"Надо писать о том, чего больше не будет..." (Владимир Соколов)
* * *
Надо писать
О том, чего больше не будет,
Надо спасать
То, что другой позабудет.
Маленький миг,
Незаметный
для мира большого, –
Всё, даже крик,
Там, где надо бы тихое слово.
Липы и вязы,
Кажется, полнятся слухом
О том, что рассказы
Напишут о них одним духом.
Тропка аллей,
Кажется, исподволь знает:
Вспомнят о ней,
Когда сугробы растают.
1970
ВЛАДИМИР СОКОЛОВ
Лариса Миллер о поэте Владимире Соколове:
Если не можешь забыть...
Владимир Соколов, поэт, которого любили слова
(Независимая газета, 15.01.2015)
Странно – его имя никогда не было на слуху. Ни при жизни (несмотря на множество книг, публикаций и премий), ни в новые времена. Чем это объяснить, ей-богу, не знаю. Ведь он редкий поэт. Он сделан из того же вещества, из которого делаются стихи. По-моему, он мыслил стихами. Во всяком случае, я никогда не чувствовала разницы между его обычной речью и его поэзией. Ну, в самом деле, какая особая разница между разговорной речью и шестью стихотворными строчками:
Поймай меня на том,
на чём нас ловят, –
На пустяке, неосторожном
слове.
Прошу, попробуй, вымани
секрет.
Я всех болтливее
и бессловесней.
И запиши.
И это будет песней,
Которую ищу я с детских
лет.
Когда-то в юности я вырезала стихи Соколова из всех журналов и газет. У меня даже была специальная папочка для его стихов. И, как ни странно, мое отношение к ним за все эти долгие-долгие годы не изменилось. Я то и дело ловлю себя на том, что бормочу его строки. Вот скажу по какому-то своему поводу как будто бы обычные слова, даже забыв, что это строка Соколова: «Нет сил никаких улыбаться», как уже стихи покатились дальше:
Нет сил никаких улыбаться,
Как раньше с тобой говорить,
На доброе слово сдаваться,
Недоброе слово хулить.
Я всё тебе отдал.
И тело,
И душу – до крайнего дня.
Послушай, куда же ты дела,
Куда же ты дела меня?..
Надо ли объяснять, в чём обаяние его строк? В естественности, конечно. В какой-то великой непринуждённости, в той простоте, которая либо есть, либо нет. Ей невозможно научиться. (Невольно вспоминается шутливая реплика, не помню откуда: «Я человек простой – говорю стихами».)
Моя бы воля – я бы просто перепечатала какое-то количество соколовских особенно мною любимых стихов. Но так не принято делать, когда пишешь о поэте. Надо говорить что-то умное, а мне хочется только одного – заставить читателя подышать легким и чистым воздухом стихов Владимира Соколова. Позвольте мне это сделать:
…
И самый юный в мире дождь
Исчез за первым поворотом.
И показалось: ты идёшь
По тротуарам, как по
нотам…
…
Пластинка должна быть
хрипящей,
Заигранной…
Должен быть сад,
В акациях так шелестящий,
Как лет восемнадцать назад.
Должны быть большие
сирени –
Султаны, туманы, дымки.
Со станции из-за деревьев
Должны доноситься гудки…
Слова наверняка любили этого поэта. Он бережно с ними обращался. Не выкручивал им суставы. Впрочем, есть поэты, созданные для того, чтоб «гнутым словом забавляться», но это не случай Соколова.
Его случай вот какой:
Я забыл свою первую строчку.
А была она так хороша,
Что, как взрослый на первую
дочку,
Я смотрел на неё не дыша…
Как объяснить случай Соколова? Наверно, это так же трудно, как пытаться объяснить природу, погоду, музыку, которую поэт тоже не знал, как объяснить:
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой
поделать.
Вот эти почти беспомощные и безыскусные строки («за то – никто», «подделать – поделать») и есть лучшее объяснение необъяснимого. Подобные строки – удачная попытка с негодными средствами. Но её (попытку) невозможно не сделать.
С помощью стихов Соколова надо объясняться в любви, прощаться с любовью («Прощай, летящая,/ Причёску путающая./ Всё уходящее/ Уходит в будущее»), встречать рассвет, провожать осень, говорить с друзьями.
Но можно сказать и о целой эпохе. И столь же просто:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек...
Владимира Соколова не стоит издавать огромными томами. Ему идут тонкие сборники, в которых всё лучшее, что он написал за жизнь. В подобных сборниках не потонут такие драгоценные строки, как:
Прошу тебя, если надежд
не унять
И тянет, убив, повидаться,
Придумай, как лучше тебя
мне узнать,
Во множестве не обознаться.
Скажи: мой единственный,
под фонарём,
В толпе, задохнувшись
от бега,
Стоять буду в шляпке,
с вуалью, с пером,
В слезах прошлогоднего снега.
И напоследок ещё одно любимейшее стихотворение:
Не смейтесь под окном, когда
так грустно в доме.
А впрочем, как вам знать,
Вы молоды совсем.
Рассвет или закат на вашем
окоёме – вы знаете одно:
Так, значит, завтра в семь?
Что может завтра в семь
смертельного случиться?
Разлука навсегда? Но это,
как восторг,
Как встреча с морем, зыбь,
где может приключиться
Лишь лучшее, чем то, что Бог
навек отторг…
ЛАРИСА МИЛЛЕР
Михаил Кукулевич читает и поёт стихи Владимира Соколова:
Каждый год на " Завалинке " нахожу для себя что - то новое , душещипательное . Спасибо !
А вот музыкальное прочтение соколовского Венка Михаилом Кукулевичем (считаю этот вариант наиболее удачным).
Владимир Соколов замечательный.
Оч.мне нравятся его стихи .
Спасибо!
Роговская-Соколова Марианна
Лебединая песня Владимира Соколова
Фото: МИХАИЛ ПАЗИЙ
С шумом крыльев, белых, как метели,
Марианна, на чужой реке
С быстрым шумом лебеди летели,
Лебеди к твоей руке.
Издали, свои оставив волны,
Где тонула туча под водой,
Лебеди к тебе летели,
словно
Ты была родной.
Я стоял, гадая без печали:
Как же за версту
Лебеди опять тебя узнали
Как свою сестру.
Это было там, где свет туманный,
Где у птиц довольно узок круг,
Бродят сказки возле Марианны,
Возле глаз её и возле рук.
С шумом крыльев, белых, как метели,
Марианна на чужой реке…
С белым плеском лебеди летели,
Как душа моя к твоей руке.
Лебединая песня…