Немного серьёзной музыки: чешский Hokr
Hokr появился на свет в столице Чехословакии, Праге, в 1979 году, благодаря стараниям братьев Чермак - барабанщика Петра и Павла (вокал, клавишные). В те ранние годы ансамбль работал под двумя названиями, Hokr1 и Hokr2, потому что братья Чермак привели в группу двоих разных басистов и в результате получился двойной состав с разными стилями исполнения. Hokr2 оказался более коммерческим и его состав распался довольно скоро. У Hokr в целом были проблемы с живыми выступлениями, поскольку правящая в стране коммунистическая партия давала разрешение на жизнь рок-группам, хотя и не политически активным, но чей репертуар и поведение на сцене были идеологически выдержаны. Hokr отнюдь не принадлежали к таким группам, а потому вынуждены были играть живьём только в андерграундных клубах.
Когда Пётр Чермак переехал в США в 1985 году, его брат Павел продолжал поддерживать группу, постоянно меняя состав, пока в 1991 году не вышел первый альбом «Skvrny», ныне достаточно редкий, несмотря на переиздание в 2017-м. Тем не менее, в 1999 году Hokr распались из-за творческого кризиса внутри коллектива. Примерно через 5 лет после этого братья Чермак вдохнули новую жизнь в Hokr и записали материал из своего раннего, самого творческого периода с Владимиром Лишкой на вокале, Витеком Роснецким на басу и гостями на саксофоне, виолончели и гитарах. Слушая получившийся альбом «Hokrova Vila», изданный самостоятельно в 2004-м и переизданный в 2011 году, вы сможете легко понять, почему группе не везло в начале 80-х.
Они исполняют очень сложный Avant Prog с сильными симфоническими вибрациями и некоторыми чёткими штрихами стилей Heavy / Fusion, подчёркнутыми умной органной игрой Павла Чермака, плотным грохотом ритм-секции и пугающим голосом Лишки. Подумайте при этом о саунде канадцев ExCubus, смешанном с театральными представлениями американца Фрэнка Заппы, примесью мотивов от земляков Aku-Aku и поляков Ankh в некоторых скудных пост-панк вставках и ещё одной чудовищной дозой камерного рока и джаза, добавленных для хорошей меры.
Да, это действительно прогрессивный рок, сложный, авантюрный, динамичный, яростный и лирически насыщенный, наполненный изменениями темпа, интересными взаимодействиями и атмосферными вариациями. Тексты на чешском языке добавляют зловещий колорит музыке, которая сама по себе довольно мрачная, со множеством энергичных ритмов и впечатляющих партий саксофона и виолончели.
Органная же работа просто фантастическая, с сильным ощущением атмосферы 70-х годов, в то время как саксофон, гитары и клавишные вместе добавляют красивый оттенок произведений британцев Van Der Graaf Generator к этому альбому. Удивительная находка, если кто ещё не знает, а любители сложных прог-полотен должны поторопиться и получить свою собственную порцию этого забытого сокровища.
Итак, после возврата к исконному названию, но по прошествии целых восьми лет после выхода предыдущего альбома Hokr, наследие группы продолжилось релизом «Zahřáté Brzdy Optimismu» (2012), изданной чешским независимым лейблом «Ears & Wind Records» работой, которая немного отличается от раннего звучания коллектива, хотя и клавишные дарк-прога в стиле всё тех же канадцев ExCubus по-прежнему присутствуют. Вдобавок ко всему группа теперь наняла классического альт-/тенор-саксофониста (Рихард Слач), поэтому влияние джаза здесь более чем доминирует, хотя и исполняется в привычном русле течений Avant Jazz/Prog со странными экспериментами и некими инструментальными аномалиями. Классические штрихи также наличествуют и их весьма много, имеются в виду множество грубых инструментальных и вокальных моментов с массивной гитарой, саксофоном и клавишными страданиями.
В силу изложенного по звучанию сей опус всё-таки ближе к альбому PocoLoco, чем к предыдущему Hokr. Вокал звучит мучительно гортанно, как у Питера Хэммилла (за исключением исполнения на чешском языке), а плотные сложные композиции снова напоминают творения Van Der Graaf Generator начала 70-х. Саксофон, фузз-бас и усиленный орган уверенно возглавляют инструментальную сторону группы. В целом, это довольно уникальный альбом, ведь, пожалуй, только Garden Wall в Италии имеют подобный композиционный стиль: уберите металлические гитары и добавьте саксофон, и у вас будет самый близкий родственник, которого можно обнаружить. Но они дальние родственники, даже где-то очень далеко, а Hokr - одна из очень хороших и действительно андерграундных прог-рок групп. Именно поэтому и данная их работа настоятельно рекомендуется для предприимчивых слушателей прогрессивного рока.
По праву признанная одним из лучших открытий прогрессивного рока последнего десятилетия, пражская группа Hokr, выпустившая за этот период два великолепных альбома, в начале 2017 года взбудоражила умы фанатов данного стиля по всему миру, как только они узнали о выходе третьего альбома, призвав их к готовности немедленно заполучить релиз. Но... одна маленькая проблема - в продаже диска долго и нигде не было, вообще нигде, включая известные Интернет-ресурсы Discogs и Ebay. Оставалось только ждать, ждать и снова ждать. И вот, наконец, этот день настал: крайний CD Hokr удалось найти в продаже даже в Соединённых Штатах. Ура!
Теперь, когда вы получили вожделенный компакт-диск, какого саунда от Hokr ожидать? Реальность такова, что два их альбома довольно отличались друг от друга, хотя и оба великолепны. Дебют 2004 года представляет собой клавишный прогрессив, похожий ещё (помимо уже названных) на работы бывших собратьев по ЧССР, словаков Collegium Musicum, или даже на обновлённый стиль норвежцев Elephant9. Другой релиз («Zahřáté Brzdy Optimismu», 2012 года), как уже сказано, являет слушателю плотный прог-рок в стиле британцев Van Der Graaf Generator с добавлением саксофона и мучительного вокала (на родном чешском языке).
А ответ на заданный вопрос теперь у вас есть! «Klid V Bezčasí» очень похож на второй опус Hokr, здесь тоже всего 8 треков общей продолжительностью 48 минут, и каждый из них сложный и ещё сложнее, но при этом лёгкая для слуха атмосфера с определённой мелодичностью тоже в наличии. Это не холодное и расчётливое упражнение в классе авангардной программы, отнюдь, всё тут указывает на работы мастеров стиля начала славных 70-х годов. Прослушайте диск несколько раз подряд и каждое прослушивание откроет для вас много новых линий и поворотов. Hokr всё та же полнозвучная группа из пяти талантливых исполнителей, чья музыка легко преодолевает время!
После выхода альбом «Hokrova Vila», oсенью 2004 года Павел Чермак, Владимир Лишка, Вит Роснецкий и Франта Джейкес создают новую группу PocoLoco. В 2007 году командой под этим названием и в указанном составе записан диск "Sulcu Porce". Весной 2010 года группу покинул Вит Роснеки (бас) и его заменил Хонза Скопек, а в том же году, 26 ноября, название группы Poco Loco изменено на прежнее старо-новое Hokr.