1017
0
ID 119
Народный прогноз погоды: 7 апреля отмечается праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы. «На Благовещение весна зиму поборола», - считают в народе, хотя известны и знаменитые благовещенские морозы. В этот день происходит третья встреча весны. Если 7 апрел
Одушевленное Небо
Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам в такой степени, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына, запечатленные в канонических Евангелиях. Однако сегодня невозможно себе представить церковную жизнь без Богородичных праздников, затрагивающих основные моменты Ее жизни: Рождество, Введение во Храм, Благовещение и Успение. О Богородичной гимнографии рассказывает диакон Михаил АСМУС.
Радуйся, Марие!
Почитание людьми Божией Матери, сначала просто человеческое, началось еще во время земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому чтению, которое звучит почти на все Богородичные праздники, некая жена, возвысив глас из народа, восхвалила чрево, носившее Спасителя, и сосцы, Его питавшие (Лк. 11:27). Но тайна Боговоплощения, центральная в деле нашего спасения, привлекала благоговейное внимание и к Той, Которой выпало послужить этому чуду. И то, что евангелист Лука взял на себя труд собрать свидетельства о событиях, сопутствовавших Рождеству Христову, говорит о начале уже религиозного почитания Приснодевы в апостольский век.
Из приветствия архангела Гавриила Радуйся (равнозначно латинскому « Ave !» и русскому «Здравствуй!»), Благодатная! Господь с Тобою! (Лк. 1:28) и приветствия праведной Елизаветы Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего (Лк. 1:42) сложилась древнейшая песнь в честь Богородицы, известная всем без исключения христианским традициям. В греческом варианте и — соответственно — славянском переводе она снабжена дополнительным обращением в начале: Богородице Дево… и традиционным для молитвенных обращений окончанием с указанием на причину такого обращения: яко («так как») Спаса родила еси душ наших.
Пронареченная от родов древних
В VII веке возникает праздник Рождества Богородицы, приходящийся на первый месяц церковного года — сентябрь. Тропарь праздника Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней… очень напоминает тропарь Рождества Христова: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Жизнь Богородицы с самого рождения тесно переплетается с Ее будущим служением — быть Матерью Спасителя Мессии. Несколько ярких ветхозаветных прообразов навсегда закрепляются в христианском сознании за Нею: лествица от земли до неба, юже Иаков виде во сне (Быт. 28:10–17); восточные врата из видения пророка Иезекииля (44:1–4), которыми пройдет только Господь Бог Израилев, и будут затворена — «останутся закрытыми»; и дом, который создала Себе Премудрость, то есть Сам Христос (Притч. 9:1). Все эти важнейшие прообразы Богоматери звучат в Богородичные праздники в составе паримий — ветхозаветных чтений на вечерне.
Но чаще других упоминается в этот день прообраз, прямо относящийся к чудесному рождению Богородицы от пожилых бездетных супругов, —прозябший (т.е. «проросший») корень Иессея (отца царя Давида). По замечанию проф. М. Скабаллановича, пророчество Исаии (11:1), говорящее о рождении Мессии из рода Давидова во время его смиренного состояния, когда от него останется только корень, не видный из-под земли и не позволяющий ожидать ростка, с особенной точностью исполнилось в рождении Приснодевы от неплодных родителей. Эта тема праздника отражена и в величании: чтим еже от неплодове преславное рождество Твое — «почитаем Твое от неплодной [Анны] непостижимое рождение».
Из этих прообразов произрастают поэтические образы праздничных стихир: Днесь Иже на разумных престолех почиваяй Бог престол свят на земли Себе предуготова… — «В этот день Бог, покоящийся на умственных Престолах (один из чинов ангельских), приготовил Себе святой Престол на земле (Свою Матерь)…». Утвердивый мудростию небеса небо одушевленное человеколюбием содела… — «Премудро Закрепивший [бездушные] небеса [при творении -- ныне] по человеколюбивому [домостроительству] создал Небо с живой душой (Богородицу)». Се Света чертог и книга Слова животнаго из утробы произыде… — «Вот, [будущий] дворец Света (Христа) и [будущая] книга Слова жизни рождается из материнского чрева…». Яже к востоком дверь, рождшися, ожидает входа Святителя великаго, едина и единаго вводящи Христа во вселенную во спасение душ наших – «Восточная дверь (Богородица), родившись, [теперь] ожидает входа Первосвященника (Христа), -- единственная, через Которую единственный Христос прошел в мир, чтобы спасти наши души».
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
06.04.2012 01:57
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Благовещение Пресвятой Богородицы - великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. (Лк. 1, 26-38). Это священное событие совершилось по церковному преданию 7 апреля в шестой месяц после зачатия св. прав. Елизаветой прор. Иоанна Предтечи. Из среды человечества появилась Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроковица Мария, достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.
Дева Мария дарована престарелым родителям, прав. Иоакиму и Анне за их непрестанные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Девы Марии в храме должно окончиться, Она была обручена с прав. восьмидесятилетним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.
Переселившись в Назарет, в дом Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Св.отцы Церкви Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него , что Она - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал прор. Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).
Пребывая в доме Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу прор.Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Св.Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой.
В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресв.Деве Марии явился Арх. Гавриил и приветствовал Ее : "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами".
Она смутилась, размышляя, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям... Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1, 28-38). Непоколебимая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое смирение, соединенное с любовью к Богу и преданностью Его Св. воле, явились благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафиста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира.
Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление... Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.
Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царствии Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Ее Сыном. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV в., о чем имеются свидетельства в творениях свтт. Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.
Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви уже во II в., еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы св. Прискиллы.
В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями,нимбом вокруг главы, иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) пред Св. Девой; в левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила - трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (прор. Исаии); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На др.иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, где Божия Матерь изображена стоящей у колодца и черпающей воду; сзади или пред Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церк. законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает об отверзении для нас рая, т.к. это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.