Народный прогноз погоды: 6 апреля отмечается Канун Благовещения и почитается память преподобного Захарии монаха. В народе этот день назывался Похвалы Богородицы: «На похвал Богородицы и птичка похваляется первым яичком». В старину приметили: если ночь на
У древних христиан праздник Благовещения носил различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», - и только в VII веке ему было навсегда усвоено наименование « Благовещения Пресвятой Богородицы».
Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Святой Афанасий (IV век) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает о начале домостроительства спасения людей. В V и VI веках по причине ересей, унижавших лицо Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, возникли особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество. За это время богослужение праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто Таинство воплощения Сына Божия и величие Богоматери. В VIII веке Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили на этот праздник канон. По объяснению древних христианских писателей, в основании обычая праздновать Благовещение 25 марта (7 апреля) лежит предание Церкви, что в этот день совершилось воплощение; к тому же этот день стоит в естественном соответствии с 25 декабря (7 января).
Благовещение – праздник Богородичный, в нем непосредственно воспевается и славится Чистая Дева, избранная Богом от рода человеческого, и Своею непорочностью и смирением соделавшаяся Матерью Бога. Ей Церковь приносит Архангельское: «Радуйся!» - и сама безмерно радуется Ее радостью. Но из всех Богородичных праздников Благовещение (подобно Сретению) ближе всего к Господским. «Ибо в нем, еже от века (предвечное) таинство открывается… и Сын Божий Сын человечь бывает, да худшее восприем, подаст ми лучшее; обманулся древле Адам, и Бог, возжелав быти, не бысть. Человеком становится Бог, да Богом Адама соделает. Да веселится тварь, да ликовствует естество, яко Архангел Деве со страхом предстоит: и еже радуйся приносит, печали сопротивное. За милосердие милости вочеловечивыйся, Боже наш, слава Тебе» (стихира на хвалитех).
Благовещение – день Благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны дело – дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей, - и Божией силы; но вместе с этим, воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе Девы, не знавшей мужа, - как это могло быть? И тут можно уловить разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захария, отца Иоанна Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: «Как же это может быть? Чем ты это можешь доказать?...» Божия Матерь ставит вопрос только так: «Как же это может случиться со Мной? – я же Дева?» И на слова Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово «раба» в теперешнем понимании говорит о порабощенности; в славянском языке «рабом» себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елисавета говорит: блаженна Уверовавшая, ибо сбудется реченное от Господа…
В Божией Матери мы видим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта – не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: «Пролей кровь, и примешь дух…
На праздник Благовещения.
Заснул во мраке Назарет;
Равнина неба голубая,
Звездами радостно сияя,
Ему с улыбкой шлет привет.
Глубок покой священной ночи,
Перед посланником святым
Она, склонив покорно очи,
Глаголам внемлет неземным:
«О, благодатная, с Тобою
Господь, живущий в небесах,
Мария, радуйся душою -
Благословенна Ты в женах!
Благословен отныне, Дева,
Грядущий Плод святого чрева;
Года, столетия пройдут,
Лицо изменится природы,
Но все века и все народы
Тебя Блаженной назовут.
Свершилось дело искупленья,
Среди Божественных чудес
Хвала Тебе, Кивот Спасенья,
Хвала Тебе, о Матерь Бога,
Святой исполнена любви,
Из сени горнего чертога
Внимаешь ты мольбам земли.
Ты кротким светом упованья
Печальный озаряешь мир,
Врачуешь горе и страданья,
Больным сердцам даруешь мир. (Л. Граве).
Традиции Руси.
В канун Благовещения в деревне жители сжигали старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривали дымом зимнюю одежду, наводили порядок везде, чтобы праздник встретить в чистоте. Но в сам праздник никто не работал. «На Благовещенье и ворон гнезда не завивает!», - гласит седая старина. А уж если ворон – птица чтит – празднует этот день, то человеку подобает и подавно! Исстари заведено на Руси ничего не делать в этот день.
Придерживающиеся старины люди в канун пекли мирские, из обшей муки просфоры и несли их для освящения в храм к обедне, «вынимать за здравие». А домой принеся такую просфору, клали ее сначала под божницу, а после – в закром с овсом, оставляли ее там до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель брал с собою просфору из закрома и носил все время посева, привязанной к сеялке. Молились Пресвятой Богородице о хорошем урожае. В малорусских губерниях можно еще и теперь услышать в народе сказание о том, что Богоматерь засевает все нивы земные с Небесной высоты. Гавриил Архангел водит, по словам этого сказания, соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время «устами безмолвными, сердцем глаголющим» молит Господа сил о ниспослании благословения на будущий урожай. Народные поговорки утверждают: « До Благовещенья зимним путем либо неделю не доедешь, либо неделю переедешь!», «Каково Благовещение – таково и Светло Христово Воскресение!», «На Благовещение дождь – уродится рожь: густа, да колосиста, да умолотиста!».
С незапамятных времен водится на Руси добрый обычай выпускать на Благовещение птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдался повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу студеную. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловили птичек и приносили на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, которые охотно давали купцы и всякий прохожий люд, вспоминающие, глядя на пернатых, старинный обычай. Впрочем, сами птицеловы напоминали выкриками: «Дайте выкуп за птичек, - пташки Богу помолятся!».
В старину, в Москве, в палатах государевых справлялся – праздновался Благовещеньев день по особому торжественному обиходу – обряду. В канун великого праздника изволил выходить государь ко всенощному бдению, а в самый день его – к обедне, в Верховный Благовещенский собор. За всенощною патриархом совершался особый «чин хлеболомления». Этот чин состоял в том, что, благословив «благодарные хлебы и вино» патриарх раздроблял первые и подносил целый хлеб с чашею вина государю; затем остальное раздавал боярам, детям боярским, служилым людям и всему предстоявшему во храме народу. В царицыны палаты посылались патриархом особые ломти («укрути») хлеба и кубки с вином; то же – и всему семейству государеву. Это патриаршее поручение исполнял какой – нибудь из ближайших бояр со стольниками – по нарочитому указу. На самое Благовещение венценосный богомолец, в большом наряде царском, окруженный сонмом бояр в золотых ферезеях, стоял обедню; а затем возвращался в палаты свои. Здесь, в «покоевых хоромах» производилось кормление нищей братии, собиравшейся кроме этого и на Аптекарском дворе – под надзором дьяка Тайного Приказа. Кроме рыбных и мучных яств, нищим раздавалась – от щедрот царских – «деньга». Убогие гости расходились с благовещенской трапезы по стогнам Белокаменной, повсюду разнося благую весть о благочестии и щедротах государевых.
Рецепты блюд :
Постные Колобки" из грибов и отварного картофеля.
250 гр. соленых грибов (500 гр. свежих), 800 гр. отварного картофеля, 2-4 столовых ложки растительного масла, зелень, 4-5 столовых ложек муки, 1 головка лука, соль, перец.
Соленые грибы порубить, свежие грибы тушить в собственном соку до готовности. Добавить пассированный лук, соль и перец по вкусу. Сделать картофельное пюре на воде, добавить соль, муку, чтобы получить мягкое тесто. Разделать на небольшие лепешки, положить грибной фарш, придать картофельной лепешке форму колобка и жарить в масле. На стол подать с острым томатным соусом, соусом из хрена.
Помидоры, фаршированные грибами.
12 помидоров средней величины, 250 г грибов, 2 головки лука, 2 столовые ложки растительного масла, 1 чайная ложка пасты из сладкого перца, 1 долька чеснока, 1 столовая ложка толченых сухарей, немного томата-пюре (или густого томатного сока), 1 чайная ложка сахара, соль, перец.
Взять помидоры средней величины, круглые и без изъяна. Срезать верхушку. Осторожно вынуть сердцевину, чтобы не повредить помидоры, уложить отверстием вниз, чтобы стек сок.
Поджарить в растительном масле головку мелко нарубленного лука. Перемыть и очистить грибы (или разморозить), мелко изрубить, отрезать предварительно концы ножек. Добавить к жарящемуся луку, прибавить молотый перец и посолить. Размешивать и, когда грибы станут мягкими, прибавить одну чайную ложку пасты из сладкого перца, толченый чеснок, одну полную ложку толченых сухарей и немного воды; помешивать на огне пока не загустеет. Нафаршировать помидоры и посыпать сухарями.
Поставить в разогретую духовку, прибавив столовую ложку растительного масла и немного разбавленного томата-пюре (или густого томатного сока) с размешанной в нем чайной ложкой сахара. Помидоры подавать к столу холодными.
Яблоки с начинкой.
4 яблока, 2 столовые ложки изюма, 1 столовая ложка ядер грецких орехов, щепотка ванилина, 4 столовых ложки сахара.
Снять кожуру с яблок, вынуть сердцевину, опустить их в кипящую воду, добавить сахар, ванилин и варить на слабом огне, не допуская разваривания яблок. Вынуть яблоки шумовкой, дать им остыть, сердцевину заполнить ошпаренным изюмом и толчеными орехами. Разложить яблоки по тарелках. Можно посыпать сахарной пудрой.
Преподобный Захария монах за свое особое попечение о нищих и странниках был прозван «отверстым». В печатной Минее его память обозначена как «преподобного отца нашего Захарии» – отсюда ошибочное разделение в месяцеслове Захарии и преподобного Захарии монаха.
====================================================================
Святитель Артемон, епископ Селевкийский, родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел (память 29 июня), придя в Селевкию, поставил святого Артемона первым епископом этого города, как наиболее достойного. Святитель Артемон мудро окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых. Скончался святитель Артемон в глубокой старости.
(В древних славянских святцах «Селевкийский» писалось как «Селеоукинский», из чего явилось «Селоунский». Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский. Во 2-й половине ХVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам.)