…мне некуда больше спешить…. Кому незнакомы эти слова из одного из лучших русских романсов- «Ямщик, не гони лошадей».! Так уж устроена ассоциативная память человека , что при некоторых жизненных ситуациях в памяти всплывают мелодия и слова этого романса.
…мне некуда больше спешить…. Кому незнакомы эти слова из одного из лучших русских романсов- «Ямщик, не гони лошадей».! Так уж устроена ассоциативная память человека , что при некоторых жизненных ситуациях в памяти всплывают мелодия и слова этого романса. И чем старше становишься, тем чаще хочется сказать "Ямщик,.... мне некуда больше спешить....". {-29-}!
Поэтические строки, положенные в основу "Ямщика", были написаны Николаем Алексеевичем фон Риттером, весьма известным до революции поэтом (как сказали бы сейчас, поэтом-песенником),...
Но вот стихи, это не любовная тривиальная драма поэта. Всё сложнее. Первая мировая постепенно истощала страну. На фоне всенародной депрессии начались немецкие погромы.
Каково это было выдержать давно обрусевшим, верой и правдой служившим России немцам, например Николаю фон Риттеру, — продолжает Уколова. — Предок поэта Георг фон Риттер приехал в Россию в 1766 году, поступил в Московский полк и к началу XIX века дослужился до генерал-лейтенанта. В середине XIX века Риттеры были среди профессоров Московского университета. Отец поэта писал книги, печатался в московских газетах... И вдруг — погромы, преследования. "Как грустно, туманно кругом, Тосклив, безотраден мой путь, А прошлое кажется сном, Томит наболевшую грудь... Ямщик, не гони лошадей!" — в отчаянии написал Николай фон Риттер.
"Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить!"
Николай фон Риттер покинул Россию после 1917 года, его следы затерялись в эмиграции. Яков Фельдман и Агриппина Гранская остались на родине, обосновались в Москве, однако приспособиться к обновленной действительности так и не смогли. Агриппина Сергеевна умерла в 1925 году. Яков Лазаревич пережил ее на четверть века: работал в разных городах — музицировал, дирижировал, но прежней славы не снискал уже никогда. "Ямщик" так и остался его звездной песней.
В 1920 году романс «Ямщик….» был запрещён в РСФСР, его вычеркнули из репертуара на много лет. Надо было быстро строить коммунизм, а здесь - некуда спешить!
Жаль только, в годы гонений были почти забыты имена его создателей: композитора Якова Фельдмана и поэта Николая фон Риттера.
Романс был написан Фельдманом для самого высокого женского голоса- сопрано, которым обладала первая исполнительница романса Агрипина Гранская. А звучит он сейчас в диапазоне голосов от сопрано до баса.
Романс настолько полюбился, что его исполняют и маститые оперные исполнители, так и эстрадные. Кто только не исполнял его !-. Есть даже оркестровое и джазовоез исполнение романса. Не чураются петь его и исполнители приблатнённого шансона. Отметились и зарубежные исполнители, в том числе Поль Мориа. Всех не перечислишь. Значит всенародная любовь этого романса. И судя по количеству исполнителей в инете, это самый исполняемый русский романс
Я не ставил себе задачу скомпоновать антологию одного романса, Да это и невозможно! Просто напомнить, что есть такое гениальное произведение - Романс "Ямщик, не гони лошадей"
А антология?... Сделайте запрос в инете на русском языке музофон ямщик не гони лошадей. И антология перед Вами
В джазовом сопровождении
А в исполнении этого певца. я с трудом догадался, что это Ямщик
Инструментальное исполнение
А теперь ложка дёгтя в стиле Климента(climent), он же falcon, он же calibr. Не успел ещё Федьдман разлиновать нотную линейку, даже ещё родиться, как за сто лет до этого Моцарт и Бах использовали эту мелодию в качестве главных тем в своих произведениях.... И как бы написал и подчеркнул Климент, он же.... - привет из Австрии и Германии.
Юра, спасибо! Очень интересно и познавательно! Потрясающий романс! Вот только насчёт "самого исполняемого" я бы поспорил с тобой. Думаю, что лидер здесь - "Очи чёрные".
anatol995 пишет:
Юра, спасибо! Очень интересно и познавательно! Потрясающий романс! Вот только насчёт "самого исполняемого" я бы поспорил с тобой. Думаю, что лидер здесь - "Очи чёрные".
А о нём то я и забыл! Спасибо, что напомнил и уточнил!
Юра, спасибо за романс и рассказ о нем!
Можно, я чуть-чуть дополню?..
--------------------------------------------------
Ямщик, не гони лошадей!
Этот романс-шедевр увидел свет в 1915 году, как ответ на романс «Гони, ямщик!»
Романс «Гони, ямщик!» написан от лица женщины, пережившей измену любимого. Романс не относится к широко известным. Может быть, именно поэтому не сохранилось никакой информации ни об его авторах (только фамилии: К. Осипенко — автор стихов и В. Семенов — автор музыки), ни об истории его создания.
Но совершенно ясно одно: романс появился не позже 1914 года, и тому есть достоверное свидетельство — именно как ответ на него в 1915 году появился другой романс, приобретший огромную известность: «Ямщик, не гони лошадей», авторами которого являются тоже основательно забытые Николай фон Риттер (стихи) и Яков Лазаревич Фельдман (композитор).
Ныне романс «Гони, ямщик!» известен в исполнении многих певиц.
Но почему он оказался на столько времени забыт?
Ответ на этот вопрос несложен. Новая Советская власть видела в самом жанре романса буржуазное искусство, мало отвечающее народному духу и относилась к нему — ко всему жанру — как к врагу, то есть уничтожала. И действительно, романс не воспевал ни трудовые будни, ни патриотизм. Он плохо уживался среди маршей и бравурных восхвалений политического режима. Романс — это вокальное камерное музыкально-поэтическое произведение, затрагивающее тонкие личные духовные чувства — то, что отвергалось на первых порах советскими идеологами. Сам жанр не был запрещен, хотя какие-то из произведений действительно находились под запретом (например, в 1920 году был запрещен ряд романсов: «Гори, гори, моя звезда», «Ямщик, не гони лошадей» и другие — как не соответствующие духу и устремлениям советского человека).
Постепенно, очень постепенно, лишь на поздних этапах советского строя романс как жанр стал возрождаться. Но к этому времени ушло целое поколение, помнившее прежний романс.
Сейчас романс «Гони, ямщик!» возрожден, он широко исполняется и входит в репертуар нескольких певиц.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D1%8F%D0%BC%D1%89%D0%B8%D0%BA_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81)
- Куда, скажите, мне с тоской деваться,
- Где найти душе забвенье и покой?
- Я не могу ни плакать, ни смеяться
- С истерзанной душой.
-
-
-
- Припев.
-
-
- Он так любил, что, думала я, вечно
- Будем жить мы с ним всегда любовью той,
- Но вдруг разбил мечты бесчеловечно,
- Разбил алтарь святой!
-
-
-
- Припев.
-
-
- Он разлюбил, так пусть другой полюбит.
- Я, назло ему, отдамся вновь любви.
- Быть может, этот тоже меня сгубит,
- Но месть горит в душе…
-
-
-
- Припев:
-
-
-
- Гони, ямщик, быстрее вдаль, —
- Авось, рассеем грусть-печаль.
- Пусть разлюбил, тоска пройдет.
- Гони, ямщик, скорей вперед!
- Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D1%8F%D0%BC%D1%89%D0%B8%D0%BA_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81)
Оба романса относятся к так называемым Ямщицким песням.
Ямщицкие песни появились в России вместе с ямщиками. Такие песни могли напевать сами ямщики в дороге, погоняя коней и проносясь мимо русских деревень и городов; так, в пути песни и слагались под цокот копыт и звон бубенцов. Кони-тройки стали считаться чуть ли не символом русской поэзии XIX века.
Первым, кто привнес в русскую поэзию, казалось бы, совсем не поэтический образ ямщика и придал ему столько поэтичности, что тройка лошадей прочно «влетела» на полном скаку в русскую литературу, был Александр Пушкин. Помните у него:
- Сквозь волнистые туманы
- Пробирается луна,
- На печальные поляны
- Льёт печально свет она.
- По дороге зимней, скучной
- Тройка борзая бежит,
- Колокольчик однозвучный
- Утомительно гремит.
- Что-то слышится родное
- В долгих песнях ямщика:
- То разгулье удалое,
- То сердечная тоска…
Стихотворение Пушкина впервые напечатано в 1826 году в журнале «Московский вестник», а в 1831 году оно опубликовано в виде песни с нотами — композитор А. Алябьев положил стихи на музыку.
Но это была не первая песня о ямщике.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D1%89%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8
Считается, что серии ямщицких песен положило начало создание романса «Вот мчится тройка удалая» (автор стихов: Фёдор Глинка, композитор Алексей Николаевич Верстовский) в 1828 году. Первым поэтическо-музыкальным откликом на этот романс стало положенное в 1832 году на музыку Павлом Петровичем Булаховым стихотворение Пера Вяземского под названием «Еще тройка» и получившийся в результате романс « Тройка мчится, тройка скачет». Подчеркивая связь своего произведения со стихотворением Федора Глинки, Вяземский дал ему название «Еще тройка».
А дальше — в русскую музыкально-поэтическую культуру вошел целый ряд «троек и ямщиков». Часто они перекликаются друг с другом, вступают в творческие «разговоры» — когда один романс пишется как ответ на другой, заимствуют друг у друга строчки и даже целые строфы, пререкаются, в чем-то повторяя друг друга, в чем-то различаясь.
Подобные песни настолько вошли в русскую народную культуру, что многие из них утеряли авторство и называются народными песнями. Это обычно значит, что авторы песен неизвестны, а вот услышанная кем-то песня повторена и продолжает жить, и ее поют, часто забывая первозданные слова и заменяя их на другие.
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D1%89%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8
Спасибо большое Юрий за постТолько из всех исполнителей ,мне больше по душе Валентина Пономарева., уж больно она поет Душевно.Не хочу никого обидеть .
Пост очень понравился. Но...
Небольшое уточнение ко второй части #11 "Считается, что серии ямщицких песен положило начало создание романса «Вот мчится тройка удалая» (автор стихов: Фёдор Глинка, композитор Алексей Николаевич Верстовский) в 1828 году".
Что-то мне подсказало, что Верстовский не писал музыку этого романса. Посмотрел в Википедии. Там перечислены все произведения Верстовского. У Алексея Николаевича Верстовского нет романса с таким названием.
Музыку романса "Вот мчится тройка удалая" написал Рупин Иван Алексеевич (1792-1850) на стихи Фёдора Николаевича Глинки (1786-1880). Существует ещё песня с аналогичным названием. но иного содержания. Стихи к ней в 1901 году написал Леонид Николаевич Трефолев (1839-1905). Автор музыки этой песни не установлен. В РГБ хранятся ноты ещё одного романса "Вот мчится тройка удалая" на музыку И.Иванова.
Из Музыкальной энциклопедии:
"Рупин (Рупини) Иван Алексеевич (1792, Костромская губ., ныне Костромская обл. - ок. 20 III 1850, Петербург) - рус. певец (тенор), композитор, собиратель нар. песен. Был крепостным помещика П. И. Юшкова. Мальчиком пел в церк. хоре; позднее был отвезён в Москву для обучения у итал. учителя пения Мускети. Р. обладал прекрасным голосом, владел искусством бельканто. Получив освобождение от крепостной зависимости, Р. переехал в Петербург, где под рук. оперного дир. Т. В. Жучковского занимался гармонией и полифонией, а также совершенствовался в исп. теноровых партий итал. опер. Приобрёл известность в качестве конц. певца и учителя пения. С 1843 работал хормейстером итал. оперы. Создал ок. 50 романсов и песен на сл. А. А. Дельвига, А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, Ф. А. Кони и др. Песня Р. "Вот мчится тройка удалая" (сл. Ф. Н. Глинки) стала известной нар. песней..."
Эдуард Петрович, я же не сказала, что это был единственный романс на эти стихи. Просто он был написан раньше.
Посмотрите здесь. Тут он упомянут
http://cyclowiki.org/wiki/Алексей_Николаевич_Верстовский
Прошу прощения у админов. Потом уберу...
Да. Википедия - не последняя инстанция. Ее пишут такие же люди, которым свойственно ошибаться и где-то не дорабатывать материал. А так же у них есть возможность дополнять его.
Невольно ввела Вас в заблуждение. В Википедии этот романс присутствует, но под другим названием "Колокольчик".
Для уточнения можете посмотреть еще тут:
http://www.classic-music.ru/verstovsky.html
романсы - Гишпанская песня, Два ворона, Певец, Цыганская песня Земфиры, Тоска по милому, Колокольчик (Вот мчится тройка удалая) и др.
http://cyclowiki.org/wiki/Вот_мчится_тройка_удалая_(романс)
В 1825 году поэт Фёдор Глинка сочинил стихотворение «Сон русского на чужбине», в котором было несколько строчек про «тройку удалую, мчащуюся вдоль по дороге столбовой». Стихотворение было опубликовано в альманахе «Венера» через несколько лет, в 1831 году.
Но композитор А. Н. Верстовский увидел это стихотворение еще до его публикации — в 1828 году он положил на музыку фрагмент про тройку лошадей и песню ямщика. Так родилась песня, сразу вошедшая в репертуар жены композитора Надежды Репиной.
Но история песни на этом не кончилась. Фрагмент про тройку и ямщика вдохновлял еще многих композиторов, которые создали свои музыкальные вариации: И. А. Рупин (1831), М. Ю. Виельгорский (1852), Я. Ф. Пригожий (1897), Э. Ф. Направник (вокальный квартет, 1906). И все-таки мотив Верстовского получил наибольшую популярность, с его музыкой песня прижилась в народе и часто даже стала называться народной.
А текст песни, как это часто случается с песнями, вошедшими в структуру и культуру народа, постепенно видоизменялся и существует в нескольких похожих вариантах
Как бы написал один наш общий знакомый на Завалинке- Спасибо Яша, Коля и Грушенька за прекрасный романс! Получил истинное наслаждение! И Вам, мои друзья, спасибо за интересные дополнения!
Друзья! А в исполнении Валентины Пономаревой нельзя ни прослушать ни скачать. Кнопочка "Скачать" отсутствует. Можно ли исправить?
Leonid-Grech пишет:
Друзья! А в исполнении Валентины Пономаревой нельзя ни прослушать ни скачать. Кнопочка "Скачать" отсутствует. Можно ли исправить?
Простите, Леонид, не доглядел!
Спасибо! Очень интересный пост получился!
.К 100 летию первого исполнения романса"Ямщик, не гони лошадей"
Слова Н. Риттера
Музыка Я. Фельдмана
Как грустно, туманно кругом,
Тосклив, безотраден мой путь,
А прошлое кажется сном,
Томит наболевшую грудь!
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!
Как жажду средь мрачных равнин
Измену забыть и любовь,
Но память, мой злой властелин,
Всё будит минувшее вновь!
Ямщик, не гони лошадей!..
Всё было лишь ложь и обман…
Прощай, и мечты и покой!
А боль незакрывшихся ран
Останется вечно со мной!
Ямщик, не гони лошадей!
Романс увидел свет в 1915 году. Но за столетие популярности своей не потерял. Если не слова целиком, то уж припев этого романса – "Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…." знает каждый . Что интересно, в памяти отложилось исполнение романса мужским голосомдля , а оказывается …., но всё по порядку.
Первой исполнительницей «Ямщика» была обладательница нежнейшего сопрано — Агриппина Сергеевна Гранская, которой, собственно говоря, и был посвящен этот прекрасный романс. Дело в том, что на протяжении как минимум 15 лет композитор Фельдман все свои произведения посвящал только Агриппине Сергеевне. Любил ее безумно, все потому...
— Яков Лазаревич Фельдман, 29-летний музыкант, впервые увидел Гранскую, молоденькую начинающую певицу, в Воронеже в январе 1913 года: она приехала на гастроли по контракту в местное варьете "Бристоль", — рассказывает исследовательница истории русского романса Елена Уколова. — Агриппина покорила воронежскую публику с ходу, многие критики недоумевали: как, за счет чего? Она не отличалась ни яркой красотой, ни мощным голосом. Потом нашли объяснение: Гранская "пела душой".
Воронеж пал, и Фельдман тоже. Чувства к несравненной Агриппине вдохновили Якова Лазаревича на сочинение собственных романсов, хотя прежде ничем "таким" он не увлекался. Уже в 1913 году в одном из харьковских издательств выходит первая книжка произведений Якова Фельдмана. На обложке надпись: "Романсы с успехом исполняются талантливой певицей Агриппиной Гранской и ей же посвящаются". Год спустя Агриппина Сергеевна стала супругой Фельдмана.