Довольно долгое время занимаясь Джит Кун До (далее - ДКД) и Филиппинским боевыми искусствами, мне и в голову не могло придти, что я по сути реализую в жизнь разработки Нил
Довольно долгое время занимаясь Джит Кун До (далее - ДКД) и Филиппинским боевыми искусствами, мне и в голову не могло придти, что я по сути реализую в жизнь разработки Нила Ознобишина - моего соотечественника.
Долгое время (практически с 30 х годов прошлого века), его чисто прикладная система уличного боя была мало кому известна и не только за границей, но и в СССР. Причиной тому, ее крайняя эффективность в реальном рукопашном бою, особенно против нескольких нападающих. С учетом политики тех лет, не удивительно наложения грифа «секретно», на его труды. Элита НКВД и других спецподразделений - вот чьим невидимым орудием стала система. Н. Ознобишина... (Тем кто заинтересовался историей создания данного стиля, не составит труда в инете найти максимум имеющийся информации, по данной теме).
Но вернемся к ДКД... До приезда в США, Брюс ЛИ изучал Вин Чун, в Америке в те годы был настоящий бум Каратэ (Таэквондо - которое там тоже, называли «Каратэ»). И вдруг, Ли создает систему основанную в первую очередь на Французском боксе (Сават), Английском боксе, в меньшой мере на Джиу - Джитсу (Дзю - Дзюцу)! Возникает резонный вопрос - почему? Откуда вдруг такой анализ этих систем и безопеляционный их выбор?! В те годы даже на родине «Сават» - Франции, все поголовно были помешаны на Каратэ, а уж найти мастера в Сиэтле...! К боксу же отношение было, чисто как к спорту - не более. Про Джиу-Джитсу на фоне моды на Каратэ вообще забыли! Да и нет в биографии Брюса упоминания об его учителях в данных видах единоборств. Однако Брюс разрабатывает концепцию о «дистанциях рукопашного боя». Напомню - их в ДКД четыре:
1. Длинная
2. Средняя
3. Клинча («ударная» с возможностью захвата)
4.Борьбы (отсутствие замаха для нанесения удара)
Это «краеугольный камень» ДКД. Ли говорил, что нет такого единоборства, где есть проработанные методы ведения боя, на вышеупомянутых дистанциях. Значит надо искать лучшие стили, пригодные для ведения боя на одной из них. Каков был выбор Брюса известно:
1. на длинной дистанции - «Сават» (причем в основном низкие удары, по ногам противника)
2. на средней дистанции - «Английский бокс»
3. на дистанции «Клинча» - частично бокс - частично «Вин Чун».
4. ну и на дистанции - «борьбы» «Джиу - Джитсу»
Еще очень ценны его рекомендации относительно применения данных техник. На это прошу обратить особое внимание, так как сейчас самое время проанализировать и сравнить «Концепцию «ДКД» и «Концепцию (а именно по сути так и есть) Н. Ознобишина».
И так: в основе методов ведения боя, по школе Нила Ознобишина лежит учение - «О дистанциях боя»:
1. Пистолетного выстрела
2. Удара палкой
3. Удара ногой
4. Удара рукой
5. Ударов с захватом (локтем, коленом, головой)
6. Дистанция борьбы
Как видите, четыре последних относятся к рукопашной схватке и полностью совпадают с дистанциями в ДКД. Мало того выбор падает на те - же: «Сават», «Английский бокс» и «Джиу - Джитсу». Думаю таких совпадений не бывает. Не меньший интерес представляют и комментарии Н. Ознобишина по поводу применения и исполнения тех, или иных ударов (приемов). Приведу наиболее интересный на мой взгляд пример (а для поклонников ДКД я просто рекомендую купить книгу Н. Ознобишина и уже самим сделать выводы, сравнивая ее содержание с трудами Брюса Ли).
Брюс, как основной удар ногой использовал низкое «шассе» (для тех кто не знает - он использовал именно французскую терминологию «Сават» для названия ударов ногами, как и Нил Ознобишин, что в прочем не удивительно, так как именно оттуда они и были взяты), а точнее «шассе-круазе» - низкий боковой удар с подшагом, или подскоком по ноге противника. Ли сравнивал его по скорости и эффективности с боксерским «джебом». В классическом «Сават», он выглядит следующим образом - «задняя» нога зашагивает за переднюю, а «передняя» наносит боковой удар (для тех кто хорошо помнит «Выход дракона» - им Брюс бьет злодея О`Хару и тот улетает на несколько метров). Такой результат и должен быть - при очень большом зашаге, удар получается толчковый, а не проникающий. Об этом и предупреждает Н.Ознобишин в своей книге и советует наносить его другим способом - делать резкое подбивающее движение бедром ставить «заднюю» ногу на место «передней». В этом случае «шассе» получается быстрым, хлестким и «проникающим». Именно так его бил и Брюс Ли - не в кино, а в реальности. Данный подскок он применял и к другим ударам ногами (например «фуэтэ»). И это лишь один из примеров... Ли использовал те же техники, что и Н. Ознобишин (с той лишь разницей, что добавил Вин Чун, которым он занимался в Гонконге)...
Но ДКД - это не стиль, а концепция... Ее развитию мы обязаны Дэну Иносанто - одному из первых учеников Б.Ли. Думаю если бы не он, ДКД было бы подражательным стилем «А`Ля Брюс Ли», а не одной из самых прикладных и эффективных систем в мире боевых искусств.
Дэн Иносанто обогатил технику ДКД приемами: Кали (Арнис) (фактически добавив «2-ую дистанцию» Н. Ознобишина), Филиппинского бокса (Наиболее популярное общее название - «Пангамут»), Индонезийского - «Силат», Тайского бокса, Бразильского Джиу - Джитсу братьев Грейси. Ну а критерий выбора техник в ДКД один - их простота, эффективность и надежность в реальном рукопашном бою. (Тут надо сделать оговорку для тех, кто не знает - фактически все учителя ДКД практикуют, а иногда и преподают параллельно другие системы, где техники подчас очень сложные). Например сам Дэн Иносанто развивает «Филиппино Кали», а многие его ученики являются мастерами Кали, Арнис, Силат, Сават, Джиу - Джитсу, Муай Тай и т.д. Причиной тому, различие физических и психологических особенностей людей. Каждый берет за основу тот вид БИ, который больше соответствует его личным качествам, но при этом изучая и обогащая свой арсенал, техниками и из других видов Воинских искусств).
Какой же вывод можно сделать, сравнивая две столь схожие системы? Сам Дэн Иносанто говорил о том, что Б. Ли при создании ДКД использовал «Русское Самбо». Вот только наверное, не «использовал» и не «Самбо». Думаю Ли, взял систему Нила Ознобишина как основу своей будущей концепции. При жизни самого Брюса, они были довольно схожи (по техническому арсеналу и выбору техник).
И лишь потом ДКД стало другим, большей частью под влиянием Филиппинских техник (До такой степени, что для многих термин Jeet Kune Do стал ассоциироваться с последними) благодаря стараниям Дэна Иносанто. Хотя есть и «Джун Фан Кикбоксинг» - копирование манеры и ведения боя Б. Ли (не киношной!). Именно он больше всего напоминает стиль Н. Ознобишина...
Безусловно это всего лишь моя гипотеза. Если книга Н. Ознобишина и попала к Брюсу, остается лишь гадать каким образом. Практикуя ДКД я считаю Б. Ли - своим Учителем. Для меня это гений в области боевых искусств. Человек не желавший чтобы его копировали, а хотевший помочь людям, найти возможность выразить себя через занятия Воинскими искусствами. Что касается Нила Ознобишина, жаль что в мире ДКД его почти никто не знает. И цель этой статьи донести до поклонников Джит Кун До информацию об уникальных разработках сделанных им, еще в 20-х годах 20-го века и о том что Б. Ли при создании своей системы использовал некоторые материалы «Русского Самбо».
Александр Плаксин