Нет больше Изы Высоцкой
На 82м году жизни, ушла от нас первая супруга Владимира Высоцкого, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РФ, ведущая актриса Нижнетагильского драматического театра, Иза (Изольда Константиновна) Высоцкая (в девичестве Мешкова).
С Высоцким Иза познакомилась в 1957, во время совместной учебы в студии МХАТ. Они жили вместе с 1958; в 1960 (после развода Изы с первым мужем, Жуковым) зарегистрировали брак. Впрочем, последний оказался весьма недолговечным: после распределения Изольды в Ростов-на-Дону, отношения прекратились, и в 1961 последовал развод.
После развода Иза оставила фамилию второго мужа. Работала в театрах по всей территории СССР - от Прибалтики до Урала. С 1970 до самой смерти - в Нижнетагильском драматическом театре.
После развода, Изольда Константиновна и Владимир Семенович отношений не поддерживали. В третьем браке актриса родила сына Глеба, которого в советское время иногда ошибочно причисляли к потомкам барда. В 2005 опубликовала книгу воспоминаний.
Руководство театра планировало похоронить актрису в Нижнем Тагиле, на "аллее славы" местного кладбища. Сын актрисы настаивает на похоронах в Екатеринбурге.
Мир праху.
Кирилл!Спасибо тебе...
Иза Высоцкая была первой супругой Владимира Высоцкого. Они познакомились в 1956 году в Школе-студии МХАТ, в 1960-м поженилась, а спустя 2 года расстались.
В 2016 году в день рождения Высоцкого актриса открывала выставку его личных вещей.
В прошлом году вышла биографическая книга Изы Высоцкой «С тобой… без тебя…».
Ее презентовали в музее Владимира Высоцкого в уральской столице
ГЕННАДИЙ БРУК
Иза Мешкова родилась в январе 1937 года в Горьком, на год и три дня раньше своего будущего мужа, Володи Высоцкого. В военном 41-м, Изе было 4 года, Володе - 3, но детские воспоминания живучи и в 1971 отозвались в стихах Владимира Высоцкого:
Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон,
Растворились в дорожной пыли...
Как и всем из поколения войны, семье хватило и голода, и тревоги без отцовских писем с фронта, и, как далеко не всем, Изе пришлось побывать под бомбёжками: “В бомбоубежище не ходили - папа не велел. Были случаи, когда бомбоубежища засыпало. Мы предпочитали смерть мгновенную...”
...Hе боялась сирены соседка
И привыкла к ней мать понемногу,
И плевал я - здоровый трехлетка -
Hа воздушную эту тревогу!
“Баллада о детстве”,
В.Высоцкий,1975 год
Тогда дети все фантазировали на тему “и вот я на самолёте... та-та-та, и немецкий самолёт падает... к моим ногам, потому что я уже на танке, и бах-бах, и немецкий “Тигр” горит, а я...”.
Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых, - любых.
Лишь бы не пустота похоронных,
Не известия в них.
Но чёрная весть не обошла семью: война отняла у Изы двух отцов: в начале войны - родного, Константина Павловича Мешкова, а в конце - приёмного, Николая Фёдоровича Павлова, комбата-десантника, который пропал без вести в 1945.
...Уже не маячат над городом аэростаты,
Замолкли сирены, готовясь победу трубить, -
А ротные все-таки выйти успеют в комбаты,
Которых пока еще запросто могут убить
“О конце войны”
В.Высоцкий, 1977.
Но даже военное детство - тоже детство. Было первое посещение театра, которое оставило неизгладимое впечатление. В школе “училась просто, легко и танцевала на всех школьных вечерах”. Поступила в хореографическое училище при Оперном театре. Первые “незамысловатые па - это начало полёта”. Делала успехи, но... быстро выросла из детских партий, а до профессиональной сцены дорасти не успела - студию закрыли. Перешла в другую школу: “В жизнь без театра, без его музыки и репетиций”. Было скучновато, поэтому “По ночам придумывала я себе роковую безумную любовь. Финал этих романов всегда получался печальным, но непременно появлялся ребенок, мальчик или девочка - все равно. И жили дальше мы с ним одни и любили друг друга преданно и нежно”.
Может показаться - фантазия, совершенно неожиданная для девочки её возраста, если не понять, что это война и трагическая послевоенная безотцовщина оставила отпечаток в душе.
Был выпускной школьный вечер, после чего, гуляя с подругой по городу, наткнулись на объявление: “Желающие поступить на актерский факультет Школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТе СССР им. М.Горького, должны прийти туда-то и туда-то на прослушивание”.
И поскольку, хоть это не балет, но, как сказала подруга: “Какая-никакая, а все-таки сцена”, Иза, продумав “внешний вид: юбка черная в складочку, кофточка гипюровая белая, за неимением туфель - тапочки, скромно и достойно”, пошла. И единственная из 120 искателей счастья, после нескольких туров прослушиваний, была принята выездной комиссией в Школу-студию МХАТа, без дополнительных туров в Москве!
В Москве прижилась не сразу. Изе было неуютно в неприветливом, как ей казалось, городе, да и тоскливо - после балетной подготовки оказаться на драматической сцене, “где просто ходят, как в жизни, говорят, как в жизни, и нет у них музыки, пачек, пуантов, сценического простора. Вечно чего-то наставят, нагородят - скучно”.
И вдруг всё изменилось: случилась первая любовь, сумасшедшая, бурная и нелепая.
И - предательство...
От краха спас Юра Жуков, брат школьной подруги, который влюбился в Изу ещё в школьные годы. Он прилетел на выручку. Исповедь, месяц каникул, совместных прогулок, и Мешкова стала Жуковой, а муж улетел в Таллин завершать учёбу.
Замужество позволило залечить раны. На третий курс Иза вышла взрослой серьёзной дамой с гладко зачёсанными волосами, а “В студии появился юркий, как ртуть, вездесущий новый курс. С лестницы, чуть подпрыгивая, носками врозь, счастливо улыбаясь, сбегал румяный мальчик в пиджаке в пупырышек. Его звали Вовочка, Володя, Вовчик и даже Васек. Ему было восемнадцать лет. Он весь - радостная готовность помочь, подсобить, выручить, просто так поздороваться, и все пупырышки на его многоцветном пиджаке озорно подмигивали. Таким я увидела тебя в первый раз”.
В 1962 г. Высоцкий написал: “В тот вечер я не пил, не пел,/Я на нее вовсю глядел,Как смотрят дети, как смотрят дети,..” - эти стихи не посвящены Изе, но вот что она рассказывает:
“Праздновали сдачу “Астории”. Мы стоим... ожидая последнего такси. И вот тебе, Вовочка Высоцкий, незаметный весь вечер, рядом, крепко держит мой палец и смотрит с несокрушимой уверенностью стоять насмерть.
Все уехали без нас. Я ринулась бульварами на Трифоновку, а чуть позади неотступно шагал тогда еще никому не известный студент второго курса Школы-студии МХАТ Вовочка Высоцкий” - на мой взгляд, ситуация очень напоминает процитированные строчки.
Но тогда были только первые шаги в поэзию, пробы, да капустники, где Володя отличался изобретательностью, юмором, кипучей энергией, но не более. По словам однокурсника Валентина Никулина, впоследствии - народного артиста России (а в течение 7 лет - израильтянина и актёра “Габимы”): “Мы тогда не знали ещё, что Высоцкий это ВЫСОЦКИЙ, но он-то уже знал!” Иза тоже не знала: “Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз” - она ревновала Володю к гитаре и “песенкам”, они ссорились и мирились, и только потом Иза поняла, что это и было короткое, но настоящее счастье. Не было всенародной славы у Владимира Высоцкого, вокруг Изы-старшекурсницы не было слепящего ореола звезды, в отличие от брака Высоцкого с Мариной Влади. Была только трогательная, бескорыстная любовь двух студентов, беззаботные месяцы в коммуналке, в проходной комнате, куда открывались двери комнат Володиной мамы и соседки - Гиси Моисеевны, той самой, которую Высоцкий упомянул в “Балладе о детстве”,1975:
“И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно
На Евдоким Кириллыча и Гисю Моисеевну.
Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие!
Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие...”
Снова жизнь “с милым в шалаше” - коммуналке, но для полного счастья не хватало, прежде всего - работы. Володя поступил в театр им. Пушкина, где не получал сколько-нибудь достойных ролей, а Иза, несмотря на успешные прослушивания, не смогла устроиться ни в один московский театр. Кроме того, бытовые неурядицы и неожиданно возникшая напряжённость в отношениях с мамой Володи (у Нины Максимовны тоже разыгралась семейная драма), не позволили “молодым” родить ребёнка и, измученная Иза улетела в Ростов-на-Дону, где были и роли, и комната, и перспективы.
Ожидалось, что приедет и Володя, а пока продолжался телефонно-почтовый роман и вдруг, как гром среди ясного неба, письмо от подруги: “Людмила Абрамова ждёт ребёнка от Высоцкого”.
Всё полетело в тартарары. “Если бы ты знал, Володя, как мне было плохо!”
“Я несла свою Беду
По весеннему по льду.
Надломился лед - душа оборвалася,
Камнем под воду пошла,
А Беда, хоть тяжела, -
А за острые края задержалася”
(“Беда”, 1972)
Мы знаем эту песню в исполнении Марины Влади, которой Высоцкий и посвятил её. Но у меня всегда возникает ощущение, что не Влади - прототип героини. Вначале 70-х не было в относительно благополучной жизни “Колдуньи” ничего, похожего на трагический сюжет “Беды”, и у меня лично песня ассоциируется с драмой Изы.
Очень медленно всё утрясалось. Когда они уже расстались, Володя, ещё не будучи официально разведённым с Изой, жил с Людмилой Абрамовой, родившей ему двух сыновей. Развод затягивался, Высоцкий терял высланные Изой документы - как доказывал Фрейд: если дело не идёт, значит, человек этого не хочет. Проезжая по Ленинградскому проспекту Владимир из окна троллейбуса случайно увидел Изу - приезжала в Москву и шла по улице. Прихватив (для храбрости?) общую знакомую, направился на встречу.
Буквально на ходу он сочинил стихи: “О нашей встрече что там говорить! -/Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,...”.
Посвятил их Изе, но в посвящении, кроме первых двух строчек, не стоит искать соответствия между содержанием песни и реальной жизнью, ведь песня - не зарифмованная биография.
Для тех, кто незнаком с полным текстом стихов, напомню, хотя бы, две строфы:
И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили “на дачу”, -
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлевские в придачу.
И я клянусь - последний буду гад! -
Не ври, не пей - и я прощу измену, -
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену.
Царские подарки, конечно (или воровские?), но всё же, кто кого не дождался, кто кому изменил, и к кому отнести строчку “не ври, не пей”? Никак не к Изе.
“На другой день мы за руки пошли подавать заявление на развод. Помолчали, прижавшись, и вошли в официальное учреждение. Мы договорились, что я сохраню фамилию”.
Казалось, перегорело, жизнь, хоть “трудная и нескладная”, продолжалась. И, наконец, как мечтала с детства: “огромное счастье - сын. Глеб родился 1 мая 1965... он только мой и носит мою фамилию - Высоцкий” - написала Иза Константиновна в своих воспоминаниях.
Играла в театрах Перми, Владимира, Лиепаи, в Театре Балтийского флота, а с 1970 служит в Нижне-Тагильском театре им. Мамина-Сибиряка.
Среди партнёров Изы Констатинвны назову хотя бы М.Ф.Романова и П.Б.Луспекаева актриса помнит всех, но их невозможно перечислять в рамках газетной статьи.
Иза, спрятала свою любовь на самом донышке души, отмахивалась от звучащих со всех сторон песен, но однажды “на меня обрушились “Кони привередливые”. Поражённая, застыла я на раскалённой солнцем площади, запоздало понимая трагическую глубину лёгкого, забавного мальчишки” - вспоминает Иза.
Иногда случайно встречались, почти на бегу, но каждый раз возникало чувство “волшебной, сумасшедшей невесомости”. Как ни покажется странным, Иза стала близким человеком для родителей Владимира: матери Нины Максимовны, “второй мамы” Володи - Евгении Степановны и Семёна Владимировича. Она - единственная из жён поэта, о которой его отец всегда отзывался с нежностью.
В 1976 году - встреча Изы и Владимира, исключительно волнующая и удивительно радостная... и, как оказалось, последняя. Володя привёл её на “Гамлета” (а раньше Иза считала его актёром исключительно характерного жанра):
“Там у стены один, совершенно один Володя... Странная пустота переполненного зала. Нет сцены. Есть трагическое одиночество. Жажда жизни и вызов року. Страстная, пытливая, пульсирующая мысль.
И гибель, которая не конец.
Я не знала такого Гамлета. Я не знала такого Володю.
“Я тебя люблю”, - сказала я.
“Я тебя всегда помню”, - сказал Володя.
Кажется, через день я смотрела “Вишневый сад”.
Лопахин совсем не Гамлет, но Лопахин-Володя также пугающе одинок, не понят, не любим. И какой он жесткий в финале - мороз по коже.
После спектакля Володя отвозит меня в Жуковку. Мы зависаем в скорости, как в самолете, только проносятся назад чужие машины. “Остановись, мгновенье!” - мы целовались. Потом мы ели почему-то из одной тарелки и тихо смеялись. А еще потом ты ушел на спектакль. Я уехала в Белгород на гастроли”.
Так и напрашиваются финальные строки из “Беды”:
“Он настиг меня, догнал,
Обнял, на руки поднял,
Рядом с ним в седле Беда ухмылялася...
Но остаться он не мог -
Был всего один денек...”
Не будем пока вспоминать последнюю строчку песни.
“У Володи было много планов. Душа моя была спокойна. Мне снова танцевалось, и мир был молодым и прекрасным”.
* * *
Иза Констатиновна - великая женщина! Преодолела душевную боль, справилась с бедой, вопреки последней строчке песни:
“А Беда на вечный срок задержалася”.
Прошла по жизни не “бывшей женой Высоцкого”, хотя после развода оставила его фамилию, а большой драматической актрисой. Родила себе и вырастила прекрасного сына. Когда её Глеб служил на подводной лодке, от песни “Спасите наши души” сжималось материнское сердце.
Иза Константиновна удостоена высшей степени артистического мастерства и признания: получила звание “Народной артистки России”! Она - единственная “народная” в периферийных театрах.
А ещё Иза Константиновна преподавала сценическую речь на актёрском отделении колледжа искусств.
В 2005 вышла её книга “Короткое счастье на всю жизнь” - “...Мои однокурсники говорили... ты должна это сделать, потому что ты... я знаю, в общем, истоки. Я знаю мальчика ещё, румяного... с румянцем на щеках. Ну что, Володе было 19 лет, мне - 20, когда мы стали мужем и женой. Я знаю как дальше. В последний раз мы виделись в 76-м году, т.е. на протяжении 20 лет, мы были, ну как сказать, разошлись, не разошлись, мы были близкими людьми, мы никогда не расходились навсегда, как человеки. И потом я была очень близко связана с его семьёй, и с отцом, и с его второй мамой, Евгенией Степановной, и с Ниной Максимовной”.
Из предисловия её книги: “Сначала меня уговаривали, потом я сама захотела доверить бумаге моё, а значит и твоё прошлое.
Я люблю тебя”.
25.07.1996 г. Шестнадцать лет без Владимира Высоцкого. Никита Высоцкий (нет в кадре) принимает руководство музеем - Фрагмент фото из архива Ваганта - во дворике Музея Высоцкого.
В первом ряду: Нина Максимовна Высоцкая (в шляпке) с подругой. За ними, на втором плане - космонавт Г.М. Гречко. Второй ряд: Семен Владимирович Высоцкий, Лидия Сарнова (“Лидик”) - племянница жены С.М. Высоцкого Евгении Степановны Лихолатовой (“тети Женечки”, “второй мамы” поэта),
Иза Константиновна Высоцкая.
На заднем плане - М.Козаков, в этом году вернувшийся в Россию из Израиля.
Страшно подумать, скольких людей из этой фотографии "иных уж нет, а те далече".......
Упомянутая Геннадием Бруком песня Высоцкого- О нашей встрече что и говорить....помню её на моем магнитофоне-Днепр 14(Боже ж мой, сколько лет прошлого а помнится, как вчера(((((((
60-е.....
Ролик Наташи Роговановой.........
Легенды и мифы о песнях Высоцкого множатся и множатся, Тань. Про то, что "О нашей встрече..." Высоцкий посвятил Изе, упомянула только сама Иза в своей книге. Высоцкий нигде и никак не упоминал о посвящении этой песни кому-либо. Песня появилась в 1964, когда Высоцкий уже давно жил с Абрамовой, так что текст с гораздо большей вероятностью может быть посвящен ей.
Если В.С. хотел посвятить кому-то песню, он ее и посвящал - Лужиной, Дыховичному, Шемякину, Туманову и т.д. Остальное - досужие домыслы, в том числе людей, состоявших с Высоцким в интимных, дружеских, а то и "шапошно-знакомых" отношениях. Послушать их - так получается, что любая песня поэта кому-то из них посвящена.
На самом деле, я думаю, песня не посвящена никому. Это просто песня из т.н. "блатного цикла", собранного коллекционерами в середине 60х и поименованного как "Формулировка". Туда вошли песни 61-64 г.г. Позже эти песни не раз перезаписывались - в частности, Мустафиди и Шемякиным. И нигде - ни в черновиках, ни в записях - Высоцкий не упоминает Изу в связи с этой песенкой. Вообще-то, на месте Изы, даже не сопоставляя текст с реальными событиями, я бы оскорбился следующей строкой: "одел, обул и вытащил из грязи"...
Спасибо за публикацию , Изольда бывала на спектаклях Высоцкого после расставания и он заботился , чтобы у неё было удобное место в зале . Последняя встреча состоялась в 1976году -за 4года до его ухода из жизни. Будем помнить их имена....