Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепьянные миниатюры, со свойственной ему душевной щедростью посвящая их родным и друзьям. Сначала это были салонные музыкальные презенты, затем серьезные классические романсы для солистов императорских театров.
Два романса на собственные стихи «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» Николай Владимирович посвятил певице Раисе Раисовой.
Имя Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.
Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею.
Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», которые до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.
Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи!
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой.
Долгое время автором стихов считался поэт М.П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым.
Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи.
В ответ на «Не уходи» композитор П. Дельме создал романс «У самых нежных слов нет сил...»:
Не уходи, побудь со мной,
Мне так отрадно и светло,
У самых нежных слов нет сил
Пересказать, как я любил,
Кумир прелестный.
Как много тратил я речей,
Чтобы зажечь во тьме ночей
Огонь небесный.
Еще одна моя мечта —
Расцеловать тебя в уста,
Едва касаясь.
В груди к другому страсть тая,
Вообрази, что это я,
К нему ласкаясь.
Упрек не стоит ничего,
Когда несешь с собой его
В уединенье.
А помнишь, как вчера еще
Мы целовались горячо
Мне в утешенье.
Прощай! Пробил разлуки час,
Огонь любви в тебе погас,
Ты прихотлива.
Другой прижмет тебя к груди,
Забудешь клятвы ты, иди
И будь счастлИва!
К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности...
Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.
Василий Викторович Бискупский происходил из семьи тайного советника Виктора Ксаверьевича Бискупского, экс-губернатора Томска.
Мать его, Елена Васильевна, в девичестве носила фамилию Римская-Корсакова.
Бискупский, бывший моложе своей избранницы на семь лет, преданно любил певицу и женился на ней.
Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению невестки снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.
Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал её лишь, когда грянула Русско-Японская война...
В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия.
Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя.
Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.
Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности.
Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка.
Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием
«Я хотел тебя забыть...».
Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно.
После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет...
Недолго оставалось царить и Вяльцевой.
Её слава не имела равных, как и её гонорары.
Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар».
В воспоминаниях Собинова можно встретить фразу, что за один из концертов он получил «вяльцевский гонорар»
Анастасия Дмитриевна гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал. Вагон держали на запасных путях и прицепляли к пассажирским составам по заявкам матери певицы Марии Тихоновны, которая сопровождала дочь во всех поездках, помогая во всём, обеспечивая отдых, охраняя от слишком ретивых поклонников.
Вяльцеву не раз приглашали заграницу, но певица отказывалась: «Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России».
Её знаменитый вагон проехал почти 200 тысяч верст...
Позже в нём в бытность свою Верховным правителем России ездил адмирал Колчак, а после него - маршал Блюхер.
Закончил свой путь «вяльцевский вагон» гостиницей для командного состава воинских частей Восточного участка во время строительства Байкало-Амурской магистрали.
Несмотря на насыщенный гастрольный график, Анастасия Дмитриевна была прекрасной женой и хозяйкой. Детей у неё не было. Во время одной из поездок она, помня своё голодное детство, подобрала и удочерила нищую сиротку. К сожалению, девочка вскоре заболела и умерла. Кроме неё, Вяльцева опекала мальчика из бедной семьи, которому завещала крупную денежную сумму.
В 1912 году врачи обнаружили у Вяльцевой рак крови. Лечение не давало результатов, и лишь переливание здоровой крови, которую брали у Василия Викторовича, временно улучшало состояние певицы. Несмотря на все усилия, через год она скончалась
Бискупский не смог быть на похоронах жены. Горе его было столь велико, что он слёг в горячке: открылась полученная в Маньчжурии рана.
Ему было суждено пережить Анастасию Дмитриевну на 32 года. В Первую Мировую войну он дослужился до генерала и командовал дивизией.
Его однополчанин, будущий белый вождь барон П.Н. Врангель вспоминал о нём как о лихом и отчаянно смелом офицере.
Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества.
В Европе генерал выступал в качестве уполномоченного по делам русских беженцев.
Он так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины...
Такие вот истории оказались связаны с русским романсом, который иногда считают народным по словам и музыке..........
И еще много, много исполнений любимого многими романса:Не уходи, побудь со мною....
Таня! Спасибо большое! Очень люблю этот романс.
Совершенно замечательно прозвучал романс в музыке Георгия Свиридова к фильму "Метель" Добавлю "Романс" Свиридова и еще немного вокальных исполнений.
Замечательно!Спасибо, Людмилка)))))
Вот бы еще саму Вяльцеву найти с этим романсом-у меня нету.
Еще, немного подробнее-о Вяльцевой-как продолжение темы....
Она родилась в 1871 г. в крестьянской семье, в деревеньке Алтухово Орловской губернии (ныне Брянская область). Мама – Мария Тихоновна – занималась хозяйством и воспитанием троих детей (у Насти было еще два брата - Дмитрий и Ананий). Отец служил лесничим в соседнем имении графа Орловского, но вскоре после рождения Насти погиб, оставив семью без средств к существованию.
С детских лет Настеньке приходилось заниматься тяжелым крестьянским трудом: жать хлеб, ухаживать за скотиной, полоть в огороде, стирать в ледяной воде. Многие факты биографии А.Д. Вяльцевой остались окутанными тайной.
Живет легенда, что Анастасия и ее брат Ананий были незаконнорожденными детьми кого-то из лиц, приближенных к графам Орловским. Никаких доказательств этого нет, но известна бесконечная жалость артистки к незаконнорожденным детям.
Ежегодно Анастасия Дмитриевна давала концерты в пользу харьковского Ольгинского приюта и петербургского общества «Ясли». Такую же деятельность вел ее брат Ананий Дмитриевич Вяльцев (1872-1959) в «Обществе попечения о бесприютных детях им. княжны Марии Николаевны». В 1915 г. за эту деятельность он был удостоен звания «Почетный гражданин города Санкт-Петербурга».
В поисках лучшей доли мама Мария Тихоновна решила перебраться в большой город. Годы спустя Анастасия Дмитриевна вспоминала, что у них с матерью и братьями не было денег даже на самый дешевый железнодорожный билет и потому в ближайший крупный город - Киев - они отправились, сколотив с помощью соседей, плот. В Киеве мать устроилась на работу прачкой. Потом, когда А.Д. Вяльцева станет знаменитостью, газеты, намекая на это, отметят: «Как Венера родилась из пены морской - Вяльцева родилась из мыльной пены прачечной!». Через знакомых мать пристроила восьмилетнюю Настю ученицей в портняжную мастерскую. Правда, сначала ее учили не вышиванию: она носилась с помойным ведром и половой тряпкой и подавала горячие утюги работницам. Затем, сидя за шитьем, девочка часто напевала песенки и вскоре стала любимицей всех мастериц, прозвавших ее «нашей пташечкой».
В 11 лет мать устроила дочь подгорничной в гостиницу на Крещатике, где любили останавливаться заезжие знаменитости. Место для девочки неподходящее, но зато там давали хорошие чаевые. Иногда актеры вместо чаевых расплачивались контрамарками, поэтому Настя часто бегала в театр. Каждую свободную минуту она старалась посещать концерты и спектакли, заучивала популярные песни и интересовалась судьбой тогдашних кумиров. Девочке очень нравилась оперетта, у нее была хорошая музыкальная память и она быстро заучивала наизусть то, что слышала, а потом распевала во время уборки номеров. Вскоре Настя бросила работу в гостинице, нашла антрепренера С.С.Ленчевского и уговорила взять ее в опереточную труппу. И ее взяли - на роль безмолвного пажа, с жалованьем в 32 рубля в месяц. Она выступала и в балетной труппе С.С.Ленчевского, и в вокальной.
В 16 лет она стала хористкой в Киевской опереточной антрепризе И.Сетова и известного театрального режиссера А.Э.Блюменталь-Тамарина, где проработала 6 лет. В 1890 г. поступила в хор Киевского товарищества опереточных артистов А.Здановича-Борейко. Девять лет проработала статисткой в балетных труппах, выступая в провинциальных театрах, но больших успехов так и не добилась. Петь и танцевать у нее получалось плоховато, и бывали случаи, когда молоденькую певичку закидывали помидорами. Объехав с выступлениями ряд крупных городов, двадцати неполных лет она очутилась в Москве, где поступила на службу в театр «Аквариум». Именно здесь, а не в киевской гостинице, как пишут многие биографы «Несравненной», произошла ее встреча с «русской Жюдик», Серафимой Бельской. Услышав пение Анастасии Вяльцевой, прима посоветовала: «Вам надо учиться пению! Такой талант загубить, грех!». Настя и сама это понимала, но средств на достойную учебу у нее не было. Она решила поехать в Петербург, чтобы попробовать себя на подмостках столичной оперетты. В городе на Неве Анастасия сначала пошла в театр «Аркадия», а осенью - в Малый Петербургский театр, при котором была хорошая опереточная труппа. Она показалась, и ее взяли. Но не в артистки, а в хористки. Надежда Вяльцева была красивой девушкой, с крепким и звонким голосом, с красивыми грудными нотами. Но она тогда была обыкновенной провинциальной артисткой - ни вокальной школы, ни школы актерского мастерства, - и сразу поняла, что на столичной сцене она может претендовать только на небольшие роли. Возможно, русское общество никогда бы не узнало о таланте А.Д.Вяльцевой, если бы не случай. В 1893-1897 гг. она выступала в опереточной труппе С.М.Пальма, исполняя незначительные выходные роли. В 1893 г. хозяин театра осуществил постановку оперетты «Цыганские песни в лицах», доверив нашей героине небольшую роль молодой цыганки Кати. Счастью Насти не было предела, ведь ей предстояло выступать на одних подмостках с лучшими артистическими силами конца XIX века, «королем теноров» Сашей Давыдовым и «королевой оперетты» Раисой Раисовой, которые исполняли популярные романсы и модные городские песни. От этих романсов весь город сходил с ума. Те самые романсы, что пели цыгане в пригородных ресторанах, вдруг стали необыкновенно популярными. Роль Кати была маленькой, но в конце последнего акта А.Д.Вяльцевой доверили спеть песенку:
«Захочу - полюблю,
Захочу - разлюблю,
Я над сердцем вольна,
Жизнь на радость мне дана...»
Начались репетиции, но роль Насте не давалась. Строгий А.Давыдов сковывал ее. Она пела робко, вызывая негодование наставника. После очередной перепалки, рассердившись, Анастасия запела, да так, что в восторг пришли все присутствовавшие на репетиции. Во время представления, пение стройной, привлекательной барышни с очаровательной улыбкой, которую потом назовут «вяльцевской», вызвало бурю аплодисментов. Этот вечер стал началом её карьеры. Потом судьбоносный романс станет постоянным украшением её концертного репертуара. Она стала открытием этого спектакля, маленькой звездочкой, о которой заговорили. На спектакль стали ходить для того, чтобы не только послушать любимые песни, но и посмотреть на артистку. Об Анастасии Вяльцевой заговорили в свете. Это был успех! А.Д.Вяльцева поняла, что ее путь в жизни - это сольная исполнительская карьера. У нее были и красота, и молодость, и прекрасные голосовые данные - все задатки для того, чтобы стать эстрадной дивой. Но до подлинного триумфа было далеко. Нужны были деньги и люди, которые занимались бы ее продвижением. Поворотным моментом стала встреча с богатым модным адвокатом, меломаном и светским львом Николаем Иосифовичем Холева.
В его музыкальном салоне выступали знаменитые певцы - такое мог себе позволить не каждый представитель высшего света. Он пришел на спектакль, чтобы посмотреть на молоденькую хористку. Увидел Анастасию – и влюбился! Ему было тогда за 40, ей - 22 года. Но она уже твердо знала, чего хочет от жизни. Анастасия стала, как тогда говорили, его воспитанницей. Она занялась своим самообразованием, на деньги мецената стала брать уроки пения у лучших педагогов по вокалу, в том числе у председателя Петербургского вокального общества профессора С.М.Сонки. Позднее она училась пению у других преподавателей и даже ездила учиться в Италию. Уже через год-полтора А.Д.Вяльцева стала появляться в музыкальных салонах и на эстрадных вечерах как исполнительница романсов. Николай Иосифович Холева очень любил ее и сделал все для того, чтобы Анастасия стала звездой. Она станет королевой русского романса. Да вот только Николай Иосифович об этом уже не узнает, потому что вместе они были всего 7 лет - вплоть до его неожиданной кончины в 1899 г. В 1897 г. артистка покинула Петербург, и, по приглашению известного антрепренера Якова Васильевича Щукина, перешла в московский театр «Новый Эрмитаж». Сотрудничество с Я.В.Щукиным продолжалось к обоюдному удовольствию вплоть до 1909 г.
А. Вяльцева-Тройка скачет
Каждый приезд А.Д.Вяльцевой в «Эрмитаж» можно было бы сравнить лишь с шествием венецианского дожа во Дворец… От ворот сада до своей артистической уборной она шла по дорожке, усыпанной живыми благоухающими розами. А.Д.Вяльцева очень любила цветы, и директор театра, оказывая дань уважения артистке, проявлял немало выдумки, чтобы придать встрече торжественный и праздничный вид. Артистическая уборная, обтянутая шелковой тканью, к приезду певицы была сплошь от пола до потолка украшена цветами и огромными пальмами. На полу, покрытом пушистым ковром, лежали гиацинты, фиалки и белые лилии.
В 1902 г. Анастасия Дмитриевна отправилась в первую сольную гастрольную поездку - Орел, Курск, Киев, Харьков, Баку, Тифлис, Ростов-на-Дону… И хотя газетчики предрекали ей провал, первые же её гастроли по России вылилась в настоящий триумф. Покорив провинцию, она вернулась в Петербург уже звездой.
Когда в 1901 г. миллионеры братья Елисеевы строили на Невском проспекте свой новый магазин (ныне Театр комедии), они просили архитектора предусмотреть в нем зал для концертов А.Д. Вяльцевой.
Первые четыре года она ездила в гастрольные поездки: по сорок концертов ежегодно. Потом она гастролировала уже два раза в год - весной и осенью. За десять лет певица проехала с концертами всю Россию, вплоть до Владивостока. Путешествовала она в своем собственном железнодорожном вагоне с внутренней отделкой из карельской березы в стиле «ампир», построенном в Бельгии и отделанном по вкусу самой певицы. На концертах она пела много, не жалея себя. В Петербурге и Москве она давала 2-3 концерта в год в Дворянском собрании, с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер - сумма, невиданная даже для мировых знаменитостей. Остальное время пела в в операх «Буфф», чередуя сольные концерты с участием в опереттах, где по требованию публики тоже исполняла романсы. Именно они принесли ей звание - «Несравненной».
Поёт Анастасия ВЯЛЬЦЕВА - Дай, милый друг, на счастье руку(1910 г.)
Когда слушаешь записи А.Д.Вяльцевой (а их сохранилось много), не понимаешь, что такого особенного в ее голосе?
Звонкое меццо-сопрано звучит как голос опереточной артистки! Но все, кто был на ее концертах, утверждали, что Анастасию Дмитриевну нужно было не только слушать, но и видеть.
Она создала собственный репертуар, исполняя романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора А.В.Таскина и других авторов: Н.В.Зубова ("Под чарующей лаской твоею", "Опьянела"), М.О.Штейнберга ("Гай-да тройка", "Я вас ждала"). Сияющая улыбка, оригинальный тембр голоса, таивший «странный наркотический аромат», утверждали радость жизни, забвение горестей и мучительных проблем. А.Д.Вяльцева гордилась, что, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей артистических кругов.
В 1904 г. в России начался граммофонный бум. Анастасия Дмитриевна стала королевой русского граммофона.
Певица сделала около 100 записей на грампластинках, вся страна слушала ее романсы и песни. На ее концертах всегда был аншлаг, хотя билеты стоили в три раза выше обычной цены. Исполнительница романсов стала самой богатой певицей России. Такие гонорары, как она, получал только великий бас Федор Шаляпин…
Во время ее выступления и в фойе, и в зале всегда находились полицейские чины, так как А.Д.Вяльцева на своих концертах доводила слушателей буквально до исступления.
После окончания концерта, когда певица уходила за кулисы, в зале начиналось что-то невообразимое, полицейские наводили порядок… И тогда она выпархивала на сцену и начинала петь на бис. За что ее так любили и называли «певицей радостей жизни»? Да потому, что она не пела те романсы, в которых были слезы, страдания, разочарования, смерть, в отличие от Варвары Паниной. Она пела о Любви и Жажде жизни! Певицу часто спрашивали: «В чем секрет ее успеха?» Она отвечала: «Все очень просто! Я пою то, что всем понятно». Враги и завистники говорили, что А.Д.Вяльцева на эстраде - капризная, кокетливая, жеманная, экзальтированная, игривая красотка, призывающая к свободной любви и заигрывающая с мужской половиной зала. Но когда певица выходила на сцену, весь зал был у ее ног!
ЗАЧЕМ?(Тебя отнимут у меня)-Пустыннику
Любопытно, что Анастасия Вяльцева, которой удалось вывести романс и цыганскую песню из ресторанов на большую эстраду, всегда мечтала петь в опере. Несколько раз она участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре. Она спела Кармен («Кармен» Ж.Бизе), Амнерис («Аида» Дж.Верди), Далилу («Cамсон и Далила» К.Сен-Санса), пела в операх «Миньон» А.Тома и «Пиковой даме» П.И.Чайковского. Но оперной певицей она все же не стала. В канун русско-японской войны на одном из концертов для высочайших особ судьба свела певицу с ротмистром Василием Викторовичем Бискупским. Статный, рослый красавец-офицер, сын вице-губернатора Томска, не смотря на разницу в социальном положении, серьезно увлекся Анастасией Дмитриевной. И она ответила ему взаимностью. В 1904 г. Василий Викторович принял участие в русско-японской войне. Когда с фронта пришло известие о тяжелом ранении возлюбленного, певица, не задумываясь, разорвала многотысячный контракт и отправилась на Дальний Восток. Выхаживая своего любимого, Анастасия Вяльцева стала рядовой «сестрой милосердия» во фронтовом госпитале и наравне со всеми врачевала солдат. Конечно, ее инкогнито вскоре раскрыли и упросили дать благотворительный концерт, который прошел с ошеломляющим успехом.
Через пять лет, в 1910 г., все светское общество обсуждало потрясающее событие: певица Анастасия Вяльцева вышла замуж за Василия Бискупского,который был моложе ее на семь лет.
Их брак был заключен тайно, дворянин В.В.Бискупский, обвенчавшись с «простолюдинкой-певичкой», вынужден был уйти в отставку в 1912 г. в чине полковника. По одной из версий он женился с личного разрешения Николая II, так как офицерам браки с актрисами были запрещены. Венчание, происходившее в Москве, было очень скромным, а потом они поселились в столице. Здесь они были счастливы. Злословили, что из-за разницы в возрасте с мужем, Анастасия Дмитриевна стала указывать годом рождения не 1871, а 1873. Что поделать, артистка! С того момента и практически до самой смерти певицы Василий Викторович Бискупский выполнял при ней роль распорядителя и устроителя концертов.
Певица по-прежнему много концертировала. Ее концерты нередко затягивались за полночь - Анастасии Дмитриевне приходилось петь на «бис» по 30 раз! Были случаи, когда публика отказывалась ее отпускать, тогда она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер. Ей часто говорили: «Что Вы делаете? Вы себя убиваете! Не пойте так много, поберегите себя... Ведь публика - тиран ненасытный, безжалостный! Публика - зверь, однажды она вас разорвет…». Она отвечала: «Не имею права. Я слуга моей публики. Они пришли меня послушать, они заплатили деньги - я буду петь столько, сколько они попросят». После концерта публика ждала ее у выхода: на руках несли до кареты, отнимали перчатки, на кусочки разрывали шарф, накинутый на плечи - на память... Если же А.Д.Вяльцева выступала в провинции, то публика после концерта шла на вокзал, где на путях стоял тот самый ее личный вагон-салон, в котором она разъезжала с концертами по стране. Кстати, такой вагон в России был еще только у императрицы! Там был даже музыкальный салон, в котором стояло фортепиано, и можно было репетировать прямо во время поездки. После революции это «чудо инженерной» и дизайнерской мысли не обошли своим вниманием ни «белые» ни «красные». Сперва хозяином вагона стал адмирал А.В.Колчак, а потом - красный командир В.К.Блюхер. Случалось, примадонне боялись предоставлять залы, опасаясь ее «погромной славы». Например, в Москве, ее концерты не раз заканчивались беспорядками. Перед началом представления к залам, где должна была выступать А.Д.Вяльцева, стягивалась полиция, которая дежурила в фойе и в зале. После концерта студенты с галерки бросались по лестницам вслед за певицей, а если их не допускали к кумиру, начинали крушить мебель. Дошло до того, что владельцы залов стали брать с организаторов ее концертов залог за мебель. Никакой программы вечеров певица, как правило, не готовила и исполняла все те песни своего репертуара, о которых просила публика.
Существует версия, что основой миллионного состояния Вяльцевой стали все-таки не бесконечные гастроли (приносящие до 100 тысяч рублей годового дохода), а неожиданный сюрприз поклонника. Якобы во время концерта он подал ей на сцену роскошный веер, к которому были прикреплены дарственные на три доходных дома. Управлять «подарком» певица поручила родному брату Ананию. Состояние Примадонны современники оценивали в 2-2,5 миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма! Но некоторые исследователи жизни и творчества А.Д.Вяльцевой утверждают, что разговоры о миллионном состоянии певицы сильно преувеличены, даже работая на износ невозможно заработать такие деньги. К тому же, ее муж Василий Викторович, как и многие представители знати, оказался заядлым картежником и кутилой. Даже баснословных гонораров Анастасии Дмитриевны, бывало, не хватало на покрытие долгов супруга. Однажды в пьяном кураже Василий Бискупский со своим закадычным приятелем Павлом Скоропадским (тем самым, который впоследствии ненадолго стал украинским гетманом) разогнали похоронную процессию святого Иоанна Кронштадского...
Помимо творчества, Анастасия Дмитриевна активно занималась благотворительностью. Как настоящую патриотку, ее волновало все, что касалось России. Узнав, что Царское правительство отказало в помощи лейтенанту Г.Я.Седову, организовавшему экспедицию к Северному полюсу, А.Д.Вяльцева вместе с Ф.И.Шаляпиным и Л.В.Собиновым дали ряд благотворительных концертов в пользу экспедиции и этим положили начало всероссийскому сбору пожертвований для этой цели. Не забывала она и о родных местах. В Алтухово, где родилась певица, она на свои средства оборудовала приют для рожениц. В Виленской губернии на ее средства были восстановлены две сгоревшие деревни. Во многих городах ею устраивались крупные концерты в пользу голодающего студенчества. В Петербургском университете несколько одаренных студентов учились на средства певицы. 7 июля 1907 г. Всероссийское братское общество, оказывающее помощь при всех несчастных случаях, избрало Анастасию Дмитриевну своим почетным членом, и она активно участвовала в его работе, жертвуя средства для пострадавших.
Василий Бискупский
Сожалела она лишь о том, что Бог не дал ей детей, и всю свою нерастраченную ласку отдавала сиротам и обездоленным. Во время очередной поездки по стране А.Д.Вяльцева подобрала на обочине дороги малолетнюю нищенку и сделала ее приемной дочерью. К несчастью, долго девочка не прожила. На одном из концертов «Несравненной» поднесли несколько корзин с цветами, которые она увезла с собой домой, не подозревая, что в самой большой из них спал двухмесячный младенец, усыпленный маковым отваром. Через некоторое время корзина запищала. На плач ребенка сбежались все домочадцы. С удивлением среди цветов они обнаружили младенца, а в пеленках записку со словами: «Женя Ковшаров». Отдать ребенка в приют Анастасия Дмитриевна не пожелала. До самой смерти примадонны мальчик жил в ее доме. По завещанию ему отошло 40 тысяч рублей, которыми он так и не воспользовался, покончив вскоре после смерти А.Д.Вяльцевой, жизнь самоубийством.
Внимательной певица была и к прислуге. Некоторое время в ее доме служила молодая горничная по имени Анна. Анастасия Дмитриевна привязалась к скромной девушке и занялась ее образованием. Обладавшая природной музыкальностью Анна с жадным интересом слушала домашние репетиции хозяйки, и Анастасия Дмитриевна решила устроить свою горничную в хористки. Но строгий муж не позволил супруге «идти в артистки» и забрал ее из «барского дома». При расставании А.Д.Вяльцева сделала «Аннушке» подарок, символ достатка того времени – граммофон - и свои пластинки. Однако, какой поворот истории! Анна стала матерью знаменитого советского композитора Василия Павловича Соловьева-Седого, создателя песни «Подмосковные вечера» и десятков других, любимых народом песен! Театральный сезон 1912 г. не предвещал ничего необычного для примадонны. Лишь в сентябре, находясь в Крыму, певица почувствовала недомогание. Медики поставили диагноз - воспаление легких. Не выздоровев до конца, она отправилась в поездку. Отработала концерты в семи городах. На концерте в Курске Анастасия Дмитриевна потеряла сознание прямо на сцене. Несмотря на просьбы родных отменить гастроли, А.Д.Вяльцева отправилась в очередное турне. Она отработала еще с десяток концертов, но в Воронеже вообще не смогла выйти на сцену и, наконец, поняла, что больше петь не может. Только тогда певица вернулась в Петербург. В декабре она перестала выступать. Врачи поставили диагноз «острый лейкоз, рак крови». А.Д.Вяльцева была богатой женщиной. Ей срочно выписали из Швейцарии профессора Эндерлена. Врачи решились даже на новомодную процедуру тех лет: прямое переливание крови. Для этого вызвали доктора Плеша из Германии, донором выступил муж певицы - полковник Василий Бискупский. Но после переливания ей стало еще хуже. Тогда врачи не знали, что существуют разные группы крови… После неудачной процедуры, которая чуть не завершилось смертельным исходом и для В.Бискупского, врачи отступились от больной. Когда возможности официальной медицины были исчерпаны, поседевший от горя Василий Викторович был готов на все, лишь бы хоть как-то отсрочить неизбежное. Приглашали модного тогда тибетского целителя Бадмаева, лечившего самого Григория Распутина. Но все было тщетно…
Интерес к судьбе певицы стал в те дни всенародным. Ходило много разговоров и слухов. В газетах не только Петербурга, но и других городов России стали печатать бюллетени о состоянии здоровья А.Д.Вяльцевой. Но, к сожалению, спасти ее жизнь не удалось. 18 февраля 1913 г. в Петербурге Анастасия Дмитриевна Вяльцева скончалась - в возрасте 42 лет, в расцвете творческих сил, в зените славы и популярности. Прощался с певицей весь город. Похороны сопровождались едва ли не большим ажиотажем, чем концерты примы. Петербург не знал ничего подобного ни до, ни после! В день похорон, по словам очевидцев, толпа, следовавшая за прахом покойной, с каждым шагом нарастала и скоро представляла собою сплошную лавину на протяжении от Морской улицы до Литейного проспекта. Последний выход примадонны на публику удался на славу - около 160 тысяч человек шли за гробом, покрытым белыми цветами! У гроба, сменяя друг друга, дежурили Матильда Кшесинская, Анна Павлова, артисты цыганского хора Шишкина, труппа Малого театра, столичная знать… Отпевание проходило в Лаврской церкви Святого Духа. Вся Россия оплакивала «Несравненную», «Королеву русского романса». Так вышло, что Анастасии Вяльцевой не пришлось сниматься в кино. Но ее имя однажды все-таки появилось на афише синематографа - «Не пропустите премьеру сезона! Только в «Колизее» демонстрация документальной картины:Похороны Вяльцевой"
Через несколько дней после смерти певицы стали известны подробности ее завещания - открыть в Петербурге больницу, туда же направить и средства, оставшиеся после продажи ее недвижимости с аукциона. Она дала городу четыре года на то, чтобы было принято решение: либо организовать больницу ее имени для рожениц, либо приют для внебрачных детей. В случае если город откажется от подобной благотворительной акции, А.Д.Вяльцева распорядилась продать дома и направить деньги в Санкт-Петербургский университет для учреждения стипендий крестьянским детям. Населению Петербурга прима оставила без малого 600 тысяч рублей, которые так и не поступили в кассу опеки. Дума согласилась принять дар певицы, но бумаги долго двигались по разным инстанциям, а потом началась Октябрьская революция 1917 г., и вместо больницы там открылся политический клуб для рабочих «Новая жизнь». В 1914 г. родственники певицы заказали скульптору Серафиму Николаевичу Судьбинину (учившемуся у самого О.Родена) мраморное надгробие. Через некоторое время стало известно, что памятник готов, но, так как он был изготовлен в Париже, он мог быть привезен в Россию только после окончания войны. Впоследствии след памятника затерялся во Франции, где С.Н.Судьбинин оказался в эмиграции.
Похороны Вяльцевой-1913 год(5-18 февраля)
Такая вот необычайная судьба замечательной А. Вяльцевой, в честь которой был написан романс:НЕ УХОДИ, ПОБУДЬ СО МНОЮ.....
В годы Первой мировой войны муж А.Д.Вяльцевой Василий Викторович Бискупский стал генералом, командовал кавалерийской дивизией. В 1918 г. он возглавил армию гетмана П.П.Скоропадского в Одессе, в 1919 г. эмигрировал в Германию, где вновь женился. Он был, мягко говоря, не самой приятной личностью. В эмиграции стал одним из приближенных А.Гитлера и идеологом русского фашизма. К счастью, великая русская патриотка Анастасия Дмитриевна Вяльцева не стала свидетелем нравственного падения супруга.
Скончался генерал летом 1945 г. в Мюнхене. Говорят, все стены его квартиры были увешаны портретами «любимой Настюши».
После смерти великой певицы ушлые импресарио попытались создать новые проекты, подаваемые зрителю, как «новая Вяльцева». Среди подражательниц попадались, безусловно, одаренные вокалистки.
Например, Наталья Тамара или Нина Дулькевич.
Но достичь славы «Несравненной» не смогла ни одна из них.
Недавно на Никольском кладбище Александро-Невской лавры завершились работы по реставрации могильной часовни А.Д.Вяльцевой. Деньги на реставрацию выделил губернатор Брянска. Обидно, что в Петербурге, где блистала талантом знаменитая певица, не нашлось ни одного благодетеля…
(СЕТЬ)
Анастасия Вяльцева и Цыгане
Волшебный романс. Прекрасная информационно-музыкальная подборка! Танюш, какая же ты молодец!
Tatiana, спасибо! Всегда с удовольствием читаю Ваши рассказы о замечательных людях. Помню в детстве у отца были большие винилы с исполнительницами русских романсов. Была Варя Панина, Изабелла Юрьева и (врать не буду) по-моему была Анастасия Вяльцева. Но какие песни там были я уже не помню...
Татьяна, спасибо за романс !
Алла Соленкова, В. Дубовицкий (гитара) - Не уходи (А. Пойгин - Н. Зубов)
Галина Баранова - Не уходи (А. Пойгин - Н. Зубов)
Зинаида Сазонова - Не уходи, побудь со мной
Нина Шацкая - Не уходи, побудь со мной
Олег Понамарёв (скрипка) - Романс (Г. Свиридов)
Спасибо, Татьяна! Вечная музыка, вечные слова "Не уходи, побудь со мною..." И к этому реальная фантастическая судьба..
Ой как мне приятно, что многим нравится этот старинный романс))
Спасибочки Владимиру, Белочке и Людмилке-умничкам, Виктору и обоим Владимирам за комментарии и, конечно же ,за музыку!!
А я вот, в свою очередь, говорю СПАСИБО энтузиастам из Сети, которые скрупулезно суммировали и выложили для нас этот бесценный материал о старинном романсе и его исполнительницах,который радует нас , несмотря на то, что много весен и зим уже промчалось с той поры....:)
Спасибо всем!Эта музыка-вечна!
Заинтересовала путаница с авторством слов романса "Не уходи, побудь со мною".
Информация с сайта поклонников Олега Погудина:
- Известно, однако, что Н. Зубовым в разное время было сочинено и издано около ста прекрасных романсов и фортепьянных произведений. Многие из них - более двадцати! - композитор посвятил Вяльцевой - предмету своего давнего и почтительного обожания. Думаю, что читателю будет интересно ознакомиться с длинным перечнем вяльцевских романсов Н. Зубова.
Без любви жить не могу (Н. Мурзич)
Быть может (Н. Зубов)
Вы полюбить меня должны ((N.N.)
Дай забыться (Н. Зубов)
Догадайтесь сами (Н. Лохвицкая-Бучинская)
И не могу, и все люблю (А. Маттизен)
Люблю я, люблю я! (А. Маттизен)
Не звезды в час волшебной ночи (М. Бродский)
Не зови, не приду я в объятья (П. Галенковский)
Не уходи, не покидай (М. Пойгин) (вероятно, из-за этого романса и возникла путаница, т. к. в нотных сборниках, а, возможно и в поэтических романсовых, название того и другого, а также романсов других авторов со схожими сюжетами, иногда дается кратко - "Не уходи" - Н.К.)
Ночные думы (А. Маттизен)
О, милый мой, в твоей я власти (М. Пойгин)
О, не смущай меня (Н. Лохвицкая-Бучинская)
Побудь со мной (N.N.) (Странно, что в списке автор неизвестен, а дальше приводятся тексты нескольких романсов и автором слов указан Н. Зубов - Н.К.)
Под покровом таинственной ночи (А. Долгов)
Под чарующей лаской твоею (А. Маттизен)
Прочь печаль и сомненья (Е. Попова)
Пусть это сон (А. Маттизен)
Расступись, честной народ... (Я запела, всех чаруя) (В. Платонов)
Снова со мной ты (N.N.N.)
С тобой вдвоем (М. Пойгин)
Я все жду (В. Платонов)
Я хотел бы тебя забыть (Н. Зубов)
И замыкает список "крик души" Зубова - романс "Я тебя бесконечно люблю" (В. Мятлев)."
В список не вошли еще несколько романсов Н. Зубова из репертуара Вяльцевой, но не имеющие посвящения.
На мое плечо головкой (Н. Зубов)
Люблю ль, люблю ль (А.М.)
Молчи! (Н. Зубов)
В дискографии Вяльцевой приведены еще романсы Н. Зубова, записанные на грампластинки.
Жажду свиданья (Н. Зубов) (в список не включен - Н.К.)
Опьянела (Н. Мурзич) (в список не включен - Н.К.)
Под чарующей лаской твоею (А. Маттизен)
В этом списке есть романс "Не уходи, не покидай" написанный Зубовым на стихи М. Пойгина, который я не слышала раньше. Этот романс так же, как и романс "Не уходи, побудь со мною" часто называют сокращенно "Не уходи".
НЕ УХОДИ, НЕ ПОКИДАЙ!
Музыка Н. Зубова
Слова М. Пойгина
Не уходи, не покидай!
Ведь жизнь моя, как ночь, темна
И хоть немного приласкай –
Ты видишь, я совсем одна.
Припев:
О, вернись ко мне, мой милый,
Счастье вновь мне возврати.
И, как прежде, в поцелуе
Мне блаженство подари!
Нет никого, кто б пожалел,
Развеял мрак души моей
И словом ласковым согрел,
Спугнул тоску тяжелых дней.
Припев.
Лишь ты один меня любил
И называл своей мечтой,
Минуты счастья мне дарил,
Отрадно было так с тобой!
Припев.
Но страсть прошла – и ты чужой,
Тебя томит любовь моя.
Ты разлюбил – но все ж ты мой,
Как я всегда навек твоя!
Припев.
Наталия Трошина - Не уходи, не покидай (русский романс)
Спасибо, Владимир.Есть и другие авторы замечательных постов на сайте.
Конечно же, мы постараемся создать новые посты о выдающихся людях прошлого.
Чтобы помнили.
Чтобы не забывали их.
Согласен. Уточняю, что файл взят из закромов программы "Muzabaza". Там обозначено, что поет именно Вяльцева.
Прочитал и понял,что не зря слова романс и роман очень созвучны.
Люда...ум за разум зашел))))))))))))))Бывает
Сама выкладывала Панину и побоялась утверждать, что в варианте Вл. Ал. поет именно ОНА, Варя Панина, а не Вяльцева)))
Алекс. Смогул))))))
ВАРЯ ПАНИНА
Казнит предчувствие запоя...
Душа на мелочи клюёт.
"Не уходи, побудь со мною!" -
Мне Варя Панина поёт,
Её грудной, глубинный голос
Воспринимаю и дрожу,
Вползает в душу словно полоз,
Я никуда не ухожу.
Да, и мне некуда, покуда
Живу в печали и тоске,
Я буду наблюдать оттуда
За этим миром на песке,
Где не судьба рождаться лозам,
Явиться детским голосам,
Где лозунг заменяет лозунг,
И свищут щепки по лесам,
Где в час интимного покоя
С несчастной женщиной своей
Мерещится то смех конвоя,
Но запах собранных вещей,
Не уходи, побудь со мной...
Давайте уж заодно и про Варю Панину немного
Когда-то эта женщина была одной из самых почитаемых певиц Российской Империи. Ее дивный низкий голос буквально зачаровывал слушателей. Внешне непривлекательная, не блиставшая дорогими нарядами цыганка имела огромный успех у зрителей всех сословий.
Золотой XIX век подарил России целую плеяду талантливых цыганских певиц. Однако ни Таня, ни Стеша, легендарные поэтические цыганки, некогда певавшие Пушкину в давних, патриархальных своих Грузинах, никак не могли снискать такой славы, как их преемница Варя Панина, чье пение восхищало Л. Толстого, А.Чехова, Бунина, Куприна, Гиляровского, Рахманинова, Метнера, Немировича-Данченко и многих других. Ее называли «последней из могикан» цыганского пения. Талант певицы, самородный и яркий, высоко ценили Шаляпин и Собинов, прославленные артисты Художественного театра.
Цыганская Патти, как называли певицу в дни расцвета ее артистической карьеры, Варя Панина блистала на рубеже XIX и XX веков. Еще при жизни простая необразованная цыганка получила высшее официальное признание, и стала известна как одна из самых первых звезд отечественной эстрады начала 20 века. Ее необычайной красоты цыганский голос, терявшийся на границе контральто и баритона, сводил с ума всех, кто его слышал, а имя Вари Паниной навсегда останется в памяти каждого, кто имел счастье прикоснутся к ее высокому искусству. Как писали музыковеды: у Варвары Паниной было редкостное по глубине и сочности красок контральто, которое соединялось с благородной виолончельной певучестью, с гибкостью выразительно говорящих интонаций и особой экспрессией ее голоса. Было в ней какое-то эмоциональное пульсирующее эмоциональное начало, присущее только ей, какая то изюминка голосовая пленяющая не только слух, но и волнующая чувства слушателя. Что-то воистину могучее, природное, от естества ещё не отлученное, с природой неразделенное, сокрыто было в душе, в груди этой величественной, гордой, доброй женщины. Варя Панина пела о том, что происходит с душой мужчины и женщины, когда любишь или ненавидишь, изменяешь или остаешься верным, предаешь или оказываешься преданным. Эти простые истины, облеченные в музыкальную ткань романса, в исполнении Вари Паниной покоряли своей задушевностью.
К счастью, ее волшебное пение было сохранено для поклонников на вечные времена граммофоном. Благодаря развитию звукозаписи и дальновидным агентам граммофонных фирм, упросивших Варю Панину записать свой чудесный голос на пластинки - мы можем своими ушами услышать легендарное пение знаменитой цыганки-певуньи Варвары Васильевны Паниной, так поразившее и очаровавшее современников.
Происхождение
Варвара Васильевна Васильева появилась на свет в 1872 году. Она происходила из цыган "чиндырей" (буквально - "струнники", так цыгане называли гитаристов) города Коломны. К моменту рождения будущей певицы, ее родственники давным-давно прекратили кочевать, и жили оседло на окраине Москвы. Следует сказать что Васильевы - знаменитый цыганский род, подаривший России немало прославленных гитаристов, певцов, дирижеров. И хотя родители будущей певицы стояли далеко от сцены, в юной Варе и ее братьях артистические гены проявились еще в раннем детстве, маленькая цыганка Варя Васильева не могла жить без песен, а ее братья без гитар и лихой цыганской пляски. Дети росли в большой "мал мала меньше" цыганской семье. Жизнь московских цыган 19-века - жизнь замкнутая. Девушка - под строгим надзором и в строгом послушании у старших, Варя Панина воспитывалась в строгости патриархальных обычаев в цыганском уголке Москвы - Старые Грузины.
Детство в Грузинах
"Цыганское пение и цыганская пляска по душе русскому человеку.
Эти резкие крики, эти внезапные порывы потрясают русские нервы"
("Новое время"1886)
В конце 19 века в районе Старые Грузины обитали семьи московских хоровых цыган, выступавших в "Яре", "Стрельне", и других загородных ресторанах первопрестольной. По какой-то давней традиции, чуть ли не ради чистоты нравов, цыганам запрещалось петь в городских ресторанах , а за заставами они имели право выступать перед публикой сколько угодно. Знаменитый «Яр» был открыт с 15.00 до 05.00 утра, а «Стрельна» с 14.00 до 05.00. В ресторан цыгане сходились уже к ночи, часам к 11-ти, и занимали так называемые «цыганские комнаты». В этих комнатах артисты сидели до четырех утра, ожидая приглашения. Вот что пишет в своих воспоминаниях замечательный цыганский писатель Н.А.Панков: «У женщин была своя «половина», у мужчин — своя. На «половине» женщин господствовало вязанье и другое рукоделие, у мужчин — карты и россказни о старине. Нередко в эти комнаты заявлялись запросто особенно близкие цыганам друзья. Чаще всего это были артисты, поэты, музыканты и литераторы».
..........
Вообще-то, это тема отдельной заявки Сделаем и это....а пока-просто немного о Варе Паниной, о Варе Васильевой))
Таня, спасибо большое за интересный пост об одном из любимых романсов! и о судьбе Анастасии Вяльцевой!
Честно говоря, давно хотела пост о ней сделать
....телепатия ....
СПАСИБО!
Я ж говорю:телепатия...уже сколько раз замечала нашу с тобой "телепатическую связь", Иринка))))))) Спасибо!
Вот сижу и думаю.....
Цикл А. Блока-КАРМЕН......
Посвящение Л. А. Д.(Любовь Дельмас...)
Ты — как отзвук забытого гимна…
* * *
Ты — как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудный, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть —
Как гитара, как бубен весны!
И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погруженная в сказочный сон.
Спишь, змеею склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.
Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый твой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.
...............
Вот...последнее четверостишие,то, что было в начале моей заявки:
В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит
бурю
цыганских
страстей......
Все же это посвящение больше подходит к голосу,к примеру, Вари Паниной, чем к меццо-сопрано Анастасии Вяльцевой(хотя в Сети пишут, что это посвящение А. Вяльцевой...)))))))
И вообще...это посвящение Любови Александровне Андреевой( Дельмас- псевдоним сценический по фамилии матери)- Карменсите........
Вероника)))))))))))Это, конечно, не Жека с Ванечкой Кучиным, но послушать можно Спасибо!
Иногда душа так просит романса)))
Татьяна, а я жду новых постов. Ты показала на что способна, поэтому не отстану :)
Есть и другие авторы интересных постов на сайте, Владимир
Спасибо вам.
Конечно же, мы будем стараться напоминать о выдающихся людях прошлого,чтобы помнили, чтобы не забывали.
В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей.....
А Блок
Это стихотворение А.А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой.
(СЕТЬ)
.....................
Не уходи. Побудь со мною, Я так давно тебя люблю......
Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари — покрыл меня.
Всё, всё обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест...
Подруга, на вечернем пире
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.
Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой —
Кольцом из рук, кольцом стальным.
Я огражу тебя оградой —
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом — в алый круг.
Август 1909
А. А. Блок
Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике.
Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.
Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет.
Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно.
Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска».
«Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», — восхищённо говорил И.Е. Репин.
Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!
Этот романс прославил Вяльцеву.
Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов.
С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам. Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот.
При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.