Nile Rodgers
Нейл Роджерс считается крестным отцом фанк-гитары. Спросите любого, что такое фанк, и он отошлет вас к записям Найла Роджерса, таким, как «Le Freak» или «Good Times». В группе Chic синкопированный ритм гитары Роджерса прекрасно дополняли басовая линия, сыгранная Бернардом Эдвардсом, и виртуозные барабаны Тони Томпсона.
В 16 лет он попросился в свою первую группу, солгав при этом, что владеет гитарой, — на самом деле Нейл тогда еще не владел этим инструментом. Впрочем, врожденный талант помог ему очень быстро превратиться в одного из лучших и самых оригинальных гитаристов своего времени.
Найл Роджерс родился 19 сентября 1952 года в Нью-Йорке. Его семья была очень музыкальной, и музыкальный талант мальчика проявился еще в раннем детстве. В возрасте 19 лет Найл уже играл в оркестре знаменитого театра Apollo, аккомпанируя многим легендарным исполнителям. В начале 1970-х Нейл познакомился с Бернардом Эдвардсом.
Вместе они попытались создать несколько групп, однако в те времена никто из магнатов шоу-бизнеса не заинтересовался группой чернокожих парней, пытающихся играть рок. Поняв это, Найл и Бернард решили заняться танцевальной музыкой и собрали новую группу — Chic. Выход первого хита группы, песни «Dance Dance Dance (Yowsah Yowsah Yowsah)», и последовавшие следом «Le Freak» и «Good Times» ознаменовали начало эры диско.
Вначале многие критики называли музыку Chic чисто коммерческой, однако профессиональные музыканты сумели услышать и по достоинству оценить ее универсальность. Манера игры Роджерса оказала огромное влияние на многих исполнителей — от Брайана Мея из Queen до Принса, а популярность Нейла стала еще большей, после того как он занялся сочинительством и продюсированием. Найл Роджерс принимал участие в записях со многими великими исполнителями, и его неповторимую фанк-гитару можно отчетливо расслышать и мгновенно узнать на альбомах таких не похожих друг на друга певцов, как Дэвид Боуи, Мадонна, Дайана Росс, Daft Punk.
Найл Роджерс прославился как выдающийся и неповторимый мастер фанк-гитары, и многие удивляются, узнав о том, что не он первым придумал этот стиль. Однако самым первым фанк-гитаристом был все-таки не он, а Джимми Нолан. Сейчас это имя мало кому известно, однако именно Нолан сумел придать характерное звучание всем классическим записям песен Джеймса Брауна. С этим певцом Нолан проработал 16 лет, и за эти годы сумел найти свой собственный фанк-стиль игры, оказавший на других гитаристов.
Найл Роджерс показал, насколько важно для гитариста чувство ритма, которое невозможно заменить никакими электронными эффектами. В основе фанка лежит мелкий ритмический рисунок шестнадцатыми нотами с использованием септ- и нон-аккордов. Именно этот рисунок лежит в основе современного гитарного ритм-энд-блюза, фанка и диско.
Манера Найла Роджерса уходит корнями в творчество Нолана, но при этом Роджерс многое перенял и у джазовых гитаристов, прежде всего у Веса Монтгомери, — об этом говорит обилие джазовых аккордов, которые использует Найл в своей игре. Кроме того, Роджерс первым начал играть ритм с педалью Wah Wah. Этой педалью Найл пользовался далеко не всегда, но подал пример многим своим последователям.
Сам Роджерс говорит о педали Wah Wah так: «Я стараюсь никогда не увлекаться этим эффектом и использую педаль только для экспрессии. Главное в игре гитариста не педали, а его пальцы».