В рамках масштабного культурного проекта под названием "Антология народной музыки" фирма "Мелодия" порадовала российских поклонников этнической музыки новым компакт-диском. Впервые за многие годы изданы редкие записи известных адыгских музыкантов.
– В архивах фирмы "Мелодия" хранятся сотни записей, представляющих несомненный интерес для исследователей и любителей традиционной адыгской народной культуры, - рассказала начальник отдела Министерства культуры Республики Адыгея Бэла Шеуджен. - Они были сделаны в 60-70-е годы прошлого столетия и являются собственностью студии. Идея сделать их доступными для широкого круга ценителей культурного наследия народов Кавказа возникла отнюдь не случайно: в последние годы уже были изданы диски с чеченской, осетинской, ингушской музыкой, мы тоже решили принять участие в этом процессе.
По инициативе и финансовой поддержке Министерства культуры Адыгеи, возглавляемого Газием Чемсо, вышли в свет редчайшие в своем роде записи из фондов "Мелодии".
Символично, что заглавной композицией диска был выбран "Исламей" в исполнении прославленного трио музыкантов
из Причерноморской Шапсугии – гармониста Махмуда Шагуджева, Сафарбия Ту и Османа Хахо (жъыу, пхъэкIыч), записанный
в Москве еще в 1965 году. Есть здесь и "Хакуляш" Махмуда Шагуджева, который тоже был исполнен 45 лет назад.
Благодаря специалистам, работавшим над составлением диска, прежде всего выпускающему редактору фирмы "Мелодия" Аслану Готову, удалось представить широкий спектр жанрового многообразия древней черкесской музыки.
Большой интерес у ценителей народной культуры вызовут танцевальные наигрыши на гармони, шичепшине и пхачиче Мухажира Пшихачева, Кадырхан Коджесав, Аслана Меретукова, Кима Тлецерука, Титу Чесебиева, Асланбеча Чича, Арсена Курашева, Леонида Бекулова, Гучипса Схаплока и оркестра народных инструментов Хабезского Дома культуры, а также
песни-плачи, исторические, героические и эпические песни, исполняемые Зарамуком Кардангушевым, Керимом Кишмаховым,
Абчар Кемрюговой и хором Гостелерадио КБССР.
0
27.06.2012 10:41
АДЫГСКАЯ (ЧЕРКЕССКАЯ) МУЗЫКА
Антология народной музыки. Душа народа
Адыги - самоназвание народов, сформировавшихся на Восточном Причерноморье и Прикубани.
К началу XIX века адыги составляли 12 племенных объединений, имевших общую культуру, единое фольклорное наследие,
один язык, относящийся к адыго-абхазской группе кавказских языков.
Современные адыги России (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), проживающие в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, насчитывают свыше 750 тысяч человек.
В ходе Кавказской войны большое количество населения было депортировано на Ближний Восток, и в настоящее время
адыги (5,5 млн. человек) разбросаны по всему миру.
Многовековая история адыгов, характерные признаки мировоззрения, общественные нормы поведения людей нашли отражение в музыкальном фольклоре. В архаических обрядовых действиях и песнях широко представлены боги-покровители
из языческого пантеона: бог грома (Щыблэ), воды (Псыхъуэгуащэ), огня и железа (Тлъэnщ), лесов и охоты (Пщымэзыmхьэ) и др.
Следы христианского и мусульманского вероисповеданий обнаруживаются в некоторых обрядах и песнях (Илья-пророк - Елэ, Святой Георгий - Даущджэр-джuй, рождественские песни - Хъуромэ).
Жанровую трансформацию в быту имеют (в качестве колыбельной или песен советского периода) напевы исламских богослужебных песнопений - Закиры.
Адыгская народная песня занимала особый общественный статус: она долгое время оставалась важным информационным каналом, который фиксировал этапы исторического развития этноса; фольклорные жанры служили мерилом общественного сознания, диктовали нравственно-этические и эстетические идеалы. Благодаря такой роли народной песни, общество полностью доверяло песне и принимало достоверность и истинность содержания фольклорного текста. Народ почитал своих сказителей - гегуако (джэгуакlуэ), творчество которых можно отнести к сфере устного профессионального искусства.
Жанровый состав песенного творчества адыгов включает несколько крупных пластов: песни, непосредственно связанные
с трудом (песни пахарей, песни прополки кукурузы, песни погонщиков волов при молотьбе, песни косарей, песни чесальщиц шерсти, мельничные и кузнечные песни и др.), песни, опосредованно связанные с трудом (охотничьи песни, песни вызывания дождя, новогодние песни), песни, исполняемые в любое время и при любых обстоятельствах (эпические (нартские пшинатли), историко- героические, лирические песни).
С конца ХУ века в фольклоре адыгов доминируют историко-героические песни, имеющие широкий круг содержательности
и определяющие способы исполнения; признаки музыкально-поэтического мышления и бытовое назначение: групповые, одиночные, походные, мемориальные. Внутрижанровые группы составляют песни о борьбе с внешними врагами, песни
о междоусобицах, арестантские, махаджирские песни (Истам-былакlуэ), песни-баллады.
В системе жанров адыгского фольклора широкое распространение приобрел термин «гыбза» (песня-плач), которая
на функциональном и семантическом уровнях представляет стилистическую форму песни, ориентированную на передачу плачевых мотивировок в различных песенных жанрах от эпических пшинатлей до современных лирических.
Адыгская песня отмечена двумя формами исполнения: первая - сольная - типична для жанров, предполагающих индивидуальную форму бытования или сугубо женское исполнительство, вторая - сольно-груnnовая, которая предполагает коллективный характер сотворчества и мужской состав исполнителей (ежьу).
В народном инструментальном творчестве используется общее название ряда музыкальных инструментов пшина, разновидности которых определяются дополнительным словом, раскрывающим типичную конструкцию инструмента (nшинадыкуако - угловая пшина), характерный прием звукоизвлечения (аnаnшина - пальцевая (щипковая) пшина, шикаnшина - пшина с конским хвостом, т.е. струнно-смычковый инструмент).
Народный инструментарий адыгов включает 3 группы: духовая - камыль (продольная флейта), бжами (сигнальный рожок), сырына (тип флейты), накыра (шалмей с проскакивающим язычком), бжанифа (волынка); струнная - аnаnшина, шикаnшина, шаnсугская лира и цитра; ударные - nхацич (вид трещотки), пха-тырко (ударяемые доски), шонтрып (двусторонний барабан
с талией и без талия), доол (двухсторонний барабан). С конца XIX века распространение получила диатоническая клавишная гармоника (nшина), а с 70-х го-дов ХХ века гармоника трансформировалась в хроматическую.
Доктор искусствоведения, профессор
Беслан Ашхотов
0
27.06.2012 10:47
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.