Несколько слов о женщине на войне
— Маркита́нтки-девки есть у тебя при лагере, господин генерал? – спросил Головин, тоже отстегивая латы.
Алексей Толстой. «Петр Первый»
Маркита́нты (итал.) – мелкие торговцы съестными припасами, напитками и предметами военного обихода, имевшие небольшие магазины (лавки) в военных гарнизонах и сопровождавшие войска в лагере, в походах, на манёврах и во время войны.
Маркитанты были известны уже во времена Древней Греции и Древнего Рима. Здесь их называли «Lixae». Воинские начальники часто привлекали их вместе с обозными людьми к различным работам, например, обустройству лагерей, возведению окопов и тому подобное. Во время стоянок лихае, со своими палатками, размещались вне воинского лагеря, перед воротами, которые находились на задней стороне полевого лагеря, не обращенной к неприятелю.
Художник-баталист Augusto Ferrer-Dalmau. Битва при Рокруа
Со времени появления регулярных массовых вооруженных сил и до организации системы регулярного снабжения армий маркитанты играли ключевую роль в бытовом обеспечении военнослужащих. Наибольшее значение они получили в Средние века, когда отсутствовало централизованное снабжение войск и продовольствие предоставлялось собственному попечению солдат, за счёт жалованья. Маршалы и генералы понимали, что маркитанты оказывают реальную помощь войску. Ведь, ни один командир не согласится, что бы его воины болтались, где попало в поисках продовольствия. В краю, разорённом войной, именно одиночке за деньги было проще найти еду, а потом продать её в военном лагере.
Деятельность маркитантов регламентировалась воинскими уставами. А надзор за деятельностью маркитантов осуществляли коменданты главных квартир и корпусов. В военное время маркитанты подчинялись действию военных законов и подлежали ответственности за все воинские преступления, совершённые ими. Маркитантами и их помощниками могли стать люди из ранее служивших в войсках, то есть только мужчины. Во всех европейских государствах маркитантов и их помощников подчинили контролю и установили их права и обязанности. Они получали жалованье и продовольствие в натуре для себя и лошадей, носили мундир своих частей, а продажу производили по установленной таксе. Такса товаров утверждалась осуществлявшим надзор командиром, при чём маркитантам было запрещено отпускать товары в кредит. Осуществлявший за маркитантами надзор командир наблюдал за порядком и сохранением благочиния между ними, следил за качеством продуктов, за верностью мер и весов, охраной интересов торгующих. Он же выдавал и специальную лицензию на торговлю.
У солдат в немецких государствах маркитанты считались необходимой принадлежностью формирований и состояли под начальством особого лица. Использовались они для переноски тяжестей, стирки белья, приготовления пищи и других работ. В Германской имперской армии количество маркитантов, помощников, их деятельность и имущество было строго регламентировано. Так, при каждой части, на каждый батальон, кавалерийский полк и артиллерийское отделение полагалось по одному маркитанту с помощником и по две парные повозки, установленного образца. Для них была установлена особая форменная одежда: фуражки и мундиры частей, к которым они были прикреплены.
Французская армия времен Людовиков XIV и XV возила с собой огромную массу людей, где под именем маркитанта, входили даже кондитеры, комедианты, парикмахеры. Так же наряду с маркитантами мужчинами, допускались, маркитантки, то есть женщины. Эти женщины, потерявшие близких, искали возле армии средства к пропитанию. Во французской армии, начиная с XVIII века и заканчивая Первой мировой войной, женщины-маркитантки были в большинстве.
Со временем армейские порядки стали в полной мере распространяться и на лагеря маркитанток. А в военных уставах, введенных с XV века, в армиях многих европейских государств, целые главы были посвящены их функциональным обязанностям. Поддержка закона и порядка в военных условиях была совершенно необходима. Обозом заведовал хуренвайбель (буквально – «командир проституток»). Он не только организовывал повседневную жизнь обоза, но также решал тактические вопросы о том, как провести обоз, как защитить его от нападения противника, как встать, чтобы обоз не мешал боевым частям. Должность хуренвайбеля занимал опытный солдат, получавший жалованье.
В Русской императорской армии положение маркитантов впервые было определено по воинскому уставу от 1716 года. Для их охраны выделялись особые провожатые и находились они в ведении генерал-вагенмейстера. Позже по полевому положению 1890 года в Русской армии деятельность маркитантов в полевых условиях находилась под контролем комендантов штабов.
Маркитантки должны были быть все замужними и хорошей нравственности. Чтобы, не скатиться до роли продажных девок они выходили замуж за солдат. В тревожной военной жизни маркитантки становились преданными боевыми подругами. Их одежда всегда соответствовала форме полка. Иногда они донашивали солдатскую одежду. Одни из них в период боёв выполняли роль сестёр милосердия, другие снабжали солдат всем необходимым: водкой, хлебом, табаком, носильным обедом, лекарственными снадобьями. Эти женщины бесстрашно шли на передовую, чтоб налить рюмку-другую солдатам, не забывая при этом о собственной выгоде. Солдат ведь не кормили деликатесами на войне, а деньги при себе имелись практически у каждого. Командование не запрещало подобную торговлю, потому что сытые солдаты не мародерствовали. Для охраны маркитантов выделялись особые провожатые. Количество маркитанток было ограничено. Военная жандармерия выдавала официальные разрешения на торговую деятельность в походах. При одном батальоне разрешалось находиться не более четырем торговкам. В эти четыре персоны обычно входили одна кантиньерка, одна вивандьерка и две прачки.
Гардероб маркитанки был скромен и невелик. Пара юбок (суконная и льняная) синего, красного или коричневого цветов, передник – короткий фартучек, несколько белых рубашек, корсет или корсаж. На ногах – верные сабо, на голове – шляпа или бонет полка (чаще всё-таки шляпа, так как бонет от солнца почти не закрывает). Из тёплого – мундир полка или сюртук, отороченный мехом доломан и плащ с капюшоном. В общем, маркитантка, не будучи, строго говоря, военнослужащей, тем не менее часто носила подобие формы своего полка с одним только добавлением – пышной короткой юбкой поверх брюк, обозначающей её пол.
Каждый солдат считал своим долгом оградить маркитанток от всякого рода опасностей и оскорблений. В ответ они старались помогать солдатам во всех случаях. В королевской армии, где в обозе обычно следовал капеллан, браки между солдатами и маркитантками были освящены церковью. Во времена республики было обычно достаточно обмена клятвами и гражданской церемонии. Если муж маркитантки погиб в сражении, вдова снова выходила замуж и так не раз. Некоторые хранили верность вечно и относились к солдатам как к своим детям. Полк был для них большой семьей.
Мадам Брю из 7 гусарского полка. 1837. Неизвестный художник.
Типичная маркитантка была женщиной среднего возраста, с грубыми манерами, очень самостоятельной, сильной, выносливой. Молодые маркитантки были дочерьми старых маркитанток.
Этих женщин на французский манер называли «vivandières»-«вивандьерка» или «cantinières»-«кантиньерка».
Вивандьерки (от французского слова – означает примерно «та, кто поддерживает жизнь», «боевая подруга»), шли в бой со своим полком – безоружные, они имели с собою небольшой бочонок бренди, флягу с водой, кружку, табак, набор набитых табаком трубок и колокольчик. Звоном колокольчика вивандьерка давала знать солдатам: «Я здесь!», чтобы те могли утолить жажду или хлебнуть для храбрости в пылу сражения. Часто они спасали раненных, перевязывая их и поднося чарку, чтобы они могли дожить до врача. Бренди – для снятия болевого шока у раненых, табак – для успокоения выживших после боя. В такие моменты денег за выпитое они не брали. Солдаты уважали своих вивандьерок и берегли их. По неписанной традиции, того, кто в бою умышленно зарубил или застрелил безоружную маркитантку, убивали без суда.
Играла вивандьерка в гуще боя и ещё одну роль, кроме поддержания боеспособности солдат и спасения раненых. Видя возле себя безоружную женщину, мужчины стыдились проявлять трусость, покуда у них было в руках оружие. Часто солдаты так привязывались к маркитантке, что их в бою подстёгивал и страх за судьбу женщины – если батальон будет разгромлен, враг вивандьерку не пощадит. Бывало, что тот же страх заставлял вивандьерку решительно подбирать оружие одного из павших солдат и кидаться в битву в надежде её переломить или уж если умереть, так в бою, а не после изнасилования. Отчаянная храбрость вивандьерок вообще вошла в легенды.
Имена отдельных, особенно смелых и находчивых вивандьерок, входили в легенды. Например, Тереза Журдан по прозвищу «Старейшина», которая прошла множество боёв и умела подбодрить солдат острым словечком, или две безвестные маркитантки, которые спрятали полковые знамёна и унесли их, таким образом, не дав противнику над знамёнами надругаться.
Я маркитантка полковая;
Я продаю, даю и пью
Вино и водку, утешая
Солдатскую семью.
Всегда проворная, живая...
Звени ты, чарочка моя!
Всегда проворная, живая, –
Солдаты, вот вам я!
Меня герои наши знали.
Ах, скольких гроб так рано взял!
Меня любовью осыпали
Солдат и генерал,
Добычей, славой наделяли...
Звени ты, чарочка моя!
Добычей, славой наделяли...
Солдаты, вот вам я!
Все ваши подвиги я с вами
Делила, поднося вам пить.
Победу – знаете вы сами!
Могла я освежить:
В бой снова шли вы молодцами...
Звени ты, чарочка моя!
В бой снова шли вы молодцами, –
Солдаты, вот вам я!
Я с самых Альпов вам служила.
Мне шел пятнадцатый лишь год,
Как я вам водку подносила
В Египетский поход.
Потом и в Вене я гостила...
Звени ты, чарочка моя!
Потом и в Вене я гостила, –
Солдаты, вот вам я!
Была пора то золотая
Торговли и любви моей.
Жаль, мало в Риме пробыла я –
Всего лишь восемь дней, –
У папы служек развращая...
Звени ты, чарочка моя!
У папы служек развращая, –
Солдаты, вот вам я!
Я больше пользы оказала,
Чем пэр любой, родной земле:
Хоть дорогонько продавала
В Мадриде и в Кремле;
Но дома даром я давала...
Звени ты, чарочка моя!
Но дома даром я давала... –
Солдаты, вот вам я!
Когда была нам участь брани
Числом лишь вражьим решена.
Я вспомнила о славной Жанне.
Будь тем я, что она, –
Как побежали б англичане!
Звени ты, чарочка моя!
Как побежали б англичане... –
Солдаты, вот вам я!
Коль старых воинов встречаю,
Которым довелось страдать
За службу их родному краю
И выпить негде взять, –
Я цвет лица им оживляю...
Звени ты, чарочка моя!
Я цвет лица им оживляю... –
Солдаты, вот вам я!
Награбив золота чужого,
Враги еще заплатят нам.
Наступит день победы снова –
И ждать недолго вам!
Я прозвонить вам сбор готова...
Звени ты, чарочка моя!
Я прозвонить вам сбор готова... –
Солдаты, вот вам я!
Пьер-Жан Беранже (1780-1857)
перевод М.Л. Михайлов (1829-1865)
Солдаты и юная маркитантка. Адриан Моро
Кантиньерка (от французского слова – кухня, кухарки) обычно продавала товары и продукты из собственной «лавочки» - до боя или после него. Зачастую была супругой кантиньера, деля с ним общий бизнес. В холодное время, во время привалов им предписывалось разводить костер и готовить горячую пищу из продовольствия, купленного у местных жителей. У них можно было приобрести так же мелкий необходимый товар, вроде ниток и иголок для починки обмундирования, ножей, гребешков и всего, что вообще может пригодиться солдату в походе. Такая торговля могла вестись только в тылу, пока не засвистят пули.
Это не входило в обязанности маркитанток, но они постоянно оказывали помощь раненым на поле боя.
Жалование им не платили, но они исправно двигались вместе с армией к местам сражений. Несмотря на всю опасность пребывания на войне, многие хотели оказаться на месте маркитанток. Надо сказать, что многие женщины во время своих армейских скитаний сколачивали неплохие состояния, позволяющие им, «выйдя на пенсию», покупать себе дома, фермы, трактиры.
Интересный факт: Маркитантки удостоились настоящего воинского знака отличия. В 1474-1475 годах, когда бургундский герцог Карл Смелый осаждал город Нейс, в его войсках находилось около четырех тысяч маркитанток. Приказом герцога их привлекли к фортификационным работам, сформировав отряд и вручив маленькое знамя, на котором была нарисована женщина. Этот отряд ежедневно выходил на строительство укреплений под мелодии флейт и бой барабанов.
Интересный факт: У маркитанток XV века был даже собственный гимн: «Мы, маркитантки, обслуживаем по собственному желанию наших господ! Мы воруем всё, что можем украсть, мы стряпаем обед и шьём, подметаем, моем и чистим, ухаживаем за ранеными. А после работы мы не прочь повеселиться! И хотя ландскнехты часто угощают нас тумаками, мы, маркитантки, предпочитаем им служить…»
Интересный факт: Помимо продуктов и вещей, дамы иногда торговали и своим телом. Отсюда и сформировался образ маркитантки как торговки, стряпухи и проститутки в одном лице. В книге Эдуарда Фукса «История нравов» есть курьезный пример: при одном из войск ландскнехтов было множество «солдатских девок», носящих по двадцать поясов от мечей, заложенных им ландскнехтами за половые услуги.
Интересный факт: В 1579 году у Бибераха-на-Рисе в Южной Германии маркитантки доказали, что они способны не только обстирывать и ублажать своих солдат.
Войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из пищалей, те бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов. Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами. Участь тех, кто остался лежать в лагере, была очевидна – швейцарцы, ненавидящие немцев, перебьют всех до единого. Что касается полковых девок, по тогдашним законам войны они доставались победителям.
Но маркитантки во главе с храбрым хуренвайбелем и рослой баваркой Рут Тальхайм не оставили своих в беде. Женщины подняли знамя, взяли оружие раненых и самоотверженно вступили в бой со швейцарскими алебардщиками. Участник сражения фендрих (знаменщик) Отмар Хаген сообщал об этом так: «Наш капитан воскликнул: "Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите! Будь проклят день, когда я стал командиром таких жалких ублюдков!" Я испытал великий стыд от его слов и против воли повернул назад».
Стыд вернул ландскнехтам воинскую доблесть. Бой у обоза закипел втрое жарче. Хуренвайбель пал мертвым, но баварка Рут, стоя спиной к тележному колесу, продолжала отбиваться. Наконец немцы одолели и отбросили швейцарцев. Потери оказались велики, в том числе были убиты девять маркитанток и две дюжины из них получили ранения. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.
Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука». Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости. О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство. Дожил ли её род до нашего века, сказать трудно, но в герб Рут фон Тальхайм имперская герольдия поместила то самое знамя с женщиной, которое отважные девушки подняли над полковым обозом.
фото подобраны произвольно.
просто в тему...
"Отшумели песни нашего полка
Отзвенели звонкие копыта
Пулями пробито днище котелка
Маркитантка юная убита..."
(Булат Окуджава - Старая солдатская)
Целомудренна… до бесстыдства,
Нежный рок или просто фатум.
То раскована, то … зажата,
То бальзам… на раны солдата.
Маркитантка… солдат утешение
Создаешь позабытый уют
Вся в пороках и прегрешениях
Ты приходишь туда, где не ждут.
Ты приходишь туда, где лишь боль
Где раскрытая жерлом война …
И где краской… пролитая кровь…
На подоле от платья видна.
Целомудренна… сокровенна
Для тебя утешение жизнь
Ну и что,… что совсем откровенна
Что душою и только лишь ввысь.
Что плюются матроны во след
Не понять, этим клушам, судьбы.
Ты, в свои восемнадцать лет,
Стала жрицей военной любви.
И смеются солдаты в строю
Умирать, но лишь за тебя.
Все они говорили «люблю»
Но, под утро, ушли умирать.
А ты выла,… зажав в кулаки
Всю себя ты дарила другим
Уходили, в войну пареньки,
Но любимой была ты одним.
Александр Бирзула
Луи-Франсуа Лежен - Битва при Чиклане 5 марта 1811 года.
И поближе -
Всё... Спасибо за внимание!
Борис Павлович, Виктор, спасибо за поддержку, за отзывы!!! :) Я старалась!
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Нас осталось мало: мы да наша боль.
Нас немного, и врагов немного.
Живы мы покуда, фронтовая голь,
А погибнем – райская дорога.
Руки на затворе, голова в тоске,
А душа уже взлетела вроде.
Для чего мы пишем кровью на песке?
Наши письма не нужны природе.
Спите себе, братцы, – все придет опять:
Новые родятся командиры,
Новые солдаты будут получать
Вечные казенные квартиры.
Булат Окуджава