Мы все учились понемногу...
Мы все учились понемногу...
ДААА...Пушкин.Приветствую , Михаил, и -спасибо за пост:)
Пушкину
1924
От Сергея Есенина.....
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь. . .
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является
стихотворение «Пушкину» , которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре.
Есенин возлагает цветы на митинге в ДР Пушкина 6 июня 1924 г.
Есенин у Памятника Пушкину с товарищами
------------------------
А вот уже у Памятника А.С.Пушкину поминают С. А. Есенина.......траурный митинг....
Страны под знаком Близнецов:
Переменчив, как ветер, как ветер обманчив,
Знак пиратов, поэтов, бродяг и каманчей.
Знак Творцов всех,
влюбленных в свой дар роковой.
Знак несущий в себе - то отлив, то прибой.
Близнецы - так умны, так тонки, двутональны.
Им легко потерять, им легко всё найти.
Всё простить и понять, и уйти с пол-пути.....
***
Григ и Шуман, Уитмен, Дега и Гоген.
Страстный путь перемен.
Им подвластны все музы,
Блез Паскаль и Маккартни,
блистательный Пушкин.
В них тревога о доме - почти не слышна.
Им в душе напевает своё тишина.
Вот такие они Близнецы.
Если строго судить - они Хитрецы,
Если дальше глядеть - они Молодцы.
Если взять и понять - будет просто тогда -
Это Воздух - текущий от нас в Никуда.....
СЕТЬ
Арина Родионовна Яковлева (1758—1828)
Подруга дней моих суровых, |
Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное - Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу - Родионовой, а в быту - Родионовной.
Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня". В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева - по мужу.
В1792 г. Арина Родионовна была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. А после рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна переходит в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву.
Была она настоящею представительницею русских нянь", - вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли "дядек" (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный "дядька", проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова.
После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее "мамушкой", относился к ней с теплотой и заботливостью.
В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание.
В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", женских образов романа "Арап Петра Великого".
Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.
Благодаря А.С.Пушкину, имя Арины Родионовны стало известно всему миру. Но, почти у каждого человека была в детстве своя «няня» - бабушка, которая отдавала ему всю свою любовь, заботу и знания. Благодаря этой любви многие состоялись как люди любящие свое дело, свою семью, свою Родину.
СЕТЬ.
Спасибо, Татьяна, за расширение темы!!! Прочитал с удовольствием!!! Подробнее напишу позже, сейчас одноклассник в гости приехал...
И раз уж Пушкин-Есенин, то и эти стихи П. Орешина будут к месту!
Сергей Есенин
Сказка это, чудо ль,Или это — бред:Отзвенела удальРазудалых лет.Песня отзвенелаНад родной землей.Что же ты наделал,Синеглазый мой?Отшумело поле,Пролилась река,Русское раздолье,Русская тоска.Ты играл снегами,Ты и тут и тамСиними глазамиУлыбался нам.Кто тебя, кудрявый,Поманил, позвал?Пир земной со славойТы отпировал.Было это, нет ли,Сам не знаю я.Задушила петляВ роще соловья.До беды жалею, Что далеко былИ петлю на шееНе перекусил!Кликну, кликну с горя,А тебя уж нет.В черном коленкореНа столе портрет.Дождичек весеннийОкропил наш сад.Песенник Есенин,Синеглазый брат,Вековая просинь,Наша сторона...Если Пушкин — осень,Ты у нас — весна!В мыслях потемнело,Сердце бьет бедой.Что же ты наделал,Раскудрявый мой?!
Одноклассник-это важно
И Петр Орешин-тоже хорошо Конечно же, к месту, потому как .....
Если Пушкин -Осень,
Есенин у нас -Весна....
Сергей Есенин
Сказка это, чудо ль,
Или это — бред:
Отзвенела удаль
Разудалых лет.
Песня отзвенела
Над родной землей.
Что же ты наделал,
Синеглазый мой?
Отшумело поле,
Пролилась река,
Русское раздолье,
Русская тоска.
Ты играл снегами,
Ты и тут и там
Синими глазами
Улыбался нам.
Кто тебя, кудрявый,
Поманил, позвал?
Пир земной со славой
Ты отпировал.
Было это, нет ли,
Сам не знаю я.
Задушила петля
В роще соловья.
До беды жалею,
Что далеко был
И петлю на шее
Не перекусил!
Кликну, кликну с горя,
А тебя уж нет.
В черном коленкоре
На столе портрет.
Дождичек весенний
Окропил наш сад.
Песенник Есенин,
Синеглазый брат,
Вековая просинь,
Наша сторона...
Если Пушкин — осень,
Ты у нас — весна!
В мыслях потемнело,
Сердце бьет бедой.
Что же ты наделал,
Раскудрявый мой
К слову...
(Стихи П.В. Орешина были близки С.А. Есенину и образным строем, и любовью к Родине. Поэты встретились в Петрограде осенью 1917 года. П. Орешин стал желанным гостем Есениных в квартире на Литейном, вместе они печатались на страницах петроградских журналов. Весной 1918 года вместе с Есениным Орешин переехал в Москву, где принимал деятельное участие в создании Союза советских журналистов, став, как и Есенин, членом литературно-художественной секции этого Союза.)
И оба поэта любили и почитали А. С. Пушкина.....
Михаил, спасибо!
Без Пушкина не было бы взлёта русской литературы 19 века... Н.В. Гоголь "Мёртвые души"и "Ревизор", М.Ю. Лермонтов,Ф.М. Достоевский "Бесы" назван по одноимённому стихотворению Пушкина и эпиграф к роману из этого стихотворения...
Спасибо, Татьяна, за историко-литературный материал!!! Особенно о няне)))).
Могу добавить, что у А.С. Пушкина в С-Петербурге был самый лучший набор для ухода за ногтями))))
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай - деспот меж людей.))))))))))
Ну а как же не думать о красе ногтей, имея такую юную красавицу-жену:)
Наталья Николаевна Пушкина, ставшая женой поэта в восемнадцатилетнем возрасте, была одной из самых красивых женщин петербургского света. Браку с Пушкиным предшествовало долгое, нервное и хлопотное сватовство: он был некрасив, небогат, известен склонностью к карточной игре и женолюбием. Кроме того, отличался неблагонадежностью: при Александре I побывал в двух ссылках – в Молдавии и в родовом имении Михайловском, а Николай I объявил себя его личным цензором. Но Пушкин был влюблен: впервые встретив шестнадцатилетнюю Наташу на «детском балу» у танцмейстера Йогеля, где подростки учились танцевать, а зрелые мужчины приглядывали для себя будущих невест, он написал изящный экспромт, известный по многочисленным спискам, начинавшийся так:
«Я пленен, я очарован, словом – я огончарован!».
А сестра Натальи Екатерина была замужем за Дантесом, брак был заключён незадолго до смерти Пушкина...
Екатерина Гончарова-Дантес
Спасибо, Михаил!
Немного добавочки о А.С.Пушкине и его "роковых" женщинах...
Полетика Идалия Григорьевна
(1792-1862)
«...Вы плохо меня знаете..»
Бывает красота, окрашенная в светлые, нежные тона и приносящая только свет и тепло, а бывает красота, за которой стоит ненависть, искушение, грех, ведь не даром есть выражение—грешная красота.
Наверное, именно такой красавицей была Идалия Полетика, которой суждено было сыграть гадкую, не достойную роль в жизни другой красавицы, Натальи Николаевны Пушкиной.
Полетика была незаконной дочерью графа Григория Александровича Строганова, близкого родственника Гончаровых. В бытность свою русским посланником в Испании он влюбился в португалку, графиню д'Эга, сошелся с ней и увез ее в Россию.
Родилась Идалия. Впоследствии после смерти жены Строганов женился на д'Эга, но Идалию не удочерил, и она считалась «воспитанницей».
Наверное, это не могло не отразиться на характере хорошенькой девочки, которая в душе должна была ожесточиться на весь свет за поступок отца. Полетика не говорила «я была у родителей», но всегда «я была у Строгановых».
Унаследованный от матери южный взрывной характер, вероятно, не позволил ей остаться всего лишь доброй красавицей, по крайней мере для России она сыграла роль злого, падшего ангела, словно черная птица с дьявольски привлекательным лицом, она искусила всех, решив участь лучшего из русских.
В 1826 году она вышла замуж за ротмистра кавалергардского полка, а впоследствии полковника А.М. Полетику.
Идалия приходилась троюродной сестрой Наталье Николаевне. Видимо, они были в близких отношениях, о чем можно судить и по письмам Пушкина. Но в какой-то момент что-то произошло между ней и Пушкиным, что-то такое, что до сих пор не установлено, может быть, это была мелочь, неприятная для женщины, может быть, что-то более серьезное. Так никто из пристрастных пушкинистов и не установил, что это было.
После этого Полетика возненавидела Пушкина страшной ненавистью.
Накануне окончательного решения о дуэли, по некоторым сведениям, «мадам Полетика, по настоянию Дантеса-Геккерна, пригласила Пушкину к себе, а сама уехала из дому. Пушкина рассказывала княгине Вяземской и мужу, что, когда она осталась с глазу наглаз с Дантеса, тот вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Пушкина не знала, куда ей деваться от его настояний; она ломала себе руки и стала говорить как можно громче. По счастью, ничего не подозревавшая дочь хозяйки дома явилась в комнату, гостья бросилась к ней» (Это свидетельство Веры Вяземской.)
По другим источникам, Дантес добивался свидания с Натальей Николаевной, будучи уже женатым на ее сестре. Местом встречи была избрана квартира Полетики. Дантес якобы написал Пушкиной письмо, «вопль отчаяния с первого до последнего слова», он умолял ее встретиться с ним, чтобы переговорить, «заверяя честью, что... ничем не оскорбит ее достоинство и чистоту». Письмо, однако, заканчивалось угрозой застрелиться и что тогда обожающая его жена (Екатерина Гончарова, сестра Натальи Николаевны.) последует его примеру.
Арапова (дочь Натальи Николаевны от брака с Ланским) пишет, что свидание было «столь же кратко, как невинно».
(Это был рассказ, записанный со слов гувернантки Натальи Николаевны.)
Видимо, ни то ни другое свидетельство не достоверно до конца. Вера Вяземская не всегда точна и правдива, да и трудно себе представить, чтобы сдержанная и внешне мало эмоциональная Наталья Николаевна могла описывать ей эту роковую встречу в таком тоне, это так не похоже на нее.
Может быть, самое точное свидетельство об этой роковой встрече содержится в письме мужа Александры, сестры Натальи Николаевны, барона Густава Фризенгофа, написанного со слов его жены:
«Что же касается свидания, то ваша мать получила однажды приглашение Полетики посетить ее, и когда она (Н.Н. Пушкина) приехала туда, то застала там Геккерна (Дантеса) вместо хозяйки дома; бросившись перед ней на колени, он заклинал ее о том же, что и его приемный отец в своем письме.
(письмо это, если оно было, до нас не дошло, но считается, что отец Дантеса в этом письме предлагал ей оставить мужа и соединиться с ним)
Она сказала жене моей, что это свидание длилось только несколько минут, ибо отказав немедленно, она тотчас уехала».
Мерзкая ситуация. Мало того, что барон Геккерн преследовал все время Наталью Николаевну, говорил пошлости и гадости, мало того, что сынок(Дантес) постоянно делал какие-то двусмысленные намеки, сально и по-кавалергардски шутил, бросал взгляды, все это бесовство кружило вокруг Натальи Николаевны и Пушкина, затягивая их все глубже, так еще троюродная сестра сделала гадость — пригласила к себе, заманив в ловушку.
Роль Идалии Полетики в этом отвратительна, как может быть отвратительна женщина злая и низкая, пусть и красавица, способная на мерзость в поступках. Это как бы оскорбление всего божьего в красоте, надругательство над ней, потому что, всматриваясь в красоту и прелесть лица Идалии, изображенной на портрете, у вас невольно возникает сомнение и недоверие ко всем остальным красавицам, которых вы видели когда-либо — а не коварны ли и грязны они внутри, так же как красивы снаружи?
Потому я и взялась за описание Идалии Полетики, чтобы предостеречь всех и себя от того безоговорочного принятия эстетической красоты, которому мы все подвержены — но эстетика уступает душе, а красота уступает доброте. И это бесспорно, как и бесспорно то, что красота не только вдохновляет, но и губит.
Идалия Полетика страшно отомстила Пушкину, это было несомненно так, несомненно и то, что она участвовала во всех интригах и травле поэта этих дней. Ведь во всех этих геккерновских гадких интригах чувствуется тонкий и изощренно-злой ум женщины.
Но самое прискорбное, а может быть, и справедливое, это то, что в течение всей последующей жизни она не смогла освободиться от ненависти к Пушкину.
Уже не было поэта, а она все еще кипела злобой и ядом.
В старости она жила в Одессе, когда там собрались поставить памятник Пушкину, она сказала, что специально поедет на открытие, чтобы плюнуть на него.
Некоторые пушкинисты считают, что Идалии была влюблена в Дантеса, а может быть, и была с ним в связи. Такой вывод можно сделать из писем к Дантесу, которые она посылала ему, когда он сидел под арестом после дуэли.
Вот несколько строчек из ее письма:
«...вы плохо меня знаете, ибо если я кого люблю, то люблю крепко и навсегда».
Хочется добавить, ну а уж если ненавижу — то навечно.
Каждый волен выбирать себе предмет любви и предмет ненависти. Заметим только, что нередко этот предмет более говорит о человеке и свойствах его природной души, нежели все слова. Идалия выбрала себе «достойный» ее «предмет».
Уезжая из России, Дантес сделал Полетике дорогой подарок (кольцо или браслет):
«Ваш подарок на память меня растрогал, и я не сниму его больше с руки... он проникает мне в душу».
Впоследствии Полетика поддерживала переписку с Дантесом и, когда бывала за границей, встречалась с ним. А отношения между домами Пушкиных и Полетики были прерваны навсегда.
Но много лет спустя Наталья Николаевна, ставшая уже Ланской, бывала у своих родственников Строгановых и виделась там с Идалией. Их отношения были холодны, и Наталья Николаевна избегала ее.
Полетика писала Дантесам:
«Я вижу довольно часто ваших сестер у Строгановых, но отнюдь не у себя: Натали не имеет духа придти ко мне... Она никогда не говорит о прошлом, Оно не существует между нами».
На самом деле оно слишком существовало...
(СЕТЬ...)
«Что в имени тебе моем?..» Александр Пушкин
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
В жизни Александра Пушкина было достаточно много романтических увлечений, и каждой из своих избранниц поэт посвящал удивительные стихи, возвышенные и утонченные. Однако сам Пушкин признавался, что роковой страстью его жизни является польская аристократка Каролина Сабаньская, с которой поэт познакомился летом 1821 года в Киеве. Неприступная красавица, о которой, тем не менее, ходили достаточно пикантные слухи (и это неудивительно, так как муж Каролины был старше ее на 30 лет и на фоне супруги выглядел дряхлым стариком), произвела на Пушкина неизгладимое впечатление. Поэт влюбился без памяти, однако даже не был удостоен вниманием холодной и расчетливой светской львицы.
Впоследствии судьба несколько раз сводила Пушкина и Сабаньскую, и чувства поэта после каждой встречи вспыхивали с новой силой. Он жаловался, что Каролина стала для него злым демоном, который словно заманивает его в свои сети, обещая райское наслаждение, но в самый последний момент проявляет холодность и полное равнодушие. Сабаньская знала о чувствах поэта, так как в течение 10 лет знакомства Пушкин регулярно посвящал ей стихи. И – ловко манипулировала их автором, то приближая к себе, то отвергая. В этом было не только женское тщеславие, но и прагматизм: до наших дней дошли документы и воспоминания очевидцев о том, что Сабаньская, любившая жить на широкую ногу, подрабатывала шпионажем. Ее светский салон, принимавший самых различных людей, от военных и политиков до литераторов и музыкантов, являлся удачным прикрытием для того, чтобы собирать информацию и передавать ее заинтересованным людям. Одним из них, в частности, был любовник Каролины, граф Иван Витт, возглавлявший тайное сыскное управление на Юге России.
Пушкин, далекий от политических интриг, даже не подозревал о том, что интерес к его персоне со стороны Сабаньской носит столь меркантильный характер. Поэтому в январе 1830 года, на очередном приеме у светской львицы вписал в ее альбом очередное стихотворение-посвящение «Что в имени тебе моем?..», которое, как оказалось впоследствии, стало последним в цикле произведений, посвященных Каролине. В этом стихотворении Пушкин не только в очередной раз открывает свои чувства надменно красавице, но и задается вопросом – а что же он значит в ее жизни? Ему непонятна двойная игра, которую ведет Каролина, но он все же надеется, что годы знакомства все же оставят в душе этой загадочной женщины хоть какие-то воспоминания о том, кто был ее саамы верным и преданным поклонником. Поэт отмечает, что его имя «на памятном листке оставит мертвый след, подобный узору надписи надгробной», даже не подозревая о том, что ему уготовано стать одним из выдающихся представителей русской литературы. Но в данный момент это совсем не интересует Пушкина. Для него гораздо важнее, чтобы прекрасная Каролина «в волненьях новых и мятежных» хоть изредка вспоминала о человеке, для которого когда-то так много значила. «Скажи: есть память обо мне, есть в мире сердце, где живу я», — заклинает избранницу поэт, не догадываясь о том, что очень скоро навсегда избавится от своей пагубной и испепеляющей душу страсти.
Пройдет несколько месяцев, и на очередном приеме у Сабаньской Пушкин повстречает юную Наталью Гончарову, которая затмит стареющую польскую интриганку своей свежестью и непорочной красотой. Отныне Каролина будет забыта навсегда, и ей больше не удастся зазвать поэта на свои светские рауты. Однако поэт с присущей ему откровенностью все же признается, что даже после свадьбы образ Сабаньской иногда преследует его, а воспоминания о неразделенной любви вызывают легкое чувство грусти, смешанное с разочарованием........
Кароли́на Роза́лия Те́кла Ржеву́ская (польск. Karolina Rozalia Tekla Rzewuska
Sobańska
(СЕТЬ)
Добрый день, Татьяна! спасибо за историческую справку! Что сказать.. И гении наделены чертами обычных людей, к тому же, вокруг выдающихся людей всегда много крутится разной шушеры!!! А всех этих "посланников" с приёмными сыновьями надо было ещё тогда в Россию не пускать... Так не же... Всегда на гей-Европу смотрели с умилением. Хотя во всех войнах били их.
rubikon пишет:
Добрый день, Татьяна! спасибо за историческую справку! Что сказать.. И гении наделены чертами обычных людей, к тому же, вокруг выдающихся людей всегда много крутится разной шушеры!!! А всех этих "посланников" с приёмными сыновьями надо было ещё тогда в Россию не пускать... Так не же... Всегда на гей-Европу смотрели с умилением. Хотя во всех войнах били их.
-----------
Моя территория -без политики:)Убегаю...дела:)Хорошего дня.
6 июня - день рождения Александра Сергеевича Пушкина...
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
БЕСЫ
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вот — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... — «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет,
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
А.С. Пушкин