Некультурная апроприация
Кто считает культурное заимствование вселенским злом и почему
Дмитрий Сотников
Вот обычный парень Иван из средней полосы. Вышел он однажды со своей девушкой погулять и зашел в суши-бар. Там очень аутентично выглядящий японский повар по имени Бахтиер приготовил ему роллы — и обычную Филадельфию, и немного «адаптированные» для русского рынка варианты с селедкой, курицей и солеными огурцами. Ивану повезло — в суши-баре в этот день была акция. Вместе с девушкой их нарядили в кимоно, немного накрасили, поставили у стены, увешанной репродукциями укиё-э вперемешку с логотопами заведения, и сфотографировали на память.
- Ну нифига я самурай, - восхищался Иван, глядя на фото. - Пойдем, моя гейша, тусанем где-нибудь еще.
Казалось бы, обычный день обычного человека, вкусы Ивана и его девушки мы здесь не беремся обсуждать. Однако, с точки зрения активистов определенного рода, Иван, его девушка, истинно японский повар Бахтиер а также хозяин суши-бара занимались страшным делом — культурной апроприацией. Культурная апроприация — принятая среди западной левонастроенной молодежи социологическая концепция о том, что использование элементов одной культуры членами другой культуры это негативный фактор. А если почитать их твиттеры, так вообще суть эксплуатация, угнетение и проявление нацизма. То есть, если кто-то надевает кимоно, не будучи японцем, или ест борщ, не будучи потомком восточных славян, или справляет Dia de los Muertos, не будучи мексиканцем, — он совершает страшное преступление, высмеивающее и угнетающее чужую культуру.
На территории России на человека, ляпнувшего такое, посмотрят как на идиота, однако в западном медиа-пространстве эта концепция очень сильна и к ней многие прислушиваются. Особенный маразм начинается под рождество или в канун хэллоуина. Каждое уважающее себя издание левого толка, поддерживающее social justice warriors (воинов социальной справедливости), поместит статью со списком костюмов, надев которые, вы станете на одну ступень с Ку-Клукс-Кланом и Гитлером. Одеваться в индейца, гейшу, цыганку, стереотипного мексиканца в сомбреро и пончо и, не дай Бог, перекрашиваться в чернокожего — жуткие проявления расизма и культурной апроприации, которые обязательно кого-нибудь угнетут своим видом.
Наиболее известный и расхватанный на мемы образец такой пропаганды — кампания студенческой организации STARS (students teaching against racism in society) из университета Огайо. Они сделали серию плакатов, на которых студенты разной этнической принадлежности держат фотографии костюмов на хэллоуин с подписями «мы культура а не костюм» и «я это я, а то что на этой фотографии, — не окей». Количество фотошопных пародий было зашкаливающим, а по инфантильному нарративу этой кампании из западных противников sjw не прошёлся только ленивый.
На Россию эта истерия пока не имеет особого влияния, хотя первые звоночки уже есть. Так, например, на инстаграм русской девушки косплеерши, сделавшей костюм темнокожего персонажа, налетели те самые sjw. Несмотря на то, что персонаж даже не человек, а своего рода космический эльф с другой планеты, борцуны за всё хорошее развели огромный срач в комментариях, требуя у девушки удалить фотографию, потому что это расизм. При этом, не раз проехавшись по тому, что она русская, помянув хакеров, Крым, Трампа и назвав ее russian bitch.
Девушка над всем этим хаосом посмеялась и отреагировала вот такой фотографией, что ещё больше разозлило бравую армию sjw – в западном медиапространстве с их мнением обычно считаются и предпочитают как можно быстрее извиниться и всё замять.
Взаимодействие разных культур друг с другом, совместное развитие и обогащение — естественный процесс. Ваш друг японец посмеется над вашими фотографиями в юкате и скажет, как правильно надеть ее в следующий раз, узбекский товарищ поделится рецептом лагмана и катламы, гость из Таиланда отпразднует с вами масленицу. И только активист из твиттера напишет, что всё это зло и мешает установлению мира во всем мире. Конечно, есть люди, которые могут решить, что русская культура это только vodka и balalaika, насмотревшись на разные «клюквенные» пародии. Но большинству всё-таки хватит ума добраться до Пушкина, Достоевского, Чайковского и других замечательных вещей, которые есть в любой культуре и достойны того, чтобы ими делиться.
spb.media
Апроприация (лат. appropriātio — усвоение, присвоение; в русском языке также встречается определение апроприационизм) — термин в истории искусства и критике, относящийся к более или менее прямому использованию в произведении искусства реальных предметов или даже других, уже существующих произведений искусства.