Ведёт программу обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.
11 октября 736-я программа "Бесконечное приближение" представляет извилистую ассоциативную импровизацию автора. На этот раз в ней оказывается музыка, связанная с именем трубача Юрия Парфёнова, в том числе сюиты Алекса Ростоцкого и Олега Гоцкозика. Переход в сторону Востока обозначен музыкой Энвера Измайлова, Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Юсефа Латифа (Yusef Lateef).
В программе В.Трошин,М.Бернес,Н.Кадышева,С.Захаров,А.Герман,О.Воронец,Е.Шаврина,Ф.Киркоров...
737-я программа "Бесконечное приближение" приглашает подготовиться к 140-летию со дня рождения одного из важнейших американских композиторов Чарльза Айвза (Charles Ives). Чарльз Айвз прожил почти 80 лет, но период его активного творчества продолжался недолго. Ч. Айвз опробовал в своём творчестве массу новых выразительных средств (додекафонию, полиритмию, политональность, четвертитоновое письмо, звуковые кластеры, целотоновые последовательности, алеаторику), причем часто раньше других композиторов.
+
• Этого музыканта мы знаем сразу в нескольких амплуа. Он был саксофонистом, хотя не принадлежал к числу выдающихся мастеров этого инструмента. Вне всяких сомнений, он был одним из самых именитых бенд-лидеров американского джаза в XX веке, но сегодня мы будем слушать его в качестве вокалиста. Петь он любил и делал это довольно часто. Речь идёт о Вуди Германе (Woody Herman).
Собственно, его серьёзное приобщение к музыке началось с того, что ребёнком он пел в водевилях. В 11-летнем возрасте Вуди стал осваивать саксофон, а в 15 лет уже начал работать профессионально в качестве джазмена. Он работал в разных оркестрах того времени. Их было немало на его пути, и с 1934 года он стал музыкантом биг-бенда Ишама Джонса (Isham Jones). Через пару лет Ишам Джонс отошёл от руководства этим коллективом, и тогда музыканты оркестра, желавшие сохранить его, избрали Вуди Германа своим новым руководителем. Под его руководством этот джазовый оркестр просуществовал 10 лет, потом начались финансовые трудности, и вот тогда Вуди Герман снова начал петь.
Сегодня мы вспомним его знаменитый альбом, записанный в 1954 году с выдающимся джазовым пианистом Эрроллом Гарнером (Erroll Garner). Этот дуэтный диск называется "Music For Tired Lovers", а для наших молодых слушателей, которые, может быть, даже и не знают пока о том, кто такой Эрролл Гарнер, скажу лишь, что это был самый популярный джазовый пианист 50-х годов.
В исполнении дуэта американских джазовых музыкантов – кларнетиста, саксофониста и вокалиста Вуди Германа и пианиста Эрролла Гарнера – звучит знаменитая композиция Джонни Ходжеса и Дюка Эллингтона из альбома 1954 года "Music For Tired Lovers":
1. "I'm Beginning To See The Light" ("Я начинаю видеть свет", Johnny Hodges – Duke Ellington).
Прославленный бенд-лидер Вуди Герман предстаёт на диске "Music For Tired Lovers" вокалистом, что он делал неоднократно на протяжении своей карьеры.
Но сейчас несколько слов о его замечательном партнёре – пианисте Эрролле Гарнере. Этот музыкант родился в 1921 году. Он практически не получил систематического музыкального образования. По существу, он был самоучкой, не знал даже нотной грамоты. Но каково было природное дарование этого человека! Карьера его была чрезвычайно успешной. Уже в середине 40-х годов начали выходить альбомы под его именем, которые снискали ему немалую известность. А в 50-е годы Э. Гарнер стал самым популярным джазовым пианистом на американской сцене. В конце 50-х он стал первым джазменом, у которого появился собственный импресарио. Это говорит о многом.
В исполнении дуэта американских джазовых музыкантов – кларнетиста, саксофониста и вокалиста Вуди Германа и пианиста Эрролла Гарнера – звучит композиция Джеймса Джонсона и Генри Кримера из альбома 1954 года "Music For Tired Lovers":
2. "If I Could Be With You" ("Если б я мог быть с тобой", James P. Johnson – Henry Creamer).
• Отец следующего нашего героя был врачом. Жил он со своим сыном в Лос-Анджелесе и, что любопытно, среди его пациентов были великие джазмены: сам Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и выдающийся вибрафонист Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton). Разумеется, это не является гарантией того, что сын вырастет знаменитым джазменом, но всё случилось именно так.
Наш герой – выдающийся мастер тенор-саксофона Декстер Гордон (Dexter Gordon). Он ушёл из жизни уже довольно давно, в 1990 году, а прожил он, кстати, всего лишь 67 лет, но его искусство по-прежнему волнует любителей джаза, восхищает. Да оно и не может не восхищать, поскольку это, конечно же, один из самых замечательных тенор-саксофонистов в истории джазового искусства XX века. Впрочем, всё по порядку.
К тенор-саксофону Декстер Гордон подходил постепенно. Когда ему было 13 лет, он начал осваивать кларнет, двумя годами позже взялся за альт-саксофон, а в 17-летнем возрасте, наконец, перешёл на тенор-саксофон. Тогда же и началась его профессиональная деятельность. Он был принят в оркестр Лайонела Хэмптона, где проработал три года. Затем этого высокоодарённого музыканта на шесть месяцев взял к себе великий трубач Луи Армстронг (Louis Armstrong).
Несомненно, огромным событием в жизни Декстера Гордона стал его приезд в Нью-Йорк для выступлений с новатором джаза, одним из основоположников стиля "би боп", саксофонистом Чарли Паркером (Charlie Parker). Ч. Паркер, как известно, играл на альт-саксофоне, и для многих именно этот инструмент стал символом стиля "би боп". А вот Декстер Гордон проявил немалую смелость и перенёс стилистику "би бопа" на тенор-саксофон, что было высоко оценено публикой и в первую очередь критикой.
Сегодня прозвучат композиции из альбома Декстера Гордона, который называется "Biting The Apple". Диск этот был записан в 1976 году. Здесь мастер играет с превосходными партнёрами: пианистом Барри Харрисом (Barry Harris), контрабасистом Сэмом Джонсом (Sam Jones) и барабанщиком Элом Фостером (Al Foster).
В исполнении джазового квартета американского тенор-саксофониста Декстера Гордона звучит композиция Дона Рэя и Джина ДеПола из альбома 1976 года "Biting The Apple":
3. "I'll Remember April" ("Я буду помнить апрель", Don Raye – Gene DePaul).
В 50-е годы, вне всяких сомнений, Декстер Гордон был одним из самых ярких и влиятельных тенор-саксофонистов наряду с Джоном Колтрейном (John Coltrane) и Сонни Роллинзом (Sonny Rollins). Впрочем, были у него и серьёзные проблемы в период его творческого расцвета. Тогда же, в 50-е годы, из-за наркотиков он дважды сидел в тюрьме. В 1962 году Д. Гордон на долгие годы перебрался на жительство в Европу. Там он был очень востребован. Играл в Лондоне и Париже, Берлине и Стокгольме, выступал на многочисленных фестивалях от Норвегии до Италии. И в 60-е годы он практически только один раз приезжал в Америку для выступлений в клубах.
Интересно, что у этого музыканта обнаружилось ещё одно дарование. В 1960-м году он принял участие не только как музыкант, но и как актёр в спектакле под названием "The Connection". Перебравшись на жительство в Данию, он затем участвовал в датской версии этого спектакля и даже снялся в одном из датских фильмов. Впрочем, это была единственная его работа в кино. Как известно, намного позже он сыграл в замечательном фильме французского режиссёра Бертрана Тавернье (Bertrand Tavernier) "Round Midnight", где снималась ещё целая плеяда выдающихся представителей джазового искусства.
В исполнении джазового квартета американского тенор-саксофониста Декстера Гордона звучит знаменитая баллада Хоуги Кармайкла из альбома 1976 года "Biting The Apple":
4. "Skylark" ("Жаворонок", Hoagy Carmichael).
В 1975 году Декстер Гордон записал альбом со струнным оркестром, аранжировки для которого сделал блистательный датский аранжировщик и композитор Палле Миккельборг (Palle Mikkelborg). В 1976 и 1977 годах Д. Гордон приезжал на гастроли к себе на родину, в США, после чего он решил туда вернуться. Выяснилось, что у его искусства по-прежнему немало поклонников.
И, наверное, самое большое достижение этого саксофониста заключается в том, что он соединил стилистику "би бопа" с музыкальным языком великих тенор-саксофонистов эры "свинга" – Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins) и Лестера Янга (Lester Young). С годами его игра не утратила лучших своих качеств, ни эмоциональной мощи, ни элегантности, ни многообразия красок. Впрочем, в последние годы жизни Декстер Гордон уже довольно редко выходил на сцену из-за того, что был серьёзно болен.
В исполнении джазового квартета американского тенор-саксофониста Декстера Гордона звучит знаменитая композиция Кенни Дорэма из альбома 1976 года "Biting The Apple":
5. "Blue Bossa" ("Грустная босса", Kenny Dorham).
• Диск, который сейчас будет представлен, вышел под именами двух прославленных французских мастеров джазового искусства – пианиста и композитора Клода Боллинга (Claude Bolling) и скрипача Стефана Граппелли (Stéphane Grappelli).
О Клоде Боллинге хочется рассказать чуть подробнее. Он в детстве был вундеркиндом и в 14-летнем возрасте, в 1944 году, стал победителем джазового конкурса. Прекрасно понятно, что конкурс этот мог состояться только в условиях уже освобождённой от гитлеровцев Франции, ибо джаз – это искусство свободных людей. После этого К. Боллинг записывался, будучи ещё очень молодым, с такими звёздами американского джаза, как Рекс Стюарт (Rex Stewart), Рой Элдридж (Roy Eldridge), Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton).
Альбом, который мы будем сегодня слушать, был записан биг-бендом Клода Боллинга, который у него появился в 1970 году. С этим оркестром пианист и композитор объездил практически весь мир, включая США и Латинскую Америку.
Клод Боллинг работает в разных жанрах. Он написал музыку практически к сотне кинофильмов, и некоторые из его работ для кино имели большой успех. Он пишет также академические сочинения, в немалой степени находящиеся под влиянием джаза. И они тоже в свою очередь пользуются большим интересом в музыкальном мире.
Если же говорить о Стефане Граппелли, это, конечно же, первый выдающийся европейский джазовый скрипач, который прославился ещё до второй мировой войны. Во время этой записи музыканту было 84 года.
В исполнении французского джазового скрипача Стефана Граппелли и оркестра пианиста Клода Боллинга звучит композиция Ирвина Берлина из альбома 1992 года "First Class":
6. "Blue Skies" ("Голубые небеса", Irving Berlin).
Сейчас ещё один фрагмент классиков французского джаза – пианиста Клода Боллинга и скрипача Стефана Граппелли. Прозвучит совместная композиция С. Граппелли и его великого партнёра 30-х годов гитариста Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt), которая называется "Слёзы".
В исполнении французского джазового скрипача Стефана Граппелли и оркестра пианиста Клода Боллинга звучит совместная композиция С. Граппелли и гитариста Джанго Рейнхардта из альбома 1992 года "First Class":
7. "Tears" (Stéphane Grappelli – Django Reinhardt).
В нашем сегодняшнем выпуске программы звучала практически только классика джазового искусства. К ней я готов возвращаться вновь и вновь. Надеюсь, что вы разделяете мои чувства.
Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Когда не хватает джаза". Алексею Колосову.
Над программой работали: режиссёр Геннадий Макаров, автор и ведущий Алексей Колосов.
В сентябре известный музыкант-джазмен и композитор Алексей Круглов провел в семи городах нашей страны III фестиваль "Leo Records", о чем мы с маэстро Кругловым разговаривали 13 сентября в другой нашей программе - "Домашняя музыка". К сожалению, не все зарубежные музыканты, которых рассчитывали пригласить Круглов и Лео Фейгин, основатель и художественный руководитель лейбла Leo Records, смогли (не по своей вине) принять в нем участие. Мы восполняем этот пробел. В нашей программе, во-первых коллектив, который так и не приехал на Фестиваль - Billy Bottle & the Multiple. Особенно жаль потому, что первый проект Билли Боттла был открытием прошлого года в Великобритании и на удивление близок обще-эстетическим устремлениям самого устроителя фестиваля (а по звуку – акустике московского "Второго приближения", особенно голос вокалистки - скрипачки Мартин Уолтиер). Как в свое время Алексей Круглов, так и Билли Боттл начинает с симбиоза высокой поэзии (в данном случае - Генри Д. Торо) и импровизационного джаза.
Гости: джазовые музыканты – Сергей Манукян и певица Алла Рид
Тема: программа "Somewhere..." – посвящение Барбаре Стрейзанд