Музей одной картины. По дороге в баню или из бани?
Музей одной картины. По дороге в баню или из бани?
Еще одно дополнение – стихи, навеянные автору картиной Василия Перова
В баньку!
Нынче пятница у нас.
Мыться в бане - в самый раз.
Мы с моею жёнкой Клавкой
Заходили к свату в лавку,
На углу, что за Тверской.
(В ней товар есть хоть какой!)
И по жёнкину указу
Все для бани взяли разом:
Венички березовы,
Полотенца розовы,
Мыла свежего кусок,
Клаве - новенький платок
И столичные баранки
Припасли мы спозаранку,
Чтобы сразу после пару
С ними чай пить с пылу с жару.
Эх, очистится душа -
Банька, право, хороша!
Лариса Лешега
2011 г.
деревянное (липа) резное панно Банный день.
Добрый день, уважаемый Анатолий! У Вас столько много альбомов по банной теме , что я заплутала.
По картине Перова "Чистый понедельник" 1866 г. : думаю, они идут в баню, а не из неё (веники бы были мокрые и , вряд ли их мокрых прижимали к одежде ), а то , что они несут баранки, то это для перекуса в ней. Лица не распаренные, мысли гнетут челА ну, бабка, поддай-ка жару.(береста,панно)А ну, бабка, поддай-ка жару.(береста,панно)о, а после бани наступает благодушие. Они удут в баню!!! Только почему художник назвал картину "Чистый п о н е д е л ь н и к "? Есть "Чистый четверг" , а понедельник на Руси не считался банным днём. Предлагаю выписку из Интернета на эту тему: А ну, бабка, поддай-ка жару! (береста, панно)
Чаепитие в бане..(береста,панно)
"Дни посещений
Издавна на Руси баня считалась местом, где парятся не только люди, но и всякая лесная нечисть заглядывает в гости к баннику. Никогда не заходили в баню после захода солнца, да и днем опасались мыться по одному.
Посещали баню в строго определенные дни: чаще всего в субботу, иногда – во вторник или четверг. Париться можно было летом – до семи часов вечера, а зимой – до полудня. Неблагоприятным днем считался понедельник: не рекомендовалось «девкам голову мыть – косы вылезут». Исключение делалось только для рожениц и девушек, которые на следующей день выходили замуж.
«Баня все грехи смоет»
Накануне венчания невеста шла в баню с подругами, устраивая для них девичник. Соседи шептались: «Пошла смывать девьи гульбы». Девушки приносили с собой пирог, вино и пиво. Вином и пирогом угощались, а пиво выливали на горящие поленья, дабы узнать характер будущего супруга: коль зашипит – окажется сердит нравом, если тихо погаснет – будет добр и ласков. Невесту парили березовыми вениками, в последний раз заплетали девичью косу и со слезами и печальными песнями провожали в замужнюю жизнь. Жених с друзьями также проводил ночь в бане, прощаясь с веселым и беззаботным холостым житьем. На другой день после свадьбы молодые уже шли в баню вместе и парились там одним веником, который потом хранили целый год и сжигали, когда изготавливали новый «зеленец».
Текст: Белова Нина
Ну, как , убедила я Вас? С симпатией , Дейзи.
Уважаемая Дейзи, Вы меня убедили, осталось убедить художника Василия Перова, ведь это он дал название картине. Но, боюсь, сделать это уже невозможно. Это - шутка. А всерьёз - благодарю за очень интересные дополнения!
Уважаемый Анатолий, а Вы думали , что я забыла Ваши альбомы? У меня не хватало времени на загрузку, но это ещё пол- беды, мне придётся ещё как Шарику в Простоквашено половину суток бегать , чтобы ответить на комментарии! Шучу. В чём убедила? в том , что они на картине идут в баню или про день недели?
Вопрос риторический - не отвечайте!!!
Перов Василий Григорьевич
1833 (1834), Тобольск - 1882, с. Кузьминки, близ Москвы
Василий Перов был добрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, в дальнейшем сменившего казенную службу на место управляющего имением в Нижегородской губернии. Детские годы будущего художника протекали в деревне, где он имел возможность близко наблюдать крестьянскую жизнь. В 1846 г. Перов поступил в Арзамасскую художественную школу, а с 1853 г. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За дипломную картину «Проповедь на селе» (1861) он получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. Одновременно он написал и картину на первоначально предложенный, но отвергнутый училищем сюжет – «Сельский крестный ход на Пасху» (1961) и обе представил на выставку, но вторая была снята властями за оскорбление духовенства. Но именно она принесла художнику шумный успех.
В 1862 г. Перов отправился в Париж, но пробыл там гораздо меньше отпущенного ему срока. Во Франции он чувствовал себя сторонним наблюдателем и никак не мог найти тему для работы. Поэтому ему разрешили продолжить пенсионерство на родине, а когда (в 1868 г.) срок закончился – продлили еще на два года. Это было время взлета его творчества. В полотнах «Проводы покойника» (1865), «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), «Утопленница» (1867) не было развернутого сюжета, но их немногословность давала пищу для воображения и сочувствия, а монотонная гамма тусклых тонов отвечала угрюмости царившего в них настроения.
За «Тройку» и «Приезд гувернантки» Перов получил звание академика по живописи народных сцен, потом стал профессором и преподавателем в родном училище. Он оказался отличным педагогом, чутким и внимательным, и воспитал немало прекрасных художников.
Подлинный успех художнику вновь удалось испытать, обратившись к портретной живописи. Он создал ряд превосходных изображений деятелей русской культуры, в том числе А.Н. Островского (1871) и В.И. Даля (1872); с его знаменитым портретом Ф.М. Жизнь Перова, трудно начинавшаяся, трудно продолжалась. Он жил бедно – картины свои продавал по дешевке, а преподавал почти задаром, чуть ли не за одно право пользоваться казенной квартирой. Быстро развившаяся чахотка оборвала жизнь этого подвижника.
http://bb-arte.ru/russkie-xudozhniki/perov-vasilij-grigorevich.html
Просмотрев большое количество картин художника, я пришел к выводу, что он, видимо вообще не писал обнаженную натуру. И, значит, банная тема была для него закрыта. Ведь в бане все люди голые. Но это не совсем так. Работы, имеющие отношение к бане, у него есть. Самая известная, широко публикуемая в Интернете, оказалась с двойным названием. Вначале встречались репродукции картины «По дороге в баню». Потом выяснилось, что её персонажи идут не в баню, а из бани, и называется полотно «Чистый понедельник». Вот что написал о картине один из искусствоведов:
«Чистый понедельник» изображает московских Филемона и Бавкиду, возвращающихся из бани домой с вениками под мышкой и связкой бубликов в руках… На лицах у этой четы попариться, теперь бы за самоварчик», – приблизительно так думают они.
У римского поэта Овидия есть изложение древней легенды о Филемоне и Бавкиде. Верные и любящие супруги упросили Юпитера, который посетил их под видом странника, послать им одновременную кончину: никто из них не хотел пережить и оплакивать другого. Грозный небожитель, тронутый радушием и гостеприимством хозяев дома, не забыл своего обещания. По своей смерти старики в один и тот же день превратились в деревья: Филемон стал дубом, Бавкида - липой. Их имена стали символом верности и трогательной любви «до гробовой доски».
Непонятно, почему искусствовед залез в такие исторические дебри. Ведь в России есть свои символы любви и верности. Это – святые Пётр и Феврония Муромские, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. До 1917 года день Петра и Февронии широко отмечался как день семьи и день любви. Сейчас этот праздник возрожден. В 2008 году он получил официальный государственный статус и отмечается 8 июля.
В преклонных летах Петр и Феврония, приняв монашеский постриг в разных монастырях, молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.
Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Ныне почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
И в качестве постскриптума (чтобы не было противоречия с заявленной рубрикой) не могу не упомянуть еще об одной работа Василия Перова, связанной с баней. Называется она «Накануне девичника. Проводы невесты из бани». По старинному русскому обычаю невеста перед свадьбой должна была сходить в баню и устроить девичник. Как всё это происходило, видим на полотне художника.