814
0
ID 150
Народный прогноз погоды: 7 мая отмечается память мучеников Саввы Стратилата и Евсевия. В прежние времена к этому дню у крестьян заканчивался хлеб, начинался голодный май: «Ну, хлеб-то давно весь вышел, поди возьми у Савки в лавке». В старину с этого дня б
Мученик Савва Стратилат
Был воеводой при императоре Аврелиане. Св Савва посещал в темницах страдальцев за Христа, помогая им из своего имения и укрепляя их к терпеливому перенесению страданий. За свою святую жизнь получил от Бога власть над бесами.
За веру Христову перенес жестокие мучения, после которых был брошен в котел с кипящей смолой, но охраняемый Богом, вышел из него невредимым. Видя это чудо, уверовало во Христа 70 воинов, которые тут же были усечены мечом, а св. Савва был утоплен в реке. Мученическая кончина святого последовала в Риме в 272 г.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
05.05.2012 17:41
Юродивые, на Руси — аскеты, обладающие, по мнению верующих, даром прорицания. Ю.— особая разновидность святых на Руси, избравших весьма специфический путь служения церкви — самоуничижение и прорицание. Подвиг юродства — один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения. Выражение «юродивый Христа ради» впервые применил к себе апостол Павел, говоря: «Мы безумны Христа ради». Ю. по большей части были мирянами, но мы можем назвать и несколько Ю.— монахов. Среди них святая Исидора, первая по времени юродивая (умер в 365), инокиня Тавенского монастыря; святой Симеон, преподобный Фома. Юродство Христа ради, как особый вид подвижничества, возникло в середине 4 в. в Египте, одновременно с монашеством. Православная церковь держится того мнения, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира свое совершенство и таким способом избежать суетной мирской славы. Ю. умаляет себя внешне, для того чтобы вырасти внутренне. Для одних дорогой к духовному прозрению становится монашество, т. е. уход от мира, обет нестяжания (добровольной нищеты), целомудрие и послушание, для других — юродство, т. е. нахождение в самой гуще общества, добровольная нищета, видимость безумия, осуждение людских пороков, обличение власть имущих, снесение ругательств и издевательства. Среди опытных монахов распространены дальнейшие аскетические подвиги: затвор, странничество, столпничество, пустынножительство. Однако юродство считается еще более трудным подвигом, ибо на пути борьбы с грехом одной из самых гл. задач становится борьба со своей гордыней, ибо Господь противится гордым. Монаху очень непросто избавиться от личной гордыни, поскольку этот статус окружен почетом и уважением. Некоторые монахи, не удовлетворившись тяжестью претерпеваемого ими затворнического подвига, берут на себя еще более тяжелые обязательства и уходят в Ю. В культурно-историческом смысле некоторые специалисты проводят параллель между рус. юродством и древнегреческим кинизмом. Философы-киники так же, как и Ю., облачались в нищенскую одежду, ходили босые, проповедовали нигилизм и порицали общественные нравы, не забывая при этом обличать полит, режим и правителей. Отношение к Ю. среди простых людей не было одинаковым, хотя православная церковь считает их однозначно святыми. Разноречивое отношение к Ю. в народе нашло отражение в Толковом словаре В.Даля: Ю.— безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает Ю. божьими людьми, находя в бессознательных поступках глубокий смысл. Юродство означает не только святость, но и безумие; юродствовать, значит напускать на себя дурь, прикидываться дурачком. Некоторые Ю. выдавали себя за безумцев, другие действительно страдали умственными расстройствами. Как объяснял преподобный Серафим Саровский, подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого божьего призвания не должен брать его на себя — иначе можно «сорваться» и стать лжеюродивым. Как считает Э. Гулин, разница между сумасшедшим и Ю., предположительно, в том, что Ю., внешне поступая как безумный, осознавал мотивацию своих странных поступков и действовал, при всей кажущейся хаотичности, целенаправленно. По мнению некоторых специалистов, в частности Р. А. Наумова, юродство бывает трех видов: прежде всего — «Христа ради»; во-вторых — «ста ради», т. е. намеренное лицемерие с целью материально-сексуальной наживы; и в-третьих — природное убожество и безумие. Другие авторы, в т. ч. А. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко, предлагают различать юродство природное и юродство добровольное — «Христа ради». При этом добровольное юродство считается более весомым свидетельством того, что человек, преодолев земные соблазны, встал на путь поиска божьей правды. Пройдя путь добровольного унижения и личного страдания, избранники божьи приходят в мир не судить и карать, а спасать его своей любовью. Юродство — это такой подвиг и такая жертва, перед которыми в изумлении останавливается человеческая мысль. Это — предел святости, доступной человеческим силам, предел достижений. Ю. большей частью вращались в самых порочных кругах общества с целью исправить этих людей и спасти их, и многих из таких отверженных обращали на путь добра. Ю. во Христе надевает на себя маску безумия, навлекает на себя гонения и преследования, подвергает себя всевозможным истязаниям и нравственным пыткам. За свою смелость в критике царей и вельмож, особый образ жизни, умение прорицать Ю. очень почитались народом, их ставили не ниже святых, а некоторые были канонизированы православной церковью. В Киевской Руси первым по времени Ю. был киево-печерский чернец Исаакий, скончавшийся в 1090. Расцвет юродства выпадает на 16 в.: в 4-10 вв. православная церковь насчитывала не более 4 канонизированных Ю. в 14 в.— четыре почитаемых рус. Ю., в 15 в.— 11, в 16 в.— 14, в 17 в.— 7. Родина юродства — Великий Новгород. Во 2-й пол. 16 в. в России существовало уже немало храмов, где находились мощи канонизированных Ю., или которые были построены во имя их. Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг — Прокопия и Иоанна, Ростов — Исидора, Москва — Максима и Василия Блаженного, Калуга — Лаврентия, Псков — Николу Салоса. Первым Ю. в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский (умер в 1302). Первым московским Ю. был блаженный Максим (умер в 1433). Среди рус. Ю. наиболее известны в Москве — Василий Блаженный (16 в.), И. Я. Корейша (19 в.). Церковные и государственные власти относились к Ю. неодинаково: если церковь всегда возводила их в ранг особо почитаемых персон, то русские цари относились к ним благосклонно далеко не всегда. Известно, что к Ю. особые симпатии испытывал Иван Грозный, и то лишь по отношению к особо выдающимся представителям. До 18 в. как в Европе, так и в России всех бродяг, юродивых, нищих, кликуш, ворожей и колдунов, как правило, или казнили (в редких случаях), или ссылали под присмотр и на тяжкие вечные работы в отдаленные сев. монастыри. При Петре I было издано несколько указов о направлении этой группы лиц в монастыри, госпитали, больницы для умалишенных. Необходимость соц. регулирования юродства объясняется тем, что имитация этого состояния возникла в 16 в., а стала массовой в 18 в. После 1917 большевики объявили Ю. социально опасными элементами, диссидентами, разносчиками религиозных предрассудков. Выделяют три группы мотивов, побуждавших подвижников принимать на себя подвиг юродства: 1) попрание тщеславия, которое иногда появлялось при совершении монашеского аскетического подвига; 2) обнажение противоречия между истинным и ложным служением Христу, между ценностями вечными и земными, христианским и обыденным образом жизни; 3) служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму. Юродство как культ, и религиозный феномен, наполненный высоким сакральным содержанием, получил отражение в искусстве — живописи, прозе, поэзии. Художественный тип юродивого древнерусской жизни создан Пушкиным в «Борисе Годунове». Л. Н. Толстой, в своем «Детстве», симпатизирует, по-видимому, юродивому и матери Иртеньева, считающей юродивого «Божьим человеком». На знаменитой картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» центром всей композиции выступают две фигуры: родовитая Федосья Прокопьевна Морозова, сосланная за приверженность старообрядческой вере, и полураздетый Ю., в рваном рубище сидящий на снегу, с большим железным крестом на груди, благословляющий ссыльную двуперстным крестным знамением.
0
06.05.2013 07:16
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Преподобный Фома Юродивый был иноком одного из монастырей в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Он нес послушание по сбору милостыни на нужды монастыря. Когда преподобный Фома приходил в город Антиохию Сирийскую, то принимал на себя юродство.
Эконом одной из церквей Анастасий, которому надоели просьбы преподобного Фомы, ударил его по щеке. Присутствовавшие упрекали Анастасия за грубое обращение с юродивым, но преподобный Фома успокоил их, говоря: «С этого времени ни я от Анастасия ничего не приму, ни Анастасий не сможет мне ничего подать». Эти слова оказались пророческими. На другой день Анастасий скончался, а преподобный преставился по дороге в свой монастырь в церкви святой Евфимии в пригороде Дафни. Его погребли на том месте, где хоронили странников.
Через некоторое время над гробом преподобного погребли некую странницу. Через четыре часа земля извергла гроб странницы. Ее снова погребли здесь же, но утром гроб опять оказался поверх земли. Тогда ее захоронили в другом месте.
То же повторилось и при погребении другой женщины. Все тогда поняли, что преподобный Фома не желает, чтобы над ним была погребена женщина. О случившемся сообщили Антиохийскому Патриарху Домну (546–560). По его повелению мощи преподобного Фомы были перенесены в Антиохию и поставлены в гробнице, где почивали мощи многих святых мучеников. Над этими мощами, источающими многие исцеления, построили небольшую церковь.
По молитвам преподобного Фомы в Антиохии прекратилась моровая язва. С того времени жители начали ежегодно чтить память преподобного Фомы.