Не знаю, удалось ли мне сделать и выpазить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, pадость и бодpость, любовь к своему pусскому. Это было всегда единственным "сюжетом" моих каpтин.
Кустодиев Б.М.
Когда-то Боpис Михайлович пpизнался, что главный его недостаток - это отсутствие силы воли. Он говоpил: "Как бы хотелось писать каpтины не кpасками, а одним напpяжением воли!".
Кустодиев до галлюционаций видел свои будущие каpтины, поэтому писал легко, быстpо, в несколько дней он мог написать шедевp.
Но все это было ДО того, как он заболел...
СПАСИБО, Анатолий! За верность русской бане, русскому духу...
За очередной шедевр!
Добавлю-ка и я красавицу по этой теме :
Кустодиевская красавица (Растяпинские забавы).
Дейзи, а из какого материала картинка?
Жаль, что красавица не в бане....
сердечное свидание после баньки.
Ирина! Красавица изготовлена из глины и она только что вернулась из бани , готовится к встрече с милым.
Irina пишет:
Маргарита, а из какого материала картинка?
Жаль, что красавица не в бане....
Анатолий, добрый день! Мне очень нравится живопиь Кустодиева. А Русскую Венеру я пытался увидеть и в Эрмитаже, и в Русском Музее и в Пушкинском , и в Третьяковке. Запрашивал инет, с вопросом, где она хранится?. А получил ответ от тебя, только сегодня, посмотрев ссылку у Лены, в заявке" Банный день". Очень интересный рассказ о создании этой картины! Спасибо!
Юрий, добрый день! Спасибо за добрые слова! И рад, что ты получил ответ за мучивший тебя вопрос.
Одна из последних работ художника Бориса Кустодиева — «Русская Венера». Он завершил работу над ней в 1926 году, будучи тяжело больным, лишенным возможности двигаться (туберкулез позвоночника), всего за год до смерти. Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.
О том, как создавалось это полотно, рассказывает Адель Алексеева в своей книге «Солнце в день морозный (Кустодиев)».
В последнее время он жил и работал спеша. Словно чувствовал, что надо торопиться…
— Ну-ка иди сюда, Иринушка. Снимай эту шляпу, она закрывает весь лоб, долой короткое модное платье, распускай волосы.
— Ты хочешь меня писать? — воскликнула Ирина и немедленно сорвала с головы шляпу, шпильки, распушила волосы.
— Так?
Кустодиев с улыбкой взглянул на дочь. Его Ирина уродилась как по заказу — голубоглазая, русоволосая, румяная. В шутку он называл ее «Путя», «Путя Путяшкина». И говорил: «Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Тициан много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины — светлокожая, рыжеватая, пышная".
Ирина присела у его ног на скамеечку. Борис Михайлович взял руку дочери. Несмотря на домашнюю, будничную курточку и клетчатый плед на ногах, он выглядел сегодня торжественно. Лицо было одухотворенное, бледное.
— Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна.
Отец обычно не рассказывал ей о своих замыслах, и сейчас непоседливая Ирина притихла от гордости.
Он взглянул на нее так, словно перед ним была не дочь, а лишь необходимый в данную минуту слушатель, и слегка оттолкнул ее: иди!
Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, «чесались руки». И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».
Кира зачистил края, набил холст на раму, загрунтовал. Укрепил его на подвижном мольберте. Он сам уже окончил Академию художеств и был помощником отца.
И наступила минута трепетная и молчаливая.
Белый холст — и художник. Один несет в себе мысли, мечты, желания. Другой — ожидание. Теперь внутреннее представление о будущей картине, свой творческий порыв надо передать на холсте. То, что так ясно видится в воображении, надо показать другим. Поединок начался! Еще один поединок во славу живописи.
Композиция ему всегда давалась легко. Он ее видел внутренним взором. Всю центральную часть — от верхней линии холста до нижней — заняла женщина, от головы, от распущенных ее волос до ног, до крепких, как репа, пяток.
На саму картину, на живопись ушло много месяцев. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении. Но что это были за часы! Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. Один из друзей художника вспоминал: «Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…». Он брал краску на кончик длинной кисти, зорко, как стрелок, прицеливался, и мазок ложился на холст. Кустодиев проворно крутил колесо кресла, быстро отъезжал и, прищурившись, смотрел на холст, как на своего злейшего врага.
Цвет уже лепил объем тела. Кажется, получается грудь, живот, но левая рука «чужая», что-то не так…
И тут жена напоминала о времени. Михаил Михайлович поднимал брата на руки и укладывал в постель. А в это время как раз все виделось! Кажется, именно теперь удалось бы достигнуть вечно недостижимого совершенства, но…
И снова начинался день, начиналась работа. Это тело, как трудно оно дается! Как легко его писал Тициан. Или тоже нет?.. Темнее. Добавить охры. А тут чуть-чуть киновари…
Поединок был длительный.
Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. Надо было придать ему простодушие, непритязательность. Значит, писать надо не с натуры, а «из головы», вызвав к жизни лица других женщин.
А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали.
Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.
Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине. Поставил буквы «БК» и большие точки. Пришли друзья.
Кустодиев сам снял ткань, закрывавшую полотно.
Открылись струящиеся золотистые волосы, необъятные бело-розовые плечи, бедра и ноги, плавные, как река, и крепкие, как стволы деревьев. Стыдливый жест руки с веником, добрый взгляд на простодушном лице.
Кустодиев минуту-другую смотрел на холст, как на чужой. И сказал тихо, как не о себе:
— Пожалуй, это неплохая вещь. А? Да, можно сказать, я написал неплохую вещь. — И счастливая улыбка осветила его милое бледное лицо…
Остается добавить, что картина «Русская Венера» хранится в Художественном музее (НГХМ) Нижнего Новгорода. В 2007 году она стала символом этого музея. Репродукция картины в течение года украшала его печатную и рекламную продукцию. Выбор символа музея был приурочен к празднованию 111-летия НГХМ. В течение недели посетители голосовали за любое произведение из постоянной экспозиции. Выбор пал на «Русскую Венеру».