика П. И. Юшкова. Мальчиком пел в церк. хоре; позднее был отвезён в Москву для обучения у итал. учителя пения Мускети. Р. обладал прекрасным голосом, владел искусством бельканто. Получив освобождение от крепостной зависимости, Р. переехал в Петербург, где под рук. оперного дир. Т. В. Жучковского занимался гармонией и полифонией, а также совершенствовался в исп. теноровых партий итал. опер. Приобрёл известность в качестве конц. певца и учителя пения. С 1843 работал хормейстером итал. оперы. Создал ок. 50 романсов и песен на сл. А. А. Дельвига, А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, Ф. А. Кони и др. Песня Р. "Вот мчится тройка удалая" (сл. Ф. Н. Глинки) стала известной нар. песней..."
Эдуард Петрович, я же не сказала, что это был единственный романс на эти стихи. Просто он был написан раньше.
Посмотрите здесь. Тут он упомянут
http://cyclowiki.org/wiki/Алексей_Николаевич_Верстовский
Прошу прощения у админов. Потом уберу...
Да. Википедия - не последняя инстанция. Ее пишут такие же люди, которым свойственно ошибаться и где-то не дорабатывать материал. А так же у них есть возможность дополнять его.
Невольно ввела Вас в заблуждение. В Википедии этот романс присутствует, но под другим названием "Колокольчик". ![]()
Для уточнения можете посмотреть еще тут:
http://www.classic-music.ru/verstovsky.html
романсы - Гишпанская песня, Два ворона, Певец, Цыганская песня Земфиры, Тоска по милому, Колокольчик (Вот мчится тройка удалая) и др.
http://cyclowiki.org/wiki/Вот_мчится_тройка_удалая_(романс)
В 1825 году поэт Фёдор Глинка сочинил стихотворение «Сон русского на чужбине», в котором было несколько строчек про «тройку удалую, мчащуюся вдоль по дороге столбовой». Стихотворение было опубликовано в альманахе «Венера» через несколько лет, в 1831 году.
Но композитор А. Н. Верстовский увидел это стихотворение еще до его публикации — в 1828 году он положил на музыку фрагмент про тройку лошадей и песню ямщика. Так родилась песня, сразу вошедшая в репертуар жены композитора Надежды Репиной.
Но история песни на этом не кончилась. Фрагмент про тройку и ямщика вдохновлял еще многих композиторов, которые создали свои музыкальные вариации: И. А. Рупин (1831), М. Ю. Виельгорский (1852), Я. Ф. Пригожий (1897), Э. Ф. Направник (вокальный квартет, 1906). И все-таки мотив Верстовского получил наибольшую популярность, с его музыкой песня прижилась в народе и часто даже стала называться народной.
А текст песни, как это часто случается с песнями, вошедшими в структуру и культуру народа, постепенно видоизменялся и существует в нескольких похожих вариантах
Как бы написал один наш общий знакомый на Завалинке- Спасибо Яша, Коля и Грушенька за прекрасный романс! Получил истинное наслаждение! И Вам, мои друзья, спасибо за интересные дополнения!![]()
![]()
![]()
![]()
Друзья! А в исполнении Валентины Пономаревой нельзя ни прослушать ни скачать. Кнопочка "Скачать" отсутствует. Можно ли исправить?![]()
Leonid-Grech пишет:
Друзья! А в исполнении Валентины Пономаревой нельзя ни прослушать ни скачать. Кнопочка "Скачать" отсутствует. Можно ли исправить?![]()
Простите, Леонид, не доглядел! ![]()
![]()
Спасибо! Очень интересный пост получился!![]()

.К 100 летию первого исполнения романса"Ямщик, не гони лошадей"
Музыка Я. Фельдмана
Как грустно, туманно кругом,
Тосклив, безотраден мой путь,
А прошлое кажется сном,
Томит наболевшую грудь!
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!
Как жажду средь мрачных равнин
Измену забыть и любовь,
Но память, мой злой властелин,
Всё будит минувшее вновь!
Ямщик, не гони лошадей!..
Всё было лишь ложь и обман…
Прощай, и мечты и покой!
А боль незакрывшихся ран
Останется вечно со мной!
Ямщик, не гони лошадей!
Романс увидел свет в 1915 году. Но за столетие популярности своей не потерял. Если не слова целиком, то уж припев этого романса – "Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…." знает каждый . Что интересно, в памяти отложилось исполнение романса мужским голосомдля , а оказывается …., но всё по порядку.
Первой исполнительницей «Ямщика» была обладательница нежнейшего сопрано — Агриппина Сергеевна Гранская, которой, собственно говоря, и был посвящен этот прекрасный романс. Дело в том, что на протяжении как минимум 15 лет композитор Фельдман все свои произведения посвящал только Агриппине Сергеевне. Любил ее безумно, все потому...
— Яков Лазаревич Фельдман, 29-летний музыкант, впервые увидел Гранскую, молоденькую начинающую певицу, в Воронеже в январе 1913 года: она приехала на гастроли по контракту в местное варьете "Бристоль", — рассказывает исследовательница истории русского романса Елена Уколова. — Агриппина покорила воронежскую публику с ходу, многие критики недоумевали: как, за счет чего? Она не отличалась ни яркой красотой, ни мощным голосом. Потом нашли объяснение: Гранская "пела душой".
Воронеж пал, и Фельдман тоже. Чувства к несравненной Агриппине вдохновили Якова Лазаревича на сочинение собственных романсов, хотя прежде ничем "таким" он не увлекался. Уже в 1913 году в одном из харьковских издательств выходит первая книжка произведений Якова Фельдмана. На обложке надпись: "Романсы с успехом исполняются талантливой певицей Агриппиной Гранской и ей же посвящаются". Год спустя Агриппина Сергеевна стала супругой Фельдмана.