Московский камерный хор - Русская и болгарская духовная хоровая музыка (1988)
Московский Камерный Хор (художественный руководитель и дирижёр Владимир Минин) , соло - Евгений Нестеренко. На пластинке звучат произведения, записанные в 1985 году.
Важнейшие этапы в истории хора :
1971 – 1978 гг.
В мае 1971 г. В. Н. Минин возглавил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). Преподавать он пригласил музыкантов мирового уровня и молодых лауреатов международных конкурсов – Зару Долуханову, Евгения Нестеренко, Владимира Спивакова, Олега Крысу...
В сентябре того же года, используя "административный ресурс", Минин объявил набор в институтский камерный хор, куда могли приходить все, кто хоть мало-мальски владел голосом: вокалисты, хормейстеры, пианисты, теоретики, преподаватели музыкальных школ. "Я хотел доказать, что хор это не масса серостей, а единый талантливый организм, способный разговаривать с публикой и быть услышанным"."Когда я пришла в Хор в 1971-м году, там уже были преданные Владимиру Николаевичу Рита Коноплёва, Лариса Федоренко, Лида Виноградова, Олег Скородумов… - вспоминает солистка первого состава Хора, а сегодня педагог по вокалу Московского камерного хора Н. Б. Герасимова, - Яркие, симпатичные ребята. Атмосфера студийности, абсолютное доверие художественному руководителю. Поездки по выходным на концерты в ближайшие города. Рядом обаятельный и жизнерадостный Минин".
23 апреля 1972 года хор дал первый концерт - в Доме учёных (этот день считает Днём рождения Московского камерного хора).
В январе в 1974 г. Хор получает профессиональный статус. В этом же году на фирме грамзаписи "Мелодия" выходит первая пластинка коллектива - "Хоровая музыка ХII-ХХ веков".
Мощнейшим стимулом для Минина-ректора была попытка исполнить "Всенощную" Рахманинова, с партитурой которой он познакомился почти тридцать лет назад... Позднее удалось записать на фирме "Мелодия" и фрагменты "Литургии св. Иоанна Златоуста" Рахманинова (пластинка вышла под названием "С. Рахманинов. Семь хоров, оп. 31").
В.Н.Минин одним из первых в Советском Союзе включил в концертные программы "не рекомендованные к исполнению" духовные хоровые сочинения С. Рахманинова, П. Чайковского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Танеева и других русских композиторов.
1979 – 1988 гг.
В 1979 г. 89-летний А. В. Свешников, бессменный художественный руководитель Государственного хора СССР, предложил своему ученику - Владимиру Минину - место главного дирижера. Владимир Николаевич попытался обновить коллектив, привлечь молодых талантливых хормейстеров и стажёров, создав тем самым фундамент для воплощения новых идей, но советская традиция победила. И Минин, наконец, бесповоротно выбрал путь руководителя собственного Камерного хора. Ибо отчетливо осознал: свои задачи в искусстве можно решать только идя своей – тернистой, с ухабами, но собственной дорогой.
Визитной карточкой коллектива в то время стала хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина "Перезвоны", "возбуждённая словом" Василия Шукшина и посвященная В. Н. Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. Шесть аншлаговых концертов и конная милиция для поддержания порядка – таков был успех.
И даже когда случались неудачи, а они бывают даже у больших художников, Минин оставался верен свому принципу: "Публика всегда права, всегда! Она может не понимать умом, но нутром она чувствует, как ты с ней разговариваешь: искренне или формально. Не сумел задеть её душу – считай, что проиграл, сумел – твори как хочешь…" (из книги "Соло для дирижёра").Для Камерного хора это было плодотворное десятилетие. Хор много гастролировал по всему миру – в США, Швейцарии, Австрии, Германии, Китае, Японии, Сингапуре, Бразилии, Португалии, Аргентине, Италии; во Франции шестнадцать раз (!).
Хору и его руководителю посвятили свои сочинения Г. Свиридов, Р. Щедрин, В. Рубин. В эти годы с коллективом сотрудничали такие выдающиеся артисты, как И. Архипова, Е. Образцова, Е. Нестеренко, А. Ведерников, П. Бурчуладзе. В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР.
В 1986-м Хор победил на I Всемирном конгрессе хоровых музыкальных коллективов в Вене. А в 1988 году Владимир Минин получил звание народного артиста СССР. Можно "собирать камни"?
1989 – 1998 гг.
Страх потерять коллектив в 1990-е был настолько реальным, что только одному Владимиру Николаевичу ведомо, как удалось сохранить Хор. Отсутствие концертов и, как следствие, отчаяние от тотального отсутствия денег у артистов, репертуарный голод – "невозможно же петь одно и то же!". Не раз хотелось всё бросить – примеров немало: кто-то уезжал за рубеж насовсем, кто-то - работать и преподавать. Но куда же уехать русскому хору, чтобы переждать "время перемен"? Некуда.
К счастью, Хор не распался. Более того, у ряда артистов, ныне работающих в коллективе, дата приёма на работу – 1993 год! Как дракон из "Книги перемен", взлетая над временем и обстоятельствами, в которых живёт и умирает, В. Н. Минин прибегает к музыке как к "лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев" (Конфуций).
Маэстро делает блестящие программы вместе с симфоническими оркестрами Владимира Федосеева, Михаила Плетнёва, Евгения Светланова, камерными коллективами Саулюса Сондецкиса, Владимира Спивакова, Юрия Башмета. В 1995-м хор выпускает компакт-диск с русскими народными песнями "Russian Soulful Songs", а в 1998-м записывает "Литургию св. Иоанна Златоуста" и "Всенощное бдение" Рахманинова.
В 1997 г. за подвижническую работу по исполнению русской духовной музыки Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручает Владимиру Минину орден Святого равноапостольного великого князя Владимира, государство награждает Маэстро орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
1999-2009 гг.
К началу нового тысячелетия голодные времена заканчиваются, но перед хором встаёт другая проблема – репертуар. Конечно, можно бесконечно совершенствовать не один десяток раз исполненное. Но ведь хочется нового! И как часто бывает в жизни, происходит неслучайная встреча с Гией Канчели. Тонкий, акварельный минималист с неожиданно масляными, пронзительно-романтическми интонациями, использующий лишь слоги вместо слов, так естественные для хорового искусства, неожиданно становится настолько близким Минину, что в течение четырех лет Хор представляет в России премьеры только вышедших из-под пера композитора сочинений: "Little Imber", "Amao Оmi", "DIXI".
Освоение нового музыкального стиля, начатое в 2003 году с исполнения музыки Канчели, потребовало абсолютно новой репертуарной концепции. Расширяя границы сотрудничества, Маэстро представил в Москве и в Санкт-Петербурге премьеры таких сочинений, как литургия В. Дашкевича "Семь зарниц Апокалипсиса", цикл А. Фалька "Незнакомка", кантата К. Орфа "Катулли Кармина", концертные версии мюзиклов Л. Бернстайна "Вестсайдская история" и "Wonderful Town", "Креольская месса" А. Рамиреса, спиричуэлс...
В течение десяти лет Хор участвует в оперных постановках на фестивале в австрийском Брегенце и в Цюрихском оперном театре. "Демон" А. Рубинштейна, "Хованщина" М. Мусоргского, "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова, "Трубадур" Дж. Верди, "Богема" Дж. Пуччини, оперы Л. Яначека, Б. Мартину, К. Вайля дали бесценный опыт сценической свободы. Увлекательная работа открыла новые возможности артистов: оказалось, они способны прекрасно двигаться на сцене, петь, танцевать, импровизировать. Кроме того, сотрудничество с театральными актерами – О. Остроумовой, С. Крючковой, Е. Лядовой, А. Филиппенко, И. Костолевским, В. Гафтом – расширило аудиторию Хора.
Начало ХХI века – это не только начало нового тысячелетия, но и поиски новых смыслов, не почувствовав смены которых можно законсервироваться в эстетических канонах и отстать от ускоряющегося времени. Но Владимир Минин, обладая чутьем большого музыканта, не догоняет время, а "пришпоривает" его, ни на йоту не изменяя себе.
2009 г. +
Овации, цветы, почитатели – это все на сцене. А за ней? Каторжный труд, безжалостные требования Маэстро к себе и к другим, отсутствие даже намека на самодовольство и "бронзу", обиды, разочарования – неизменная тень мгновенного обольщения, сомнения во всем, даже когда успех очевиден... И только через несколько дней, вновь и вновь возвращаясь к недавнему концерту: "...а вот в этом кусочке, кажется, что-то получилось..."
Исполнение Хором а капелла государственного гимна РФ на церемонии закрытия зимней Олимпиады в Ванкувере в 2010 г. слушали более полутора миллиарда человек!
Стинг был поражён, получив в подарок песню "Fragile", исполненную артистами Московского камерного хора. "Восторг! Я ещё никогда не слышал такого проникновенного исполнения этой песни!" - воскликнул он. "Fragile" в исполнении Хора надолго стала хитом YouTube.
В сезоне 2011-2012 гг., ставшем для Хора юбилейным, коллектив представил премьеру кантаты К. Орфа "Catulli Carmina" и концертную версию бродвейского мюзикла Л. Бернстайна "Wonderful Тown", главные роли в которой исполнили бродвейские и европейские звезды под управлением У. Маршалла...
В сезоне 2012-2013 гг. Хор представил московскую премьеру "Miserere" ("Помилуй меня, Господи") Н. Йомелли, "Симфонию псалмов" И. Стравинского и "Сhichester psalms" Л. Бернстайна, кантату "По прочтении псалма" С. Танеева. В Концертном зале им. П. И. Чайковского в исполнении автора - В. Гафта - и Московского камерного хора прозвучала литературно-музыкальная композиция "Скажи, он дьявол или Бог?..."
В сезоне 2013-2014 гг. Московский камерный хор представил в Большом зале консерватории мессу "Вооружённый человек" К. Дженкинса (премьера в России), "Болеро" М. Равеля - в переложении И. Заборова для хора и инструментального ансамбля (премьера в России), концертное исполнение оперы "Русалка" А. Даргомыжского. Коллектив исполнил ораторию "Мария Магдалина" Ж. Массне, кантату "Кармина Бурана" К. Орфа, Траурно-триумфальную симфонию Г. Берлиоза...
В сезоне 2014-2015 гг. - новые российские премьеры Хора: концертная версия Э. Литтона оперы Дж. Гершвина "Порги и Бесс" - с участием афроамериканских оперных звёзд из Англии и США и главного дирижёра Оркестра западногерманского радио Уэйна Маршалла (Англия); Адажио из струнного квартета №1 С. Барбера (переложение С. Анашкина для смешанного хора a cappella); Бахиана №9 Э. Вилла-Лобоса.
Публика восторженно встретила исполнение Хором редко звучащих произведений: "Траурной музыки для королевы Марии" Г. Пёрселла, поэмы "Колокола" С. Рахманинова, "Десяти поэм на слова революционных поэтов" Д. Шостаковича, фрагментов из цикла С. Танеева на стихи Я. Полонского, "Реквиема" Дж. Верди, "Креольской мессы" А. Рамиреса, кантаты "Александр Невский" С. Прокофьева, фрагментов из концерта для хора "Пушкинский венок" Г. Свиридова и симфонии-действа "Перезвоны" В. Гаврилина, а также многие другие произведения русских и зарубежных композиторов.
Какова бы ни была география выступлений – от посёлка Арбаж Кировской области, где когда-то юный Володя Минин пережил эвакуацию и где его Хор выступил спустя 70 лет в июне 2013 года, в Токио или Москве, Вероне или Ростове-на-Дону, Вильнюсе или Кургане, всюду у Хора Минина – благодарные слушатели.