Здравствуйте, Анатолий! СПАСИБО!
Только настоящий художник мог сказать:
«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, - на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».
Аркадий Пластов
Добрый день, Ирина! Извините, не сразу отвечаю - ходил за грибами, принес 42 поддубовика. Очень хорошая цитата, как ёмко она характеризует художника! Спасибо за такое замечательное дополнение!
Поддубовик. Кто же это будет? Не знаю такого гриба.
НО! Я рада, что Вы погуляли в лесу. Или по лесу?
Да без разницы...
ПОДДУБОВИК
Поддубовик (дубовик обыкновенный), относится к роду трубчатых грибов, растет в дубово-смешанных не густых лесах. Очень часто растет на краю леса. Поддубовик можно найти с середины лета до осени. Один из самых красивых по внешнему виду и расцветки грибов средней полосы. Шляпка до 20 см в диаметре, толстая, мясистая, полушаровидная, затем выпуклая, бархатистая, оливково-бурая, темно-коричневая, желто-бурая, сухая. Мякоть плотная, лимонно-желтая, на разломе сильно синеет, без особого запаха и вкуса. Трубчатый слой мелко-пористый, у молодых грибов желто-зеленый, позднее темно-красный, на разломе зеленеет, при надавливании синеет. Ножка длиной до 15 см, диаметром до 6 см, внизу клубневидно-утолщенная, цилиндрическая, сплошная, желтая, под шляпкой желто-оранжевая, внизу красноватая, вверху с красноватой сеткой. Споровый порошок буро-оливковый. Поддубовик — съедобный гриб, который может использоваться без предварительного отваривания для приготовления горячих блюд, для засолки, маринования, сушки. Используется весь гриб: шляпка и ножка.
Ирина, это из интернета. От себя добавлю, что у нас его еще почему-то называют польский гриб. Ценится наравне с белым.
Гулял по лесу, гулял в лесу - по-моему, оба выражения правильные.
Как хорошо сочетается банно-грибная тема!
Анатолий, очень интересно о художнике и картине.
А какой красавец гриб, с хорошим Вас урожаем!
Спасибо, Елена! Именно такие я собирал, но снимок взял из интернета (мне не нужна чужая слава).
Гриб - красавец! Похож на белый и на подберезовик. Спасибо за информацию!
ПЛАСТОВ Аркадий Александрович
1893, с. Прислониха, Симбирская губ. 1972, там же.
Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами.
Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан.
Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942).
И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945).
И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию.
Один из шедевров, созданных Пластовым, - картина "Весна. В бане" (1954). Однажды увидев в родной деревне, как одна из его соседок одевает после бани свою дочку, художник просто загорелся запечатлеть это на холсте. Понимания у соседки в просьбе о позировании он не нашел, поэтому в работе над картиной ему пришлось сотрудничать с натурщицей из Москвы. Что, впрочем, не помешало передать восхитительную атмосферу бани в русской деревне.
Памятник художнику на его родине в Ульяновске. Скульптор Анатолий Бичуков