839
0
ID 152
Народный прогноз погоды: 9 мая почитается память святителя Стефана Великопермского, просветителя, который создал первую азбуку народов пермской земли. До сих пор филологи пользуются его трудами. В это время цветет черемуха и черная смородина, зеленеет сад
Работа современного автора
В1896 году в России широко отмечалось 500-летие памяти о святом Стефане Пермском. Торжества проходили в Великом Устюге, Усть-Сысольске, Ростове Великом, Вологде и Москве. В Усть-Сысольске был освящен главный престол Стефановского собора в честь святого Стефана. В праздничные дни проходили многочисленные крестные ходы и церковные службы на коми языке в переводе Г.С. Лыткина, опиравшегося в своей работе на тексты самого святого Стефана.
В истории Русской Церкви святитель Стефан остался как один из виднейших представителей русских миссионеров.
Начиная с ростовских святителей Монтия и Исайи, с преподобного Авраамия Ростовского и мученика Кукши, просветителя вятичей, до епископо Николая, основателя Японской провославной церкви в конце XIX века, Русская Церковь не переставала давать апостолов Евангелия, лучшие из которых умели отделять служение вселенскому делу Христову от национально-государственных обрусительных задач.
Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий - для всего славянства.
День памяти святителя Стефана Великопермского ежегодно проводится 26 апреля (9 мая по н.с.). Св. Стефан, просветитель Пермского края, на протяжении трех последних столетий неизбежно привлекал и продолжает привлекать к себе внимание как церковных, так и светских исследователей. Первый вклад в дело изучения духовного наследия святого Стефана был сделан еще в XVII веке святителем Димитрием Ростовским, изложившим житие святого Стефана для общедоступного церковно-поучительного чтения. Вслед за святителем Димитрием работу над изучением духовного наследия святого Стефана Великопермского продолжили русские историки церкви, агиографы, богословы, мыслители XIX века; архимандрид Макарий, В.О. Ключевский, Г. Федотов, прот. Евгений Попов, А.Н. Муравьев. В этих исследованиях подвиг святого Стефана видится нам прежде всего как подвиг святительский и равноапостольскйй.
В 1996 году в городе Перми состоялись торжества, посвященные 600-летию блаженной кончины Стефана Великопермского, на которых присутствовал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Впервые в истории потриаршего служения город наш удостоился такой чести. Благодатные последствия для Пермской земли имел этот приезд. Администрация города решила вопрос о передаче верующим часовни Стефана Великопермского. К юбилейным дням празднования была приурочена научно-практическая конференция на тему "Христианское миссионерство как феномен истории и культуры". Основным организатором конференции явилась Пермская государственная художественная галерея, которой помогалип редставители Пермской и Соликамской Епархии, Пермского университета, специалисты аппарата уполномоченного по связям с религиозными организациями.
К 600-летию преставления святителя Стефана Великопермского телевидением Перми был создан документальный фильм "Посох". Автор сценария В. Михайлюк, режиссер С. Баршевский.
Посох Стефана Пермского, украшенный сценами из особой версии жития, является памятником большого культурно-исторического значения.Деревянная основа посоха, как утверждают предания, является реликвией непосредственно связанной со Стефаном. Резные костяные цилиндрические накладки, по мнению современных исследователей, были изготовлены при преемнике Стефана - Ионе, управляющем Пермской (Усть-Вымской) епархией в 1456-1470 годах. Для Ионы посох был не только реликвией, но и использовался в качестве атрибута самого епископа.Он обладал характерными чертами епископского посоха XV века - изогнутой рукоятью и яблоком, имеющим костяную основу, охваченную медными костяными полушариями. Порядок резных колец в настоящее время, несомненно, отличается от первоначального, что, по-видимому, связано с ремонтом посоха.Посох Стефана Пермского долгое время хранился в соборе Спаса на Бору в Московском Кремле при могиле миссионера. В Кремль посох попал, вероятно, при переносе епископской кафедры из Усть-Выма в Вологду, когда часть ризницы была перевезена в Москву. В 1612 году, во время польской интервенции, он был вывезен в Литву в Супрасльский монастырь.В 1849 году по распоряжению Святейшего Синода посох был возвращен на Пермскую землю, в Спасо-Преображенский Кафедральный собор. После закрытия Кафедрального собора посох Стефана хранится в Пермском музее.
В заключении хотелось бы сказать следующее. Сейчас мы живем в трудное время не только для нашего государства, но и для нас самих. И для того, чтобы выйти из этой "битвы" со временем нам нужны такие творческие личности, как Стефан Великопермский. Будем надеяться, что они еще есть.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
05.05.2012 17:42
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312–324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306–337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его «Указ о веротерпимости» (313), который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству. Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют. В то время святитель строил в городе храм. Праведная Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо праведной Глафиры попало к императору. Разгневанный Ликипий потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Праведная Глафира скончалась († 322), прежде чем приказ дошел до Амасии. Святителя Василия направили к императору. За ним последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя.
Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков и каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы и слова «аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 9–10) – трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их. На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Елпидифор деньгами задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и поговорить с друзьями перед казнью. После того святитель сказал палачу: «Друг, делай, что тебе приказано», – и спокойно встал под удар меча. Когда мученик был обезглавлен, Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины опасались императора и бросили тело и главу святителя в море. После этого Елпидифору трижды во сне предстал Ангел Божий со словами: «Епископ Василий в Синопе и ждет вас». Повинуясь этому зову, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп и там попросили рыбаков закинуть сети. Когда закинули сеть «на счастье» диаконов Фестима и Парфения, ничего не поймали. Тогда Елпидифор объявил, что он просит закинуть сеть во Имя Бога, Которому он поклоняется. На этот раз сеть вынесла тело святителя Василия. Голова приросла к нему, и только шрам на шее указывал на след меча. Мощи святителя Василия были перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.