883
0
ID 143
Народный прогноз погоды: 30 апреля почитается память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. Зосима и Савватий считаются в народе покровителями пчел, заступниками пчеловодов. К этому времени уже и берёза и ольха распускаются. Если береза перед ольхой ли
Родиной преподобного Зосимы, которому суждено было основать на необитаемом острове знаменитую обитель Соловецкую, было село Толвуй (или Шунга) на берегу Онежского озера. В те времена эти земли относились к владениям Великого Новгорода.
Родители будущего подвижника, Гавриил и Варвара, были простыми крестьянами. Сына своего они воспитали в благочестии и добрых нравах. Поэтому юный Зосима «был тих, миролюбив, кроток, удалялся юношеских игр и занимался делами богоугодными».
Родители позаботились и о том, чтобы их сын знал грамоту. Благодаря этому отрок Зосима полюбил читать книги духовного содержания, из которых «приобретал бисер разума». Знакомясь с житиями древних монахов-пустынников, он всей душой восхотел проводить такую же богоугодную подвижническую жизнь.
Желая посвятить себя служению Господу, преподобный Зосима «по достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Это пустынное место было «близ его дома». Возможно, что юный Зосима стремился подражать жизни египетского подвижника IV века, преподобного Антония Великого. Первоначально, до своего ухода в пустыню, этот святой тоже жил в одиночестве недалеко от родного села, готовясь к более суровой жизни вдали от людей.
Местом, где преподобный Зосима принял монашеский постриг, был, вероятно, Палеостровский монастырь, вблизи которого находилось его родное село.
В это время отец его уже умер. А мать, по совету преподобного Зосимы, приняла постриг в находившемся неподалеку женском монастыре. Оставшееся от родителей имущество преподобный Зосима отдал убогим и нищим людям.
Однако сведения о добродетельной жизни и монашеских подвигах, почерпнутые Зосимой из книг, казались ему недостаточными. Он желал найти опытного духовного руководителя, который бы собственным примером показал, чему должен научиться юноша, желающий жить добродетельно. Об этом преподобный Зосима непрестанно молил Господа. И молитва его была услышана. Бог даровал юному иноку человека, который мог бы наставить его в монашеском делании. Таким человеком стал сподвижник преподобного Савватия монах Герман. Он рассказал юноше о пустынном житии на Соловецком острове, а также все подробности о жизни и подвигах преподобного Савватия. Услышав это, преподобный Зосима «пожелал быть наследником преподобного Савватия и просил Германа указать ему этот пустынный остров и наставить в жизни монашеской». Тот, видя горячее желание благочестивого юноши, согласился. Вместе подвижники отправились в морское плавание на Соловецкий остров. Прибыв туда, отшельники поставили шалаш (кущу) и совершили в нем всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в пустынном житии.
На другое утро преподобный Зосима сподобился видения, в котором ему было показано будущее Соловецкой обители. Выйдя из шалаша, «он увидел яркий луч света и ужаснулся, видя такое необыкновенное явление». «Устремив взгляд к востоку, он увидел обширную и прекрасную церковь и, не смея долго смотреть на нее, потому что не привык еще к таким откровениям, в трепете устремился в кущу». Изумленный, он поведал о своем видении преподобному Герману. Тот открыл своему сподвижнику его таинственный смысл; «Не ужасайся, мой возлюбленный, и поверь, что через тебя, я думаю, Господь хочет собрать здесь множество монахов».
Впоследствии то, что открылось в видении преподобному Зосиме, сбылось. Однако «пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель, населенную иноками». Эти испытания пришлось сполна изведать святому Зосиме.
Cвязь пустынников с материком поддерживал преподобный Герман. Он периодически отправлялся туда за съестными припасами. Однажды из-за осенней непогоды он не успел вовремя вернуться обратно. Поэтому преподобному Зосиме пришлось остаться на необитаемом острове на много месяцев совершенно одному. Сначала он скорбел о своем одиночестве. Но затем, возложив на Господа свою печаль, стал «прилагать труды к трудам, непрестанно пребывая в посте и молитвах». Пришлось ему бороться и с бесами, от «немощных дерзостей» которых он защищался крестным знамением и молитвой.
Другим испытанием, которое пришлось перенести преподобному Зосиме, стал голод. Однако помня слова псалмповеца царя Давида «возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 55, 23), он не испытывал страха за свою судьбу. И Господь помог преподобному Зосиме. К нему явились два незнакомца и вручили ему запас хлеба, муки и масла, говоря: «Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе». После этого неведомые гости исчезли. Тогда преподобный Зосима понял, что это были ангелы. Ведь ни один человек в эту пору не смог бы добраться до Соловецкого острова. Он поспешил возблагодарить Бога за Его попечение о нем. Благодаря запасу пищи, который принесли ангелы, преподобный Зосима смог пережить зиму.
По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Причем он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался там послушником. Впоследствии Марк принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь, «Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих». На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, не сразу. Сперва новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла. Но тот не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. То же произошло и с его преемниками ― Феодосием и Ионой. Как видно, Божия воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря, архиепископ Иона сделал настоятелем Спасо-Преображенской обители преподобного Зосиму. При этом рукоположил его во священника. Побывав в Новгороде и получив от тамошних благочестивых жителей пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов, преподобный игумен Зосима вернулся в свой монастырь.
По возвращении его в обитель братия сделалась свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, «лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией».
Под его руководством обитель продолжала строиться. Кроме того, в игуменство преподобного Зосимы мощи преподобного Савватия были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это произошло в 1472 году.
Преподобному Зосиме, после возведения его в сан игумена Соловецкой обители, еще раз пришлось побывать в Новгороде. При этом встретиться со знаменитой вдовой посадника Исаака Борецкого ― гордой и могущественной Марфой. В это время она была на высоте своей власти. Считают, что по величине собственности Марфа Борецкая была третьей после новгородского владыки и монастырей. Марфе Борецкой принадлежало около 1200 крестьянских хозяйств.
Причиной его поездки в Новгород стало то, что многие из боярских поселенцев, вельможных слуг и прибрежных жителей, совершенно завладев рыбными ловлями в озерах, запрещали ловить рыбу на продовольствие обители, а преподобного Зосиму и всю братию оскорбляли и поносили, хвалясь даже разогнать их. Особенно часто притесняли монахов люди Марфы Борецкой. Преподобный Зосима сумел уговорить многих влиятельных новгородцев не допустить обители до разорения. Они, а также архиепископ Феофил обещали помочь монастырю и дали игумену Зосиме много пожертвований. Лишь одна Марфа Посадница не изволила даже выслушать преподобного Зосиму. Гордая боярыня велела своим слугам прогнать его со своего двора, как последнего нищего. По своему смирению преподобный Зосима терпеливо перенес незаслуженную обиду. Однако сказал ученикам, что «настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору, двери дома затворятся и уже не отворятся: этот двор опустеет».
В конце концов своенравная боярыня сменила гнев на милость и дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой. Она даже пригласила преподобного Зосиму к себе в дом на обед. Гостя посадили на почетном месте, старались угостить, чем повкуснее. Но как ни старалась Посадница попотчевать гостя от души, тот отказался от ее угощений и сидел за столом, исполненный печали. Потому что на развеселом пиру новгородской знати он увидел видение, которое привело его в ужас. Шестеро главнейших бояр, которые так беззаботно пировали у Марфы, сидели без голов.
Впоследствии это видение преподобного Зосимы сбылось. В 1477 г. великий князь Василий Третий покорил вольный Новгород. И шестеро бояр, которых во время пира преподобный увидел без голов, действительно сложили свои головы на плахе, запустел и двор Марфы Борецкой. Жертвами борьбы за власть между Новгородом и Москвой стали два ее сына. А сама Марфа вместе с маленьким внуком Василием в начале 1478 г. была арестована и отправлена в ссылку. Сперва в Москву, а затем в Нижний Новгород. Там она была пострижена под именем Марии в Зачатейном монастыре, где, вероятно, вскоре и умерла. Так Господь, Который рассеял надменных помышлениями сердца их, низложил сильных с престолов и вознес смиренных (Лк. 1, 51-52), в одночасье сокрушил все могущество и власть надменной новгородской боярыни.
17 апреля 1479 г. в глубокой старости преподобный Зосима отошел ко Господу. К смерти он приготовился заранее, как делали это благочестивые люди того времени. Сам приготовил себе могилу и сделал гроб. Преемником себе назначил монаха Арсения. Простился с безутешной братией, завещав не отступать от монастырского устава. А также дал такое обетование: «Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется много братии, это место процветет духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости». После этого преподобный обратился к Господу с молитвой: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!». С этой молитвой на устах игумен Зосима почил о Господе.
Братия погребла тело преподобного Зосимы за алтарем Преображенского собора. «В девятый день по преставлении своем он явился иноку Даниилу и возвестил, что по милости Господа он избавился от духов воздушных и многочисленных их козней и причтен к лику преподобных».
Вскоре от его гробницы стали совершаться чудеса. Неоднократно видели угодника Божия во время бурь правящего кораблями и сохраняющего их от потопления. Иногда видали его в церкви, стоящим среди братии. И многократно являлся он на море и на суше, помогая в нуждах и обстояниях. И поныне помогает преподобный Зосима тем, кто обращается к нему с молитвами о помощи и заступлении.
Преподобный Герман пережил преподобного Зосиму. Во время игуменства Арсения он отправился по делам монастыря в Новгород. Там, добравшись до монастыря, основанного преподобным Антонием Римлянином, старец Герман принял праведную кончину. Ученики не сумели довезти его тело до Соловецкой обители. Поэтому похоронили Германа у часовни деревни Хавроньиной на берегу реки Свирь. Уже при новом настоятеле, игумене Исайе, были обретены его мощи, оказавшиеся нетленными, и перевезены на Соловки.
В 1547 году преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были причислены к лику святых. Позднее, в 1692 году, стали праздновать и память их сподвижника, преподобного Германа. Память преподобного Савватия празднуется 27 сентября/10 октября, преподобного Зосимы ― 17/30 апреля, а преподобного Германа ― 30 июля/12 августа. Днем же памяти всех Соловецких святых является 9/22 августа.
Наиболее часто на иконах преподобных Зосиму и Савватия изображают вместе. Хотя два этих подвижника никогда не встречались друг с другом, их объединяет то, что их трудами был основан Соловецкий монастырь. Преподобный Савватий положил ему начало, первым поселившись на Соловецком острове. А благодаря преподобному Зосиме Спасо-Преображенская обитель разрослась, наполнилась братией, постепенно становясь той величественной северной святыней, которой она являлась и является поныне.
Иногда на иконах преподобный Зосима изображается среди пчелиных ульев. Связано это с тем, что в народе он почитался, как «покровитель пчеловодства и хранитель пчел». По преданию, он совершил паломничество к православным святыням Востока и во время этого путешествия в полом стебле тростника привез на Русь пчел. В день памяти преподобного Зосимы пчел вывозили на пасеки. Там, помолясь Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой и кропили ее освященной водою.
В дореволюционные времена мощи преподобных Зосимы и Савватия в серебряных гробницах находились в главном храме Соловецкого монастыря ― Преображенском. А мощи преподобного Германа почивали под спудом в монастырском храме, освященном в его честь. Там они находились до 1920 года, который стал роковым для большинства мужских и женских монастырей Архангельской губернии. Только в 1992 году, после более чем семи десятилетий запустения Соловецкого монастыря, мощи были возвращены в стены возрожденной обители. Теперь уже они вместе почивают в одной раке в Благовещенском храме этого монастыря.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
28.04.2012 22:57
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Священномученик Симеон, епископ Персидский, пострадал во время гонения на христиан от персидского царя Сапора II (310–381). Он был епископом города Селевкии-Ктезифона. Святителя оклеветали в связях с греческим государством и враждебных действиях против персидского царя.
В 344 году царь издал указ, по которому христиане были обложены тяжелым налогом. Когда некоторые из них отказались его платить (это было представлено как бунт), царь открыл жестокое гонение на христиан. Святого Симеона как мнимого врага персидского царства привели на суд в железных оковах вместе с двумя пресвитерами-мучениками Авделаем и Ананией. Святой епископ даже не поклонился царю. Тот спросил, почему он не воздал ему должных почестей. Святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведен для того, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает тебе кланяться».
Царь стал убеждать его поклониться солнцу, в противном случае он угрожал совершенно истребить христианство в стране. Но ни убеждения, ни угрозы не поколебали мужественного святителя, и его повели в темницу. По дороге святителя увидел евнух Усфазан, бывший наставник царя. Он встал и поклонился епископу, но святитель отвернулся от него и укорил в том, что он, будучи христианином, из страха перед царем поклонился солнцу. Евнух всем сердцем раскаялся, сменил дорогие одежды на грубые и, сидя у дверей дворца, горько плакал: «Горе мне, как я предстану перед Богом моим, от Которого отрекся? Вот – Симеон, и тот отвернулся от меня!» Царь Сапор узнал о печали своего любимого воспитателя и спросил его, что случилось. Тот открыто сказал царю, что горько раскаивается в своем отступничестве и не будет больше поклоняться солнцу, а только Единому Истинному Богу. Царь удивился такой внезапной решимости старца и ласково убеждал его не унижать богов, которым поклонялись их отцы. Но Усфазан был непреклонен, и его осудили на смертную казнь. Единственной просьбой мученика Усфазана было, чтобы глашатаи оповестили весь город, что он умирает не за преступление перед царем, а как христианин. Царь исполнил его просьбу.
Узнал о кончине мученика Усфазана и святитель Симеон и со слезами возблагодарил Господа. Когда его вторично вызвали к царю, святитель Симеон вновь отказался поклониться языческим богам и исповедал веру во Христа. Разгневанный царь велел на глазах у святителя усечь мечом всех христиан, находившихся в темнице. Без страха шли на казнь христиане, благословляемые святителем, они сами подклоняли головы под меч. Так был обезглавлен и спутник святителя Симеона священник Авделай. Когда очередь дошла до священника Анании, он вдруг затрепетал. Тогда один из вельмож, святой Фусик, тайный христианин, испугался, что Анания отречется от Христа, и громко воскликнул: «Не страшись, старец, закрой глаза и ты тотчас увидишь Божественный Свет Господа нашего Иисуса Христа». Этим возгласом он выдал себя. Царь приказал вырвать святому Фусику язык и содрать с него кожу. Вместе со святым Фусиком была замучена и его дочь мученица Аскитрея. Последним подошел к палачу святитель Симеон и с молитвой подклонил голову на плаху († 13 апреля 344). Всю пасхальную неделю до 23-го апреля продолжались казни. Мученическую кончину принял и святой Азат евнух, близкий царю сановник. Источники указывают, что страдания приняли 1000 мучеников, затем еще 100 и еще 150.