КАК ЗАРАЗИТЬСЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ Появившиеся в печати сенсационные сообщения об открытии вируса гениальности ставят под сомнение существовавшие до сих пор теории, объ
КАК ЗАРАЗИТЬСЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ
Появившиеся в печати сенсационные сообщения об открытии вируса гениальности ставят под сомнение существовавшие до сих пор теории, объясняющие причины появления особо одаренных людей. Одна из них утверждает, что уровень развития интеллекта и творческих способностей зависит только от полученного человеком воспитания и образования, его личной целеустремленности и трудолюбия, наличия социальной мотивации для реализации приобретенных знаний и навыков. Томас Эдисон считал, что «гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения». Такой подход к проблеме гениальности, признающий за всеми людьми одинаковый интеллектуальный потенциал, очень удобен для приверженцев идеи социального равенства, но практического подтверждения концепция изначально равных способностей не нашла.
Первым высказал предположение, что умственные черты, как и физические, также передаются по наследству, и избирательное размножение человеческих организмов могло бы увеличить количество людей с высоким умственным потенциалом, Френсис Галтон, кузен Дарвина, в своей книге «Наследственная гениальность» (1869). Ее «слабым звеном» было утверждение, что передающиеся по наследству интеллект и способности человека неизменны и определены уже при рождении. Если спортсмен с врожденными способностями к бегу не будет, начиная с юного возраста, регулярно тренироваться и вести здоровый образ жизни, то он вряд ли сможет обогнать тренированного атлета, не имеющего таких наследственных задатков. Ребенок не может родиться с готовыми знаниями математики или умением рисовать. Все, что может дать ему природа путем случайной комбинации генов родителей, это способность к логическому мышлению или художественное восприятие окружающего мира. Задача родителей и педагогов развить эти врожденные способности, направить их в правильное русло, вызвать у ребенка интерес к занятиям, привить целеустремленность и внушить веру в себя. Заместитель директора по науке НИИ мозга Рудольф Худоерков считает, что у человека, которому во младенчестве уделяют много внимания, есть шанс впоследствии стать умнее большинства своих сверстников. Особенно важен первый год жизни, ведь за это время мозг увеличивается в 2,5 раза. Исследования ученого Бергинса показывают, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% – к четырем годам, 80% – к восьми, 92% – до 13 лет. Речь идет не о сумме накопленных знаний, а именно об уровне интеллекта, выражающемся в способности запоминать, оценивать и анализировать информацию, делать выводы и обобщения, ставить перед собой задачи и находить пути их решения. По мнению одного из пионеров советской генетики В. П. Эфроимсона: «почти каждому человеку достается в удел какой-то набор способностей», условия для развития этих способностей «имеются у всевозрастающего количества людей, тогда как гениальность всегда единична, совершенно индивидуальна и неповторима». Наукой доказано, что частота зарождения потенциальных гениев у разных народов колеблется от 1:2000 до 1:10000. Частично реализовавшие себя гении, сумевшие развить свои способности, но не достигшие всемирного признания встречаются в 100 раз реже. Общепризнанные гении, которые, благодаря феноменальной работоспособности и неординарному мышлению, внесли значительный вклад в развитие человеческой цивилизации, появляются еще в 100 раз реже. Невольно напрашивается вывод, что, кроме врожденных способностей и социальных условий, для реализации гения необходимы какие-то дополнительные факторы.
Такие факторы, имеющие биологическую природу, были найдены при исследовании биографий выдающихся деятелей политики, науки и искусства. Синдром Марфана, возникающий при дефекте некоторых генов, проявляется непропорциональным гигантизмом конечностей, грудной клетки, костей черепа. Побочным эффектом является повышенное содержание в крови больных адреналина, который постоянно подстегивает их нервную систему и делает невероятными трудоголиками. Необычайной работоспособностью отличались Авраам Линкольн, Г. Х. Андерсен, К. Чуковский, Шарль де Голль и другие знаменитости, обладавшие признаками данного заболевания. При синдроме Морриса в результате дефекта гена, кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона, на свет появляется псевдогермафродит, который обладает мужским половым набором хромосом, однако выглядит как девочка. У таких женщин отсутствует матка, не бывает менструаций, и они не могут забеременеть, зато очень жизнелюбивы, необычайно активны, энергичны, а их физическая сила не уступает мужской. Псевдогермафродитами были Жанна д`Арк, писательница Жорж Санд, медиум Блаватская, а также многие выдающиеся спортсменки. Но самыми распространенными факторами, стимулирующими гениальность, являются подагра, маниакально-депрессивный психоз и шизофрения. При подагре в десятки раз повышается содержание в крови мочевой кислоты, которая чрезвычайно схожа по структуре с кофеином и теобромином, способными усиливать умственную активность. Если мочевая кислота хотя бы частично обладает их действием, то при концентрации в 20–30 раз превышающей нормальную, она будет постоянно стимулировать мозговую, да и физическую активность подагриков. Существование непосредственной связи между одаренностью и психическими аномалиями подтверждается многочисленными примерами, когда по одной ветви генеалогического древа у кого-то из родителей гения имелись проявления одаренности, а по другой – признаки «наследственного психотизма». Вот что думает по этому поводу профессор медицины Юрий Полищук: «Гениальные люди отличаются от обычных прежде всего способностью иначе, нестандартно мыслить, видеть в явлениях или событиях неожиданные аспекты. Некоторые психические расстройства тоже способствуют необычности мышления». По мнению профессора Анатолия Картелищева, главным «виновником» шизофрении является 11-я хромосома, контролирующая некоторые очень важные биохимические процессы в организме человека и заставляющая его «функционировать в интенсивном режиме, приводя в действие резервные силы, имеющийся потенциал, в том числе и интеллектуальный. При этом заложенные природой способности человека проявляются при определенных условиях в полной мере». Если же по каким-либо причинам не срабатывает «психотический фактор», то богато одаренные люди, инстинктивно чувствуя необходимость устранения «тормозов» в сознании, пытаются искусственно убрать их посредством алкоголя или наркотиков.
Таким образом, чтобы стать гением необходимо: получить в наследство необходимый интеллектуальный потенциал вместе с одним из заболеваний, способствующих проявлению гениальности, затем родиться в «нужном» месте и в «нужное» время, чтобы вырасти в среде, социально благоприятной для проявления именно вашего таланта и, наконец, целеустремленно работать до седьмого пота. При чем же тут вирусы? Еще в 1964 году американский вирусолог Гайдузек доказал, что вирусы, как детонатор, могут вызвать шизофрению или маниакально-депрессивный синдром, которые активизируют творческий потенциал. Выходит, болея гриппом или пневмонией, мы рискуем заразиться гениальностью? Но нужна ли она такой дорогой ценой?
Есть в этом что-то. Я писала о том, как случилось со мной. Вы - как может случиться со многими.
Проблема в том, что естественное для Вас состояние, когда желание ТВОРИТЬ рвется наружу и не приемлет сдерживающих рамок, установленных "нормальным" окружением, воспринимается этим самым окружением, как маниакально-депрессивный синдром, шизофрения и т.п. Собственно об этом тоже моя статья. Хотя обращался я, главным образом, к родителям, которые любой ценой пытаются СДЕЛАТЬ из ребенка "гения" и к тем, кто наоборот - не дает раскрыть таланты своих чад...
С вами полность. согласна. Чтобы работала система, не должно быть системы. Детям до пяти лет, по-моему, вообще противопоказано слушать кого-то, кроме себя. В нашем же, аберрированном обществе трудно найти родителя, который поверит, что ребёнок в столь юном возрасте лучше знает, что ему нужно...
У меня самого двое малышей в ЭТОМ возрасте... Теперь понятно, почему они нас слушаются только, когда им это выгодно...
Один известный учёный обследовал детей дошкольного возраста, посещающих дедсад. Он сделал вывод, что уже в младших группах большинство детей утратили способность действовать интуитивно. Вся программа детского сада построена на "строевом" мышлении. Думается, если ваши дети противятся какому-то насильственному проявлению воли родителей в своих интересах, это говорит только о том, что они ещё не разучились слышать своего "ангела -хранителя". Такие дети больше подвижны, эмоциональны, смелы и напористы. Порой даже, как нам кажется, больше, чем это позволено. Но это дети "неспящего" времени....
Ну да, ну да...я тоже малость подумала над этим... см. "Кто они?"